Как сделать лишайник своими руками на урок биологии

Обновлено: 05.10.2024

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
  • Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
  • Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.

Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение эстетически воспринимать объекты природы
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
  • Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Учитель:

Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?

- Давайте попробуем разобраться?

- А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)

Запись в рабочие листы, на доску.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )

III. Первичное ознакомление

1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)

- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)

Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества

В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз

Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)

Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)

Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.

– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)

Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)

3. Обращение к доске.

Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)

Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.

Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)

Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.

4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?

Заполнение схемы №4 в рабочих листах.

1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. слайд №16. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Отработка изученного

Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)

V. Контроль знаний

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник имеет стебель с листьями.

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

Лишайники - удивительные особи.

Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.

Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?

Осенняя декорация на Хэллоуин: тыквы и п 19.10.2017 --> Смотрели: 9 (1) подушки Апельсин и Лайм 22.05.2017 --> Смотрели: 277 (0) Мастер класс- цветы из бумаги для скрапб 28.03.2017 --> Смотрели: 21 (2) Красивый петух символ года (Как сделать 21.12.2016 --> Смотрели: 12 (0) как сушить цитрусовые для декора 16.12.2016 --> Смотрели: 6 (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 17.03.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 7748

image (700x466, 329Kb)

Как сделать мох своими руками.

Автор пишет: Сейчас, я покажу вам, как сделать вот такой замечательный мох.
Для работы вам понадобится:
-Губка, самая простая, двухсторонняя. Нам нужна именно жесткая сторона губки.
-Акриловые краски.
-Спички или зубочистки.
-Клей момент, обязательно прозрачный.


Отрываем жесткую часть губки, я выбрала зеленую,чтоб в случае не прокраски не была заметна разница. Рвем губку на маленькие части, если вам нужно покрыть мхом большой участок поверхности, то можно использовать кусочки и покрупнее.

Добавляем к нашей мочалке акриловую краску и перемешиваем массу спичками (зубочистками)

Тщательно перемешиваем, чтоб мочалка полностью окрасилась.

Получившуюся массу приклеиваем клеем момент. Если у вас клей быстро сохнущий его лучше наносить на подставку, и только потом сверху приклеивать мох. Если клей сохнущий 24 часа, то его можно смешать с массой и не спеша распределять по подставке.Ещё раз напоминаю, что клей должен быть ПРОЗРАЧНЫМ.

Приклеиваем кусочками.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КУСТИСТЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ НАКИПНЫЕ

hello_html_m4f36f7ba.jpg

hello_html_597b4ca7.jpg

hello_html_2ab156d2.jpg

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 976 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2016 842
  • DOCX 650.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Из урока вы узнаете о необычных представителях растительного мира – лишайниках. О том, что тело лишайника представлено симбиотической ассоциацией грибов и микроскопических зелёных водорослей. В данном уроке приводится понятие слоевища.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лишайники"

Лишайники ─ это группа симбиотических организмов. Что это значит?

Слоевище состоит из множества переплетенных грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены одноклеточные зелёные водоросли. Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли.

Лишайники способны поглощать воду как из субстрата (то есть из своего места обитания), так и из воздуха всем телом, светолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха.

И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.

Гриб от водоросли получает питательные вещества, в основном глюкозу, производимые водорослью в результате фотосинтеза, а также азотсодержащие вещества. А водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Также гриб создаёт водоросли благоприятный микроклимат. Он защищает её от высыхания, закрывая от ультрафиолетового излучения солнца. Обеспечивает жизнь на кислых субстратах, смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов.

Если отделить водоросль от гриба, то она спокойно может существовать и без гриба, а вот гриб без водоросли существовать не может.

Лишайники довольно разнообразны. Их тела окрашены в различные цвета в зависимости от того, какие пигменты в них находятся: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, оранжевого, зелёного, синего, серого, чёрного.

По внешнему виду различают лишайники накипные, листоватые и кустистые.

К накипным относится лишайник ― бацидия. Тело его обычно красновато-коричневого цвета. Он встречается в лесной зоне, на юге в горах, нередко в степях и полупустынях, но заходит также и в Арктику.

Накипные лишайники могут жить на камнях, крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах.

Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и окраски, они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.

Листоватые лишайники разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается золотисто-жёлтая ксантория настенная.

Листоватый лишайник пармелия обладает лекарственными свойствами. Этот лишайник широко используют в народной медицине степные жители.

Отвар из пармелии обладает антисептическим, бактерицидным, ранозаживляющим и кровоостанавливающим эффектом.

Тела кустистых лишайников образуют множество округлых или плоских веточек. Слоевище этой формы характеризуются верхушечным ростом. В них водоросли могут максимально использовать свет. Такие лишайники могут расти как на земле, так и свисать с деревьев, скал.

Интересным представителем кустистых лишайников является лишайник-бородач. Его тело, как борода свисает со старых ветвей до самой земли, обычно в тёмном еловом лесу.

К кустистым лишайникам относят и ягель (олений мох), которым питается северный олень. Он широко распространен в тундре. Как и другие лишайники, ягель растёт очень медленно ─ 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

Продолжительность жизни всех лишайников от 50 до 100 лет. А возраст некоторых, например ризокарпона географического, может достигать более 4000 лет.

Лишайники достаточно неприхотливые организмы. Это позволяет им поселятся на голых, бесплодных скалах и камнях, на крышах домов и других местах где, казалось бы, жизнь невозможна.

Не имея корней, они довольно крепко прикрепляются к субстрату особыми выростами, похожими на корни, расположенными на нижней стороне слоевища. Однако в отличие от корней высших растений они служат лишь для прикрепления.

В пустынях и полупустынях встречаются лишайники, имеющие форму шариков (напр., аспицилия), они легко переносятся ветром на большие расстояния, отчего их часто называют кочующими.

Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, они обрели силы, которые помогли закончить трудный путь.

Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это аспицилия съедобная, или манна лишайниковая.

Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно в городах) определяют чистоту воздуха.

При загрязнении атмосферы сначала вымирают кустистые, потом листоватые, а затем и накипные лишайники. Изучите лишайники, которые произрастают в вашей местности и сделайте вывод о чистоте воздуха.

Однако лишайники спокойно переживают неблагоприятные климатические условия. Они настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например в Арктике и Антарктике. Живым организмам здесь приходится жить при очень низких температурах. Осадки выпадают всегда в виде снега, а лишайник не может поглощать воду в такой форме.

Но его выручает чёрная окраска слоевища. Тёмная поверхность тела лишайника, благодаря высокой солнечной радиации, быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попав на нагретое слоевище, тает. Лишайник сразу впитывает появившуюся влагу, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя быстро оживают вновь. Всей поверхностью своего тела они впитывают влагу дождей и туманов.

Лишайники, как и любые другие живые организмы, размножаются. Размножение их происходит, главным образом, кусочками слоевища.

А также особыми группами клеток гриба и водоросли. Группы клеток образуются внутри тела лишайника, которое затем под давлением разрывается, и клетки разносятся ветром и дождевыми потоками.

В природе лишайники играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, они медленно разрушают горные породы.

Скопившаяся на них пыль и песчинки создают тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Мхи и травы, разрастаясь, затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники исчезают со временем с этого места.

Среди лишайников почти нет ядовитых видов. Поэтому практическое значение их довольно велико. Многие виды лишайников используют в медицине благодаря высокому содержанию усниновой кислоты, которая способна убивать вирусы и бактерии. Благодаря этим свойствам лишайники используются в косметике, стоматологии и других областях медицины.

Препараты исландского лишайника обладают антибактериальными свойствами. Их используют при лечении инфицированных ран и ожогов. Из этого лишайника готовят отвары для лечения простуды и диареи.

Читайте также: