К бальмонт поспевает брусника а плещеев осень наступила

Обновлено: 19.09.2024

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А, Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В осеннее ненастье

семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, рвет,

сверху льет, а снизу метет.

III. Проверка домашнего задания

IV. Работа по теме урока

Стихотворение К. Бальмонта

Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями русских поэтов.

— Кто написал это стихотворение? (К. Бальмонт.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, — высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

— Понравилось вам стихотворение?

— Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.

— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

— Найдите в стихотворении олицетворения. (Солнце смеется, осень проснется и заплачет.)

(Дети читают стихотворение выразительно.)

V. Физкультминутка

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение А. Плещеева

— Прочитайте стихотворение на с. 70.

— Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)

— Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)

Материал для учителя

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.

— Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова. (Цветы — кусты, желтеет — зеленеет, на лугах — на полях и др.)

Озимь — всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.

— Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

(Дети читают стихотворение выразительно.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.

Оборудование: презентация

Речевая разминка.

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе:

Сеет, веет, кружит, рвет,

Сверху льет, а снизу метет

- Как вы понимаете пословицу?

- Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово

Работа по теме урока.

- Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.

Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.

Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )

Словарная работа.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

-благовонье – приятный ароматный запах

Анализ стихотворения

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?

Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

- Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

(Дети читают стихотворение выразительно)

Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.

Чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения

- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

- Где поэт наблюдает осеннюю картину?

- Как осень изменила всю окружающую природу?

- Какие краски для изображения осени использует автор?

- Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)

XIII . Подготовка к выразительному чтению.

- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Емельянова Жанна Александровна

учитель начальных классов

МОАУ СОШ №1 с.Возжаевки

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942г)

Поспевает брусника, Стали дни холоднее,

И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893 г)

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Оценить 3190 0

Урок литературного чтения. 2 класс.

формирование у детей навыков осознанного чтения;

расширение лексических знаний о слове;

расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;

развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;

воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Планируемые результаты.

Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;

Личностные:формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.


I. Организационный момент.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стих-е Ф.Тютчева
III. Изучение нового материала.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
5) Словарная работа.

Благовонье - запах, аромат.

6) Работа над выразительным чтением.

– С какой интонацией надо читать стихотворение?

- Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией.

.
Физкультминутка

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
8) Словарная работа.

Озимь - зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).

9) Работа над выразительным чтением. (ответ на вопрос с. 70 № 2).

Чтение стихотворения учащимися.

IV. Итог урока.

- Как вы оцените свою работу?

- Что понравилось на уроке?

- Достигли мы цели?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Марина Анатольевна, спасибо Вам за поучительную экологическую сказку "Случай в лесу". Она затрагивае. Подробнее.

В прошлом году в Донецке уже пошли в первый класс дети, которые никогда не видели мира, некоторые из. Подробнее.

Подробная презентация о самых распространенны х животных лесной зоны: лисе, белке, медведе, еже. Даю. Подробнее.

Маргарита Михайловна, очень интересный увлекательный материал разработали - целое путешествие по стр. Подробнее.

Ирина Борисовна, спасибо за яркую красочную презентацию. Это очень полезный наглядный материал, полн. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: