Как составить фенологический календарь вредителей

Обновлено: 05.10.2024

Пора ли открывать розы после зимы? Можно ли обрезать кустарники? Когда высаживать рассаду цветов? Опытные садоводы, услышав эти вопросы, снисходительно улыбнутся – за долгие годы практики они научились понимать язык природы и распознавать ее сигналы. Но как быть тем, кто только начинает садоводческую карьеру? У них есть хороший помощник – фенология. Что изучает эта наука и как влияет на расписание садовых работ – расскажем в статье.

Мы определяем времена года по астрономическому календарю, а природа – по погоде

Что такое фенология и фенологические сезоны?

Фенология изучает сезонные изменения природы во взаимосвязи с жизненными циклами растений и животных. Из огромного количества наблюдений ученые выделяют наиболее устойчивые и приметные природные явления, по которым определяют наступление того или иного сезона.

В европейской части России к таким приметам (феноиндикаторам) относят зеленение березы, цветение черемухи, яблони, черной смородины, появление первых одуванчиков, колошение ржи, первые холодные росы и т. п.

Это те самые сигналы природы, по которым можно определить, насколько прогрелась почва, стоит ли ожидать возвратных заморозков, когда появятся те или иные насекомые и многое другое.

Зеленение березы – один из важнейших маркеров весеннего сезона

Фенологические сезоны не совпадают с астрономическим календарем. Даже в одной и той же местности временной разброс природных явлений-маркеров может быть довольно большой. Например, были случаи, когда черемуха, обычно цветущая в средней полосе России в середине мая, расцветала в конце апреля или в начале июня.

Фенологи делят весну, лето и осень на 9 сезонов (по 3 в каждом времени года) – вместе с зимой их получается 10. Каждый фенологический сезон начинается с типичного и очень заметного проявления развития в растительном мире (мы приводим их в таблице).

Ориентируясь на природные индикаторы, фенологи прослеживают их взаимосвязь с другими биологическими процессами. Это помогает садоводам и огородникам более точно рассчитывать графики посева и посадки растений, определять, когда пора обрезать деревья или когда следует ожидать нашествия тех или иных вредителей.

Цветущие пионы – классический феноиндикатор начала лета

Фенологические индикаторы для декоративного сада

Наблюдая за окружающей природой, фиксируя, что происходит вокруг, можно достаточно точно составить календарь садовых работ . Предлагаем перечень наиболее заметных природных явлений, которые помогут вам ухаживать за садом.

  • Когда цветут ирисы, можно высаживать рассаду цветов.
  • Появление розового бутона на яблонях совпадает по времени с отрождением личинок многих сосущих и листогрызущих насекомых-вредителей. В этот период нужно опрыскивать фруктовые и декоративные сады инсектицидами.
  • Одновременно с окрашиванием бутонов магнолии в розовый цвет отрождаются личинки еловых паутинных клещей. Обработав препаратом против клещей туи, ели, можжевельник, вы пресечете распространение этого опасного вредителя.

Если вы опытный садовод, возможно, у вас тоже есть похожие приметы, которыми вы руководствуетесь, планируя работы в саду. Если нет – воспользуйтесь нашими советами. Главное преимущество фенологического календаря в том, что он работает независимо от климата и от того, рано или поздно в этом году наступила весна.

Понравилась статья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

Наблюдение за сезонными изменениями фенологи производят на основе заметных природных явлений, например, зеленение берёзы, цветение черемухи, осенняя раскраска листьев — такие явления называются феноиндикаторами. Они характеризуют наступление той или иной фазы в сезонном развитии живой природы.

Для использования более формальных и универсальных показателей рассматривают величины среднесуточной температуры воздуха (существенно определяющие природные явления). Так, устойчивый переход к среднесуточной температуре выше нуля по Цельсию считают климатическим наступлением весны, выше 15 градусов — наступлением лета.

Рассматривая более узкие переходы показателей температуры, через 5 градусов Цельсия, в каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.

Фазы по наиболее характерным явлениям имеют названия, закрепленные в народных календарях.

Сезоны в фенологии соответствуют временам года с той разницей, что начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.

Фенологические фазы

Весна


Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.

Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.


Летний сезон делится на три подсезона.

1-й подсезон (начало лета) начинается с зацветания шиповника. Этому сопутствуют и другие явления: цветение калины и чубушника в садах, цветение ржи, василька и льнянки в поле, на воде — кувшинки белой. Воздух прогревается и становится всё теплее, стоят самые длинные в году дни. К этому времени прогревается вода в больших водоёмах — озёрах и водохранилищах.

2-й подсезон (полное лето) — основной летний подсезон начинается с зацветания липы мелколистной (в Центральной России обычно между 5 и 15 июля, но в больших городах это происходит раньше, что обязательно следует учитывать). Попутными указателями могут служить созревание красной и чёрной смородины, садовой земляники (лесная опережает её, начиная краснеть вскоре после расцвета шиповника), а в лесу — черники. Стихают соловьи, умолкают кукушки (по народным приметам их слышно до Петрова дня), на выгонах и городских газонах голубеет цикорий и желтеет уже кое-где пижма. Появляется масса кузнечиков.

3-й подсезон (спад лета). В этом подсезоне в лесу начинает попадаться спелая брусника. Уже заметно удлинились ночи, на заре выпадают холодные росы. Постепенно начинает охлаждаться вода. В этот же период успевает подрасти отава (трава, срезанная во время сенокоса).

Осень


Осень на европейской территории страны длится чуть больше трёх месяцев, распадаясь условно на три подсезона.

1-й подсезон (начало осени) — начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября (но иногда, в тёплые и влажные осени, и в начале октября). В лесах появляются опёнки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего слоя.

2-й подсезон (золотая осень). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса, в южные области улетают стаи перелётных птиц, даже грачи и скворцы, кочующие по окрайкам полей и обочинам дорог, готовятся к отлёту.

С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю). Становится всё холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности.

3-й подсезон (предзимье). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. Этот подсезон начинается от первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.


Этот сезон фенологи условно делят на три подсезона — первозимье, коренную зиму и перелом зимы. В это время растения находятся в глубоком покое, из всего многообразия пернатых остаются у нас лишь немногие, хорошо приспособленные к зимним тяготам и лишениям. Только не впадающие в спячку звери оживляют безмолвие зимнего леса. В целом сезон обычно длится с конца ноября до второй половины марта.

Взаимосвязь природных явлений

Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от географического положения местности и от ландшафта. Все фенологические фазы взаимосвязаны и наступают через определенные временные промежутки. Так, например, весеннее сокодвижение начинается раньше всего у остролистного клёна, а берёза (начало сокодвижения в ней, характеризующееся набуханием почек, является приметой для рыболовов, сигнализируя об активизации язя) отстает от него на две недели (средний срок — 8 апреля).

Наконец, всё вокруг украшается золотистыми россыпями одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов. Для агрономов и фенологов это очень важная дата, по наступлению которой они судят, каким сложится предстоящий сельскохозяйственный сезон. По специальному уравнению регрессии, которое приводится в книге А. Стрижева, специалисты рассчитывают количество общего тепла в периоде активной вегетации растений.

Фазы развития различных растений наступают поочередно, через определенные сроки. Так, например, верно зафиксировав дату зацветания орешника (которое почти совпадает с появлением мать-и-мачехи и зацветанием серой ольхи), можно узнать, когда приблизительно наступят остальные фенофазы. Берёза, к примеру, распускает листья на восемнадцатый день после цветения орешника и за пять дней до начала цветения одуванчика (то есть перехода средней суточной температуры через отметку 10 градусов).

Следующая знаменательная фенофаза — цветение черемухи. Она тоже наступит в положенное время, а именно — на двадцать восьмой день после начала цветения орешника, или через 10 дней после того, как зазеленела берёза.

Существует и ещё одна зависимость: чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается июль-сентябрь (вторая половина лета и начало осени). Примерно к 20 мая к цветущим вишням присоединяются яблони, а уже через два дня после них зацветает лиловая (обычная) сирень. В это же время в лесах зацветает дуб и появляется ландыш, а на лугах — красный клевер. Начинает плодоносить рябина.

Июнь начинает лето в календаре, а в живой природе лето начинают зацветающие шиповник и калина. Как только температура воздуха за сутки приблизится к 15 градусам, почти одновременно зацветут ромашки-нивяники, фиалки, луговые герани, василёк полевой, колокольчики. К этому времени в цветниках пышно распускаются розы.

Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето.

Слайд 3. Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.

Слайд 4. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.

Слайд 5. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре?

Когда зацветёт серая ольха установится весна.

Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года.

Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.

Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.

Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календаре можно организовать с детьми посев разных культур:

•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;

•зацветает вишня — можно сеять укроп;

•появились на дубе листья — можно сажать горох;

•в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;

Слайд 8. С детьми старшего дошкольного возраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки:

Так, весенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.

• Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени.

• Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.

Слайд 9. Летний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни.

• Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.

• Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода.

Слайд 10. Осенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым.

• Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.

• Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.

Сайд 11. Зимний сезон состоит из трех подсезонов:

• Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова.

• Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля.

• Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.

Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.

Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей - необходимое условие экологического образования дошкольников.

Цель курсовой работы:
Приобрести теоретические знания по интегрированной защите сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорных растений; научить студентов грамотно спланировать и разработать систему агротехнических, биологических и химических мероприятий против вредителей, болезней и сорных растений сельскохозяйственных культур.
Задачи курсовой работы:
1. Написать литературный обзор по теме курсовой работы.
2. Изучить и описать биологию и экологию вредных объектов.
3. Составить план защитных мероприятий сельскохозяйственной культуры.

Оглавление

Введение___________________________________3
Раздел 1. Обзор литературы._______________________5
1.1.Современное состояние защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений.____________5
1.2.Пути совершенствования химического метода с целью оздоровления экологической обстановки._______8
Раздел 2. Почвенно-климатическая характеристика.____9
Раздел 3. Вредные объекты защищаемой культуры.____13
3.1. Биологические и ботанические особенности озимой ржи.____________________________________13
3.2. Биология, экология и вредоносность пшеничного трипса._____________________________16
3.3. Биология патогена и вредоносность болезни септориоз._____________________________________19
3.4. Биология, вредоносность и ботанические особенности ярутки полевой.
Раздел 4. Система защитных мероприятий.__________21
4.1. Агротехнические и биологические мероприятия.___________________________________21
4.2. Химические мероприятия.______________34
4.2.1. Физико-химическая, санитарно- гигиеническая, токсикологическая характеристика пестицидов.____________________________________34
4.2.2. Потребность в пестицидах, технике, рабочей силе и средствах индивидуальной защиты.__43
4.2.3. Составление сводного плана мероприятий по борьбе с вредными объектами.____________46
Раздел 5. Техника безопасности и охрана окружающей среды при хранении, транспортировке и применении планируемых препаратов.________________________47

Список используемой литературы._____________49

Файлы: 1 файл

защита курсовик.docx

Для хорошего роста яровой пшеницы необходима определенная сумма активных температур за период вегетации, равная 1420-1790 0 С.

В зависимости от почвенно-географической зоны и погодных условий года в Алтайском крае у раннеспелых сортов вегетационный период составляет от 75 до 85 дней, у среднеспелых -от 85 до 105, у позднеспелых - от 105 до 117 дней.

Пшеница требовательна к наличию в почве легкодоступных питательных веществ, что объясняется сравнительно коротким периодом активного потребления питательных веществ и пониженной усваивающей способностью корневой системы. Наиболее высокие требования к плодородию, чистоте и структуре почвы предъявляет твердая пшеница, которая лучше удается на почвах черноземных и каштановых; для мягкой пшеницы особенно благоприятны все виды черноземов, каштановые, средне- и слабоподзолистые почвы. На дерново-подзолистых почвах необходимо вносить известь, органические и минеральные удобрения. Большое влияние на урожайность пшеницы оказывают условия рельефа. Пониженные заболоченные места для нее также неблагоприятны. Пшеница не выносит кислых почв. Высокие урожаи яровой пшеницы могут быть получены в условиях нейтральной или слабокислой реакции (рНсол = 6,0-7,5). Пшеница в начальный период роста сильно угнетается сорными растениями, поэтому большое значение имеет посев ее на чистых от сорняков полях. На легких почвах она хорошо удается в более увлажненных районах. К засолению почвы мягкая пшеница менее чувствительна, чем твердая. В целом мягкую пшеницу можно охарактеризовать как более пластичную культуру.

Одним из основных факторов, определяющих величину урожая, является сорт. Рациональное сочетание сортов, различающихся по вегетационному периоду, позволяет более эффективно использовать климатические и материальные ресурсы, получать более стабильные урожаи по годам. У яровой пшеницы выделяют сорта с разным типом засухоустойчивости. Раннеспелые сорта лучше переносят позднюю засуху, а более позднеспелые - лучше переносят раннюю засуху. Поэтому в засушливой степи на Алтае, где более длинный безморозный период и чаще наблюдается ранний тип засухи, предпочтительнее сочетать среднепоздние и среднеспелые сорта в соотношении по площадям посева 1,5:1. В умеренно засушливой степи и лесостепи Приобья эти же сорта в соотношении 1:1,5, а в лесостепи предгорий Салаира и Алтая среднеранние и среднеспелые - в соотношении 2,3:1. В степных районах сорта с растянутым периодом всходов - колошения более эффективно используют летние осадки, а в предгорье среднеранние сорта созревают быстрее в более теплый период начала августа и дают более качественное зерно. Сочетание разных по вегетации сортов позволяет провести посев и уборку в оптимально сжатые сроки.

При использовании различных сортов необходимо иметь информацию о том, насколько данный сорт пластичен или же, наоборот, является более интенсивным. В условиях Алтая собственно интенсивные сорта пшеницы не нашли широкого распространения, так как, являясь короткостебельными, они менее засухоустойчивы из-за слабого развития первичной корневой системы, тогда как вторичная корневая система у них, наоборот, развита очень хорошо, что повышает их устойчивость к полеганию. Но в засушливых условиях эти сорта не имеют возможности проявить свой высокий потенциал и уступают сортам полуинтенсивного типа, более пластичным, с высотой не менее 80 см, хорошо облиственным.

Более пластичные сорта можно выращивать по менее выгодному фону, они при этом меньше снижают урожайность, а более интенсивные - с использованием приемов интенсификации, по пару, что позволит получать более высокие прибавки урожая.

3.2. Описать биологию вредителя. Составить фенологический календарь развития вредителя на фоне фаз развития защищаемой культуры по форме, приведённой в таблице №1. Указать зимующую стадию и место зимовки, вредящую стадию и период вреда, характер повреждения защищаемой культуры.

Таблица № 1

Фенологический календарь развития клопа вредная черепашка

Условные обозначения фенологии развития насекомых:

(+) взрослое насекомое (зимующая фаза);

КЛОП ВРЕДНАЯ ЧЕРЕПАШКА - Eurygaster integriceps Put.

Систематическое положение - отряд полужесткокрылые, или клопы – Hemiptera, семейство щитники-черепашки - Scutelleridae.

Распространена в Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Поволжском, отчасти в Уральском и Западно-Сибирском регионах. Наибольший вред наносит в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Нижнем Поволжье. Одни из наиболее серьезных вредителей зерновых культур.

Клоп-черепашка имеет широкоовальное выпуклое тело длиной 9-13 мм, шириной 6-8 мм, большая часть которого прикрыта мощно развитым овальным щитком; окраска желтовато- или коричневато-серая с мраморным рисунком из мелких черных точек и черточек, иногда темно-бурая до черной; голова маленькая, треугольная, незаостренная, до основания глаз вытянута под выпуклый щиток переднеспинки; края переднеспинки выпуклые, округленные. Яйцо длиной 1,0-1,2 мм, шаровидное. Свежеотложеные яйца зеленого цвета с желтоватым оттенком. Через 5-6 дней на оболочке яйца проявляется рисунок в виде маленького якоря; на 7-9-й день завершается формирование личинки, и яйцо приобретает розовый оттенок. Яйцекладки двурядные, обычно по 14 яиц. Личинки имагообразные, имею 5 возрастов. Сначала они полушаровидной формы, светло-зеленые, но по мере роста темнеют, а форма тела удлиняется. Характерным признаком для личинок 2-3-го возрастов являются светлое брюшко, но темная голова и грудь. У личинок 4-го возраста видны зачатки передних крыльев, а у личинок 5-го возраста хорошо заметны и задние крылья.

Генерация одногодичная. Зимуют имаго в лесах и лесополосах, садах под опавшей листвой. Весеннее оживление вредной черепашки происходит при прогревании подстилки до +12…+13°С, а воздуха до +8…+9°С (середина апреля). По мере повышения среднесуточных температур воздуха активность клопов возрастает, а массовый лет начинается после установления устойчивой теплой погоды. Клопы сначала заселяют озимые, затем перелетают на яровые зерновые; прокалывают стебель у основания стебля развивающихся побегов, поражая точку роста, зачаток колоса. Внешний признак повреждения – увядание центрального листа. Уколы на стеблях хорошо заметны по беловатому конусу. Поврежденные побеги прекращают рост и отмирают. После дополнительного питания и спаривания самки откладывают яйца на листья (преимущественно на нижнюю часть), стебли злаков, сорняки, реже на сухие части растений, остатки соломы и даже на комочки почвы (с середины мая). Плодовитость самки 35-40, до 100 яиц. Период откладки яиц - 40-50 дней. Признаком завершения яйцекладки является частое обнаружение кладок с числом яиц менее 14 и начало отмирания клопов; до созревания зерновых культур доживают лишь единичные экземпляры. Эмбриональное развитие определяется температурными условиями и длится 9-16 дней. Вышедшие из яиц личинки сначала держатся вместе, а через 3-4 дня расползаются и питаются соком стеблей, листьев, колосьев. Развитие личинки – 35-40 дней. Установлено, что завершают развитие только личинки, отродившиеся из ранних кладок. Личинки, отродившиеся из поздних кладок, не успевают развиться во взрослых насекомых и погибают на стерне. Кроме того, поздние яйцекладки активно заражаются паразитами – теленоминами. Начиная со второго возраста личинки вредной черепашки питаются главным образом на колосьях. Личинки, высасывая сок из различных частей колоса, вызывают полную или частичную белоколосость, пустоцветность, иногда деформацию колоса. После пятой линьки появляются молодые клопы (с середины июля).

Живой вес молодых клопов к концу предзимовочного питания увеличивается в полтора, иногда в два раза, достигая в среднем 130-145 мг. Средняя масса клопов является показателем их физиологического состояния. Высокий показатель (120-140 мг) свидетельствует о том, что гибель клопов в период зимовки будет в пределах 10-20%, а при низком (90-100 мг) основная часть популяции (70-80%) погибнет.

Выделяют два период вредоносности. Перезимовавшие клопы повреждают все надземные органы растений. Если повреждения нанесены в фазы кущения-трубкования, то стебли выше места укола многократно изгибаются, листья желтеют, колос не образуется. При уколе в основание колоса или какую-то его часть приостанавливается развитие зерновых и наблюдается полная или частичная белоколосость. Потери урожая при численности 1 клоп/м 2 в среднем составляют 0,4-0,5 ц/га. Наибольший ущерб причиняют личинки старших возрастов и молодые клопа, наносящие уколы в зерновки в период от молочной до полной спелости. Экспериментальным путем установлено, что одна личинка за период своего развития при благоприятных погодных условиях повреждает 50-100 зерен, а при неблагоприятных (дождливая, холодная погода или сильная засуха) – 33-35 зерен. Поврежденные зерновки щуплые, морщинистые, со следом укола в виде темной точки, окруженной светло-желтым ореолом. При питании клоп со слюной вводит в зерновку вместе со слюной чрезвычайно активные протеолитические ферменты, которые разрушают белковый и углеводный комплексы зерна, переводя их в растворимую форму, пригодную для всасывания; происходит разрушение клейковины. В результате сильно снижаются хлебопекарные качества зерна. Степень влияния поврежденных черепашкой зерен на снижение технологических качеств муки зависит от многих факторов: возраста личинок и размера поврежденной зоны, фазы развития зерновки на момент нанесения укола, погодных условий в период налива зерна, состояния посевов и т.д.

В динамике численности клопа-вредной черепашки периоды длительной (до 10 лет и более) депрессии чередуются с периодами значительного возрастания численности, продолжающимися 2-4 года. Увеличению численность благоприятствует 2-3-летний период с теплой сухой весной, сопровождающийся ранним дружным выходом перезимовавших клопов.

Меры защиты: размещение посевов зерновых по лучшим предшественникам (черный пар, горох, многолетние бобовые травы, кукуруза на силос); правильная и своевременная обработка почвы; использование высококачественного семенного материала; оптимальные сроки и способы посева; соблюдение нормы высева семян и глубины их заделки; использование раносозревающих и устойчивых сортов; внесение минеральных удобрений (ранневесенние подкормки озимой пшеницы азотными удобрениями); ранняя уборка пшеницы в оптимально ранние сроки (сильно заселенные участки скашивают в первую очередь, в фазе полной спелости предпочтительнее прямое комбайнирование); раннее лущение стерни вскоре после уборки урожая; очистка зерна от сорной примеси, щуплых (в том числе поврежденных вредной черепашкой), недоразвитых и битых зерен; опрыскивание посевов в фазы кущения-выхода в трубку против перезимовавших клопов и в фазы колошения-молочной спелости против личинок инсектицидами. Для предотвращения формирования резистентных популяций клопа-вредной черепашки необходимо чередование химических обработок препаратами из разных классов соединений. При численности клопов до 2 особей/ м 2 и зараженности яиц теленоминами следует воздержаться от химических обработок.

ЭПВ – в фазы кущения-выхода в трубку – 1-2 экз./м 2 (против перезимовавших клопов), в фазы колошения-цветения – 5-10 личинок/м 2 , в фазе молочной спелости – 5-6, а на посевах сильных и ценных пшениц – 1-2 личинки/м 2

3.3. Дать характеристику основной болезни защищаемой культуры. Указать возбудителя болезни, симптомы заболевания, зимующую стадию и место зимовки возбудителя, пути сохранения и распространения инфекции.

Септориоз пшеницы. Симптомы. Осенью на листьях пшеницы появляются мелкие серо-зеленые пятна, которые быстро увеличиваются в размере (рис. 80, 81). Постепенно их центр приобретает бледно-бурый цвет и покрывается мелкими черными точками. Ореол пятен желтый, более светлый около здоровой ткани. Сильно пораженные растения остаются слаборазвитыми, а их зерно мелкое и щуплое.

Возбудитель. Гриб Septoria tritici Rob. формирует хорошо развитый мицелий в межклетниках пораженных растений. Под эпидермисом образуются шаровидные, слегка приплюснутые, с удлиненной шейкой пикниды. Конидии 3-5-клеточные, нитевидные, прямые или изогнутые. На сухих листьях образуются перитеции сумчатой стадии гриба, известной как Mycosphaerella graminicola (Fuck.) Johans. & Magn.

Цикл развития. Возбудитель септориоза пшеницы зимует в пораженных растительных остатках озимых культур, при этом в мягкую зиму он развивается непрерывно. В летний период патоген развивается на растительных остатках и падалице, на которых образует пикниды.

Условия развития болезни. Заболевание сильно проявляется в условиях высокой воздушной влажности, продолжительной дождливой погоды и относительно высокой температуры воздуха (с оптимумом 20-22°С).

Меры борьбы. Соблюдение 2-3-летнего севооборота с пространственной изоляцией от прошлогодних посевов. Избегание раннего посева. Уничтожение растительных остатков и падалицы после уборки урожая соответствующей обработкой почвы.

Устойчивость к возбудителю болезни имеют сорта Садово 1, Садово супер, Чирпан, Тодора.

3.4. Дать характеристику сорного растения, указать его биологическую группу, ботанический класс. Указать степень засорённости данного поля.

Осот полевой, желтый — Sonchus arvensis L. — относится к семейству астровых. Распространен повсеместно, предпочитает осветленные, увлажненные места, плодородные аэрированные почвы. Наносит большой вред всем культурам. Экономический порог вредоносности —1. 3 шт. на 1 м 2 . Отличается высокой конкурентной способностью.

Корневая система мощная, ветвящаяся, в первый год углубляется в почву до 2 м. Стебель прямой, высотой 50. 150 см. Листья очередные, голые, перисто-вырезные. Цветки желтые, язычковые в корзинках.

Читайте также: