Как называется право сбора урожая с чужого поля в древнем риме

Обновлено: 05.10.2024

Не, слабо написал. А если так?

Надо только видеть, какое место занимала религия в жизни римлянина. Его дом для него то же, что для нас храм; в доме совершает он обряды своего культа, в доме живут его боги. Его очаг это бог; стены, двери, порог – все это боги, границы его поля тоже боги. Семейная могила –это алтарь, а умершие предки – божественные существа.

Каждое из его обычных повседневных действий есть обряд, весь его день принадлежит его религии. Утром и вечером обращается он с молитвою к своему очагу, к своим пенатам, к своим предкам; выходя из дому и входя в него, он призывает их в молитве. Принятие пищи есть религиозный акт, в котором участвуют также и домашние боги. Рождение, посвящение в культ, облачение в тогу – все это торжественные акты его культа.

Выходя из дому, он не может сделать почти ни шагу, не встретив на пути своем священного предмета; ему встречается то храм, то место, куда ударила некогда молния, то могила; иногда он должен сосредоточиться в себе и произнести молитву, иногда он должен отвратить свой взор и закрыть лицо, чтобы избежать вида какого-нибудь зловещего пред­мета.

Каждый день совершает он жертвоприношения в своем доме, каждый месяц в своей курии, несколько раз в году в своем роде или в своей трибе. Кроме всех этих богов он должен чтить еще культом богов гражданской общины. В Риме более богов, чем граждан.

Римлянин совершает жертвоприношения, чтобы возблагодарить богов, он совершает другие еще более многочисленные жертвоприношения, чтобы утишить их гнев. Один раз он участвует в процессии в священной пляске под звуки древнего гимна священной флейты; в другой раз он управляет колесницами, на которых лежат статуи богов, а то он справляет lectisternium: на улице ставится стол, уставленный яствами, а кругом него на ложах возлежат статуи богов, и каждый римлянин поклоняется им, проходя мимо с венком на голове и лавровою ветвью в руках.

Существует особый праздник посева, праздник жатвы, праздник подрезания виноградников. Прежде чем выколосился хлеб, римлянин совершает более десяти жертвоприношений и призывает в молитве десяток особых божеств ради успеха жатвы. Особенно много празднеств в честь умерших, потому что римлянин их боится.

О! Вот так – гораздо лучше. Образно и живо. Жалко только, что это не мои слова, а де Куланжа.

Поэтому рискну привести примеры из жизни Древнего Рима, которые, по моему мнению, поддерживают точку зрения де Куланжа:

1. Территория города Рим

Первичным элементом в связке померий–стена является все же померий как священная граница, устанавливавшаяся авгурами, а не стены города, игравшие роль укреплений….

Границы померия можно увидеть здесь. Если я правильно понимаю, исходный настоящий Рим, внутри померия, был очень невелик (на карте отмечен зеленой границей) и представлял собой собственно холм Палантин. Затем границы померия расширились, но все равно территория, ограниченная им, осталась незначительной.

А еще на Форуме была дорога с названием, говорящим самим за себя – Via Sacra.

2. Храмы, алтари, священные места

Как внутри померия, так и вне его, в Древнем Риме находилось много храмов, алтарей и т.д. и т.п. различных богов. А богов в Древнем Риме было много, очень много, соответственно и подобных объектов было много.

Святилища – от больших храмов до алтарей – сооружали владельцы имений на своих землях. Например, в Африке некто Фосфор построил храм Целесте, приписал к нему село и учредил ярмарку; в районе Витерба на севере Италии магистр ларов на своей земле выстроил храм Августа с 54 статуями, бассейном и портиком.

А если где-то в музее увидите небольшую колонну, то с очень высокой вероятностью это будет не просто красивый архитектурный элемент, а дар богу Сильвану, заменявший священные деревья. Ага. Отдельные деревья тоже могли быть священными… Особенно римляне чтили дубы, но не забывали бук, тростник, смоковницу. Был даже какой-то священный, более древний, чем сам Рим, каменный дуб на холме Ватикан. Священными были не только деревья, но и некоторые травы: посвященный Марсу gramen, якобы росший из человеческой крови, вербена, росшая на Капитолии, и вообще дерн, который клали перед жертвоприношениями на алтари.

А еще особой божественной силой римляне наделяли любые возвышенности (горы, холмы, вершины), отдельные скалы, камни, реки, отдельные животные (дятлы, орлы, волки).

3. Предметы культа

Поскольку в Риме богов было много, всяких разных предметов культа было много. Основным видом религиозной деятельности в Риме были жертвоприношения различных животных. Кого только в Риме не резали – овец, баранов, козлят, коров, свиней, собак…. Я не знаю, какие именно требования предъявлялись к жертвенным животным в Риме. Однако предполагаю, что какое-то представление об этом можно получить, ознакомившись с современной практикой жертвоприношений в иудаизме и исламе. Насколько предназначенные к жертве животные являются сакральными или профанными, я тоже точно не знаю. Это надо узнавать у священнослужителей. Пока же предполагаю, что жертвенное животное является скорее саркальным, нежели профанным.

Праздников в Риме было очень много, см. календарь, чуть ли ни каждый день праздник или игры в честь того или иного бога. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Стены, границы земельных участков

В общем, теперь можно предположить, почему нельзя через чужие заборы шастать. Ежели городская стена – святыня, то почему бы и частному забору/границе не быть святыней? Тем более, что один из древнейших богов – Янус – был богом входов и выходов, ворот и дверей.

Про бога границ Термина многие слышали. На празднике Терминалий соседи совместно приносили жертву хранителю нерушимости границ и добрососедских отношений межевому камню Термину, разжигали очистительные костры. Характерно, что Термин бы связан с мертвыми, т.е. опять-таки с предками, блюститлеями справедливости и обычая.

Помимо Термина, был, как минимум, еще один бог – Сильван – с аналогичной функций, хранитель границ имения, хранитель нерушимости межи.

5. Совершенно обычные для современных людей предметы и действия

В этом самом казначействе, как утверждают, также хранилась государственная казна и архив Рима. Помимо государственных финансов, в эрарии также, по утверждению Википедии, якобы, хранились документы о государственных долгах и обязательствах, налоговые документы, договоры аренды, финансовая отчётность магистратов, описи полей, письменные клятвы, решения народных собраний и сенатус-консульты.

А сам храм Сатурна, насколько я понимаю, находился внутри померия. Т.е. эрарий находился в дважды, а то и трижды особо-сверх-сакральном месте: внутри померия, внутри храма, внутри храма главнейшего римского божества. И тогда, исходя из посыла, что нельзя в особом, сакральном, священном месте держать и хранить обычные профанные предметы, неужели договоры аренды и описи полей потенциально также могут оказаться в категории сакральных предметов, вещей божественного права? Что касается казны, то об этом ниже.

Вотивные предметы. Еще одна бездонная тема, требующая отдельного обсуждения, неразрывно связанная с предметами искусства. Если кратко – это вещи, переданы богам в качестве обета. Ограничусь тем, что, по моему мнению, явно больше 90% всех предметов, которые находятся во всех музеях мира – это вотивные предметы. Все, что нарисовано, выкопано и обнаружено в гробницах, некрополях, подарено храмам, вклады в монастыри и т.п., а это чашки, ложки, кувшины, кубки, украшения, предметы одежды – это все вотивные предметы.

Священный огонь – не только храма Весты, но и домашнего алтаря, который горел в вестибуле каждого дома.

В Риме считалось, что обряды религиозного очищения можно производить огнем, водой и воздухом. Как что-то очистить огнем или водой – понятно: пронеси вещь над огнем, перепрыгни через огонь, опусти вещь в воду или побрызгай на вещь водой. Но как очистить воздухом? А очень просто: качание на качелях на различных религиозных мероприятиях было не просто развлечением, а именно очищение воздухом. И где-то тут же рядом находится звуки пения и музыкальных инструментов.

6. Необычные объекты

Возможно, храмовые рабы (иеродулы). По свидетельству Дионисия Галикарнасского, в Фалериях в храме Юноны богине были посвящены служившие ей, украшавшие и умащивавшие ее статую женщины, а девушки – канефоры – славили во время священнодействий богиню священными гимнами. На севере Италии Минерве был посвящен сальтус Кабардиак вместе с населявшими его людьми, тогда как римские законы посвящать богам землю запрещали.

Такие абстракции, как числа. Например, небесным богам было угодно нечетное, а подземным – четное число. Число 12 (XII) было само по себе священным. Привет пифагорейцам…

7. Наличные деньги

Второй шаг. Сакральная вещь должна делаться из сакрального материала. И в этой части противоречия нет, поскольку очень много (не буду утверждать, что абсолютное большинство) предметов культа и вотивных вещей в Риме делалось из бронзы. Например, фигурки Ларов.

Третий шаг. Если на какой-то вещи изображен какой-то сакральный символ, то вся вещь также может становиться сакральной.

И даже позднее, когда в Риме начали чеканить монету, то где ее чеканили? Правильно, в храме Юноны Монеты (Советчицы). Собственно, от этого имени собственного и произошло слова монета. А профанную вещь в храме делать не будут. Также напомню о том, где хранилась казна римского народа – в храме Сатурна.

В общем, если нарисованная картина является верной, становится понятно, почему в римском праве потребовалось выделить вещи божественного права (слишком уж много их получается) и почему вещи божественного права не принадлежат никому (еще бы, кто из людей рискнет позариться на принадлежащее богу?).

АУДИТОРИЯ – зал, в котором римский император (в его отсутствие – префект претория) совместно с Советом рассматривал судебные дела.

Бонитарная(преторская)собственность – отчуждение собственности без соблюдения процедуры манципации.

ВЕРБАЛЬНЫЙ ДОГОВОР – термин римского права, обозначающий договор, юридическая сила которого обусловливается исключительно произнесением определенных слов. Его еще называют словесным договором.

ВСАДНИКИ – первоначально так называлась сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии – второе после сенаторов сословие с имущественным цензом 400 000 сестерциев. Занимались крупной торговлей и откупом налогов с провинций. В позднереспубликанский период вместе с сенаторами являлись правящим классом.

ГРАЖДАНЕ МУНЦИПИИ – этим термином обозначались бывшие иностранные общины, получившие полные права римского гражданства.

ДЕКУРИОНЫ – члены городских советов (сенатов или курий), первоначально существовавших в зависимых от Рима соседних городских общинах. В эпоху империи – особое сословие в провинциальных городах, управляющее местными делами.

Децимация – система наказания по жребию. Применялась при бегстве войска с поля боя, за проявление трусости и т. д. В таких случаях казнили каждого десятого война в целях устрашения остальных.

Диоклетиан – римский император в 284–305 гг. Провел реформы, положившие начало установлению домината.

Диоцез – первоначально городской округ, в период принципата – часть провинции, затем более крупная административная единица.

доминиум – право частной собственности, предполагавшее полное правовое господство лица над вещью и включавшее в себя узуфрукт.

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ – древнейшее римское право (451–450 гг. до н. э.). Оригинал не сохранился. Современный текст, систематизированный в XIX веке, был составлен из отрывков, содержащихся в сочинениях древних римских и греческих авторов.

ИМПЕРИЙ – верховная власть (военная, судебная, административная), перешедшая от римских царей высшим римским магистратам (консулам, преторам, диктаторам, начальникам конницы).

ИМПЕРИУМ – совокупность прав (командование армией, право собирать народное собрание, сенат и пр.).

ИМПЕРИЯ – высшая государственная власть, которая принадлежала одному народу, проявлявшему эту власть при выборах, в законодательстве, верховном суде, решении вопросов войны и мира. Отражением этой власти являлся император.

Инквизиционный процесс – форма уголовного процесса, при котором расследование преступлений осуществлялось непосредственно судом, т. е. функции суда, обвинения и защиты были сосредоточены в руках одного и того же органа.

институции – название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действовавшего частного права. Наиболее древними из дошедших до нас являются институции римского юриста II в. Гая. По мнению Гая, всякое право относится либо к лицам, либо к вещам (сюда же включаются и обязательства), либо к искам. Такая система изложения материала получила название институционной.

ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ – учебник римского права, составленный юристом Гаем во II в. н. э.

КАЛЕНДЫ – первое число каждого месяца в римском календаре.

квиритское право – общинное право.

клиенты – в Древнем Риме чужеземцы или обедневшие римские граждане, находившиеся под покровительством и в зависимости от отдельных квиритов.

Конкубинат (от лат. concubinatus) – в римском праве регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от законного полноценного брака) с намерением установить брачные отношения.

Конституции – акты императора, имевшие высшую юридическую силу – силу закона. Делились на эдикты – всенародно публикуемые решения императора; рескрипты – ответы или советы императора частным лицам и магистратам по правовым вопросам; декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах; мандаты – императорские инструкции, даваемые чиновникам или магистратам.

КОНСУЛЯР – бывший консул.

КУМ МАНУ – брак с властью мужа.

ЛАТИНЫ – одно из древнейших италийских племен, заселявшее Лаций. Латинские и сабинские племена являлись основателями Рима.

ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – древнейшая форма гражданского процесса (до II в.). Под ним понималось торжественное заявление римского гражданина претору о своем праве, сделанное в строго определенных словах и сопровождавшееся иногда строго определенными действиями.

Ликторы – служители и свита высших магистратов. Совмещали функции телохранителей, палачей, полицейских и т. п.

МАНИПУЛ – тактическая единица в войске (две центурии-сотни).

нексум – долговое обязательство, связанное с самозакладом должника.

НОЧНОЙ ТРИУМВИРАТ – выполнял вспомогательную службу при магистратах, судивших по уголовным делам (в частности, следил за исполнением смертных приговоров), а также ведал ночной стражей и пожарными дозорами.

плебеи – одно из сословий свободного населения в древнеримском обществе. Первоначально они стояли вне родовой общины, не имели права на использование общинной земли. Занимались в основном ремеслом и торговлей. В результате упорной борьбы с патрициями (V–III вв. до н. э.) добились включения в состав римского народа и уравнения в правах с патрициями.

Плебисцит – постановление плебейского народного собрания. В V в. до н. э. в Римском государстве существовали две разновидности собраний по трибам: общие для патрициев и плебеев и специально плебейские.

Понтифики – священнослужители, члены одной из важнейших жреческих коллегий. Первоначально коллегия состояла из пяти, а потом из пятнадцати членов. Во главе стоял Великий понтифик. Лицо с титулом Великого понтифика обладало широкими полномочиями, кроме высшего надзора за культом. Понтифики составляли и исправляли календарь, вели списки консулов с ежегодными записями важнейших событий, были хранителями и толкователями обычаев и законов, составляли сборники религиозных предписаний и свод юридических формул.

ПРЕТОРИАНЦЫ – привилегированная часть войск. Первоначально – охрана полководца, а в эпоху ранней империи основная опора императорской власти.

Претор перегринов – учрежденная в 242 г. до н. э. должность в магистратуре, в компетенцию которой входило регулирование отношений римлян с иностранными гражданами, а также лицами, не имеющими римского гражданства.

ПРЕФЕКТ ПРЕТОРИЯ – командир преторианцев.

ПРЕФЕКТУРА – территория, подчиненная префекту.

ПРОКОНСУЛ – магистрат, уполномоченный вместо консула и наделенный консульской властью; управлял провинцией.

Рамны, тиции и люцеры – древние римские племена.

рекс – в Древнем Риме стоявший во главе родовой общины выборный племенной вождь (царь).

РЕС МАНЦИПИ (см. Манципация) – процедура отчуждения (продажа, дарение и пр.) вещей первой категории, которые составляли основу сельскохозяйственного производства (недвижимое имущество).

РЕС НЕК МАНЦИПИ – процедура отчуждения вещей второй категории (движимое имущество).

Рескрипт – письменный ответ императора на представленные ему для разрешения юридические вопросы или спорные дела, имевший силу закона.

РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ (шестой царь Древнего Рима, VI в. до н. э.) – Сервий Туллий провел центуриатную реформу, согласно которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи были введены в состав римской общины. Разделил все население Рима (патрициев и плебеев) на пять классов по имущественному цензу, каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц (центурий-сотен).

РИМСКИЕ ГРАЖДАНЕ – категория людей, включавшая в себя членов правящей римской общины, обладавших всей совокупностью политических и гражданских прав.

РИМСКИЕ ПРОВИНЦИИ – внеиталийские подвластные Риму территории, управлявшиеся римскими наместниками.

САБИНЫ – древнеиталийские племена. В 290 г. до н. э. были покорены Римом.

Секвестр – лишение владельца права распоряжаться своим имуществом.

СЕНАТОРЫ – члены Совета старейшин. В конце республиканского периода – сословие, к которому причислялись лица, длительно исполняющие жреческие обязанности и имеющие имущественный ценз в 1 млн серебряных сестерций.

Сервий Туллий –шестой рекс (царь) Древнего Рима (578–534 гг. до н. э.). Провел реформы, положившие в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Сецессия – выход плебеев из состава Римской общины и уход за черту города, преимущественно на священную гору или Авентинский холм. Был средством борьбы плебеев с патрициями; уход из Рима плебеев, бывших основной массой армии, оставлял город фактически без военной защиты.

СТИПУЛЯЦИЯ – вид вербального договора, обозначающий словесное обещание выполнить в пользу определенного лица условленное действие (например, передача определенной вещи, суммы денег).

Суперфиций – право пользования сооружением, возведенным на чужой земле.

ТРИБУНАЛ – четырехугольное возвышение, на котором восседали (в курульном кресле) должностные лица при отправлении своих обязанностей.

ТРИБУНЫ ВОЕННЫЕ – командные должности в римской армии. Первоначально командовали легионами, затем отрядами из состава легиона.

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ (плебейские) – высшие выборные должностные лица из плебеев. Личность трибуна считалась священной и неприкосновенной.

ТРИБУТ – прямой натуральный и денежный налог, собиравшийся в военное время.

ТРИБУТНЫЕ СОБРАНИЯ – собрания, возникшие первоначально как собрания плебеев по территориальным округам – трибам. Для участия в них не требовалось ценза. На них избирались трибуны. Позднее эти собрания получили также законодательную и судебную власть. Они избирали квесторов, курульных эдилов и военных трибунов.

Триумвират – союз трех политических деятелей, созданный в I в. до н. э. с целью захвата власти в государстве.

ФАМИЛИЯ – агнаты, а также все, находившиеся под властью главы семьи.

ФЕЦИАЛЫ – коллегия жрецов, состоявшая из двадцати членов. Наблюдала за точным исполнением международного права (объявление войны, заключение договоров, выдача лиц).

ФОРМАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – форма гражданского процесса (со II в.). Стороны излагали перед претором свои претензии совершенно свободно (в отличие от формализма легисакционного процесса), в любых выражениях и в любой форме. Если магистрат давал делу ход, то он делал это в форме особой записки (формулы) судье, который назначался для решения дела по существу.

ФУРТУМ – похищение чужого имущества.

ЦЕНТУРИАТНЫЕ СОБРАНИЯ – народное собрание по сотням (центуриям). Введено по реформе Сервия Туллия.

эвикция (Эвикация) – истребование (отобрание) собственником вещи из рук лица, которое приобрело ее от несобственника.

ЭДИКТЫ – устное заявление, в частности, заявление магистрата на собрании. В специальном смысле – особые объявления, дававшиеся должностными лицами при их вступлении в должность.

ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ – распоряжения магистрата, объявленные им устно, а впоследствии письменно для всеобщего сведения.

эдилы (Эдил) – должностное лицо, ведавшее наблюдением за общественным порядком в городе, строительством и содержанием храмов, водопровода, рынков, за чистотой и безопасностью на улицах, организацией празднеств и покупкой и раздачей хлеба. Помощники (обычно их было двое) народных трибунов появились в 494 г. до н. э. в результате борьбы патрициев с плебеями.

Эксцепция – ссылка на фактические обстоятельства или правовую норму, которая исключала возможность удовлетворения иска.

ЭМАНСИПАЦИЯ – выход детей из-под родительской власти. Для освобождения сына или дочери из-под родительской власти существовал специальный юридический акт, состоявший в фиктивной продаже детей постороннему лицу. Для эмансипации сына продажа должна была быть совершена три раза, дочери – один раз.

Эмфитевзис – наследственная или долгосрочная аренда земли.

ЮСТИЦИЯ – богиня правосудия в Риме.

ЯРМО – унижающая процедура. Ярмо сооружалось из двух воткнутых в землю копий, к их верхним концам привязывалось поперек третье, под которым проводился проштрафившийся.

Клиенты

Когнатское родство

Когнатское родство - кровное родство, основанное на общности происхождения.

Когнаты

Когнаты - в Древнем Риме родственники по женской линии.

Колонат

Колонат - система аренды земли свободными, вольноотпущенниками и рабами в Древнем Риме, при которой происходил процесс их прикрепления к земле на основе экономической зависимости от землевладельцев. Одна из ранних форм феодальных поземельных отношений. Колон платил арендную плату натурой или деньгами и выполнял натуральные повинности.

Комиции

Комиции - в Древнем Риме народные собрания; место на форуме, где созывались народные собрания, отправлялось правосудие, исполнялись приговоры и т. д. Было три вида комиций: 1) куриатные (по куриям - 30 курий); 2) трибутные (по трибам - 3 трибы); 3) центуриатные (по центуриям, или сотням - 193 центурии). Комиции проводились на Марсовом поле, а также вне городской стены на равнине.

Коммендация

Коммендация - в Древнем Риме право, присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками, рекомендовать сенату своих кандидатов на должности. В Западной Европе в период раннего средневековья договор, закреплявший акт отдачи себя под покровительство другому, более могущественному, становившемуся сеньором первого.

Кондсмнация

Кондсмнация - элемент преторской формулы, в которой претор предписывал судье варианты его процессуальных действий и решений в обобщенном виде.

Кондикция

Кондикция - сложный иск, предусматривающий общее требование исца, обуславливающее комплексное восстановление прав и понесенного при нарушении права ущерба.

Кондикция

Кондикция - сложный иск, предусматривающий общее требование исца, обуславливающее комплексное восстановление прав и понесенного при нарушении права ущерба.

Конкубинат

Конкубинат - в римском праве регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от законного полноценного брака) с намерением установить брачные отношения.

Консенсуальные контракты

Консенсуальные контракты - договоры римского права, для заключения которых достаточным условием являлось согласие сторон на совершение чего-либо.

Консисториум

Консисториум - государственный совет при императоре в период домината.

Конституции

Конституции - акты императора, имевшие высшую юридическую силу - силу закона. Делились на эдикты - всенародно публикуемые решения императора; рескрипты - ответы или советы императора частным лицам и магистратам по правовым вопросам; декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах; мандаты - императорские инструкции, даваемые чиновникам, правителям провинций или магистратам.

Консул

Курия

Курия - совокупность 10 патрицианских родов в Древнем Риме, 10 курий составляли трибу; здание, в котором собирался сенат в Древнем Риме; провинциальный сенат в Римской империи; в средние века - совет и суд при сеньоре, состоявший из его вассалов; помещение, служившее местом заседания консулов.

Латины

Латины - первоначально коренные жители Лациума, позднее - члены колоний, образованных Латинским союзом или организованных Римом на завоеванных территориях.

Легат

Легат - высшее должностное лицо римской провинции в период принципата, осуществлявшее военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии на подведомственной территории; в Древнем Риме посол или уполномоченный, назначаемый сенатом, выполняющий политические поручения. В эпоху поздней республики назначался помощником полководцев и наместников в провинциях; титул высшего класса дипломатических представителей римского папы. В классический период легатами стали называть завещательные отказы в праве наследования.

Ликторы

Литтеральные контракты

Литтеральные контракты - договоры римского права, заключавшиеся посредством записи в специальных приходно-расходных книгах, а в поздний период - путем простой расписки.

Магистратуры

Магистратуры (магистрат) - название государственных должностей, избираемых центуриатными или трибутными комициями на один год. Делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др., а к чрезвычайным - должности диктаторов. Власть магистраторов подразделялась на высшую (диктаторы, консулы, преторы - включала в себя право суда и назначения смертной казни) и общую (все магистраты - включала всебя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение) М. обладали высшей судебной властью, ведали государственной казной.


В уроке описываются источники получения римлянами рабов. Рассматриваются труд рабов в имении землевладельца, условия их жизни и наказания за неповиновение. Анализируется положение домашних рабов и их занятия. Отдельное внимание уделяется рабам, превращенным в гладиаторов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Рабство в Древнем Риме"

Вопросы занятия

· Труд рабов в имении землевладельца

· Рабы в доме богатых римлян

· Гладиаторы на арене амфитеатра

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покоренных странах они вели себя так же, как когда-то галлы захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После того как завоеванные земли становились римским провинциями, наместники облагали местных жителей тяжелыми налогами. Это делалось специально. Тех, у кого не было чем платить, превращали в рабов. Именно рабы, которых можно было продать или заставить бесплатно работать стали главной военной добычей. Рабство превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Об этом и поговорим.

Труд рабов в имении землевладельца.

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли, которым владел человек. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений – обширных земельных владений – в разных частях Италии.

В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того, чтобы имение приносило доход, в нем должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, и стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15 – 20 рабов.


Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить, все ли в порядке, и отдохнуть от суетливой городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В теплую погоду – на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой – в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили веревки.

Рабы в доме богатых римлян.

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год. Короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года.

Поэтому хозяева принуждали невольников к работе суровыми наказаниями. За малейшую провинность рабов били и секли. Самых непокорных отправляли в каменоломни. А если оставляли в имении – заковывали в кандалы.


Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов. Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришел обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог.

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Гладиаторы на арене амфитеатра.

Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали гладиа́торами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.

В самом Риме и в провинциях строили амфитеа́тры – специальные сооружения для гладиаторских боев. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника.




Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали кверху большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет – опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.

А теперь давайте повторим, все то, что мы сегодня узнали.

· Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.

· Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.

· Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжелым.

· Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.

· Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публики.

Читайте также: