Как из воздуха и воды получить соль применяемую в качестве удобрения

Обновлено: 05.10.2024

Азотные удобрения обычно изготавливают из аммиака, образованного в процессе реакции азота, получаемого из воздуха и водорода, который, в свою очередь, производят из природного метана. Для начала реакции необходимы высокое давление, температура не ниже 400 °С и наличие определенных катализаторов.

Азотная кислота является продуктом окисления аммиака. Самые распространенные виды азотных удобрений — аммиачная селитра и карбамид, больше известный под народным названием мочевина.

Аммиачная селитра, или нитрат аммония, считается самым эффективным азотным удобрением и содержит не менее 34,4 % азота. Внешне она представляет собой белые легко растворимые в воде гранулы небольшого размера, без выраженного запаха.

Высокое содержание азота в легко усвояемой растениями форме и вследствие этого значительное увеличение урожая при соблюдении норм и сроков внесения сделало это удобрение наиболее популярным среди дачников, садоводов и фермеров.

При внесении нитрата аммония в землю следует учитывать, что содержащийся в удобрении азот довольно легко перемещается между слоями почвы, поэтому на водопроницаемых, дренированных, обильно поливаемых почвах вносить удобрение следует в момент наивысшей потребности сельскохозяйственных культур в азоте. Соблюдение этого правила позволит вам своевременно и в полной мере снабдить растения ценными питательными веществами и вместе с этим избежать перерасхода удобрения из-за вымывания его в нижние, не доступные корневой системе растений пласты почвы.

Повысить эффективность подкормки можно при смешивании аммиачной селитры с фосфорными и калийными удобрениями, при этом соединение производят механически непосредственно перед внесением удобрений.

Использование нитрита аммония в качестве азотной подкормки позволяет решить сразу несколько проблем: обеспечивает бурный рост зеленой массы на начальном этапе развития растения, повышает клейковину и способствует увеличению процентного содержания белка в зерновых культурах. Благоприятно сказывается он на урожае любого вида культур.

Благодаря содержанию азота в 2 разных формах: аммиачной и нитратной — это удобрение можно с высокой эффективностью использовать практически на любом типе почвы. Так как аммиачная селитра, как и любое азотное удобрение, обладает подкисляющими свойствами, то для нейтрализации кислоты используют известкование, как замещающий вариант можно внести в почву доломит. На легких по структуре почвах удобрение целесообразнее всего вносить при весеннем культивировании почвы.

Тем не менее аммиачная селитра обладает и рядом недостатков, самый существенный из которых — очень высокая гигроскопичность, поэтому и перевозить, и хранить селитру нужно в пластиковой или полиэтиленовой таре, не пропускающей воздух и воду.

При хранении этого удобрения следует помнить о его высокой пожаро-и взрывоопасности, поэтому в качестве тары нельзя использовать горючие вещества.

Карбамид (мочевина)

Мочевина представляет собой концентрированное азотное удобрение, выпускаемое в виде небольших гранул без выраженного цвета и запаха, которые легко растворяются в воде. В отличие от селитры карбамид менее гигроскопичен и взрывобезопасен. Содержание в нем азота составляет 46,3 %, при этом азотное соединение в данном виде подкормки обладает высокой устойчивостью к вымыванию, что позволяет достичь максимального эффекта при внесении удобрения даже на подзольных, дерново-подзольных сильно увлажненных почвах.

Удобрение можно вносить в землю как в виде предпосевной подкормки во время ее весенней культивации, так и в качестве внекорневой подкормки в период вегетации сельскохозяйственных культур. Наибольший эффект достигается на кислых почвах при совмещении подкормки карбамидом с известкованием почвы, а также при использовании в комплексе с фосфорными и калийными удобрениями.

Несомненными достоинствами данного вида удобрения являются его устойчивость к слеживаемости, пожаробезопасность и нетоксичность, что позволяет хранить его даже в деревянных хозяйственных постройках.

Аммиачная вода

Аммиачная вода представляет собой водный раствор аммиака белого или слегка желтоватого цвета, содержащий не менее 25 % азота, который в данном виде удобрения представлен в 2 формах: свободный аммиак и аммоний.

Несмотря на свою жидкую консистенцию, аммиачная вода способна выдерживать крайне низкие температуры и начинает кристаллизоваться при температуре от -56 ° С, что позволяет хранить ее в неотапливаемых помещениях даже в северных регионах страны. Для хранения, как правило, используют емкости из углеродистой стали, так как жидкость не вступает в реакцию с черными металлами и не создает в резервуаре высокое давление.

Простота использования и невысокая цена этого вида удобрения позволили аммиачной воде получить широкое распространение в сельском хозяйстве.

На начальном этапе после внесения удобрения в землю аммиак, поглощаемый коллоидами, содержащимися в почве, приобретает устойчивость и практически не передвигается по пластам; со временем из него выделяются нитриты, которые уже могут вымываться водой в нижележащие слои.

Аммиачную воду вносят в почву и как основное удобрение весной, перед посевом, и в качестве подкормки на начальной стадии развития растений, когда их потребность в данном элементе наиболее велика. Чтобы полностью сохранить содержащийся в растворе аммиак, удобрение сразу после внесения заделывают в землю на 10 см на суглинках и других типах тяжелых грунта и не менее чем на 14 см на дренированных, торфяных, песчаных типах почв.

Вносят аммиачный раствор как осенью, так и ранней весной, до посева. Высокая эффективность этого вида азотного удобрения при достаточно низкой цене позволяет аммиачной воде успешно конкурировать с более современными видами гранулированных удобрений. Хороший эффект дает она при внесении под корнеплоды, особенно картофель и свеклу, зерновые культуры, кормовые травы.

Единственным существенным недостатком раствора аммиака является относительно невысокое содержание азота, однако при низкой стоимости удобрения затраты на его внесение окупают себя в полной мере.

Безводный аммиак

Безводный аммиак относится к числу наиболее концентрированных видов азотного удобрения, так как содержание данного элемента в нем доходит до 82 %, а оставшаяся процентная доля приводится на водород.

Удобрение представляет собой сжиженный под высоким давлением газ с характерным запахом. При вступлении водорода в реакцию с кислородом смесь становится взрывоопасной, в высоких концентрациях аммиак вызывает ожоги органов дыхания и может стать причиной летального исхода, при попадании на кожу он вызывает термический ожог. Все эти особенности данного соединения и являются главными препятствиями к использованию безводного аммиака в качестве азотного удобрения, так как эффективность данного средства не меньше, чем твердых гранулированных удобрений.

Внесение в почву безводного аммиака требует безукоснительного соблюдения правил безопасности при работе с опасными химическими соединениями. Так как газ летуч, безводный аммиак требует заделки внесенного удобрения в почву. В легких почвах его заделывают на глубину от 16 до 20 см, в тяжелых — не менее 10 см.

Тара для хранения аммиака должна быть рассчитана на давление от 20 атмосфер, при хранении и перевозке следует соблюдать правила пожарной безопасности.

Сульфат аммония

Сульфат аммония, или серно-кислый аммоний, представляет собой белую кристаллическую соль без выраженного запаха, хорошо растворимую в воде. Этот вид подкормки можно отнести к числу сложных удобрений с примерно равным содержанием азота (до 21 %) и серы (до 24 %).

Слабая гигроскопичность позволяет хранить удобрение в обычных хозяйственных помещениях, потому как оно не проявляет признаков слеживания и сохраняет рассыпчатую структуру.

Так как сера наряду с азотом участвует в процессе фотосинтеза и входит в состав растительных белков, это удобрение позволяет решить проблему подкормки слабокислых подзолистых типов почв. По той причине, что в природе сера сконцентрирована в растениях в виде серной кислоты, серная составляющая сульфата аммония отлично усваивается ими. Устойчивое к вымыванию соединение аммония обеспечивает полноценное азотное питание как в качестве основного удобрения, вносимого поздней осенью или ранней весной, так и в виде подкормки растений во время их вегетации. Высокий эффект от вносимого сульфата аммония в виде существенной прибавки урожая показывают рапс, зерновые, картофель, свекла, огурцы, томаты и другие виды овощей.

Как из воздуха и воды получить минеральное удобрение.

Назвать его и записать уравнения реакций.


Из воздуха ив оды проще всего добыть селитру(соли нитратной кислоты)

1) Азот (79 процентов воздуха) окисляем до + 2

2) окись двухвалентного азота произвольно окисляется кислородом из воздуха

3) Дальнейшее окисление в присутствии воды и кислорода.



Записать уравнение реакции с водой : а)калия б)бария?

Записать уравнение реакции с водой : а)калия б)бария.


Гидротация бутина?

Назвать реакцию и записать реакцию.


Как отличить друг от друга метанол и формальдегид ?

Как отличить друг от друга метанол и формальдегид ?

Записать уравнение реакции указать признаки реакции , условия протекания , назвать продукты .


Исходя из воды, получи соляную кислоту?

Исходя из воды, получи соляную кислоту.

Напиши уравнения всех реакций.


Каким образом можно получить сильногазированную минеральную воду?

Каким образом можно получить сильногазированную минеральную воду?


Как можно получить этилен в промышленности и в лаборатории?

Как можно получить этилен в промышленности и в лаборатории?

Записать уравнение реакции и как называется эта реакция.


Напишите, пожалуйста, уравнения, реакция при которых можно получить уксусную кислоту , имея в своём распоряжении воду, воздух, уголь и известняк?

Напишите, пожалуйста, уравнения, реакция при которых можно получить уксусную кислоту , имея в своём распоряжении воду, воздух, уголь и известняк.


Написать уравнения реакций горения лития, натрия, калия и назвать полученные соединения?

Написать уравнения реакций горения лития, натрия, калия и назвать полученные соединения.

Написать уравнения реакций полученных соединений с водой.


Важнейшие минеральные удобрения?

Важнейшие минеральные удобрения.


На дачах часто применяют минеральные удобрения калийные фосфорные и азотные (удобрения лучше в которых есть азот )КАО3, NaNO3, (NH4)2SO4?

На дачах часто применяют минеральные удобрения калийные фосфорные и азотные (удобрения лучше в которых есть азот )КАО3, NaNO3, (NH4)2SO4.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Как из воздуха и воды получить минеральное удобрение?, относящийся к категории Химия. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Минеральными удобрениями (туками) называются соли и дру­гие продукты, содержащие элементы, необходимые для развития растений и используемые с целью получения высоких и устойчи­вых урожаев. Основная масса применяемых удобрений вносится в почву под посевы. Некоторые виды удобрений используют и для внекорневого питания растений.

В образовании ткани растения, в его росте и развитии уча­ствует большинство химических элементов (около 60). Основными из них, образующими 90% массы сухого вещества растений, яв­ляются углерод, кислород и водород. 8—9% растительной массы составляют: азот, фосфор, магний, сера, кальций, калий и железо. На долю остальных элементов приходится 1—2% веса растения. Вор, медь, марганец, цинк, иод, бром, мышьяк входят в состав растений в тысячных и десятитысячных долях процента, а такие Элементы, как уран, радий, торий, — в миллионных и миллиард­ных долях процента 7>0.

Основную массу кислорода, углерода и водорода растение по­лучает ца воздуха и воды, остальные элементы оно извлекает из почвенного раствора.

Особенно важную роль в минеральном питании растения играет азот, входящий в состав белков; последние являются основой живе^ ткани. В растительных белках содержится 15,5—18% азота. Аэот входит и в состав хлорофилла, с помощью которого растения усваивают углерод из находящегося в атмосфере угле­кислого газа и солнечную энергию. Растения извлекают азот из минеральных солей (солей аммония и нитратов). Некоторые рас­тения (бобовые) могут усваивать азот воздуха благодаря деятель­ности развивающихся на корнях клубеньковых бактерий.

Из солей аммония азот усваивается растениями с наибольшей легкостью; нитраты же восстанавливаются в тканях растения сна­чала до нитритов, затем до аммиака, перерабатываемого в амино­кислоты и белки

Основными формами азотных удобрений являются: аммиачная (соли аммония — сульфат, хлорид, фосфаты и др.), нитратная (соли азотной кислоты — кальциевая, калиевая, натриевая се­литры), аммиачно-нитратная (NH4N03) и амидная (карбамид CO(NH2)2 И др.). Все минеральные азотные удобрения (за исклю­чением двойных солей типа MeNH4P04, например, магнийаммоний - фосфата MgNH4P04 • Н20) хорошо растворимы в воде и быстро переходят в почвенный раствор, что обеспечивает легкую усвояе­мость азота растением.

Соединения фосфора играют важную роль в дыхании и размно­жении растений. В пересчете на P2Os содержание фосфора в не­которых частях растений достигает 1,6%. Усиление питания фос­фором повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений и увеличивает содержание в них ценных веществ — крахмала в Картофеле, сахарозы в сахарной свекле и т. п. Восприимчивость растением фосфорных удобрений, являющихся солями фосфорных кислот, зависит от их растворимости и от характера почв, в пер­вую очередь от кислотности почв. Наличие в почве значительного запаса подвижной (усвояемой растениями) формы фосфора спо­собствует хорошему использованию других удобрений — азотных и калийных. Одним из методов оценки усвояемости содержащейся В удобрении Р2О5 является растворимость фосфатных соединений В искусственных растворах, кислотность которых близка к кислот­ности почвенных растворов (стр. 30). Содержание фосфора в фос­форных удобрениях принято выражать в пересчете на Р2О5.

Ёольшую роль в регулировании жизненных процессов, проис­ходящих в растении, играет калий. Он улучшает водный режим растений, способствует обмену веществ и образованию углеводов, увеличивая, так же как и фосфор, накопление крахмала в карто­феле, сахара в сахарной свекле и т. п., и еще в большей мере, чем фосфор, повышает засухоустойчивость и морозостойкость расте­ний. Содержание калия в сухом веществе растения достигает

4__ 5 о/0) а в золе листьев 30—60%. По легкости усвоения калия

Растением различают три формы его соединений: 1) содержащие водорастворимый калий, 2) обменный калий, т. е. переходящий в Почвенный раствор в результате ионообменных процессов, и 3) не­обменный, входящий в состав безводных силикатов, из которых калий извлекается растением лишь частично и медленно. Содер­жание калия в удобрениях выражают в пересчете на К2О.

Кальций содержится в растениях в виде солей минеральных и Органических кислот. Он способствует развитию корневой системы, нейтрализации избыточной кислотности в клетках растений и их устойчивости при повышенной кислотности почвы. Кальций вносят В почву в виде фосфорнокальциевых удобрений, кальциевой се­литры, извести, гипса и др.

А4агний содержится главным образом в зеленых частях ра­стения. Он входит в состав хлорофилла (~2,7%) и фитина, спо­собствует протеканию восстановительных процессов в растении, образованию углеводов и переводу фосфора из минеральных в Органические соединения. Магний находится в почве главным образом в виде силикатов и алюмосиликатов, т. е. в форме, не усвояемой растениями. В качестве магниевых удобрений приме­няют доломит, магнезиальные фосфаты, содержащие магний калие­вые минералы (каинит, лангбейнит) и другие соли.

Сера входит в состав белков и эфирных масел и вносится в Почву в удобрениях, содержащих сульфаты кальция, магния, ка­лия, а иногда в виде элементарной серы, окисляемой микроорга­низмами до серной кислоты.

Железо играет роль катализатора при образовании хлорофилла и участвует в дыхании растений, входя в состав ферментов, регу­лирующих окислительно-восстановительные процессы. Ввиду до­статочного содержания железа в почвах соли железа в качестве удобрений используются лишь в исключительных случаях (прй чрезмерном содержании в почве извести).

Элементы, жизненно необходимые для растения, но входящие в его состав в ничтожных количествах (от 10~2 до 10~!2%) и иг­рающие главным образом роль регуляторов протекающих в расте­нии сложных процессов, носят название микроэлементов. К ним относятся бор, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт, иод и др. Удобрения, содержащие эти элементы, называют микроудобре­ниями. Значение этих удобрений исключительно велико, так как недостаток микроэлементов, входящих в состав ферментов, вита­минов, белков, гормонов, вызывает нарушение обмена веществ и
Тяжелые заболевания растений. Особенно велико влияние микро­элементов на окислительно-восстановительные процессы, проте­кающие в растении, на их направление, на процессы фотосинтеза, отток углеводов и др. Роль микроэлементов в жизненных процес­сах в настоящее время с успехом изучается с помощью меченых атомов. В особую группу можно выделить ультрамикроэлементы (содержащиеся в количествах, меньших 10~5%), в том числе ра­диоактивные вещества.

Некоторые элементы, например, кальций, сера, железо, нахо­дятся в почве в большинстве случаев в достаточном для растений количестве. Другие же элементы, в особенности азот, фосфор, ка­лий, имеющие наибольшее значение для питания растений, необ­ходимо вносить в почву в виде удобрений. Питательные элементы частично возвращаются в почву естественным путем. Так, азот, находящийся в ткани растения в органической форме, при гниении частично переходит в аммиачную и нитратную формы и вновь усваивается растениями. Однако эти процессы идут медленно и значительная часть питательных элементов в почву не возвра­щается, часть их вымывается из почвы грунтовыми водами или оказывается в форме, непригодной для усвоения растениями. По­этому запас питательных элементов в почве требуется восполнять внесением удобрений.

Если уменьшение содержания питательных веществ в почве не будет компенсироваться внесением удобрений, почва будет исто­щаться, что приведет к снижению урожайности. Это может прои­зойти и тогда, когда в почве содержатся еще весьма большие ко­личества необходимых для питания растений элементов, так как урожай зависит не от общего, валового запаса их в почве, а только от той их части, которая является усвояемой; эта часть составляет В большинстве случаев лишь долю общего запаса.

В СССР плановая организация круговорота питательных ве­ществ, базирующаяся на научных основах, созданных Жаном Ба­тистом Буссенго, А. Н. Энгельгардтом, Д. И. Менделеевым, К. А. Тимирязевым, В. В. Докучаевым, П. А. Костычевым, В. Р. Вильямсом, Д. Н. Прянишниковым и другими, обеспечивает повышение плодородия почв и непрерывный рост урожаев. Опыт передовиков сельского хозяйства, показывающих замечательные примеры высоких урожаев, все шире внедряется в практику.

Чем выше урожайность, тем больше выносится из почвы пита­тельных веществ. О приросте урожая и о влиянии его на вынос питательных веществ из почвы можно судить по примерным дан­ным, приведенным в табл. 1 и 2.

При внесении в почву полного удобрения (содержащего азот, фосфор и калий) урожай повышается в 1,5—2 раза. В среднем прибавка урожая от применения удобрений составляет ~40%. Каждый рубль, затраченный на минеральные удобрения, при пра-

477. Почему азот имеет относительно невысокую реакционную способность? С какими простыми веществами реагирует азот и в каких условиях?

478. Напишите 5 уравнений реакций, в результате которых образуется азот.

479. Приведите примеры соединений, в которых атом азота проявляет все возможные степени окисления.

480. Как называются соединения, в которых азот проявляет минимальную степень окисления? Приведите два примера таких соединений.

481. Как можно разделить смесь газов, состоящую из и ?

482. Укажите, с какими из перечисленных веществ реагирует аммиак: нитрат магния, серная кислота, бромоводород. Напишите уравнения протекающих реакций.

483. Напишите уравнение реакции каталитического окисления аммиака.

484. Смешали равные объемы этана, аммиака и азота. Полученную смесь объемом 3,6 л пропустили через склянку с водным раствором кислоты.

Чему будет равен объем смеси, измеренный при тех же условиях, на выходе из склянки?

485. Охарактеризуйте отношение к воде и растворам щелочей.

486. Как можно выделить азот из его смеси с оксидом азота ? Приведите уравнение реакции.

487. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида азота (IV) с водой в присутствии кислорода.

488. Как из нитрата натрия получить нитрат калия?

489. Почему концентрированная азотная кислота окрашена в желтый цвет? Приведите необходимое для объяснения уравнение химической реакции.

490. На примере магния покажите разницу в действии на металл концентрированной и разбавленной азотной кислоты.

491. Как очистить азотную кислоту от примеси: а) соляной кислоты; б) серной кислоты?

492. Напишите формулы важнейших соединений фосфора (не менее 4-х), относящихся в разным классам неорганических соединений.

493. Как называются соединения фосфора с металлами? Приведите пример с указанием степени окисления.

494. Приведите уравнение реакции фосфора с магнием.

495. Приведите уравнение реакции, в которой фосфор (V) играет роль окислителя.

496. С помощью какого одного реактива можно отличить растворы дигидрофосфата калия и гидрофосфата натрия? Напишите уравнение реакции.

497. При гидролизе хлорида фосфора (V) образовалось 2,5 моль хлороводорода. Чему равна масса образовавшейся при этом ортофосфорной кислоты?

498. Какое количество фосфорной кислоты прореагирует с 4%-ным раствором гидроксида натрия массой 250 г при условии, что образуется дигидрофосфат натрия?

499. Вычислите массу оксида фосфора (V), которую надо добавить к водному раствору, содержащему 3,4 г аммиака, для получения гидрофосфата аммония.

Уровень 2

500. Как с помощью химических реакций доказать, что данное вещество — хлорид аммония? Приведите уравнения реакций.

501. Как из воздуха и воды получить соль, применяемую в качестве удобрения? Напишите уравнения реакций.

502. При сгорании в присутствии кислорода бесцветного газа А, обладающего резким характерным запахом, образуется газ В без цвета и запаха. В реагирует при комнатной температуре с литием с образованием твердого вещества С. Приведите возможные формулы А, В, С. Напишите уравнения реакций.

503. Аммиак можно получить непосредственным нагреванием фосфата аммония, тогда как для получения его из хлорида аммония последний необходимо предварительно смешать с щелочью. Зачем?

504. Бесцветный газ А с резким характерным запахом, легче воздуха, реагирует с сильной кислотой В, при этом образуется соль С, водный раствор которой не образует осадков ни с хлоридом бария, ни с нитратом серебра. Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите уравнения реакций.

505. Напишите формулы известных вам оксидов азота. Укажите валентности и степени окисления азота в этих соединениях.

506. В результате каких реакций образуются только оксид азота и вода в молярном соотношении: а) 1:2; б) 2:3?

507. Докажите, что оксид азота (IV) является веществом с двойственной окислительно-восстановительной функцией.

508. Составьте уравнения реакций с растворами карбоната натрия, иодида натрия, перманганата калия и хлорной водой.

509. Напишите 3 принципиально отличающиеся реакции разложения: а) солей аммония; б) нитратов металлов.

510. Дождевая вода в грозу содержит немного азотной кислоты. В результате каких реакций она образовалась?

511. В трех пробирках без этикеток находятся концентрированные растворы кислот: . Как с помощью одного реактива определить, в какой пробирке какая кислота находится?

513. Назовите вещества A, В и С, если известно, что они вступают в реакции, описываемые следующими схемами:

Напишите полные уравнения реакций.

514. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей цепочке:

515. Хлорид аммония массой 10,7 г смешали с гидроксидом кальция массой 6 г и смесь нагрели. Вычислите объем образовавшегося при легком нагревании газа (н.у.).

516. В каких пределах может изменяться степень окисления фосфора? Приведите примеры соответствующих соединений, а также примеры реакций, в которых степень окисления фосфора: а) увеличивается; б) уменьшается; в) увеличивается и уменьшается одновременно; г) не изменяется.

517. Как из фосфора получить фосфорноватистую кислоту? Какова ее основность?

518. Составьте уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: фосфат кальция фосфор оксид фосфора (V) метафосфорная кислота ортофосфорная кислота.

519. Составьте уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: фосфор оксид фосфора (V) ортофосфорная кислота фосфат кальция ортофосфорная кислота.

520. Твердое, белое, хорошо растворимое в воде соединение А представляет собой кислоту. При добавлении к водному раствору А оксида В образуется белое нерастворимое в воде соединение С. При прокаливании при высокой температуре С в присутствии песка и угля образуется простое вещество, входящее в состав А. Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите уравнения реакций.

521. К 25 мл 6%-ной фосфорной кислоты (плотность 1,03 г/мл) прибавили 6 г оксида фосфора (V). Вычислите массовую долю фосфорной кислоты в образовавшемся растворе.

522. При нагревании водного раствора метафосфорной кислоты образуется ортофосфорная кислота Рассчитайте исходную концентрацию (в % по массе) раствора метафосфорной кислоты, при нагревании которого можно получить 19,6% -вый раствор ортофосфорной кислоты.

523. Какой объем 28%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,17 г/мл) следует прибавить к фосфату кальция массой 50 г для его растворения?

Уровень 3

524. В атмосфере бурого газа А сгорает простое вещество В, при этом образуются два газообразных вещества — сложное и простое С. Оба эти вещества входят в состав воздуха. Простое вещество вступает в реакцию соединения с магнием. Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите уравнения реакций.

525. Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами:

1) фосфором и азотной кислотой;

2) дисульфидом железа (II) и азотной кислотой;

3) бромидом фосфора (III) и перманганатом калия;

4) нитритом аммония и барием;

5) дигидрофосфатом аммония и гидроксидом кальция. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают.

526. Какие два вещества вступили в реакцию и при каких условиях, если в результате образовались следующие вещества (указаны все продукты реакции без коэффициентов):

Напишите полные уравнения реакций.

527. При взаимодействии вещества А с хлороводородной кислотой выделяется бесцветный газ. Если после завершения реакции к смеси добавить твердый гидроксид натрия, снова выделится газ, причем вдвое больше по объему и практически такой же массы. Какое соединение А отвечает упомянутым условиям? Напишите уравнения протекающих реакций.

528. При прокаливании в потоке аммиака сухой соли меди (II) образовались азот массой 4,9 г и вода массой 5,4 г. Установите формулу исходной соли.

529. При пропускании смеси азота и аммиака (объемные доли газов равны) над раскаленной смесью оксида кремния (IV) и оксида железа (II) масса последней уменьшилась на 4,8 г. Какой объем газовой смеси (н.у.) был пропущен?

530. К 24%-ному раствору нитрата аммония (плотность 1,1 г/мл) объемом 45,45 мл прибавили 80 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Полученный раствор быстро прокипятили (потерями паров воды пренебречь). Определите, какие вещества остались в растворе, и рассчитайте их массовые доли.

531. Газы, полученные при термическом разложении 27,25 г смеси нитратов натрия и меди (II), пропустили через 115,2 мл воды. При этом 1,12 л газа (н.у.) не поглотилось. Определите массовые доли веществ в исходной смеси и массовую долю вещества в растворе, полученном после поглощения газов.

532. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,45 г/мл), пропустили через 150 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,22 г/мл). Определите массовые доли образовавшихся в растворе веществ.

533. Известно, что 50 мл раствора, содержащего нитрат магния и соляную кислоту, могут прореагировать с 34,5 мл 16,8%-ного раствора гидроксида калия (плотность раствора 1,16 г/мл), а прокаливание выпавшего при этом осадка дает 0,8 г твердого вещества.

Вычислите концентрации (в моль/л) нитрата магния и хлороводорода в исходном растворе, а также объем газа (при н.у.), который выделяется при внесении 0,8 г порошкообразной меди в 50 мл этого раствора.

534. В процессе синтеза аммиака давление в реакторе упало на 10%. Определите состав полученной после реакции газовой смеси (в % по объему), если в исходной смеси содержание азота и водорода отвечало стехиометрическому соотношению.

535. Имеется смесь азота и водорода, которая легче гелия. После пропускания смеси над нагретым катализатором образовался аммиак с выходом 60%, в результате чего смесь стала тяжелее гелия. Определите области возможных объемных концентраций азота в исходной и конечной смесях.

536. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей цепочке:

537. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты:

538. Фосфор, количественно выделенный из 31,0 г фосфата кальция, окислен в атмосфере кислорода.

Полученный препарат растворен в 200 мл 1,5 М раствора гидроксида калия. Какие соли и в каких количествах содержатся в полученном растворе?

539. Раствор смеси пирофосфорной и метафосфорной кислот разделен на две равные части, одну из которых сразу нейтрализовали гидрокарбонатом натрия, а вторую предварительно прокипятили, а затем также нейтрализовали. Для нейтрализации первой части раствора потребовалось в 2,5 раза меньше соды, чем для второй. В каком молярном соотношении находились мета- и пирофосфорная кислоты в исходном растворе?

540. Хлорид аммония смешали с гашеной известью и нагрели. Выделившийся газ объемом 1000 мл в определенных условиях подвергли разложению на простые вещества, при этом произошло увеличение объема газа в 1,5 раза. Неразложившийся газ растворили в 98,83 г воды и добавили оксид фосфора (V) такой массой, что в растворе образовался только гидрофосфат. Определите массовую долю гидрофосфата в растворе.

541. Сколько молей (и граммов) красного фосфора и бертолетовой соли было израсходовано, если при растворении образовавшегося в результате их взаимодействия оксида фосфора (V) в 85,5 г 50%-ного раствора фосфорной кислоты массовая доля последней в растворе увеличилась на 12,5%?

542. При окислении фосфора 60%-ным раствором азотной кислоты (плотность 1,37 г/мл) получены оксид азота (II) и ортофосфорная кислота, на нейтрализацию которой потребовалось 25 мл 25%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,28 г/мл), причем образовался дигидрофосфат натрия. Рассчитайте объем азотной кислоты, взятой для окисления фосфора, и объем выделившегося газа (при н.у.).

543. Имеется 6,3 г смеси серы и фосфора, которую обработали избытком концентрированной азотной кислоты при нагревании.

При этом выделилось 24,64 л бурых газов (при н.у.). Полученные газы были пропущены через 949,4 г 6,5%-ного раствора гидроксида калия. Какие соли содержатся в полученном растворе, и каковы их массовые доли? Определите массовые доли серы и фосфора в исходной смеси.

544. Реактор объемом 80 л разделен герметической перегородкой на две равные части. Одна половина заполнена аммиаком под давлением 602,35 кПа, вторая — хлороводородом под давлением 361,25 кПа, температура обоих газов 17 °С. Перегородку убрали. Оставшийся после окончания реакции газ был полностью поглощен 932 г 21,03%-ного.раствора ортофосфорной кислоты. Определите, какие вещества содержатся в полученном растворе, и каковы их массовые доли.

545. Пробу безводного этанола, содержащего в качестве примеси 0,5% оксида фосфора (V), сожгли в толстостенном металлическом сосуде в достаточном количестве кислорода. Образовавшиеся газы отделили, а полученный раствор нагрели до прекращения выделения газа, после чего к нему добавили равный по массе 0,5%-ный раствор гидроксида калия. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

Читайте также: