Как выбрать каток для уплотнения грунта

Обновлено: 07.07.2024

В процессе укладки дорожного полотна используется несколько видов спецтехники, в частности грунтовые катки. В первую очередь такая машина предназначена для стабилизации и уплотнения грунтовых масс: оснований из песка, гравия, глины, каменной или скальной крошки. Катки применяются не только при строительстве дорог, но и при уплотнении грунта в различных земляных сооружениях или мусора на городских свалках. Ближайший родственник дорожного катка – каток сельскохозяйственный, который используется в агротехнике для дробления земляных комов и уплотнения почвы.

Многие производители спецтехники стремятся занять эту нишу на рынке дорожных машин и оборудования. Наряду с такими именитыми компаниями как ABG, Hamm, Dynapac, Bomag, Caterpillar, свою продукцию представляют и малоизвестные машиностроители, у которых достаточно идей, чтобы конкурировать с авторитетными марками. Богатым на новинки уплотняющей техники оказался 2017 год. Помимо машин, предназначенных для уплотнения асфальтобетонной смеси, производители вывели на рынок целый ряд высокопроизводительных моделей катков для грунта.

Грунтовые катки Bomag 5-й серии: экономия топлива на 30%

обзор грунтовых катков бренды модели

Один из важных показателей, который волнует большинство подрядчиков, это расход топлива. Грунтовые катки Bomag новой 5-й серии обладают функцией Ecomode (регулировка частоты вращения двигателя в зависимости от нагрузки), благодаря которой расход топлива снижается до 30%. Как опция на катках немецкого производителя может быть установлена система Ecostop, отключающая двигатель при длительной работе на холостом ходу.

Модели BW 213 BVC-5, BW 219 BVC-5 и BW 226 BVC-5 оснащены системой уплотнения Variocontrol с функцией автоматического управления. Настройка системы производится с помощью единственного переключателя. Оператор может задать амплитуду вручную или установить значение динамической жесткости Evib, тогда система Variocontrol будет управлять амплитудой в авто режиме. Система предотвращает избыточное уплотнение и исключает лишние проходы, тем самым повышая производительность и качество.

По заявлению производителя, кабины моделей новой 5-й серии на 40% больше, чем у машин предыдущей серии, и имеют лучший обзор. Версия DH отличается способностью преодолевать подъем более 60% за счет применения сдвоенного насоса в системе гидравлики. Другие преимущества включают увеличенные интервалы обслуживания, лучший доступ к сервисным точкам и использование многих компонентов, не требующих обслуживания.

Катки Ammann - интеллектуальные технологии уплотнения

обзор грунтовых катков бренды модели

Новая линейка, выпущенная в 2017 году в компании Ammann, включает модели ARS 200 и ARS 220, которые сочетают проверенную временем конструкцию с интеллектуальной технологией уплотнения. В катках серии ARS реализована концепция полного гидростатического привода с планетарными редукторами вместо заднего моста. При такой компоновке двигатель смещается вниз, в свободное пространство между редукторами хода. Таким образом, улучшается задний обзор из кабины оператора, обеспечивается высокое тяговое усилие, что дает возможность преодолевать уклоны до 60%.

В стандартную комплектацию катков ARS 200 и ARS 220 с рабочей массой 19 750 кг и 21 930 кг входит интеллектуальная система управления Ammann Traction Control (ATC), которая координирует крутящие моменты и предотвращает проскальзывание колес. Предлагаются тракторные шины и балласт для колесных дисков. Из технических особенностей стоит отметить асимметричную подвеску вальца, которая помогает продлить срок службы амортизаторов. Статически и динамически сбалансированный валец передает уплотняющее усилие равномерно по всей ширине уплотняемой полосы.

Машины серии ARS оснащены кабинами ROPS, с хорошим обзором, надежно защищенными от внешнего шума (уровень шума внутри кабины составляет менее 82 дБ). С помощью многофункционального дисплея, встроенного в рулевое колесо, даже начинающие операторы смогут использовать все возможности машины. Сиденье оператора поворачивается в пределах +15/–80 градусов и имеет подлокотник с многофункциональным джойстиком и панелью переключателей. Система определения степени уплотнения в реальном времени ACEforce помогает избегать лишних проходов.

Volvo – новые компактные и маневренные модели

обзор грунтовых катков бренды модели

По заявлению компании Volvo CE, главной особенностью новой линейки грунтовых катков SD75B, SD115B, SD135B и SD160B с массой от 7 до 17 т, является современная система управления вибратором вальца. Система позволяет оператору выбирать одно из пяти значений частоты, а также низкую или высокую амплитуду в зависимости от типа и состояния грунта. Конструкция виброузла обеспечивает высокую эффективность при использовании меньшей мощности, благодаря тому, что для вращения эксцентрика требуется низкое давление гидравлики.

Еще одна новинка от Volvo - модель SD45B массой 5 т, предназначенная для работы на коммерческих и жилых объектах, для эксплуатации в коммунальных службах. Компактный каток SD45B может использоваться при устройстве подъездных дорог и озеленении территорий. Ход катка обеспечивает гидростатический привод с делителем потока. Валец вращается от высокомоментного низкоскоростного гидромотора. Чтобы достичь заданной степени уплотнения за меньшее количество проходов, применяются высокая амплитуда (1,99 мм) и большая центробежная сила (93 кН).

Hamm – новинки и модификации

обзор грунтовых катков бренды модели

Компания Hamm (Wirtgen Group) дополнила свой диапазон машин для уплотнения грунта 10-тонной моделью H10i, занявшей место между компактной H7i и средней H11i. Также обновлены модели в классе 12 и 14 т путем установки новых двигателей и улучшенных систем управления. В качестве силовой установки для H10i используется дизельный двигатель мощностью 85 кВт, который отвечает последним требованиям по выбросам и обеспечивает низкое потребление топлива.

В H10i, как и в обновленных моделях H12i и H14i, применяется трехточечное шарнирное сочленение, которое, по утверждению производителя, помогает поддерживать лучший контакт с грунтом. Все три машины оснащены телематическими системами Hamm. Можно выбрать в качестве опции валец VIO с вибрацией и осцилляцией и бульдозерный отвал. Стоит отметить, что операционная система Easy Drive построена на схемах и символах, поэтому не требует переключения языков.

В центре внимания – эффективность

Для того чтобы продукция была востребована, производители дорожной техники теснее контактируют с крупными и мелкими подрядчиками, посещают рабочие площадки, проводят семинары, собирают отзывы и пожелания. Чтобы быть впереди, необходимо заранее спрогнозировать, какими будут тенденции в отрасли. О темпах роста объемов строительства и ремонта дорог в ближайшие годы можно спорить, но многие аналитики сходятся во мнении, что как в России, так и в Европе, а также в большинстве регионов мира они будут расти.

В этих условиях разработчики дорожных катков должны проявлять гибкость и быстро подстраиваться под действующие тренды. В центре внимания – эффективность техники, включая расход топлива, техническое обслуживание и даже утилизацию. Среди других насущных проблем – комфорт и безопасность оператора. Борьба с шумом и вибрацией, повышение степени автоматизации и доступность данных на рабочем месте также можно отметить в качестве направлений для развития на рынке дорожно-строительной техники.

Одна из наиболее важных характеристик в дорожном строительстве – это уплотнение. От основания полотна до верхнего щебеночного слоя и покрытия каждый слой должен быть отсыпан из соответствующего материала, иметь правильную толщину, плотность и выдерживать определенную нагрузку. А в дорожном строительстве приняты наиболее высокие нормы плотности. Поэтому выбор оборудования для уплотнения задача непростая и ответственная.

Рассмотрим некоторые типы полноразмерных дорожных катков и сферы их применения.

Прицепной пневмокаток

Пневмоколесные самоходные и прицепные катки

Эти катки оснащены пневматическими колесами (обычно нечетное количество), расположенными в шахматном порядке на двух или трех осях. Такое расположение позволяет при уплотнении перемешивать материал в слое по вертикали. В результате получается гладкая, ровная, плотная воздухонепроницаемая поверхность. При работе с материалами различного типа и состава для получения заданной толщины и плотности слоя обеспечивается централизованное автоматическое регулирование давления воздуха в шинах.

Пневмоколесные катки обычно используются на несвязных сыпучих или смешанных грунтах и редко применяются на связных грунтах. Их можно использовать и для уплотнения асфальта, обычно на участках малого или среднего размера, чаще всего при отделочном, финишном уплотнении, чтобы выровнять и обеспечить воздухонепроницаемость уплотненной поверхности участка после работы виброкатка.

Грунтовый каток Bomag BW 219

У прицепных пневмокатков колеса обычно имеют независимую подвеску, которая помогает сохранить катку устойчивость, если колеса проваливаются в выбоины и при наезде на неровности. Прицепные катки могут буксироваться тракторами и автогрейдерами и использовать гидропривод и рычаги рыхлителя грейдера для увеличения давления на грунт. Благодаря этому им не нужен балластный груз и одна машина с одним оператором может выполнять одновременно две работы.

Прицепные пневмокатки применяются главным образом для уплотнения гравийных дорог. При содержании и ремонте дорог 99% используемых катков, в том числе и прицепных, относятся к типу пневмоколесных. Прицепные катки – бюджетное оборудование, обеспечивающее высокое качество уплотнения.

Виброкаток AMMANN ARW 65

Грунтовые кулачковые катки статического действия

Грунтовые кулачковые катки статического действия лучше работают на связных грунтах с мелкозернистой структурой, илистых отложениях, глине и др. Их обычно используют на участках, имеющих достаточную площадь для того, чтобы эти большие машины могли свободно маневрировать, развивать высокие скорости и работать с высокой производительностью. Машины этого типа обычно используются для подготовки участков под строительство крупных объектов и насыпей.

Одновальцовый кулачковый виброкаток

Самоходные одновальцовые виброкатки (гладковальцовые и кулачковые)

Грунтовые виброкатки могут иметь различные размеры и оснащаются одним вибровальцом (гладким для сыпучих несвязных грунтов или кулачковым для связных, а также средне- и слабосвязных), установленным на качающейся утяжеленной раме. Вибрация и собственный вес этого узла являются источником энергии, которая помогает уплотнить частицы грунта.

В современных катках конструкция и система управления обеспечивают возможность выбора оптимального сочетания частоты и амплитуды вибраций для уплотнения и толстых, и тонких слоев различных материалов и грунтов. Подавляющее большинство выпускаемых в мире виброкатков (кроме некоторых малогабаритных) имеют три режима нагружения уплотняемого асфальтобетона: статический, со слабой вибрацией и сильной вибрацией.

В качестве примера необычных конструкций грунтоуплотняющих машин приведем грунтовый каток Bomag BW 332, который является на сегодняшний день самым большим комбинированным катком в мире. Благодаря своему весу в 32 т он может уплотнять грунт до 4 м. Этот каток объединил максимальную мощность на единицу поверхности с минимальными издержками на 1 м 3 . Валец этого катка имеет форму многоугольника, благодаря чему уплотняющее усилие воздействует на грунт вертикально и без потерь. С помощью вальца такой конструкции достигается оптимальное тяговое усилие при незначительном сопротивлении качению. Еще одной особенностью является то, что многоугольный валец самоочищается, что уменьшает энергозатраты при работе катка. Машина не требует постоянного смазывания, что также является большим плюсом при уходе за ней.

Грунтовый каток Bomag BW332

Самоходные виброкатки с кулачковыми и гладкими вальцами и иногда пневмоколесные катки используются при прокладке новых магистралей. Они же могут применяться в качестве катков для первоначального уплотнения асфальтовой смеси. Такие катки имеют преимущество при работе на больших открытых площадях, где достаточно места для маневрирования. Поскольку они имеют более высокие скорости движения, то могут обработать большие площади быстрее, чем виброплиты, и это делает их высокоэффективными в дорожном строительстве.

Грунтовые виброкатки несколько более предпочтительны для подготовки стройплощадок и возведения насыпей по сравнению с кулачковыми катками статического действия, так как более универсальны, проще транспортируются (обычно имеют меньшие размеры и массу) и способны быстрее создать нужную степень уплотнения грунтов большинства типов за счет вибрации.

Для связных материалов, таких как глина, применяют катки с кулачковыми вальцами. Кулачковый валец способен уплотнять грунты такого типа за счет боковых сдвиговых деформаций. Для уплотнения асфальта производители обычно предлагают к таким каткам гладкие вальцы опционно.

При вибрационном уплотнении достигаются более высокая плотность и больший глубинный эффект, чем при статическом уплотнении, и полное уплотнение достигается при меньшем числе проходов. Все это объясняет, почему вибрационное оборудование является более эффективным и экономичным почти во всех случаях. Вибрация может быть использована при трамбовании всех типов материалов, и вибрационное оборудование занимает сейчас около 70% рынка.

Пневмоколесный каток

Осцилляторные катки

При выборе катков приходится учитывать окружающие условия. Например, при работе в исторической части города, вблизи коммуникационных линий, в зонах плотной жилой застройки или на мосту, в зоне многоуровневой автостоянки и т. п. местах часто запрещается применять оборудование, которое как-либо может повредить сооружениям и доставить беспокойство жителям. Для таких ситуаций некоторые производители предлагают осцилляторные катки.

Конструктивно возбудитель осцилляции представляет собой такие же два дебалансных вала, как и у вибровозбудителя, но вращаются они в одном направлении и вместе с вальцом, удерживая его в постоянном контакте с поверхностью. При этом не происходит значительного усложнения конструкции катка. Напомним, что при вибрации воздействие направлено на уплотняемый материал по вертикали. При осцилляции силы воздействуют в тангенциальном направлении, то есть по касательной к окружности вальца, либо в некоторых катках угол воздействия сил при осцилляции можно регулировать. Система управления катка автоматически в течение 10 миллисекунд подстраивает параметры осцилляции под тип грунта, выбирая необходимую амплитуду. Например, амплитуда уменьшается при повышении степени уплотнения.

Грунтовый каток Bomag BW 332

Еще одно преимущество: вибрацию нельзя использовать, когда температура асфальта упадет ниже определенного значения. То же самое и с осцилляцией, однако за счет более мягкого воздействия на уплотняемую поверхность температурный порог снижается в среднем на 20% (зависит от марки асфальта).

Производители обычно совмещают в одном вальце системы вибрации и осцилляции. Оператор может включать по своему усмотрению режим вибрации или осцилляции даже во время движения. Наиболее часто применяют подобные катки в городских условиях, вблизи зданий, в сложных условиях на песочных грунтах.

Пневмоколесный каток Bomag BW 24 RH

Осцилляторный способ целесообразен при укатке в основном асфальтобетонных покрытий и щебеночных оснований при небольшой толщине слоев. Для каждого материала должно подбираться свое оптимальное отношение горизонтальной осциллирующей силы к вертикальной постоянно действующей силе веса вальца и оптимальная частота крутильных колебаний осцилляторного вальца. Для наилучшей передачи уплотняемому материалу горизонтальных усилий поверхность вальца катка должна иметь высокий коэффициент сцепления с поверхностью качения, иначе будет происходить проскальзывание вальца с его абразивным износом и значительным снижением эффективности уплотнения, что, кстати, относится не только к осцилляторным моделям, но и к обычным виброкаткам с изменяемым направлением вектора центробежной силы для регулировки вертикального силового воздействия.

Однако, как и в любом деле, у осцилляции имеются определенные недостатки. Специалисты отмечают: цена катка с дополнительной системой осцилляции выше цены обычного катка, дороже и чаще приходится его ремонтировать, так как быстрее изнашивается обечайка и надежность механизма пониже.

Применением одного только режима осцилляции не всегда удается достичь должной степени уплотнения покрытия. На мостах и путепроводах вслед за осцилляторным обязательно должен использоваться тяжелый статический каток с надлежащим контактным давлением вальца, чтобы в конечном итоге получить требуемое качество уплотнения асфальтобетона.

Осцилляция (справа) и вибрация

Тандемные виброкатки

Двухвальцовые (тандемные) виброкатки оснащены двумя стальными вальцами, каждый из которых оказывает на грунт вибрационное действие (могут быть оснащены каждый отдельным вибратором либо одним общим). Такие катки комплектуются различными вибросистемами, которые могут генерировать колебания с различными значениями частоты и амплитуды в разнообразных сочетаниях для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное уплотнение.

Процесс укладки асфальта по требованию к точности расчета можно сравнить с жонглированием. Очень важно правильно соблюсти временной график с момента изготовления смеси до ее доставки, укладки и уплотнения.

После того, как асфальто­укладчик уложит слой асфальта, каток, выполняя первичное уплотнение, вытесняет большую часть воздуха из полостей в асфальтовом слое. Именно по­этому необходимо использовать уплотняющую машину соответствующего типа и размера, которая могла бы равномерно уплотнить весь поверхностный слой асфальтового покрытия. Выбор катка для первичного уплотнения часто делают на основе ширины вальца и оптимизации равномерной обработки всего участка. Например, если ширина участка равна 3660 мм, то каток с вальцом шириной 2000 мм обработает его за два прохода и с достаточным перекрытием кромок полос.

Катки больших типоразмеров используются на строительстве магистралей и автострад, городских улиц и больших объектов коммерческого строительства. Катки малых типоразмеров предназначены для строительства подъездных путей, разъездов, велосипедных дорожек, для коммунальных работ и другого коммерческого строительства.

Тандемный кулачковый каток (статический Cat 815F)

Комбинированные катки

Самоходный комбинированный каток оснащается гладким вибровальцом на одной оси и пневматическими колесами на другой и поэтому сочетает преимущества вибрационных и пневмоколесных агрегатов. Использование шарнирно-сочлененной рамы и тракторных колес, совмещенных с вальцами разной ширины и уплотняющей силы, превышает возможности более специализированной техники, например вибрационных катков.

Такой вид дорожных катков отличается большой массой и низкой скоростью передвижения. Они подразделяются на вибрационные и статические, которые в свою очередь различаются типом и количеством вальцов и осей.

Это позволяет использовать данную машину для послойного уплотнения конструктивных слоев нежесткой дорожной одежды из асфальтобетонных смесей, а также гравийных, шлаковых, щебеночных и других материалов не только на горизонтально расположенных строящихся трассах, но и на подъемах полотна дороги до 15°. Чем тяжелее каток, тем большую степень уплотнения он способен создавать.

Комбинированный каток

Следует заметить, что компании – производители дорожных катков иногда дают не совсем верные сведения о возможностях своих машин в части толщины уплотняемого слоя, по­этому рекомендуется при выборе незнакомой модели или бренда проконсультироваться у специалистов, имеющих опыт работы с данной моделью, или провести эксплуатационные испытания данной машины.


Виброплиты AMMANN работают в любых условиях

Компания AMMANN предлагает широчайшую линейку моделей виброплит эксплуатационной массой от 54 до 825 кг, которые оснащаются бензиновыми и дизельными двигателями. Виброплиты AMMANN универсальны и легко приспосабливаются к различным, даже самым тяжелым условиям работы. К тому же, обладая отличными ходовыми качествами, они способны работать на самых крутых склонах. Некоторые из этих высокопроизводительных машин движутся со скоростями, сравнимыми со скоростью грунтового катка. Все виброплиты AMMANN отличаются простотой и невысокой стоимостью эксплуатации, а также компактными размерами, все это очень удобно для строительных, коммунальных и арендных компаний.

Виброплиты AMMANN подразделяются на несколько серий.


APF – виброплиты прямого хода. Модели эксплуатационной массой от 54 до 117 кг, по выбору потребителей могут комплектоваться двигателями, работающими на бензине или дизтопливе разных экологических классов. Долговечный надежный вибровозбудитель приводится от двигателя через центробежную муфту и защищенную от внешних воздействий клиноременную передачу.

APR – виброплиты реверсивные. Модели эксплуатационной массой от 100 до 475 кг, также могут комплектоваться бензиновыми или дизельными двигателями. В конструкции применяется двухвальный вибровозбудитель, благодаря которому смена направления движения происходит плавно, а удерживать и направлять машину не представляет труда. Виброплиты серии APR отличаются высокой эффективностью уплотнения в нужной точке, а также способностью работать на уклонах до 30–35%. Это самые быстрые машины в своем классе, в том числе и при работе на сложном грунте.

APH – виброплиты гидростатические реверсивные, двух- и трехваловые. Виброплиты с гидростатическим приводом (масса от 383 до 825 кг) не нуждаются в клиноременной передаче. Валы вибратора приводятся гидромотором, за счет чего скорость вращения регулируется плавно и плавно изменяется направление движения.

Компания AMMANN разработала трехвальный вибровозбудитель для виброплит серии APH. Новый агрегат упрощает работу с виброплитой и в то же время увеличивает ее мощность и эффективность уплотнения. Благодаря новой конструкции плита движется равномерно и плавно даже по вязкому грунту, легко преодолевает крутые подъемы. Машины серии APH способны преодолевать подъемы даже по рыхлому, увлажненному грунту, недоступные для аналогичных моделей других марок. Масса этих моделей составляет от 520 до 825 кг.

Виброплиты AMMANN комплектуются уникальной гидравлической системой управления, обеспечивающей простоту управления, точность, быстродействие и безопасность работы при минимальных усилиях оператора.

Система безопасности мгновенно останавливает машину, как только оператор отпускает рукоятку. Когда оператор вновь опустит руку на рукоятку, машина возобновит работу.

Виброплиты серии APH могут оснащаться хорошо известной системой контроля степени уплотнения ACE, которая разработана для более крупных уплотняющих машин AMMANN. Система постоянно отслеживает степень уплотнения и автоматически регулирует уплотняющее усилие, там самым уплотняемая поверхность защищается от повреждения слишком высокой силой и повышается экономичность работы, так как исключается переуплотнение материала.


Качественное формирование грунтового слоя в начале строительных работ – одна из важнейших стадий строительства. Для увеличения срока службы дорожного полотна и уменьшения количества ремонтных работ важно основательно подойти к получению прочного основания поверхности. Поэтому сначала почва проходит различные обработки с добавлением стабилизирующих веществ, а затем к уплотнению приступает специализированная техника – грунтовый каток.

Классификация

В современном мире для различных целей используется огромное множество грунтовых катков. В зависимости от поставленных задач могут находить себе применение прицепные и самоходные катки, статические и вибрационные, могут различаться габариты, масса катка, количество осей, типы вальцов.

Прицепные катки на пару со статическими канули в лету в связи со своей технологичной скудностью и редко встречаются в современных городах. Самыми распространенными на данный момент являются грунтовые катки, оснащенные вибрационным вальцом спереди и ведущей колесной парой сзади. Такие машины считаются более функциональными и имеют большую производительность.

Статика против динамики

Статические катки воздействуют на уплотняемое полотно лишь силой своей массы, тогда как вибрационные (виброкатки) увеличивают производительность за счет периодических колебаний с настраиваемой частотой. Виброкатки справляются с утрамбовкой грунта или другого покрытия за один прокат там, где статическим понадобится несколько проездов по одному и тому же месту.

Разновидность вальцов

Использование различных типов вальцов позволяет максимально увеличить эффективность грунтового катка в зависимости от вида производимых работ.

Гладковальцовые катки используются для уплотнения нормальных грунтов. Ровная поверхность вальца позволяет равномерно распределить нагрузку на всю площадь воздействия.

Кулачковые отлично справляются с рыхлыми грунтами. Выступы на поверхности вальца глубоко проникают в мягкий грунт, но с каждым прокатом погружение происходит на меньшее расстояние, таким образом постепенно происходит равномерная утрамбовка всех слоев почвы.

Пневмоколесные работают по тому же принципу что и гладковальцовые. Отличительная черта таких катков – возможность понижения или повышения давления в шинах, что позволяет изменять силу давления на грунт. Такая особенность полезна при изменении связности грунта.

Беспроигрышный вариант

Сложно говорить о преимуществах грунтовых катков, так как им просто нет альтернативы. Использование любых методов уплотнения почвы, щебня или другого полотна будет проигрывать в производительности и функциональности этим тяжеловесам.

Аренда грунтового катка

Грунтовые катки абсолютно заслуженно пользуются популярностью при произведении ремонтных и строительных работ.


В материале представлены популярные на российском рынке дорожные катки производителей LiuGong, Bomag, Caterpillar и JCB. Вы узнаете об особенностях каждой модели, их рабочих характеристиках и возможных вариантах комплектации.

LiuGong CLG 6616E. С гидростатическим приводом на передний валец и задний мост

Эксплуатационная масса: 16 000 кг
Мощность: 118 кВт (160 л.с.)
Рабочая ширина: 2 130 мм

Одной из наиболее востребованных машин бренда является грунтовый каток CLG 6616E, который собирается в провинции Цзянсу, Китай. Особенностью модели является наличие гидростатического привода на передний валец и задний мост.

В стандарте CLG 6616E оснащён 6-цилиндровым двигателем Cummins 6BTAA5.9 мощностью 118 кВт (160 л.с.) при 2 200 об/мин. Экологический класс — Tier II. Высокий крутящий момент (670 Нм) при низких оборотах обеспечивает более экономичное потребление топлива. Система подачи воздуха в катке реализована в виде турбокомпрессора и промежуточного охладителя воздухо-воздушного типа. Частота вибрации составляет 30/33 Гц, а амплитуда — 2,0/1,1 мм.

Основными поставщиками компонентов являются следующие бренды: насосы и гидромоторы — Danfoss, мосты — Carraro, джойстики управления — Bosch Rexroth, гидрораспределители — Zhejiang Hacli Hydraulic, шины — Aeolus, гидравлические цилиндры — Parker, светотехника — Hella, фильтроэлементы — Fleetguard и Donaldson, рукава высокого давления — Continental и т.п.

Также среди отличительных характеристик CLG 6616E стоит выделить технологию безударной вибрации, позволяющую продлить работу вибромеханизма до более чем 10 000 мото-часов. Стальные шарики в литом корпусе дебаланса обеспечивают плавный запуск и остановку, а также отсутствие мгновенного удара и ударного шума в противоизносном буфере.

По желанию заказчика гладкий валец CLG 6616E можно оснастить кулачковыми накладками. Отметим, что при установке обечаек угол преодолеваемого подъёма и степень уплотнения суглинистых почв и песка возрастают. Дополнительная система контроля уплотнения позволяет избежать лишнего пробега машин и перерасхода топлива.

Bomag BW 161 AD–50. Экономит до 30% топлива

Эксплуатационная масса: 9 800 кг
Мощность: 103 кВт
Рабочая ширина: 1 680 мм

Тандемный каток Bomag BW 161 AD–50 предназначен для уплотнения дорожного покрытия любого назначения. В том числе машина может использоваться для работы на парковках и подъездных дорогах благодаря панорамной обзорности и улучшенной эргономике. Частота вибрации у данной модели составляет 40/55 Гц, амплитуда — 0,87/0,44 мм.

В машинах используются комплектующие ведущих мировых производителей: Deutz, Bosch-Rexroth, Sauer Danfoss, Bonfiglioli. Модель двигателя — Deutz BF4M 2012 C, мощность — 103 кВт. Благодаря режиму ECOMODE (позволяет регулировать частоту оборотов ДВС) достигается 30-процентная экономия топлива. Также стоит отметить такую конструктивную особенность, как место расположения мотора: он размещён в заднем модуле.

Интеллектуальный контроль покрытия обеспечивает система Bomag Economizer. Этот плотномер позволяет на дисплее видеть данные о процессе укладки, а световые индикаторы информируют оператора о достаточной степени уплотнения материала. Как результат, отпадает необходимость в дополнительных проходах.

Кроме этого, катки Bomag BW 161 AD–50 могут быть оснащены функцией Bomag Asphalt Manager, которая позволяет добиваться оптимальных показателей уплотнения. Управлять ею довольно просто: оператору нужно лишь указать толщину слоя, а всё остальное система сделает автоматически. BAM позволяет достигать как очень сильного, так и лёгкого уплотнения за счёт регулируемой амплитуды.

Благодаря внедрению цифровых технологий процесс документирования различных показателей стал проще и доступнее. В бесплатном мобильном приложении Bomap фиксируются количество проходов, степень уплотнения, температура асфальтобетона и другие параметры с привязкой к спутниковой карте местности. Также доступна платная версия — Bomap Connect. Она позволяет специалистам удалённо наблюдать за работой катков и вносить технологические данные в проект в режиме онлайн. Кроме того, можно импортировать CAD-данные для их наложения на спутниковую карту и экспортировать их в другие приложения.

SEM512. Преодолевает уклоны до 45%

Эксплуатационная масса: 12 000 кг
Мощность: 97,5 кВт
Рабочая ширина: 2 130 мм

SEM512 — компактный грунтовый каток с частотой вибрации 30 Гц/33 Гц и амплитудой 1,8/0,9 мм. Выпуск данной модели осуществляется на заводе Caterpillar (Qingzhou) Ltd. в Китае.

Уплотнитель грунта оснащён двигателем Weichai WP4G130E22, соответствующим требованиям Stage II. В машине установлена гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth с приводом на валец и задний мост (управление — механическое). В Россию катки поставляются с арктическим комплектом жидкостей, который позволяет выполнять задачи даже при морозе до -40 градусов.

Модель оборудована мостами итальянского бренда Comer с дифференциалом ограниченного проскальзывания, что позволяет машине уверенно преодолевать уклоны до 45%. Радиус разворота достигает 5 990 мм, максимальная скорость движения катка (вперёд/назад) — 12 км/ч.

Конструктивной особенностью грунтового катка SEM512 является эксцентриковый капсульный вибромодуль, разработанный компанией Caterpillar. Этот механизм позволяет использовать на выбор две частоты/амплитуды вибрации, при этом благодаря тому, что корпус модуля герметичен, не происходит загрязнения масла внутри вальца при смене амплитуды вибрации. Также отсутствуют ударные вибрационные нагрузки на подшипники, что позволяет увеличить срок службы вибромодуля и исключить шумовую и вибрационную нагрузку на оператора.

Каток имеет просторную кабину, оснащённую системой защиты при опрокидывании ROPS/FOPS. В дополнение к этому для комфортной работы оператора установлен кондиционер. Особое внимание уделено безопасности. В машине имеется 3-уровневая система с сигнальным устройством. В случае возникновения неполадок включаются световые индикаторы и подаётся звуковое оповещение.

В качестве дополнительной опции можно установить обечайки и скребки под профиль кулачков обечаек. Кулачки — овальные или квадратные. Также доступна система измерения уровня уплотнения материала от MOBA, которая позволяет сократить количество рабочих проходов на 25%.

JCB 116D. С высокой центробежной силой

Эксплуатационная масса: 11 920 кг
Мощность: 85 кВт
Рабочая ширина: 2 100 мм

Грунтовые вибрационные катки JCB 116D, которые поставляются на российский рынок, производятся на заводе в Индии. Одна из отличительных характеристик модели — высокая центробежная сила, достигающая 256 кН. Большая амплитуда (1,8 мм) в сочетании со статической линейной нагрузкой свыше 34,2 кг/см позволяет повысить эффективность уплотнения. Вибрация может включаться как в ручном, так и автоматическом режиме.

Компания оснащает дорожные катки двигателем JCB Dieselmax 444 мощностью 85 кВт и мостами собственного производства. Ширина катка составляет 2 240 мм. Частота вибрации достигает 32/36 Гц, при этом уровень шума не превышает 104 дБ. Отметим, что в кабине предусмотрена дополнительная виброизоляция рабочего места оператора с помощью 4 усиленных резиновых подушек.

В стандарте JCB 116D комплектуется необслуживаемым центральным сочленением, в результате чего значительно сокращаются расходы на сервис спецтехники. С целью постоянного контроля за состоянием машины разработчики внедрили в модель телематическую систему LiveLink. Кроме этого, установлена станция диагностики гидравлики. За счёт открывающегося заднего капота можно легко попасть в моторный отсек. Также для очистки с уровня земли доступны топливный бак и радиаторный блок.

В базовой комплектации предусмотрены печка и кондиционер в кабине машиниста, а также система защиты ROPS/FOPS. Для максимально комфортной работы оператора каток оборудован дополнительным освещением. Среди прочих компонентов, которые используются в машине, назовём полиуретановые скребки, воздушный фильтр Scavange, дифференциал повышенного трения.

Дополнительно можно установить комплект кулачковых накладок, которые позволяют оператору быстро перейти от работы на сыпучих и несвязных материалах к уплотнению глинистых грунтов. По желанию заказчика каток также предлагается оснастить системой измерения уплотнения Compatronic.

Читайте также: