Как называется описание природы в литературном произведении день был серый зелень

Обновлено: 05.10.2024

Описание природы в литературном произведении играет важную роль. Ведь пейзажные зарисовки вовсе не являются фоном, оторванным от повествования. Каждая из них, помимо изобразительно-выразительной функции, несёт в себе и определённые смысловые акценты. Умело созданный авторский пейзаж отлично передаёт психологическое состояние литературных персонажей.

Содержание

Какую роль играет природа в литературных произведениях?

Описание природы в зависимости от эмоций

Пейзажи, навевающие грусть и отчаяние

Порой описание природы в произведениях выполняется в монотонных тонах. Это создаёт чувство угнетённости, тоски и одино  чества:

Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…

Природа в романтических произведениях

Существуют определённые принципы описания природы в романтических художественных произведениях. Там можно прочесть о бушующем море, бурных водопадах, величественных горах. Описание красот природы помогает лучше понять мятежную душу литературных персонажей. Главные герои романтических произведений – яркие, неординарные личности, стремящиеся к самореализации, свободе.

То, как автор описывает природу, зачастую олицетворяет душевную борьбу персонажей. В качестве примера подобных романтических произведений стоит привести:

В представлении авторов романтических произведений человеческая душа и природные явления зачастую сливались воедино. Многие писатели свято верили в божественное начало деревьев, лугов, цветов и гор:

Радостные эмоции при виде красот природы

Знакомя читателей с характером Г. Мелехова, Шолохов отмечает его тесную связь с окружающим миром. Она особенно отчётливо выражена в эпизоде купания коня:

Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория лёгкая сладостная пустота.

Описание природы в разное время года

Красочные зимние пейзажи представлены во многих стихотворных произведениях:

Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, словно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.

Весна

Весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка.

Картина пробуждения природы от зимнего сна вселяет надежду на улучшение жизни деревенских обитателей. А приведённые ниже строки, в свою очередь, показывают восхищение неувядающей красотой природы, которое довелось испытать Кирсанову:

Солнечные лучи, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над ней поднималось бледно-голубое небо.

Выразительность и эмоциональность авторской речи достигается, прежде всего, благодаря использованию художественных средств языка:

Осень

При этом каждый из классиков использует собственные приёмы, создавая художественное описание природы. И. С. Тургенев предпочитает применять сравнения (как косвенные, так и прямые):

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, пестрея и скользя, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём.

Совершенно по-разному воспринимали это время года и поэты. П. А. Вяземскому осень кажется очень скучной и унылой порой. Наглядное подтверждение этому – процитированные ниже строки автора:

Другой знаменитый поэт, И. А. Бунин, тяготел к использованию красочных пейзажных зарисовок в собственных произведениях. Этого автора стоит назвать истинным патриотом своей родины. И. А. Бунин использует сложные образы, оригинальные яркие эпитеты при описании осенней природы. Их применение помогает автору выразить всё многообразие испытываемых им чувств.

Роль пейзажной детали в рассказах А. П. Чехова

А. П. Чехова не зря называют мастером художественной детали. Это автору отлично передавалось передать красоту природы в произведении.

Довольно часто писатель приближает пейзажную деталь к привычному течению жизни:

Цель: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту картины пейзажа и теоретический материал о выразительных средствах языка применить при анализе, сделать попытку определить роль пейзажа в произведении.

1. Учитель. Продолжаем работу по повести Гоголя “ Тарас Бульба”. Мы знали, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Так, если художник запечатлевает на полотне конкретный момент, историк документально воссоздает то или иное событие, то литература отражает мир в художественных образах. И одним из художественных средств создания картины природы является пейзаж.
На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздает образ степи, какие художественные изобразительные средства для этого используют, и попытаемся выяснить, какую роль играет пейзаж в произведении.
Обратите внимание на доску. Опорными на уроке будут такие слова, как:

пейзаж,
композиция ,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

Это те понятия, без которых мы не сможем выполнить задачу, поставленную на уроке. Сначала вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. На уроке мы постараемся в этом убедиться.

2. Учитель. Послушаем одну из пейзажных зарисовок.

Ученик наизусть читает дневное описание степи.

- К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

- Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

- Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”)

3. Учитель. Обратим особое внимание на композицию. Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства (“Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственную пустынны.”)
Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов”.)
И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц (“ Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем”) Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи.)

– Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.

Ученики говорят о том, что автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой.

– С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? (образ волны, моря, океана). “Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

4. Далее отмечаем, что, кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью.

– Каков же основной фон степной поверхности? (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.)

– Как вы понимаете слово “брызнули”? (Ррассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги.)

– А теперь посмотрим, какие же это были цвета. (“Голубые, синие, лиловые волошки; желтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха”.)

5. – Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? (“В небе неподвижно стояли ястребы”, “шныряли куропатки”, “подымалась мерными взмахами чайка”, туча гусей.)

– Итак, благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь.

– Как вы думаете, какие это образы? (Зрительные.)

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? (Звуки.)

– Какие это будут образы? (Слуховые.)

– И опять-таки автор с помощью слова создает теперь уже звуки. Это называется звукопись.

– Найдите в тексте примеры звукописи. (“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.)

– Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы.)

– Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.

6. – При помощи, каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

  • Э п и т е т ы: зелено-золотой океан.
  • М е т а ф о р ы: “желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою”; “чайка роскошно купалась…”; “миллионы разных цветов брызнули”; чайка “мелькает одною черною точкою”.
  • Г и п е р б о л ы: “поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном”; “неизмеримые волны растений”; “миллионы разных цветов”; “тысяча разных птичьих свистов”; “туча диких гусей”.

7. – Теперь посмотрим, как автор описывает степь ночью, и попробуем сравнить эти два описания.

Ученица выразительно читает описание ночной степи.

  • 1-я группа – анализирует композицию и отвечает на вопрос: “Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?”
  • 2-я группа – находят зрительные образы (цветопись).
  • 3-я группа – находят слуховые образы (звукопись).
  • 4-я группа находят изобразительные средства языка.

8. Проверка работы в группах.

Ребята первой группы отмечают, что в первом описании Гоголь дает сначала свое отношение к степи, говорит о том, как она прекрасна, а только потом раскрывает, в чем же эта красота. Так и во втором описании автор сначала выражает свое отношение к степи: “Вечером вся степь совершенно переменялась”. А далее Гоголь рассказывает о тех изменениях, которые происходят в степи ночью. И 1-й и 2-й отрывки начинаются описанием пространства.
В первом отрывке: “Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.”
Во втором отрывке: “Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…”.
Далее автор переходит к описанию неба, звуков, наполняющих ночную степь, птиц, темной вереницей летящих по небу.
Во втором описании сохраняется образ моря, океана. Гоголь пишет: “…самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы”.
В основном композиция повторяется.

Ребята второй группы говорят о том, что все краски дневной степи к ночи совершенно изменились. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. “Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте6пннно темнело…”. Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темное; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: “легкие прозрачные облака белели клоками”, степь усеяна блестящими искрами светящихся червей.
Таким образом, яркие дневные краски сменились на темные вечерние.

Ребята третьей группы отмечают, что о звуках ночной степи автор говорит так: “Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою”. И далее мы слышим ту музыку, которая раздается в ночной степи: суслики оглашают степь свистом, трещание кузнечиков становится слышнее, “бесчисленный мир насекомых наполнил траву, весь их треск, свист, карканье; все это звучно раздавалось среди ночи…”. Глаголы: оглашали, раздавалось – говорят о том, что в ночной тишине все звуки далеко раздаются. “Крик лебедя, как серебро отдавался в воздухе”.
Автор сравнивает крик лебедя с серебром, наверное, потому, что он по своему звучанию напоминал тонкий мелодичный звон серебряного колокольчика.Таким образом, мы видим, что автор в описании ночной степи показывает нам гораздо больше звуков, чем в дневной.

Ребята четвертой группы отмечают, что Гоголь, чтобы показать нам красоту ночной степи, использовал большое количество изобразительных средств. Это:

ЭПИТЕТЫ: неба изголуба-темное; степь темно-зеленная; облака легкие прозрачные; свет серебряно-розовый; ветерок свежий, обольстительный.

МЕТАФОРЫ: облака белели клоками; полосы из розового золота; блестящие искры светящихся червей.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ветерок дотрагивается до щек; звезды смотрели.

СРАВНЕНИЯ: крик лебедя, как серебро; ветерок, как морские волны; вереница лебедей сравнивается с красными палатками, летящими по небу.

ГИПЕРБОЛЫ: бесчисленный мир насекомых; как исполинской кистью наляпаны широкие полосы.

Гипербол во втором тексте намного больше, чем в первом, т.к. ночью уже невозможно так, как днем, увидеть необъятные просторы степи; ночью больше слышишь, чем видишь.
Итак, в степи днем ярче краски, а ночью звуки.
Гоголь – как настоящий мастер художественного слова изобразил степь во всем ее многообразии, изобразил так, что мы, прочитав это описание один раз, навсегда запоминаем яркость неповторимость красок, красоту звуков и то, как умело использовал автор изобразительные средства языка для того, чтобы передать нам все великолепие запорожской степи.

– О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи. (Запахи. “Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травинка испускали амбру и вся степь курилась благовониями”.)

– Выясните значение слов АМБРА и БЛАГОВОНИЕ. Способность чувствовать запахи называется обонянием, значит, образы эти будут называться обонятельными.

9. – Самый внимательный читатель может заметить еще и осязательный образ. По словарю Ожегова осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”.)

– До чьих щек дотрагивался ветерок? (до щек людей, находящихся в степи.)

– Значит все изменения, происходящие в степи ночью даны с точки зрения героев.

– Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? (Раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение, внутреннее состояние героев.) Вспомним начало повести: мать с болью, со страданием проводила своих мужчин из дома. Ей жаль расставаться с Тарасом. А теперь уже и сыновей, ее милых, дорогих ее сердцу сыновей, он забрал с собой. Сколько горя!
Сыновья тоже опечалены расставанием. И здесь окружающий мир передает нам их внутреннее состояние.
Вместо описания гнетущего настроения героев Гоголь ограничился одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад”. Мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии на столько, что даже птицы щебечут “как-то вразлад”.
Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и “все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”.
Таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои ограниченно вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их родина. Значит, степь у Гоголя является образом родины.

10. – Завершая разговор о пейзаже, обратимся к нашим опорным словам. Какой художественный образ воссоздал автор и какие художественные изобразительные средства использовал?

Дети, подводя итог, говорят о том, что Гоголь создал яркий неповторимый образ степи, а для этого использовал такие изобразительные средства, как цветопись, звукопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.


Задание 9 № 624

В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

M. Ю. Лермонтов, 1837


Задание 8 № 621

Такие образные определения называются эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.


Задания Д8 № 625

Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

И СЧАстье Я моГУ поСТИгнуть НА земЛЕ


Задания Д10 C3 № 628

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.


Задание 10 № 8531

10.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место.

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор создаёт прекрасную картину мира, используя яркие эпитеты: сладостная тень, румяный вечер, мирный край, час златой. На этом фоне сильнее чувствуется одиночество лирического героя, который надеется в природе найти гармонию. И эта мысль центральная в стихотворении. Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.


Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

  • Природа в творчестве писателей и поэтов:
  • М. М. Пришвин — Певец русской природы
  • Природа в творчестве Б. Пастернака
  • Описание природы в произведениях И. С. Тургенева
  • Описание природы в произведениях И. А. Бунина
  • Природа в творчестве А. С. Пушкина
  • Природа в творчестве А. А. Фета
  • Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева
  • Тема природы в лирике А. Н. Некрасова
  • Природа в поэзии Лермонтова
  • Природа в творчестве А. К. Толстого
  • Природа в произведениях А. И. Куприна

Природа в русской поэзии


Русская поэзия это духовное достояние и культурная ценность России, неотъемлемый элемент русской литературы, вобравшим в себя все главные особенности народного фольклора, гимн души и песнь простого русского человека. Природа занимает главное место в русской поэзии, с любовью воспетая родными поэтами.

Анализ стихотворений о природе:

Весна

Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.

Анализ стихотворений о весне:

Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод. Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.

Анализ стихотворений о лете

Осень

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Анализ стихотворений об осени

Белая королева Зима, нежно обнимет спящий мир, скует его сны ледяными морозами, нежно прикроет белоснежным одеялом. Зима будет долго держать в ледяном плену зимнюю природу леса, убаюкивая снежными ветрами и холодным дыханием вьюг.

Анализ стихотворений о зиме

Пейзаж в литературном произведении. материал (9 класс) по теме

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.

В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)

или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),

так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)

Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.

Создает атмосферу, настроение.

Играет роль в духовной жизни персонажей.

Экзотический пейзаж романтиков

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Сны и иллюзии персонажей

Пейзаж (по объекту изображения)

б)необходим для развития действия

  1. деревенский
  1. 1)способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8)

может приобретать символическое значение.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”

Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у

читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает

проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.

В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.

7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Японские хокку о природе

Хокку — традиционные японские стихи в форме трех строк, где особый смысл вкладывается в простоту, краткость, с обращением к природе и к себе, своим чувствам, переживаниям.

Так японские слагатели хокку передают настроение природы, в глубоких раздумьях, в кратких словах, придерживаясь строгих форм хокку.

  • Природа в стихах слагателей хокку:
  • Японские хокку о природе
  • Статья о японской поэтике хокку:
  • Хокку, или природа глазами Японцев

Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!

Цитаты и высказывания

Цитаты о природе русских и зарубежных классиков

Фразы, высказывания, обрывки стихотворений, возвышающих природу, в размышлениях о сопоставлении человека и её величества природы на одних чашах весов.

Размышления в крылатых фразах, случайные или нет, ставшие известными в поэзии, прозе и кино.

  • Высказывания о природе в поэзии, прозе и кино:
  • Цитаты о природе
  • О временах года:
  • Цитаты о весне
  • Цитаты о лете
  • Цитаты об осени
  • Цитаты о зиме

Читайте художественную литературу и старайтесь сравнивать разные мнения, выражая тем самым свою мысль. Пишите свои работы так, как это видите вы сами, пользуясь в качестве примера материал с нашего сайта.

Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.

Нас прежнею лаской встречают Долины, цветы и ручьи, И звезды все так же сияют, О том же поют соловьи.

Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

Как никогда, я чувствую — я твой, О милая и строгая природа! Живу в тебе, потом умру с тобой… В душе моей покорность — и свобода.

Автор: Татьяна Девятьярова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый И для страны порочной — слишком чистый Не веселит мне сердца никогда.

Читайте также: