Как установить баланс белого по листу бумаги

Обновлено: 07.07.2024

Каждый фотограф хоть раз в своей жизни испытывал проблему с получением естественных цветов. Фотографии, которые были сделаны внутри помещения кажутся жёлтыми, а в пасмурный день синими.

Чтобы получить такие цвета, какие мы видим глазом, необходимо научиться грамотно выставлять баланс белого в фотоаппарате. Я хочу показать Вам как настроить баланс белого правильно.

Почти в каждой камере и на большинстве смартфонов баланс белого является регулируемым параметром. Как правило об этой настройке мало кто задумывается, потому что не всем известно понятие цветовой температуры и, следовательно, для чего нужно корректировать баланс белого.

Что такое баланс белого?

Под балансом белого понимается процесс компенсации цветовых потерь при регистрации света матрицей в соответствие с заранее заданной цветовой температурой.

Из этого следует, что баланс белого призван сохранять естественные цвета на фотографии программным способом, чтобы компенсировать несовершенство матриц.

Не всегда автоматически выставленный баланс белого даёт наилучшие результаты, поэтому ниже я объясню как правильно пользоваться этой функцией вручную.

Что такое цветовая температура?

Цветовая температура – достаточно сложное понятие из физики света на котором я не буду заострять своё внимание. Скажу лишь, что цветовая температура определяет является ли свет тёплым или холодным. Тёплые цвета – это такие, которые имеют жёлтый оттенок, а холодные – синий.

Температура определяется в градусах Кельвина. Большее число кельвинов означает холодный оттенок, а меньшее – тёплый оттенок.

Таблица цветовых температур, которое позволит Вам понять зависимость оттенков от времени суток или состояния погоды

Таблица цветовых температур, которое позволит Вам понять зависимость оттенков от времени суток или состояния погоды

В повседневной фотографии используются значения цветовой температуры от 2000К до 10000К.

Как установить баланс белого?

Баланс белого может быть установлен как вручную, так и в автоматическом режиме. В последнем случае, исходя из композиции сцены, алгоритмы фотокамеры будут сами распознавать белые участки и по ним настраивать общую цветовую температуру снимка.

Если автоматика камеры не справляется, то можно задать температуру вручную. Для этого можно использовать предустановленные значения для лампы накаливания, дневного света, вспышки и так далее. Обычно таких настроек, как минимум, несколько.

В более продвинутых камерах присутствует возможность выставлять баланс белого вручную. Это очень полезная функция, которой определённо стоит пользоваться. Например, если мы снимаем корпоратив в ресторане, то можем сразу установить температуру на 2800 К и быть уверенными, что цвета получатся правильными.

Но это всё примерные способы. Точным способом установить баланс белого служит использование контрольного снимка по серой карте. В этом случае камера точно определит цветовую температуру и в дальнейшем будет работать именно с ней. Это называется съёмка по шаблону.

Советую и Вам приобрести серую карту и почаще использовать её в своей работе. Если Вам не терпится начать практиковаться с настройками баланса белого, то можете временно подменить серую карту простым белым листом А4 из принтера

Советую и Вам приобрести серую карту и почаще использовать её в своей работе. Если Вам не терпится начать практиковаться с настройками баланса белого, то можете временно подменить серую карту простым белым листом А4 из принтера

Что делать, если цвета на снимке имеют разную температуру?

В идеальном мире весь отражённый свет имеет одинаковую температуру. Поскольку наш мир не идеален, то на фотографиях все предметы будут иметь разную цветовую температуру. Чаще всего такое явление особенно очевидно, когда свет распределён неравномерно.

Возьмём для примера всё тот же ресторан. Под светом ламп мы будем иметь температуру в районе 2800К, а в тенях, куда свет не добивает, температура резко подпрыгнет до 6000К.

Вот ещё один пример.

На третьей фотографии при смешанном освещении все цвета стали жёлто-синими. Существует ли способ убрать этот дефект? Нет, такого способа нет. Вы никак не уберёте дефект от разной цветовой температуры.

Здесь нужно выбирать: либо Вы получите естественные оттенки предмета съёмки, но искажённые цвета в окружении, либо получите хорошие цвета окружения, но основной предмет съёмки выйдет с искажениями.

Это фотография была сделана с контровым источником света с высокой цветовой температурой, но в условиях естественного освещения. При выравнивании тона кожи волосы сразу посинели. Чтобы такого не было нужно правильно выбирать и настраивать светотехнику. Фотография цитирована в образовательных целях

Это фотография была сделана с контровым источником света с высокой цветовой температурой, но в условиях естественного освещения. При выравнивании тона кожи волосы сразу посинели. Чтобы такого не было нужно правильно выбирать и настраивать светотехнику. Фотография цитирована в образовательных целях

Свадебные фотографы также часто сталкиваются с проблемой разности цветовых температур в банкетных залах. Получается, что фотограф снимает со вспышкой в 5500К, а зал освещается электрическими лампами с температурой 2800К. К счастью, в этом случае выход есть. Достаточно одеть на вспышку световой фильтр, который окрасит световой поток в нужную температуру.

Как правильно работать с балансом белого?

Вы могли заметить, что в процессе фотосъёмки цветовая температура отражённого света постоянно меняется. Например, в полдень светит солнце, вы снимаете, но внезапно пришло облако и солнце скрылось. Поменяется ли при этом цветовая температура? Безусловно!

Из этой ситуации есть очень простой выход – снимайте в RAW . Этот формат не зависит от настроек камеры и не преобразовывает цвета в соответствии с выбранными параметрами цветовой температуры. Когда Вы просматриваете RAW на компьютере, то видите лишь примерное изображение с балансом белого по умолчанию, а сам параметр можно легко изменить.

Отсутствие преобразований перед записью изображения в файл приводит к тому, что RAW исправляется идеально , чего не скажешь о JPEG.


Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у некоторых продвинутых компактных камер. Баланс белого крайне важен, поскольку нас интересует получить снимок, который будет максимально правдоподобно передавать окружающий пейзаж и корректно передавать цвета.


В этой статье мы рассмотрим, как правильно устанавливать "заказной" баланс белого. Для начала давайте быстро вспомним, что из себя представляет баланс белого и почему он так важен.

Баланс белого отвечает за то, насколько теплыми или холодными выглядят цвета на фотографии. Обычно цифровые камеры стараются воспроизводить цвета максимально приближенными к тем, какие мы их видим своими глазами.

Например, даже в яркий солнечный день свет имеет слегка синеватый оттенок, если фотографировать субъект в тени. Мы этого не замечаем, поскольку глаза очень хорошо приспосабливаются к различным условиям освещения, обрабатывая информацию и делая свет белым. Камера, в свою очередь, воспринимает эти отличия и записывает их как есть.


Находясь в помещении, освещенном люминесцентной лампой или лампой накаливания, мы, в отличие от своей камеры, не заметим особой разницы. Такое отличие называется цветовой температурой и балансирование цветов для получения естественного результата как раз и называется регулированием баланса белого.

Примечание: Настройка белого цвета включает в себя добавление теплых тонов к холодному цвету и наоборот, чтобы получить нейтральный результат.


Источники света имеют разную цветовую температуру, которая измеряется в Кельвинах. Например, прямой солнечный свет отличается от освещенности в тени, а свет люминесцентной лампы имеет другую температуру в сравнении с вольфрамовой лампой. Следовательно, естественный свет более холодный, а свет от ламп накаливания и свечей – теплый. Люминесцентные лампы, в свою очередь, отбрасывают зеленый оттенок света.

Примечание: Теплый свет имеет более низкую температуру по Кельвину, а холодный – более высокую.


Уличные фонари обычно излучают теплый свет оранжевого оттенка, который при съемке в автоматическом режиме усиливается и в итоге получается неестественный результат.


На другом конце спектра находится холодный синий/белый свет. Передние фары в новых моделях Lexus, BMW и Mercedes излучают такой свет.


В обоих примерах мы запечатлели свет, однако, его цвет отличается.

Таким же образом, лампы накаливания придают окружающим предметам оранжевый оттенок, а свечи – оранжево-красный. Когда на небе уже не видно солнца, фотографии, сделанные в тени, имеют более явный синеватый оттенок.

Причина кроется в том, что разные источники света имеют разное соотношение красного, синего и зеленого цветов, которые, в свою очередь, появляются из-за того, что волны разной длины рассеиваются каждая по-своему. Например, небо имеет синий цвет, потому что волны на синем конце спектра сильнее поддается рассеиванию молекулами воздуха.

Во времена пленочной съемки проблема этих конкретных смещений цвета была не такой серьезной, и существовало всего два основных цвета пленки: обычная и для съемки при освещении лампой накаливания. В исключительных случаях можно было воспользоваться цветным гелем, но этих двух видов пленки вполне хватало; с приходом цифровых сенсоров правила игры изменились.


Так что же делают настройки баланса белого?

Установка баланса белого позволяет камере определить нейтральный цвет в кадре и обеспечить более точную цветопередачу в данных условиях освещенности. При съемке в сложных условиях освещения, например, со смешанным светом, правильный баланс белого критически важен. В кадре может быть источник искусственного света в помещении и естественный свет, исходящий из двери или окон. В такой ситуации от баланса белого зависит, получите вы естественные цвета или нет.

Почти все камеры имеют ряд встроенных пресетов баланса белого. В большинстве ситуаций они обеспечивают неплохой результат, но только в однозначных условиях освещенности. В более сложных ситуациях камера начинает путаться и приходится устанавливать баланс белого вручную.

Как уже упоминалось ранее, во многих камерах присутствует несколько пресетов баланса белого, каждый из которых имеет имя и индикатор, соответствующие условиям, для которых он предназначен. Также есть автоматический баланс белого, но он не всегда хорошо справляется со своей работой.

Вот самые распространенные пресеты баланса белого в современных камерах:

  • AWB – Автоматический баланс белого. В этом режиме камера сама пытается определить корректный баланс белого в зависимости от освещения в кадре. Обычно результат получается достаточно точным, однако, бывают ситуации, способные ввести камеру в заблуждение. Лучше использовать этот режим только когда у вас нет времени на установку соответствующего пресета для конкретной ситуации. Например, вряд ли вы станете тратить время на подбор баланса белого во время съемки свадьбы или мероприятия, если только не хотите упустить все самые важные моменты.
  • Дневной свет – Обычно при выборе этого режима камера добавляет больше теплых тонов. Лучше всего использовать этот пресет, в яркую солнечную погоду.
  • Облачность – Этот пресет также делает снимок теплее, поскольку по шкале Кельвина свет в пасмурную погоду еще более холодный. В некоторых ситуациях при съемке заката или восхода солнца цвета на снимке могут быть менее насыщенными, чем вам хочется. Попробуйте воспользоваться этим пресетом, добавив фотографии теплые красноватые оттенки.
  • Тень – Как и два предыдущих, этот режим компенсирует холодный свет при съемке в тени. Также его можно использовать при съемке в дневном свете, чтобы сделать фотографию слегка теплее.
  • Лампа накаливания – В этом режиме камера стремится сделать снимок более холодным, компенсируя теплый свет лампы накаливания.
  • Люминесцентная лампа – К снимку подмешиваются оттенки красного, поскольку такой вид ламп обычно излучает достаточно холодный свет.
  • Вспышка – Снимок делается более теплым для компенсации холодного света вспышки. Используйте этот пресет только когда вспышка является единственным источником света. В противном случае баланс белого нужно задавать вручную.


Меню настроек баланса белого в камере Nikon


Список пресетов баланса белого в Canon

Рассмотрим несколько снимков, сделанных с разными параметрами баланса белого, в качестве примера:



Прежде, чем переходить к ручной настройке баланса белого, всегда стоит попробовать разные пресеты – возможно, среди них найдется подходящий.

Если конкретный пресет не подходит, попробуйте выбрать другой, более теплый или холодный, в зависимости от желаемого эффекта. Вообще, пресеты хорошо работают в ситуациях, когда вы точно уверены в характере освещения, но как часто такое бывает?

Например, устанавливая Дневной свет, камера не учитывает разницу между освещением ранним утром, в полдень и вечером. Аналогично, в домах зачастую стоят лампочки с разной температурой света, из-за чего пресеты будут практически бесполезными. Особенно явной проблема становится при портретной съемке – в большинстве случаев нужно получить естественный цвет кожи, если только вы не стремитесь к созданию более творческого эффекта.


Как установить ручной баланс белого?

Первый шаг при работе с заказным балансом белого – сделать фотографию белого или нейтрально серого предмета в том освещении, в котором вы собираетесь проводить съемку. Затем выберите ручной режим и задайте эту фотографию в качестве образца. Ниже приведена пошаговая инструкция, которая работает вне зависимости от вида съемки.

Примечание: Обратитесь к руководству пользователя, если вам понадобится помощь с поиском меню баланса белого. У большинства моделей камер также есть соответствующая кнопка на верхней или задней части корпуса.


Такое меню открывается при нажатии на кнопку WB камеры Nikon. Поворачивая переднее или заднее колесико можно выбрать заказные или встроенные в камеру пресеты.

  • Сделайте фотографию какого-нибудь белого предмета в той местности и при том освещении, в котором планируете фотографировать. Убедитесь, что снимок сделан с правильной экспозицией, а предмет, на который вы ориентируетесь, занимает большую част кадра. Это может быть стена или потолок, ткань, бумага, картон или любой другой объект белого или серого цвета.
  • Перейдите в настройки камеры, выберите баланс белого и откройте меню заказного баланса белого, либо нажмите кнопку WB и поворачивайте колесико до тех пор, пока не появится соответствующий значок.
  • Выберите только что сделанную тестовую фотографию, нажав кнопку ОК (или другую кнопку, которая будет обозначена на экране настроек).
  • Установите Заказной баланс белого.
  • Теперь баланс белого в данных условиях съемки должен быть нейтральным, а лишние цветовые оттенки должны исчезнуть. Если что-то поменяется, например, фон, количество или качество источников света, нужно заново установить заказной баланс белого с учетом новых условий съемки.

Заказной баланс белого – Nikon

1. Перейдите в настройки съемки


2. Нажмите Preset Manual


3. Выберите один из слотов


4. Установите сделанный ранее тестовый снимок


Заказной баланс белого – Canon

1. Выберите Custom White Balance


2. Откройте свой тестовый снимок

3. Нажмите ОК для его активации


4. Подтвердите внесение изменений


В некоторых случаях может понадобиться, чтобы в кадре непосредственно рядом с субъектом находилась серая карт. В таком случае фотографировать нужно в ручном режиме с точечным замером экспозиции, чтобы камера ориентировалась на неё.

Что делать, если нет образца?

Если у вас нет серой карты или чего-либо подходящего, можно попробовать пойти методом проб и ошибок. Используйте шкалу Кельвина и, в зависимости от освещения, вручную задавайте цветовую температуру. Сделайте несколько тестовых снимков и подберите настройки, обеспечивающие наиболее естественный результат. Также этот метод можно использовать для задания настроения фотографий.

Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.

Баланс белого

Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого), в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans), что сути не меняет.

Это очень важный параметр при создании цветной фотографии. Он отвечает за правильность цветовой передачи. Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.

Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.

Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры. Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом. Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.

А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.

А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.

Баланс белого - разные настройки ББ

Баланс белого - разные настройки ББ

Настройка Баланса белого

Настройка Баланса белого

В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах. Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.

Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры

Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры

Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.

Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет. Обычно такой способ установки ББ называют баланс белого по белому листу. Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток. Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.

Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.

Вывод: почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.

Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.

Фото белого листа – причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

А что именно? Резкость – в норме, композиция – тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Баланс белого – эталон цвета

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки – облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.

Читайте также: