Как называется посадка для вертолета

Обновлено: 18.09.2024

Вертолет – достаточно дорогой вид транспорта, но при этом активно набирающий популярность. Дело не только в том, что вертолет – быстрый и удобный способ попасть в нужное место, а еще для его посадки и взлета не требуется специального пространства. И, главное, в воздушном пространстве нет пробок, которые мешают передвигаться в мегаполисах и области.

Одна из первоочередных задач владельца вертолета – обеспечить возможность его приземления. Площадка для вертолета имеет собственное название – вертодром. Где может располагаться площадка для приземления вертолета и как создать вертодром с минимальными затратами будем говорить в этой статье.

Наша информация будет полезна не только частным владельцам летательных аппаратов, но и компаниям, которые предоставляют услуги аренды вертолета, а также коттеджным поселкам, загородным и яхт-клубам, на территории которых размещены вертодромы.

Стандартные места для посадки вертолета

Возможных мест для приземления вертолета, конечно, много. В первую очередь их можно разместить:

  • на земле – достаточно иметь небольшую ровную площадку с разметкой и твердым покрытием;
  • на крыше здания, при условии, что это предусмотрено его конструкцией;
  • на палубе судна.

Что потребуется для устройства небольшой частной вертолетной площадки?

Главным преимуществом этого вида воздушного транспорта является то, что площадкой для посадки вертолета может стать даже специальный временный (переносной) круг. Обычно для того, чтобы организовать посадку вертолета на своем участке требуется:

  • специально спроектированная крыша дома;
  • пристройка к дому с плоской крышей;
  • ровный, сухой участок, который желательно забетонировать, покрыть асфальтом или деревянным настилом, а также сделать дренаж.

Но в том случае, если у вас уже есть дом, постройки и распланированный участок, создание вертолетной площадки может вызвать определенные затруднения. Как быть в ситуации, если вертолет есть, а места для его приземления нет?

Постройте свою вертолетную площадку на воде!

Один из лучших и интересных вариантов – размещение вертолета на понтоне.

Строительство вертолетной площадки на земле – дорого удовольствие, требующее не только финансовых, но и временных затрат. Поэтому владельцы участков на берегу все чаще используют близость водоемов для устройства плавучей вертолетной площадки на понтоне.

Почему вертолетная площадка на воде – это удобно?

  • Вертодром на воде не нужно строить. Достаточно купить готовый понтон у производителя.
  • Вертодром на воде – это экономия места, что особенно важно, если ваш участок уже застроен.
  • Для создания вертодрома не нужно ничего перестраивать и менять. Он не испортит ландшафт вашего участка. Вам также не потребуется проводить дополнительные ландшафтные работы, расчищать территорию, вызывать тяжелую спецтехнику для производства земляных работ.
  • Очень важно, что понтон обладает высокой грузоподъемностью, поэтому на вертолетной платформе можно размещать разные модели летательных аппаратов.
  • Плавучую площадку легко разместить в любом месте водоема – у берега или по центру. А самоходный понтон будет самостоятельно перемещаться по акватории.
  • Соединив несколько понтонов, можно построить вертолетную площадку и ведущую к ней плавучую дорожку.
  • Чтобы обеспечить удобный подъезд транспорта-топливозаправщика понтон просто буксируется к нужному месту на берегу. Также есть возможность построить транспортный понтон для доставки топливозаправщика к вертолетной площадке

Где можно установить вертолетную площадку на воде.

Подойдет водоем любого размера, от маленького пруда до озера или защищенного от ветров морского залива. При размещении и установке понтона нужно принимать во внимание:

  • силу течения – это важно знать для надежного крепления понтона;
  • розу ветров – для обеспечения безопасной посадки и взлета воздушного судна.

На больших озерах Северо-Запада (Ладога, Онега) бывают сильные ветра, это надо учитывать. Также следует помнить, что некоторые реки имеют очень сильное течение – например, Нева. Поэтому, перед тем как купить понтон для вертолетной площадки, уточните у специалистов, как правильно его разместить и закрепить.

Вертолетная площадка подойдет не только для частного использования!

  • Отличная услуга – доставка туристов в труднодоступные места. Это и заповедники, и места туристических маршрутов, и природные достопримечательности нашей страны.
  • Вертолетная площадка – интересное решение для яхт-клуба. Владельцев яхт может привлечь возможность быстрого и комфортного способа оказаться на своем судне.
  • Помимо коммерческого использования, плавучая вертолетная площадка будет местом для посадки транспорта спасательных и медицинских служб, пожарной охраны.

А если вы перестали пользоваться вертолетом, то для понтона-вертодрома найдется применение!

Как еще можно использовать понтонную площадку для вертолета?

  • Вертодром-понтон удобно использовать для купания или рыбалки.
  • Понтон можно превратить в плот и устраивать водные прогулки. Некоторые конструкции понтонов имеют транец для установки простого лодочного мотора, что делает понтон самоходным.
  • На понтоне можно построить беседку, дом, баню или сауну. Плавучие бани и дома – сейчас это достаточно популярное направление отдыха на воде.
  • Плавучая платформа на воде – отличное место для проведения праздников! Проведение корпоратива на воде – суперидея для тех, кто уже всё попробовал.

Таким образом, приобретение понтона в качестве вертодрома – отличный вариант. Вы получите не только удобную площадку для посадки вертолета, но и многофункциональную платформу, которая поможет разнообразить свободное время. Ваш отдых станет более интересным и комфортным, еще понтон имеет множество вариантов коммерческого использования.

Сегодня использование вертолетов в качестве альтернативы автотранспорту уже не блажь, а требование времени. Всё больше деловых людей выбирает жизнь вне мегаполиса, при этом нуждаясь в быстром мобильном транспорте, которому не грозят пробки.

Размещение вертолетной площадки на территории загородного жилого комплекса, поселке клубного типа или на крыше многоэтажного здания позволяет экономить время и оперативно решать любые вопросы. Аэротакси – не фантастика, а самое ближайшее будущее.

Завод понтонных конструкций Маринпласт готов предложить свою помощь в организации вертолетного движения в России. Понтоны, разработанные в КБ завода, отличаются высокой остойчивостью, повышенной грузоподъемностью и надежностью, гарантированной производителем.

Плавучие вертолётные площадки на базе понтонов Маринпласт просты в монтаже и установке, могут легко перемещаться по акватории, а также позволяют установку подвесных лодочных моторов. Конструкторское бюро завода может разработать проект вертодрома на воде со специальной наплавной дорожкой для пассажиров, либо понтонным мостом для подвоза топлива и грузов.

Мы оборудуем понтон для посадки вертолета всем необходимым светосигнальным оборудованием (ССО) для обеспечения безопасного взлета и посадки.

Если вы считаете, что наши площадки обозначаются как-то иначе, я подобрал для вас несколько снимков со спутника. Давайте же их рассмотрим:

1. Аэропорт г. Краснодар. Здесь имеется целая вертолётная площадка, и даже не одна. Как вы уже заметили на фото выше, прямо по центру площадки виднеется "H". Никаких русских обозначений на площадке нет.

2. Подмосковье. Здесь тоже есть в наличии вертолётная площадка. Видим всё ту же букву "H".

3. Ещё одна вертолётная площадка в Краснодаре. И снова стандартное обозначение. Кажется, в России их довольно-таки много.

Как расшифровывается "H"?

Во множестве зарубежных стран (США, Великобритания и т.д.) используется английский язык. "Вертолёт" на английском звучит как "helicopter" . Именно первая буква этого слова изображена практически на всех вертолётных площадках мира.

Россия не является какой-то изолированной страной, по крайней мере в плане авиации. Наши авиакомпании придерживаются общепринятых воздушных правил. Английский язык в авиации взят за основу, ибо на нём могут общаться абсолютно все авиакомпании. Такая практика зародилась ещё в 20 веке.

Именно по этой причине площадки в РФ обозначаются английским символом. К нам могут прилететь зарубежные гости, к примеру, и они смогут легко и просто найти вертолётную площадку, как и наши вертолётчики на их территории.

Ещё одним общепринятым символом являются цифры, обозначающие максимальный вес, который может выдержать та или иная площадка. Это тоже стоит учитывать при посадке. Далеко не на всех площадках имеется информация об ограничениях в весе вертолёта.

P.S. я читаю все ваши комментарии и искренне рад тому, что моя аудитория очень внимательно относится к статьям. Пользователь Сергей С. высказал следующее предположение, с которым я соглашусь:

Буква Н играет еще и функцию разметки. Есть визуальный, поперечный центр, есть и продольные боковые. Вертолёт всегда стоит строго в одной ориентации на этой разметке - вдоль боковых стенок этой Н. Это просто удобно. Отличный визуальный ориентир.

Да, вертодромы не имеют никакой ориентации и не имеют стандартной маркировки, но если вы посмотрите, то в 99,99% случаев, вертолеты стоят именно вдоль этой самой Н.

Поставьте Сергею палец вверх , его комментарий находится ниже :)

Ставьте палец вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник , чтобы не пропустить новые публикации! Всем спасибо!

Вертолетная площадка 1

Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.

В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.

Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.

Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.

Вертолетная площадка 2

Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому— основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.

Вертолетная площадка

Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.

Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов — это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки

таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.

Вертолетная площадка

Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки — вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов — открытые или ограниченные.

В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.

В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров—для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.

Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.

Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.

Вертолетная площадка 3434

Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.

На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.

Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.

Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.

Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.

Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.

Само название говорит о том, что взлетно-посадочные устройства предназначены для обеспечения взлета и посадки вертолетов. Кроме того, шасси вертолетов служит для стоянки и передвижения вертолета по земле (по воде) при рулении или буксировке.
По конструкции шасси вертолетов могут быть очень разнообразными, но все они сводятся к трем типам: колесному, полозковому и поплавковому. Иногда на вертолет устанавливается комбинированное шасси, например, колесное с надувными (при необходимости) баллонами. Для восприятия нагрузок, действующих на вертолет при посадке и передвижении по земле (например, энергии удара при приземлении), шасси кроме колес снабжается амортизаторами. Амортизаторы поглощают кинетическую энергию движущегося вертолета, превращая ее в работу сил обжатия амортизационных стоек. Пневматики колес при их обжатии также (хотя и незначительно) поглощают энергию удара.



Основной схемой шасси на современных вертолетах является колесное шасси с передней носовой стойкой. Эта схема обеспечивает вертолету хорошую путевую устойчивость при разбеге и пробеге, а также наиболее простую и безопасную посадку в условиях плохой видимости и на неподготовленные площадки. При этом обычно устанавливается также хвостовая опора для предохранения рулевого винта от удара о землю в случае неправильной или грубой посадки. Иногда на вертолетах имеется не одна, а две носовые стойки, например, на Ми-4 и Ми-10. Основным преимуществом колесного шасси перед полозковым является обеспечение возможности движения вертолета по земле с достаточно большими скоростями (до 80 км/ч), что позволяет при необходимости выполнять взлет и посадку по-самолетному.


Полозковое шасси проще и имеет меньшую массу, чем колесное. Амортизация в нем осуществляется за счет изгиба самой конструкции шасси, выполняющей роль рессор. Для перемещения вертолета по земле на полозках устанавливаются небольшие колеса. С помощью кривошипа их можно опустить ниже уровня полоза, что позволяет передвигать вертолет по земле.

Поплавковое шасси обеспечивает посадку вертолета на воду (и на землю) и удержание его на плаву. Полозковое и поплавковое шасси применяются в основном на некоторых легких вертолетах. В полете неубирающиеся стойки и колеса (поплавки) шасси испытывают значительные силы сопротивления воздуха, особенно при полете на больших скоростях. Сопротивление неубирающегося шасси может составлять до 30 - 40% всей силы лобового сопротивления ненесущих частей вертолета. Известно, что мощность, затрачиваемая на преодоление сил сопротивления воздуха, возрастает пропорционально скорости полета вертолета в третьей степени. Поэтому с увеличением скорости полета все более настоятельной становится задача уборки шасси в полете.

Убирающееся шасси получается тяжелее, чем неубирающееся. Поэтому уборка шасси в полете целесообразна в том случае, если мощность, затрачиваемая на преодоление сил аэродинамического сопротивления неубирающегося шасси, больше мощности, потребной для перевозки дополнительной массы системы уборки шасси. Такие условия создаются обычно при скоростях полета более 250 км/ч.

Поэтому на современных скоростных вертолетах применяются убирающиеся в полете шасси. Обычно колеса и стойки шасси убираются в специальные ниши фюзеляжа. Это обеспечивает существенное снижение лобового сопротивления вертолета, что облегчает получение заданных максимальных скоростей полета. Уборка и выпуск шасси в разрешенном диапазоне скоростей полета практически не влияют на поведение и балансировку вертолета.


Передняя и главная опора убирающегося шасси вертолета Ка-50.

Конструктивно-силовые схемы стоек колесных шасси
Совокупность всех элементов, передающих нагрузки от колес к планеру вертолета, называются стойкой шасси.
Для наиболее распространенного, колесного шасси используются ферменные, балочные, и рычажные схемы.
Ферменные стойки шасси имеют большие размеры, значительное аэродинамическое сопротивление и существенно портят внешний вид вертолета. Ферменная пирамидальная силовая схема состоит из трех стержней, которые шарнирно крепятся к силовым элементам нижней части фюзеляжа. Они воспринимают боковые и лобовые нагрузки от колеса. Кинетическая энергия вертолета при посадке воспринимается амортизатором, встроенным в стержень фермы.


Земной резонанс
У вертолета находящегося на поверхности земли, по какой-либо причине лопасти могут повернуться на вертикальных шарнирах и занять положение, показанное на рисунке . Центр тяжести винта при этом не совпадет с осью вала. Появится центробежная сила, которая при вращении вызовет гармонические реакции в опорах вала. Эти реакции действуют на фюзеляж. Однако вследствие обжатия амортизационных стоек и деформации пневматиков колес появляются колебания стоящего на земле вертолета.


Винт с отклоненными относительно вертикального шарнира лопастями.
Колебания фюзеляжа на податливом шасси могут совпадать по частоте с колебаниями колебания лопастей относительно вертикальных шарниров. Колебания могут интенсивно возрастать в некотором диапазоне угловых скоростей и течении небольшого промежутка времени привести к разрушению летательного аппарата. Такое явление называется земным резонансом.

Земной резонанс можно снизить, введя демпфирование. Оно должно быть обеспечено как в вертикальном шарнире, так и в амортизационной стойке. Установленный на вертикальном шарнире демпфер позволяет снижать колебания описанного типа. Весьма эффективным средством снижения земного резонанса является использование амортизаторов, эффективных на всех наземных режимах или введение специальных демпферов поперечных колебаний вертолета. В целом, каждый тип вертолета проходит проверку на возможность земного резонанса и отстройку собственных частот колебаний.

Топливная система
Топливная система служит для бесперебойной подачи горючего в двигатели. Топливо на борту размешается в баках. Баки могут быть как жесткие металлические, так и мягкие резиновые. Размещаются они, как правило, под полом фюзеляжа. Однако, кроме основных, бывают дополнительные, размещаемые внутри фюзеляжа, подвесные - снаружи летательного аппарата. Многие вертолеты имеют расходные баки, расположенные вблизи двигателей. В них перекачивается топливо перед подачей в камеру сгорания. Баки имеют магистрали, которые соединяют их между собой. По пути к точке потребления топливо проходит очистку в фильтрах. Из него удаляются твердые частицы. Для того, чтобы в баке не возникало разрежение применяется дренаж – соединение с атмосферой через клапаны. Вблизи двигателей устанавливается пожарный кран, необходимый для быстрой отсечки горючего при возникновении пожара в силовой установке. В основных или расходных баках обязательно присутствует датчик аварийного остатка топлива. При достижении этого уровня посылается сигнал в кабину экипажа, который может быть синхронизирован с автоматическим радиосигналом. Схема топливной системы вертолета представлена на рисунке.



Схема топливной системы вертолета.
1 - левый топливный бак, 2 – правый топливный бак, 3 – датчик аварийного остатка топлива,

4 – дренаж, 5 – датчик давления управляющий насосами, 6 - указатель уровня заправки топливом,

7 - верхняя соединительная магистраль, 8 - нижняя соединительная магистраль, 9 – клапаны доступа топлива из дополнительных топливных баков, 10 – насосы, 11 – датчик указателя давления топлива, 12 – датчик уровня топлива,

13 – обратный клапан, 14 – дренажный клапан, 15 – фильтры,

16 – пожарный кран, 17 – система управления подачей топлива в двигатель,

18 – подкачивающий насос, 19 – кран, совмещенный с выключателями насосов, 20 – клапан слива избытка топлива.

Размещение двигателей на вертолетах определяется типом двигателей.

Силовые установки вертолетов в зависимости от размеще­ния делятся на внутренние, расположенные внутри фюзеляжа, и внешнее, расположенные в отдельных гондолах или сверху фюзеляжа.

Поршневые двигатели располагаются в основном внутри фюзе­ляжа (рис, а, б). При таком расположении значительно уменьшается объем фюзеляжа для размещения грузов и необходи­мо -наличие системы охлаждения двигателя. Поршневые двигатели могут также располагаться на пилонах (рис, ж).

Газотурбинные двигатели располагаются на фюзеляже сверху впереди

(рис, в, г) или сзади несущего винта. Такое рас­положение позволяет высвободить в фюзеляже дополнительные объемы для размещения грузов.

На двухвинтовых вертолетах продольной схемы газотурбинные двигатели смогут располагаться и внутри- фюзеляжа, и вне его (рис, д).

На тяжелых вертолетах, поперечной схемы двигатели с главны­ми редукторами размещаются под несущими винтами (рис, е).


Поршневые двигатели крепятся к фюзеляжу вертолетах помощью сварных пространственных трубчатых форм, выполненных из ле­гированной стали.

В местах крепления двигателя к раме или в месте крепления рамы к вертолету устанавливаются демпферы (амортизаторы).

Газотурбинные двигатели крепятся к каркасу вертолета с по­мощью отдельных узлов или подкосв. Так как при работе ПТД больших вибраций не возникает, то амортизация может не применяться. В отдельных случаях амортизация применяется с целью изо­ляций двигателя от вибраций фюзеляжа вызванных работой несущего винта.

Авторота́ция (др.-греч. αὐτός — сам; лат. rotatio — вращение) — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя.

Автомат перекоса это устройство, позволяющее менять углы установки лопастей несущего винта и соответственно, величину и направление равнодействующей аэродинамических сил винта. При помощи автомата перекоса производится общее и циклическое изменение углов установки лопастей на каждом обороте несущего винта. Циклическое изменение углов установки лопастей позволяет производить управление вертолетом в продольном и поперечном направлениях с помощью соответствующего наклона автомата перекоса.

Читайте также: