Как самолеты сбрасывают топливо перед посадкой

Обновлено: 05.10.2024

Иногда прямо из иллюминатора можно наблюдать такую картину: сброс топлива во время полета.

Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?

посадку. То есть происходит это не регулярно, а лишь изредка при экстренной необходимости. Да и не на всех лайнерах в принципе есть система сброса.

Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.

Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.д. Тогда не остается ничего другого, как сбросить лишний керосин. Либо наматывать круги над аэропортом, сжигая топливо, если нет системы экстренного сброса.

Почему самолет должен быть легче при посадке?

Для каждого самолета рассчитывается своя предельно допустимая норма массы, чтобы он мог безопасно взлететь и приземлиться. Перегруз грозит критической поломкой конструкций шасси и тормозной системы, вплоть до катастрофы с пожаром гибелью всех на борту.

Максимальная посадочная масса меньше, чем взлетная по той простой причине, что при посадке нагрузка на шасси и тормоза гораздо выше, чем при взлете. Тренированный человек может проверить это на себе: подпрыгивать вверх с очень тяжелым рюкзаком за плечами будет легче для ног, чем спрыгивать с высоты вниз с тем же весом.

В принципе, в современных лайнерах конструкции рассчитаны выдержать экстренную посадку с перегрузом. Но пилоты идут на такое лишь в крайних случаях, когда необходимость срочной посадки перевешивает все прочие возможности.

Опасность еще и в том, что перегруженному самолету может не хватить длины полосы для торможения.

В любом случае, даже благополучная посадка с перегрузом не проходит даром для конструкций. После специального техосмотра самолет могут списать.

Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?

Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.

Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.

Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k

Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.

Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.

Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?

посмотреть в Instagram

Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.

В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.


Каждый хотя бы раз слышал о том, что самолеты во время полета по тем или иным причинам могут осуществлять сброс топлива. Несложно догадаться даже без специальных знаний, что любой подобный сброс – это чрезвычайная, вынужденная мера. Однако, легче от осознания этого не становится.

Что случается с керосином? Действительно ли он имеет все шансы упасть людям на головы?

Процедура сброса используется крайне редко. /Фото: vecer.com.

В пассажирском лайнере Боинг-747 емкость топливных баков составляет 198.3 тонны горючего. При этом за один час полета самолет потребляет не менее 10.5 тонн топлива. Специфика конструкции любого самолета такова, что на взлете его масса должна быть больше, чем в момент посадки. Иными словами, допустимая взлетная масса любого летательного аппарата всегда выше, чем допустимая посадочная масса.

Делается сброс только при экстренной посадке в случае ЧП на борту. /Фото: delawareonline.com.

Само собой, случается всякое, и самолету может потребоваться экстренная посадка по причине технической неисправности или проблем со здоровьем кого-то из находящихся на борту.

В этот момент может оказаться, что масса летательного аппарата все еще не достигла допустимого посадочного значения. Ее несоблюдение приведет к катастрофе в момент приземления. Данная проблема решается в чрезвычайном порядке при помощи сброса горючего. Предварительно пилоты сообщают в диспетчерскую о координатах, высоте и факте сброса. В редких случаях их могут это запретить, заставив выйти на безопасный участок или высоту.

Само топливо сбрасывается через специальное сопло, которое рассеивает его в мельчайшие капли. Сброс топлива разрешен только в специально отведенных для этого местах. Чтобы минимизировать попадение на жилые районы, также мы не должны навредить людям, находящимся на земле.


Авиационный керосин – это крайне летучее и очень легкое топливо, которое достаточно быстро испаряется, особенно будучи распыленным в воздухе. Чаще всего горючее просто не долетает до земли, равномерно распыляясь и испаряясь в воздухе. Само собой бесследно керосин не исчезает.

Его пары еще долго будут летать по небу, пока окончательно не осядут или не выпадут с дождем или снегом на землю в крайне низкой концентрации. В редких случаях сброс керосина становится причиной образования кратковременного смога.

Очень редко керосин становится причиной смога. /Фото: baigenews.kz.

Очень редко керосин становится причиной смога. /Фото: baigenews.kz.

Современные самолеты в отличии от своих предшественников оборудованы системой экстренной посадки при избыточном весе, что дает пилотам возможность не производить экстренный сброс лишнего топлива. После такой посадки самолет проходит тщательную проверку, чтобы устранить возникшие неполадки и убедиться в том, что самолет полностью исправен и готов к полету.

Бывают и экстренные ситуации, когда топливо могут сбрасывать в населённых пунктах, так 15 января 2020 сброс авиатоплива был совершен экипажем пассажирского самолета американской авиакомпании Delta Air Lines во время экстренной посадки в Международном аэропорту Лос-Анджелеса. 26 человек, включая 17 детей, "незначительно пострадали" об этом информировала пожарная служба округа Лос-Анджелес.

Материалы по теме

У всякого мало-мальски интересующегося человека возникает закономерный вопрос: почему при всем развитии авиационной техники в пассажирских самолетах нет никаких систем спасения, катапультирования или хотя бы банальных парашютов?

В 1989 году в небе над штатом Айова развернулась героическая битва экипажа лайнера DC-10 за жизнь пассажиров: пилоты все-таки сумели довести до земли поврежденный самолет.

Почему приобретенные в зимние месяцы в супермаркете помидоры отечественного и не только производства могут оказаться на вкус как трава, а красивейший редис странным образом горчит во рту и провоцирует тошноту? Пытаясь разнообразить свой рацион полезными, как нам кажется, овощами, мы можем оказать себе дурную услугу в зимние месяцы. Настало время разобраться, какие продукты на полках супермаркетов зимой являются наверняка напичканными химикатами.

А вот ещё:

Земмельвейс: учёный первооткрыватель, ставший объектом травли


Молодой ординатор спас тысячи жизней, но против него ополчились коллеги. Как и Земмельвейс, другие учёные-первооткрыватели не раз становились жертвами травли.

Грязь, мертвецы и врачи-убийцы

В 1846 году молодой венгерский врач-акушер устроился в крупнейшую больницу Вены. Клиника ежегодно принимала 6−8 тыс. рожениц и имела два родильных отделения. В одном работали повитухи, а в другом — врачи и студенты. И в последнем смертность была гораздо выше. Земмельвейс понял, что едва ли дело в миазмах, ведь воздух в соседних зданиях один и тот же! Он стал изучать условия работы с пациентками и начал подозревать, что дело в самих докторах. Сегодня подобное немыслимо, но тогда врачи и студенты шли принимать роды прямо из морга, где препарировали трупы — в лучшем случае они мыли руки с мылом, а часто просто вытирали перепачканные в крови ладони какой-нибудь тряпкой.

И. Ф. Земмельвейс. Источник: Die Welt

Венская клиника, в которой работал Земмельвейс. Источник: Bayerischer Rundfunk

Хлорка, чудо и неповторимая твердолобость

Хлорка мгновенно победила горячку. В 1846 г. смертность в родильном отделении достигала в иные месяцы 18%, а в 1847 г. (после введения мытья рук) составила в среднем 3,1%, в 1848 г. — 1,3%. Это был впечатляющий прорыв в медицине! Некоторые знакомые доктора последовали за Земмельвейсом, а роженицы стали буквально выстраиваться в очереди в венскую клинику.

Хлорка справляется с уничтожением болезнетворных бактерий лучше, чем мыло

Пришлось Земмельвейсу вернуться в Пешт и устроиться в больницу св. Рохуса для бедных. Он вложил все силы и собственные средства в попытки убедить медицинское сообщество в своей правоте — делал доклады, издал в 1861 г. монографию о профилактике родильной горячки и писал открытые и личные письма. Но без толку. Его называли мошенником и буйным спекулянтом, отвергающим общепринятую теорию происхождения болезни.

В 1865 г. отчаявшийся Земмельвейс начал терять рассудок. Почти двадцать лет роженицы продолжали умирать из-за поразительной глупости врачей, которые запросто могли бы этого избежать! А над тем, кто нашёл спасительное средство, лишь издевались! Его поразила сильнейшая депрессия, и он оказался в психушке. Через пару недель несчастный Земмельвейс умер от сепсиса — как и его друг Колетшка, он порезался во время операции незадолго до отправки в психиатрическую больницу.

Земмельвейс и врачи в родильном отделении. Источник: Dygest

Статистика смертности отделения до и после введения хлорки. Источник: Wikimedia Commons

Психологические проблемы науки

Открытое письмо И. Ф. Земмельвейса профессорам-педиатрам, 1862. Источник: Wikimedia Commons

Так что не стоит так уж сильно полагаться на авторитеты в научных спорах. Важны лишь факты. История Земмельвейса — лучшее тому доказательство.

Многие знают, что во время полета может происходить сброс топлива с судна. Однако немногие осведомлены, для чего это делается и куда потом девается сброшенный керосин. Неужели он просто падает людям на головы? Сегодня рассказываем о причинах и нюансах этого процесса.

При каких условиях происходит сброс

Такая процедура выброса горючего используется крайне редко, но она все равно имеет место быть. Дело в том, что причина для ее выполнения одна — чрезвычайная ситуация на борту, требующая посадки судна.

Весь процесс связан со спецификой конструкции самого самолета. Существует простое правило, которое гласит, что при посадке лайнера его масса обязательно должна быть ниже, чем была при взлете. То есть к концу полета каждый самолет весит меньше, чем был в начале.

Вес судна в начале и в конце полета должен быть различный

Вес судна в начале и в конце полета должен быть различный

Для чего сбрасывают топливо

Этот прием используют только в том случае, если судну требуется экстренная посадка. Конечно, во время полета на борту может многое пойти не так, как планировалось, начиная с технических неисправностей и заканчивая резким ухудшением состояния здоровья одного из пассажиров.

Пилот всегда сообщает диспетчеру о процедуре сброса

Пилот всегда сообщает диспетчеру о процедуре сброса

В момент, когда нужно совершить приземление, может выясниться, что лайнер еще не использовал необходимый объем топлива, и для того чтобы снизить массу судна до посадочной нормы, пилот сбрасывает часть горючего. Если оставить его в баках, то посадка может превратиться в катастрофу.

Куда потом девается топливо

Керосин, который используют для авиасудов, представляет собой летучий и довольно легкий вид горючего, которое способно чрезвычайно быстро испаряться, особенно после распыления.

Частицы выбросов рано или поздно оседают на поверхность

Частицы выбросов рано или поздно оседают на поверхность

Естественно, сам по себе он никуда не исчезнет, но и на головы людей тоже не польется. Он еще будет пребывать некоторое время в воздухе, пока не выпадет на землю вместе с осадками или не осядет другим образом. Не переживайте, что пойдет керосиновый снег, ведь его концентрация будет очень низкой. Пилоты никогда не сбрасывают топливо над населенной местностью, так что оставьте страшные опасения позади.

Если вам интересно, зачем на самолетах рисуют белые спирали, то посмотрите видео.

Как выглядит процесс сброса из окна иллюминатора (ФОТО, ВИДЕО). Как часто и с какой целью это делается? Может ли топливо при сбросе попасть в двигатели и привести к их возгоранию? Куда дальше девается керосин, правда ли он буквально льется нам на голову? Чего нужно опасаться?

Фото Зачем самолеты сбрасывают топливо в полете? Достигает ли керосин земли?

Иногда прямо из иллюминатора можно наблюдать такую картину: сброс топлива во время полета.


Shutterstock

Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?

Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.

Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.д. Тогда не остается ничего другого, как сбросить лишний керосин. Либо наматывать круги над аэропортом, сжигая топливо, если нет системы экстренного сброса.

Почему самолет должен быть легче при посадке?

Для каждого самолета рассчитывается своя предельно допустимая норма массы, чтобы он мог безопасно взлететь и приземлиться. Перегруз грозит критической поломкой конструкций шасси и тормозной системы, вплоть до катастрофы с пожаром и гибелью всех на борту.

Максимальная посадочная масса меньше, чем взлетная по той простой причине, что при посадке нагрузка на шасси и тормоза гораздо выше, чем при взлете. Тренированный человек может проверить это на себе: подпрыгивать вверх с очень тяжелым рюкзаком за плечами будет легче для ног, чем спрыгивать с высоты вниз с тем же весом.


Shutterstock

В принципе, в современных лайнерах конструкции рассчитаны выдержать экстренную посадку с перегрузом. Но пилоты идут на такое лишь в крайних случаях, когда необходимость срочной посадки перевешивает все прочие возможности.

Опасность еще и в том, что перегруженному самолету может не хватить длины полосы для торможения.


Shutterstock

В любом случае, даже благополучная посадка с перегрузом не проходит даром для конструкций. После специального техосмотра самолет могут списать.

Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?

Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.

Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.


Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k

Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.

Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.

Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?

Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.

В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.

Мало кто знает, однако самолеты периодически осуществляют сброс топлива прямо во время полета. Узнав такую особенность эксплуатации летающих машин, каждый человек задастся по меньшей мере двумя вопросами. Первый – достигает ли керосин поверхности земли, будучи сброшенным из баков прямо в небе. Второй – зачем вообще самолетам приходится сбрасывать драгоценное горючее. Постараемся ответить на оба этих вопроса.

Для чего вообще сбрасывать керосин

Все дело в том, что максимальная взлётная масса любого самолета всегда выше, чем максимальная посадочная. Ничего странного в этом на самом деле нет, ведь помимо самого самолета в параметр массы добавляются пассажиры, грузы и, конечно же, топливо. Большинство пассажирских лайнеров, отправляясь в небо, весит на порядок больше, чем должно весить в момент посадки. Необходимая масса теряется в полете не за счет выброшенных за борт пассажиров, а за счет сгоревшего керосина.

Маршрут самолета составляется таким образом, чтобы при максимальной загрузке во время полета успело сгореть достаточно топлива, и масса самолета пришла в норму перед посадкой. Само собой в жизни бывает всякое: проблемы в аэропортах, поломки в самолетах, резкое изменение погоды и прочие происшествия. В любой из этих (и многих других) ситуациях лайнер может быть вынужден сойти с ранее запланированного маршрута и садиться на землю раньше. Соответственно, в такой ситуации его масса не успевает достичь посадочных значений и в этой ситуации команда принимает решение о сбросе горючего.

Насколько безопасен сброс керосина

Керосин является исключительным горючим. Энергетическая отдача, которая получается в двигателе в результате сгорания керосина, в десятки раз превышает отдачу в любых других альтернативных двигателях. При этом керосин достаточно сильно отличается от бензина. В первую очередь тем, что намного хуже испаряется. Сброс керосина в небе позволяет испарить часть топлива, однако с достаточно большой долей вероятности что-то все-таки долетит до земли.

Именно по этой причине летчики стараются сбрасывать керосин на как можно большей высоте. В такой случае облако керосина распадается на мелкие капли, что позволяет свести урон окружающей среде фактически к нулю.

Куда важнее то, что сброс керосина – это все-таки мера чрезвычайная. Прежде чем пойти на такой шаг, пилоты обязаны связаться с диспетчерской и запросить разрешение. Делается это не столько из заботы об окружающей среде, сколько из вопросов безопасности. Дело в том, что керосиновое облако будет находиться в небе некоторое время, и диспетчеры должны убедиться, что в него не попадут другие самолеты. В противном случае может произойти крушение машины.

Важно и то, что далеко не все самолеты оборудованы системой сброса керосина прямо в полете. В такой ситуации самолет будет наматывать круги вокруг аэропорта, чтобы сжечь топливо и выровнять массу борта до нужного параметра. Более того, если даже самолет оборудован такой системой и ему в данный момент ничего не угрожает, то скорее всего диспетчеры не дадут разрешения на экстренный сброс и отправят самолет кружить.

Читайте также: