Как только сойдет снег в лесу набухают на березах смолистые душистые почки

Обновлено: 17.09.2024

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески.

Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой – и все березы покроются молодой густой свежей листвою.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. Березами обсаживались в старину большие проезжие дороги – большаки. Из коры берез на севере нашей страны плели легкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и воду. Из коры берез гнали душистый деготь, делали красивые высокие туески.

Каждый знает это самое распространенное в наших местах дерево, покрытое зеленой хвоею. В противоположность сухолюбивой и светолюбивой сосне ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды собрать здесь летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в зимнюю лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают в городах для детей праздничные елки, украшают их красивыми подарками, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз с привязанной длинной седой бородою.

Но особенно хороша ель в лесу на свободе. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ее ветвях снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

В еловых и смешанных лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви и вершины елей, остаются зимовать в лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они сгрызают и сыплют на снег ее чешую, поедают смолистые семечки.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы, веселы молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых. Сильные побеждают, затеняют слабых, и молодой лес разрастается.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь или едешь, бывало, по старому сосновому бору, – точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолой и землею. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кудрявые вершины.

1)Как только в лесу сойдет снег, набухают на берёзах смолистые почки.
2) Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял всё.
3)Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле.
4) Курмангазы сочинил прекрасные песни для своего народа, которые уже столетия звучат над степями Казахстана и далеко за его пределами.

(Как только в лесу сойдёт снег) , [набухают на берёзах смолистые почки] .
Сложноподчинённое, с придаточным ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ времени. Главное предлож. стоит ПОСЛЕ придаточного.
---ПРИДАТОЧНОЕ:
снег сойдёт-грамматич. основа
как только-обстоятельство времени
в лесу-обстоят. места
--ГЛАВНОЕ:
почки набухают-грамматическая основа
на берёзах-обстоятельство места или (на чём?) -дополнение
смолистые-определение
ПОПРОБУЙ ТАК ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ САМА.

1) (Как только =-],[=-]. повеств, невоскл, сложноподчин, союз Как только
1простое предлож- простое, полное, двусост, распростр.
2 пр. пр. - простое, полное, двусост, распр.
2) [= -,-].(Если бы - =). повеств, невоскл, сложноподчиненное. однородн. подчинение
1 пр. пр- простое, полное, двусост. , распростр, осложнено однородными подлежащими, осложнено уточняющим оборотом
2 пр. пр. - простое, полное, двусост. распр.
3) [- =], (Как = и = - ), [= -]. повеств, невоскл. , сложное с разными видами связи (подчин. и бессоюзн. ) однородный тип подчинения
1 пр. пр- простое, полное, двусост, распр.
2 пр. пр- простое, полное, двусост. , распр, , осложнено однородными сказуемыми. сказуемое состовное именное
3 пр. пр- простое, полное, двусост, распр.
4) [- =], (Которые (подлеж) =). повест, невоскл, сложно-подчин. однородное подчинение
1 пр. пр- полное, простое, двусост, распр.
2 пр. пр- простое, полное, двусост, распр, осложнено однородн. обстоятельствами (где? ) над степями Казахстала и далеко за его пределами.

Первое предложение сложное, сложноподчиненённое; состоит из главного НАБУХАЮТ НА БЕРЁЗАХ СМОЛИСТЫЕ ПОЧКИ и придаточного КАК ТОЛЬКО В ЛЕСУ СОЙДЁТ СНЕГ. Придаточное относится к к сказуемому - глаголу НАБУХАЮТ, отвечает на вопрос КОГДА? и является придаточным времени, присоединяется к главному соединительным союзлм КАК ТОЛЬКО; стоит перед главным предложением, отделяется от него запятой. По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное, поэтому в его конце стаавится точка.

Хороши берёзовые светлые рощи! Как только сойдёт в лесу снег, набухнут на берёзах смолистые душистые почки. В эти весенние дни берёзки угощают нас сладким соком.

Далеко разносится в роще весёлая песенка голосистого дрозда. С дерева на дерево перелетают шустрые синички. Чудесным ковром расстилаются под берёзами голубые и белые подснежники.

Хорошо в берёзовой роще и в летнюю знойную пору! Под лёгким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. Пахнет спелой душистой земляникой. Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берёз, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 11

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Из д е рев ь ев русск о го леса м и лее всех (1) мне наша берёза. Хорош и и ч и сты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош берёзовый лес в е сной. Как только сход и т в лесу сне г , н а бухают на берёзах см о листые и душ и стые почки. Из каждой случ а йно надломленной ве т ки капл е т сла д кий сок. Пе в чие птиц ы соб и раю тс я в берёзовой рощ е (4) . Звонко поёт дроз д , куку е т куку шк а, радос т но щ е беч у т сини чк и. К о вром ра с ст и лаю тс я, цв е тут под берёзами белые п о дснежники (2) .

Начина е т ра с пускаться молодая л и ства (3) . Выйд е ш ь на простор и не п о вер и ш ь своим гл а зам: з е лёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрасны м о лодые берёзовые л и сточ к и!

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

всех (1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [э] — гласный, ударный
х — [х] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 4 звуков, 1 слог

(2) Морфемный разбор (по составу)

подснежники (2)
под- — приставка
-снеж- — корень
-ник- суффикс
-и — окончание

(3) Морфологический разбор

листва (3)

1) листва — имя существительное, обозначает предмет; (что?) листва;
2) начальная форма — листва; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, в единственном числе, в именительном падеже;
3) в предложении является подлежащим.

(4) Синтаксический разбор

Певчие птицы собираются в берёзовой роще. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: птицы (подлежащее), собираются (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (птицы) певчие — определение; (собираются) в роще — обстоятельство; (в роще) берёзовой — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

фарф О р, повтор И т, создал А , щав Е ль

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. глаг. сущ. предл. сущ. предл. сущ.
На стене висела картина в раме из дерева.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение, частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По свидетельству очевидцев из подъезда долго никто не выходил
  2. Синоптики сообщают что завтра в Москве будет сильный снег
  3. Собираемся на этом же месте через час громко объявил экскурсовод
  4. Катя покажешь нам свой рисунок

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Старый домик стоял на самом краю деревни.
  2. Сергей Иванович и Коля быстро встали из-за стола.
  3. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  4. В доме и на улице было одинаково холодно.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Расскажите мне, ребята, всё по порядку.

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
  2. Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
  3. Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
  4. Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2) Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3) Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4) Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5) Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6) Через поле в это время шли трое мальчиков. (7) Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8) Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9) Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10) Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11) Видно было, что он промок до нитки. (12) Мальчик весь дрожал. (13) Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14) И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15) Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16) Мне так жалко тебя…

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18) Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19) Я сочувствую тебе, мальчик…

(20) А третий не сказал ни слова. (21) Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22) Не слова красят человека.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Помогать надо делом, а не словами (ИЛИ: Не слова красят человека, а дела.)

Задание 9

Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз?

Ответ

Мальчик дрожал от холода. Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

Читайте также: