Какие процессы могут лечь в основу описания воспитывающей среды в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сло­жились отношения ребенка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересует­ся.

Это и широкая социальная среда как фактор экономическо­го, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, вне­школьных учреждений, неформальных объединений (политиче­ских, культур но-досуговых, социальных инициатив, альтернатив­ного образа жизни. ).

Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие факторы воздействия общества, как печать, ра­дио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, до-суговые центры, различные виды и формы рекламы, внешнее оформление улиц и городов.

Возможны два пути создания педагогом воспитывающей среды -

Во-вторых, это конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Педагогика / Пол ред П.И. Пчдкасчстою. М., 1995. С. 301.

ПЕРВАЯ: создание и развитие ученического коллектива.

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою при­роду. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские зна­ния, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятель­ности, научается понимать окружающих людей и строить нор­мальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жиз­ненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориента­ции с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека:

если поет или танцует - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; доб­рый ли, злой ли поступок - опять отражается на людях; построил модель летательною аппарата или корабля - хочется, чтобы оце­нили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проивляется на людях. Так возвратно-оценочные суждения и методы воздей­ствия окружающих людей становятся мощным стимулом для раз­вития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобре­ние, осуждение, бойкотирование, наказание..).

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в вос­питательном процессе школы необходимо отыскать ту форму со­общества сверстников, которая бы наилучшим образом могла ре­шать задачи воспитательные, то есть стимулировать развитие лич­ности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.

В отечественной педагогике, начиная с 20-30-х годов до на­стоящего времени, идея воспитания детей в коллективе разрабо­тана полно и многогранно. 1

Назовем здесь некоторые книги, в которых итожена теория и методика соз­дания, развития и жизни детского коллектива: Макаренко А.С. Методика орга-

В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в кол­лективе подвергается резкой критике, основные мотивы ее, яко­бы, в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, под­чиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление кон­формизма (либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласно­сти и так далее.

]. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целево­му назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и так далее. Школьный класс - коллектив особого рода: он изначально создан по фор­мальному признаку (детям исполнилось семь лет - родители

низации воспитательного процесса. Изб. пед, соч. Т. 1. М., 1977; Сухошинский В.А. Мудрая власть коллектива. Изб, пед, соч. Т. 3, М.. 19В1; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Коломинскии Я.Л. Человек среди людей М., 1976; Лутошин А.Н. Как вести за собой. М., 1979; Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 19Я9; Иванов Н.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984; Донцов А И. Психология коллектива. М., 19S4.

привели их в школу, живут они в одном микрорайоне, или роди­телей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в первый класс к популярному учителю. ).

Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем задачу - определить стратегические и тактические цели воспитания и не только перед собой, но и до­вести их до сознания своих воспитанников. Кроме того эту цель и задачи необходимо воплотить в систему перспектив для уча­щихся: близких, средних, дальних-

посещение театра и художественной выставки; конкурс рефера­тов, посвященных 850-летию Москвы. Это позволит быстрее

узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие - любая деятель­ность должна быть, во-первых, общественно полезной и значи­мой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждо­му участнику ее.

Видимо, уместен здесь перечень возможных поручений:

классные цветы) и другие. Главное - чтобы каждому учащемуся было дано поручение, которое бы ему нравилось, удовлетворяло его и обеспечивало бы ему достойную позицию в классном кол­лективе. Система поручений - это система прав и обязанностей каждого. Это школа руководства и подчинения, школа освоения демократических основ общественной жизни.

5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жиз­ни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательно­сти к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснитель­ном исполнении норм нравственного поведения и так далее. При этом система требований в коллективе должна быть инстру­ментована тонко и изящно. Она может быть выражена во мно­жестве вариаций требования: требование-приказ, требование-со­вет, требование-намек, требование-удивление, требование-реко­мендация, требование-побуждение, требование-просьба и так да­лее. Это бережет педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться


конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно вспом­нить макаренковское

456022, Россия, Челябинская область, Ашинский район, г.Сим, ул.Курчатова, д. 5а

На современном этапе развития нашего государства целью воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Наше дошкольное учреждение осуществляет работу по художественно-эстетическому воспитанию, которое включает в себя:

  • содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей;
  • воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Оба компонента в конкретной дошкольной образовательной организации определяются образовательной программой ДОУ, Примерной Программой Воспитания, комплексной и парциальными программами по эстетическому воспитанию и образованию дошкольников, Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, современными концептуальными подходами к определению сущности и содержания эстетического развития ребенка и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Задачи художественно - эстетическое развития

во ФГОС дошкольного образования

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Основная цель педагогического коллектива ДОУ по художественно – эстетическому воспитанию детей –создание условий для развития творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении создана воспитывающая среда, способствующая социализации и самореализации личности через организацию художественно-эстетического воспитания.

Воспитывающая среда состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • развивающая предметно – пространственная среда;
  • организованная деятельность воспитанников;(Приложение 1)
  • мотивированное взаимодействие взрослых и детей;(Приложение 2)

Эти основные компоненты среды следует рассматривать с учетом внешних и внутренних ресурсов.

  • Опыт работы учреждения по созданию воспитывающей среды.
  • Теоретические основы построения среды
  • Профессиональный потенциал педагогов
  • Потенциальные возможности семьи
  • Материально-техническое обеспечение

В рамках каждого компонента воспитывающей среды существует система условий.

  • Для компонента развивающая предметно – пространственная среда.

Эстетическая развивающая среда в группе создается как фактор формирования в человеке добра и красоты и включает:

  • Внутренне убранство групп, где живут и воспитываются дети. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков.
  • Соответствие психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом.

Педагогический коллектив ДОУ старается создать мотивирующую, полифункциональную, образовательную среду, т.е. такую среду, которая активизирует деятельность каждого воспитанника.
Предметно – пространственная среда ДОУ строится на основе принципов:

  • Дистанции
  • Активности
  • Самостоятельности
  • Творчества
  • Гибкого зонирования
  • Учета половых и возрастных различий детей
  • Эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

  • Для компонента организованная деятельность воспитанников.

Создаются условия для использования различных видов детской деятельности, форм образовательных событий, видов культурных практик.

  • Для компонента мотивированное взаимодействие взрослых и детей.

Формируется воспитывающее образовательное пространство взаимодействия родителей, педагогов и детей через участие родителей в жизни учреждения, через совместную детско-взрослую деятельность, через формирование объединений педагогов и родителей по интересам, включение родителей в трансформацию полифункциональной среды в условиях семьи, активное включение семьи в процесс и работу с социальными организациями. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Взаимодействие педагогов и детей, направленное на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Определены наиболее эффективные средства работы по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ :

Для определения эффективности реализации системы условий построения воспитывающей среды используются следующие показатели: положительная динамика личностного, творческого, художественно-эстетического воспитания ребенка; потребностей личности осуществлять самостоятельный выбор деятельности, выполнении социальных ролей; роста профессионализма педагогов; активной степени включенности семьи в пространство ДОО.

При условии выявления данных показателей можно рассчитывать на ожидаемый результат: повышение эффективности воспитывающей среды в обеспечении личностного развития ребенка, развитии его творческого потенциала, его активности как полноценного субъекта детско-взрослого сообщества ОО.

Таким образом, реализуемая нами модель воспитывающей среды позволяет обеспечивать систему условий и их эффективность, что подтверждается результатами деятельности педагогического коллектива.

Предварительный просмотр:

Виды культурных практик и форм образовательных событий.

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
  • Проектная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Прогулки.
  • Создание коллекций.

педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

- на занятиях: музыкальном, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи;

- во время прогулки;

- в театрализованных играх;

- на праздниках и развлечениях

- театральные этюды на развитие

- театрализованные игры: игры драматизации, игры-инсценировки, импровизационные игры, музыкально-театральные игры;

- кукольные спектакли разных видов театра (настольного, театр пальчиков, театра бибабо, театра варежек и т.д.)

- совместные спектакли педагогов и детей;

  • Прослушивание аудиосказок, просмотр мультфильмов, просмотр фрагментов детских киносказок.
  • Создание условий для самостоятельной театрально-игровой деятельности в группе:

-подборы театральных кукол разных видов театра ( настольный, пальчиковый, театр рукавичек, театр бибабо и т. д.),

- атрибуты для ряжения, маски, элементов костюмов различных персонажей.

  • Игры – драматизации, игры-инсценировки по разыгрыванию представлений по знакомым литературным сюжетам.
  • Консультации для родителей.
  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные беседы;
  • Театрализованные инсценировки и спектакли родителей для детей, совместные выступления детей и родителей;
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки);
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-театральной среды в семье;
  • Посещение театра с просмотром детских спектаклей ;

Прослушивание аудиосказок с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций

педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания;

- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность);

- во время прогулки (в теплое время);

- в сюжетно-ролевых играх;

- в компьютерных играх;

- перед дневным сном;

- на праздниках и развлечениях.

  • Занятия.
  • Праздники, развлечения.
  • Музыка в повседневной жизни:

-Слушание музыкальных сказок;

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов;

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов.

  • Консультации для родителей.
  • Родительские собрания.
  • Индивидуальные беседы.
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним).
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр).
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки).
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
  • Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров.
  • Прослушивание аудиозаписей.
  • Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.
  • Просмотр видеофильмов.

Работа по обеспечению взаимодействия взрослых и детей.

Тема, цель, содержание.

1. Социокультурная пространственно-предметная среда и её влияние на художественно-эстетическое развитие ребёнка дошкольного возраста.

2. Значение художественно-эстетического образования в духовном развитии личности ребёнка дошкольного возраста.

Старший воспитательВоспитатель Лизунова О.Г.

Цель : оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов).

Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми

Непосредственно организованная деятельность по рисованию,

Цель: использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми.

Педсовет (согласно годовой задаче)

Итоги тематической проверки

О создании комфортной обстановки в ДОУ

Решение задач эстетического воспитания

Цель : Уточнить и закрепить знания педагогов об обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества;

Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми

Цель : знакомство педагогов с нетрадиционными техниками рисования

Воспитатель Нуретдинова Е.Н.

Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми

Цель : расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы.

Воспитатели Марченко А.С

Морозова Т.Н Нуретдинова Е.Н.

Музыкальные руководители Ходор Т.А.

Библиография по теме. Аннотированный каталог.

Работа творческой группы

Цель : разработка новых подходов к развитию художественно-творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового опыта.

Воспитатели Скарлыгина Е.Д

Обобщенный опыт работы.

КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Тематический контроль (согласно годовой задаче)

способностей детей в ДОУ

План проведения тематической проверки

Группы старшего дошкольного

Справка по итогам тематической проверки.

БЛОК «РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ

Формы работы с родителями.

Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам.

Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме

Наглядный материал для родителей.

БЛОК «РАБОТА ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ ДОУ СО ШКОЛОЙ

Формы работы со школой и другими организациями

Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме

Учителя начальных классов Воспитатели

План работы со школой по направлению преемственность

Выставка детского творчества в ДОУ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основные принципы формирования воспитывающей среды Насыщенность ценностным содержанием; Активности; Самостоятельности; Творчества; Субъектного включения воспитанников в содержательную деятельность; Учета половых и возрастных различий детей; Эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Для функционирования модели необходимо: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды); организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организации. Учебно-методический комплект: программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; перспективные планы по данному направлению работы, планы кружковой работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; конспекты НОД, сценарии досугов и праздников; дидактические музыкальные игры и по изодеятельности; библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Направления работы заведующей ДОУ: - организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; - организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания; - организация развивающей предметной среды; - решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.); - работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания; - координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой). старшего воспитателя: - ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания; - выбор программы и методики (совместно с педколлективом); - определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями; - контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; - мониторинг деятельности всего коллектива; - участие в диагностике детей и анализ ее результатов; - проведение методических семинаров; - участие в совершенствовании развивающей предметной среды; - участие в распространении опыта работы ДОУ; - организация родительских собраний, посвященных проблемам художественно-эстетического воспитания; - обобщение результатов работы. музыкального руководителя : - проведение музыкальных НОД, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства; - согласование музыкальных НОД с тематикой занятий воспитателей, учителей-логопедов, инструктора по физкультуре, руководителя театральной студии; - разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; - подбор музыкальных произведений к театральным постановкам; - музыкальное сопровождение игр; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; - подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. инструктора по физической культуре: - согласование плана работы с планами воспитателей с целью интеграции деятельности; - включение в НОД определенных физических упражнений, подвижных игр с учетом целей и задач художественно-эстетического воспитания; - участие в праздниках. учителя-логопеда: - согласование программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); - включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. воспитателя: - создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; - участие в конкурсах детского художественного творчества; -работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; - участие в диагностике по заданию старшего воспитателя; - оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ фронтальные подгрупповые индивидуальные курсы повышения квалификации; педсоветы; семинары; педчтения; консультации; смотры –конкурсы; деловые игры; тренинги; открытые занятия. - методические объединения воспитателей; Школа молодого воспитателя; творческие группы; -семинар-практикум; обмен опытом. обучение в учебных заведениях; аттестация; обобщение опыта работы; самообразование; выступление перед аудиторией. Мониторинг качества профессионально- личностных способностей Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Подбор форм методической работы Кадровое обеспечение

Центр по ознакомлению с бытом и историей развития родного края . Центр художественного творчества

Центр театрального искусства

Персональная детская выставка, персональная семейная выставка

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Координация работы с другими учреждениями и организациями

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО САДА / EDUCATIVE POTENTIAL / LEARNING ENVIRONMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CRITERIA OF LEARNING ENVIRONMENT EFFECTIVENESS / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT / KINDERGARTEN PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолина Наталья Валерьевна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолина Наталья Валерьевна

Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND SOLUTION PROSPECTS

The article considers the relevance of creation of special learning environment at preschool institutions and the value of the educative component. On the basis of the available scientific studies on the problem, the author identifies a number of issues requiring further researches (for instance, insufficient study of the " learning environment " phenomenon in the context of preschool education). The author presents an original definition of " educative potential of learning environment " concept.

Ермолина Наталья Валерьевна

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ

Ermolina Natalia Valeryevna

PhD student, Educational Systems Department, Academy of Social Management, Head of Children's Development Centre -Kindergarten № 6

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND SOLUTION PROSPECTS

воспитывающий потенциал, образовательная среда, дошкольная образовательная организация, критерии результативности реализации образовательной среды, всестороннее развитие, воспитанники детского сада.

The article considers the relevance of creation of special learning environment at preschool institutions and the value of the educative component. On the basis of the available scientific studies on the problem, the author identifies a number of issues requiring further researches (for instance, insufficient study of the "learning environment" phenomenon in the context of preschool education). The author presents an original definition of "educative potential of learning environment" concept.

educative potential, learning environment, preschool educational institution, criteria of learning environment effectiveness, comprehensive development, kindergarten pupils.

Во-вторых, не разработаны вопросы оценки качества образовательной среды и эффективности ее внедрения в образовательный процесс ДОО. Данное проблемное поле выделено не случайно. На наш взгляд, в систему критериев оценки образовательной среды ДОО, предлагаемую авторами исследований, заложены в большей степени требования ФГОС ДО, определяемые цели образовательного процесса ДОО высшего порядка. Так, например, Н.Д. Епанчинцева, оценивая эффективность внедрения разработанной модели развивающей среды ДОУ, в качестве таких критериев использует улучшение материально-технических и медико-социальных условий, повышение эмоционального комфорта в создании групповых мини-сред и размещение в них игрового и дидактического материла для организации разнообразной и коллективной деятельности детей, создание уголков русского быта, участие детей в коллективных играх и т. п. А.К. Сориной с этой целью используются следующие показатели: количество проведенных научно-методических семинаров, улучшение материально-технической базы ДОО, снижение текучести кадров и рост их квалификации и др.

Кроме того, как отмечалось ранее, требования к дошкольному образованию формируются и родителями воспитанников, что также должно быть учтено при разработке системы критериев оценки образовательной среды ДОО.

В-третьих, исследователями (К.Д. Ушинский, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова и др.) доказывается способность образовательной среды оказывать воспитательное действие на дошкольника. Как отмечает М.П. Нечаев, именно это действие определяет возможность возникновения воспитывающего потенциала среды. Значимость воспитательной составляющей образовательной среды ДОО актуализирует проблему изучения закономерностей развития воспитывающего потенциала, а также частных принципов его реализации для ДОО.

ученые, осознавая исчерпаемость различного рода ресурсов, все чаще исследуют потенциальные возможности экономических, социальных, природных или производственных ресурсов. Проанализировав ряд психолого-педагогических исследований, отметим, что в содержание данного термина включены: совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Л.М. Москвичева); совокупное свойство личности для осуществления деятельности (В.Ф. Овчинников, И.О. Мартынюк); развитое свойство индивидуума, определяющее меру его возможностей (М.В. Колосова) и др.

Во-вторых, среди работ в данной предметной области могут быть выделены исследования, посвященные вопросам поиска и развития воспитывающего (образовательно-воспитывающего) потенциала предметных знаний. Как правило, авторами используется данный термин, но не формулируется его определение, как следствие, наблюдается расплывчатость цели обучения учебной дисциплине как моделирования результатов деятельности педагога, не выявлены четко и средства как обобщение накопленного опыта.

В-третьих, существуют работы исследователей, посвященные рассмотрению проблем развития воспитывающего потенциала образовательной среды. Особый вклад в изучение данного вопроса внес М.П. Нечаев. Детально анализируя воспитывающую функцию образовательной среды как самостоятельный компонент - воспитывающую среду, ученый выявляет теоретико-методологическое основание развития воспитывающего потенциала образовательной среды

школы, выделяет и обосновывает критерии реализации и оценки воспитывающего потенциала образовательной среды школы. И все же, несмотря на дальнейшее раскрытие идеи М.П. Нечаева в работах, посвященных проблеме развития воспитывающего потенциала образовательной среды ДОО [15; 16], остаются невыясненными проблемы уточнения основополагающих понятий интересующей нас области научного исследования, не выделены потенциальные возможности накопленного опыта в целях развития образовательной среды, не конкретизированы цели деятельности коллектива детского сада в рамках образовательной среды, позволяющие определить возможности их реализации как идеальную модель воспитанника детского сада.

2. Кассина Р.А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 22 с. ; Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Костанай, 1997. 242 с. ; Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. С. 183-186 ; Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

3. Машарина М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста : дис. . канд. пед. наук. Архангельск, 2004. 171 с.

4. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Л.П. Стрелкова, Л.А. Смывина, В.А. Петровский, Л.М. Кларина. М., 1993. 102 с.

5. Висангириева Е.Н. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2003. 223 с.

6. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды дошкольного образовательного учреждения : дис. . канд. пед. наук. СПб., 2005. 197 с.

8. Висангириева Е.Н. Указ. соч. С. 139.

9. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики // Известия РАО. 1999. С. 32-39.

10. Возможность и действительность. Киев, 1989. 288 с.

12. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : дис. . д-ра пед. наук. М., 2012. 503 с.

14. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 106-110.

15. Беспалова Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях : дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 170 с.

16. Минулина Н.А. Реализация воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в учреждениях дополнительного образования детей раннего возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009. 18 с.

1. 'Approval of the federal state educational standards of preschool education [electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on October 17, 2013 № 1155 Moscow' 2013, Russian newspaper, no. 6241, November 25, retrieved 22 November 2015, .

2. Kassina, RA 2006, Innovative environment of educational institution as an integral means of professional development of teachers: PhD thesis abstract, N. Novgorod, p. 22; Manuilov, YS 1997, Environmental approach in education, Kostanay, p. 242; Slobodchikov, VI 1997, 'Educational Environment: implementation of the goals of education in the area of culture', New value of education, Moscow, pp. 183-186; Yasvin, VA 2001, Educational environment. From modeling to design, Moscow, p. 365.

3. Masharina, MV 2004, Developing object-spatial environment as a condition of formation of bases of ecological culture of children of preschool age: PhD thesis, Arkhangelsk, p. 171.

4. Strelkova, LP, Smyvina, LA, Petrovsky, VA & Clarina, LM 1993, Construction of the developing environment in preschool, Moscow, p. 102.

5. Visangirieva, EN 2003, Design of socio-cultural object-spatial environment of the child's development in the conditions of preschool educational institution: PhD thesis, Rostov n / D., p. 223.

6. Sorina, AK 2005, Designing educational environment of preschool educational institution: PhD thesis, St. Petersburg, p. 197.

7. Sorina, AK 2005, Designing educational environment of preschool educational institution: PhD thesis, St. Petersburg, p. 59.

8. Visangirieva, EN 2003, Design of socio-cultural object-spatial environment of the child's development in the conditions of preschool educational institution: PhD thesis, Rostov n / D., p. 139.

9. Novikova, LI 1999, 'Changing the education paradigm - overdue pedagogy problem', Proceedings of radioactive waste, pp. 32-39.

10. The possibility and reality 1989, Kyiv, p. 288.

11. Yuzhakova, En 2002, Terms of realization of educational-educating potential course "Basics of Life Safety" in the space of integrative comprehensive school: PhD thesis, Tobolsk, p. 270.

12. Nechayev, MP 2012, The theoretical foundation of educating potential educational environment of school: D.Phil. thesis, Moscow, p. 503.

13. Shashmurina, TG 2015, Educational potential of a modern lesson of mathematics, retrieved 24 February 2016, .

14. Ponomarev, AV 2008, 'Educational potential of the student government', Speak. Understanding. Skill, no. 1, p. 106-110.

15. Bespalova, NN 2002, Implementation of folk pedagogy of educational potential in preschool educational institutions: PhD thesis, Barnaul, p. 170.

16. Minulina, NA 2009, The implementation of educational and developmental potential ethnopedagogics in establishments of an additional education of young children: PhD thesis abstract, Moscow, p. 18.

Читайте также: