К бальмонт поспевает брусника а плещеев осень наступила
Обновлено: 19.09.2024
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А, Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В осеннее ненастье
семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, рвет,
сверху льет, а снизу метет.
III. Проверка домашнего задания
IV. Работа по теме урока
Стихотворение К. Бальмонта
Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями русских поэтов.
— Кто написал это стихотворение? (К. Бальмонт.)
Материал для учителя
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, — высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
— Понравилось вам стихотворение?
— Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
— Найдите в стихотворении олицетворения. (Солнце смеется, осень проснется и заплачет.)
(Дети читают стихотворение выразительно.)
V. Физкультминутка
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение А. Плещеева
— Прочитайте стихотворение на с. 70.
— Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)
— Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)
Материал для учителя
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
— Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова. (Цветы — кусты, желтеет — зеленеет, на лугах — на полях и др.)
Озимь — всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.
— Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
(Дети читают стихотворение выразительно.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Оборудование: презентация
Речевая разминка.
В осеннее ненастье
Семь погод на дворе:
Сеет, веет, кружит, рвет,
Сверху льет, а снизу метет
- Как вы понимаете пословицу?
- Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово
Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.
Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )
Словарная работа.
Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см
-благовонье – приятный ароматный запах
Анализ стихотворения
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?
Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.
- Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)
- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
(Дети читают стихотворение выразительно)
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока
Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.
Чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения
- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?
- Где поэт наблюдает осеннюю картину?
- Как осень изменила всю окружающую природу?
- Какие краски для изображения осени использует автор?
- Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)
XIII . Подготовка к выразительному чтению.
- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?
- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Емельянова Жанна Александровна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ №1 с.Возжаевки
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942г)
Поспевает брусника, Стали дни холоднее,
И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893 г)
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
Оценить 3190 0
Урок литературного чтения. 2 класс.
формирование у детей навыков осознанного чтения;
расширение лексических знаний о слове;
расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Планируемые результаты.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;
Личностные:формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
I. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стих-е Ф.Тютчева
III. Изучение нового материала.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
5) Словарная работа.
Благовонье - запах, аромат.
6) Работа над выразительным чтением.
– С какой интонацией надо читать стихотворение?
- Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией.
.
Физкультминутка
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведении.
8) Словарная работа.
Озимь - зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).
9) Работа над выразительным чтением. (ответ на вопрос с. 70 № 2).
Чтение стихотворения учащимися.
IV. Итог урока.
- Как вы оцените свою работу?
- Что понравилось на уроке?
- Достигли мы цели?
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Марина Анатольевна, спасибо Вам за поучительную экологическую сказку "Случай в лесу". Она затрагивае. Подробнее.
В прошлом году в Донецке уже пошли в первый класс дети, которые никогда не видели мира, некоторые из. Подробнее.
Подробная презентация о самых распространенны х животных лесной зоны: лисе, белке, медведе, еже. Даю. Подробнее.
Маргарита Михайловна, очень интересный увлекательный материал разработали - целое путешествие по стр. Подробнее.
Ирина Борисовна, спасибо за яркую красочную презентацию. Это очень полезный наглядный материал, полн. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: