Какие растения удаляют из растения ненужные вещества

Обновлено: 05.10.2024

Удаление ненужных веществ из любого живого организма называется процессом выделения. Выделение - естественный природный процесс, присущий как животным, так и растениям, и одинаково важный для нормальной работы всего организма. Только происходит этот процесс по-разному. У животных этот процесс осуществляет целая система организма, которая так и называется - выделительная. У растений такой системы нет, поэтому выделение ненужных веществ у них происходит другими способами. Избыток воды и сахара многие растения выделяют в виде капелек жидкости на листьях и капелек нектара в цветках. Остальные же вещества растение откладывает как бы в долгосрочные хранилища в тканях листьев и коры до определенной поры, которая называется листопадом. Именно вместе с опадающими листьями большинство растений избавляется от лишних веществ, отложенных в течение весенне-летнего периода, но предварительно "откачав" из листьев все нужные.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Накапливание продуктов обмена у растений происходит в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например, в млечных ходах у молочая или в смоляных ходах у хвойных. У многолетних растений для этого служат кора, а иногда древесина.

Удаление всех ненужных веществ у растений происходит через корни и опавшие листья. К осени в клетках листьев собирается большое количество вредных веществ, которые естественным путем удаляются из растения.

Через специальные железы в структуре растений выделяются в атмосферу летучие вещества, включая эфирные масла. Так происходит, например, у мяты, эвкалипта, мелиссы. Через устьица и чечевички коры у деревьев происходит выделение углекислого газа.

Выделение сахаров у растений происходит при помощи нектарников. У большинства представителей этого класса они находятся в цветках, но есть виды, у которых нектарники располагаются на листьях и стеблях.

№ 2. Как удаляются ненужные продукты жизнедеятельности у животных?

Все живые организмы в процессе своей жизнедеятельности образуют конечные продукты обмена, которые в дальнейшем выделяются в окружающую среду. Каждое животное стремится не только сохранить нужные ему питательные вещества, но также и удалить из своего организма результаты обмена, совершенно бесполезные, а иногда даже опасные для него. У разных животных этот процесс происходит по-разному.

Например, у амеб избавление от излишков воды происходит при помощи сократительной вакуоли, которая с определенной периодичностью сокращается и просто выталкивает собравшуюся в ней жидкость. Также через поверхность тела происходит удаление ненужных веществ у медуз и у гидр.

Функцию выведения у большинства многоклеточных животных выполняют специальные органы. Например, у дождевого червя для этого предназначены нефридии – специальные канальцы. У насекомых выделение происходит через трубчатые выросты кишечника. Основным органом выделения у всех позвоночных животных являются почки. У млекопитающих и птиц для выведения продуктов переработки в результате обмена веществ имеются потовые железы, кишечник. Также у рыб в процессе выведения углекислого газа участвуют жабры, у птиц и млекопитающих – лёгкие.

Стр. 149. Вопросы после параграфа

№ 1. Где у растений накапливаются продукты обмена веществ?

Продукты обмена веществ у растений накапливаются в клетках, а точнее – в их вакуолях, либо в специальных хранилищах – млечных и смоляных ходах. У многолетних растений накопление органических и неорганических веществ происходит в коре, либо в древесине. Также очень много вредных веществ, которые не нужны растению, собирается в листьях. За период цветения и плодоношения в них оседает много продуктов обмена, которые удаляются из растений в процессе листопада.

№ 2. Как происходит выделение вредных веществ у растений?

В отличие от животных, у растений отсутствует специальная выделительная система, поэтому вредные продукты обмена у них имеют свойство накапливаться в клетках и разных органах. Чаще всего они собираются в вакуолях клетках, специальных хранилищах. Например, в млечных ходах и в смоляных ходах, в коре многолетних деревьев и т.д.

За период созревания, цветения и плодоношения в растениях накапливается большое количество вредных веществ. Удаление их происходит как через корни, так и через листья, которые растения начинают сбрасывать к осени.

Выделение углекислого газа происходит через устьица и чечевички коры. Также различные летучие вещества, включая эфирные масла, выводятся и через специальные железы растений. А вот избавление от сахаров осуществляется через специальные образования – нектарники, которые находятся у большинства растений в цветках, но есть виды, у которых они есть на листьях и стеблях.

№3. Какие продукты обмена веществ выделяются из организма позвоночных животных через лёгкие, кишечник, потовые железы?

Из организма позвоночных животных через лёгкие выводится углекислый газ в процессе дыхания. Через кишечник происходит выведение непереваренных остатков пищи и вещества, которые не усваиваются организмом, в виде каловых масс. Выделение воды, соли и органических веществ происходит через потовые железы.

Стр. 149. Задание

№ 1. Выпишите из текста параграфа новые понятия, найдите их определения в интернет-источниках, энциклопедических словарях.

Новые понятия из текста параграфа:

Листопад – это биологический природный процесс, при котором в определенные периоды года растения массово сбрасывают листья в течение длительного промежутка времени.

Нектарники – это медовики или железы у растений, при помощи которых выделяется сахаристый сок или нектар, привлекающий насекомых или животных для опыления. Они очень разнообразны как по величине, так и по форме, происхождению, расположению на частях цветка. Чаще всего они возникают из эпидермальных и субэпидермальных клеток, которые многократно делятся, становятся меристематическими, образуя железы, разные по форме.

Нефридии – это выделительные органы у всех беспозвоночных животных, которые служат для осморегуляции, извлечения и дальнейшего выведения из их организма вредных продуктов в результате обмена веществ.

В жизненноважных для любого живого организма процессах обмена всегда образуются конечные продукты, среди которых могут быть и бесполезные соединения, и вещества, которые могут быть вредными для его клеток. Например, в результате расщепления нуклеиновых кислот, аминокислот и прочих азотосодержащих соединений образуются такие вещества, как мочевина и мочевая кислота, аммиак, которые подлежат обязательному выведению из организмов. Также удалению подлежат и углекислый газ, который является результатом дыхания, и яды, которые попадают в организм вместе с воздухом, и излишки воды, гормонов и витаминов.

Как и все живые организмы на нашей планете, растения также выделяют активно или пассивно большое количество минеральных и органических веществ. У них процессы выделения происходят по-разному и через разные органы:

Вымывание дождевыми водами, которые стекают по стволам и листьям, значительное количество минеральных соединений;

Выделение кислорода, углекислого газа, солей, летучих метаболитов через устьица, чечевички коры, специальные железы и приспособления – нектарники;

Выделение через корни большого количества продуктов фотосинтеза, которые содержат целый ряд минеральных веществ, органические кислоты и сахара. Все они используются в дальнейшем симбиотическими организмами и микрофлорой ризосферы;

Сбрасывание листьев, в которых за время цветения и плодоношения происходит накопление балластных и ненужных растению веществ.

У представителей животного мира органы выделения в процессе эволюции стали появляться только на поздних стадиях. Например, у губок и кишечнополостных специальные выделительные органы отсутствуют, а выделение из организма конечных продуктов обмена происходит методом диффузии через поверхность всего тела. Впервые специальные органы для выделения, а именно протонефридии, появляются только у кольчатых червей. Далее у членистоногих, моллюсков и ланцетников органами выделения служат метанефридии, у насекомых и паукообразных – мальпигиевы сосуды, а у позвоночных хордовых животных – почки.

При всем разнообразии органов выделения у разных живых организмов в основе их функционирования лежит два основных процесса. Это ультрафильтрация и активный транспорт. При ультрафильтрации происходит прохождение жидкости под давлением через полупроницаемую мембрану, которая пропускает воду и низкомолекулярные растворенные в ней вещества, но в то же время удерживает белки и другие крупные молекулы. Благодаря активному транспорту осуществляется движение уже растворенных веществ против электрохимического и концентрационного градиентов, что связано с затратами энергии. В выделительных органах фильтрационная система дополнена еще и процессами активного транспорта. Значение полноценной работы выделительной системы в любом животном организме позволяет:

Контролировать объемы крови и прочих жидкостей внутренней среды;

Поддерживать кислотно-щелочное равновесие;

Обеспечивать постоянство осмотического давления крови и других жидкостей тела, а также ионного состава жидкостей внутренней среды организма;

Выводить все чужеродные вещества и конечные продукты азотистого обмена;

Стр. 149. Подумайте

Чем различается выделение веществ у растений и животных? Ответ представьте в виде таблицы.

Накапливание продуктов обмена у растений происходит в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например, в млечных ходах у молочая или в смоляных ходах у хвойных. У многолетних растений для этого служат кора, а иногда древесина.
Удаление всех ненужных веществ у растений происходит через корни и опавшие листья. К осени в клетках листьев собирается большое количество вредных веществ, которые естественным путем удаляются из растения.
Через специальные железы в структуре растений выделяются в атмосферу летучие вещества, включая эфирные масла. Так происходит, например, у мяты, эвкалипта, мелиссы. Через устьица и чечевички коры у деревьев происходит выделение углекислого газа.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Урок по биологии в 6 классе. Тема урока: Выделение. Процесс выделения у растений.Автор учебника Н.И.Сонин.

Цель: изучить процесс выделения вредных веществ у растений как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов

Задачи:

Образовательная: познакомиться со способами удаления продуктов распада растений; показать роль процесса выделения в жизни организмов

Развивающая: формирование умений анализировать, сравнивать; развить умение слушать; работать с различными источниками информации

Воспитательная: осуществлять экологическое воспитание; формировать интерес к предмету

Методы обучения:

Методы преподавания: словесные, наглядные

Методы учения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Форма познавательной деятельности: фронтальная

Тип урока: урок усвоения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: мультимедийный проектор, наглядное пособие

ВложениеРазмер
vydelenie._protsess_vydeleniya_u_rasteniy.ppt 2.24 МБ
urok.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выделение – это выведение из организма избытка воды, вредных веществ, образовавшихся в организме.

Вот пришла к нам осень! И листва кругом Красками ложится под моим окном. Красные и желтые листики летят, Будто в хороводе девочки кружат!

Листопад – это естественное отделение листьев от стебля. В листьях накапливаются ненужные и даже вредные вещества. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев.

Работа с учебником Стр. 82

Процессы, которые сопровождают листопад: В листьях разрушается хлорофилл. Лист меняет цвет. Лист накапливает ненужные вещества. Лист становится бурым. Лист отрывается. Лист падает.

Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Обычно они располагаются на верхушке и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.

Домашнее задание: §13, читать Нарисуйте рисунок-схему, отображающую все процессы удаления из растений ненужных, вредных веществ

Ответьте на вопросы: Что такое процесс выделения? Каково значение выделения? Какие растения удаляют из растения ненужные вещества? С помощью каких процессов происходит выделение у растений?

синквейн На первой строчке - одно слово существительное. Это тема исследования- выделение. На второй строчке - предложение, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Последняя строчка - это слово-резюме

Выделение Удаление ненужных веществ Лист.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Трофимова Мария Владимировна

Цель: изучить процесс выделения вредных веществ у растений как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов

Образовательная: познакомиться со способами удаления продуктов распада растений; показать роль процесса выделения в жизни организмов

Развивающая: формирование умений анализировать, сравнивать; развить умение слушать; работать с различными источниками информации

Воспитательная: осуществлять экологическое воспитание; формировать интерес к предмету

Методы преподавания: словесные, наглядные

Методы учения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Форма познавательной деятельности: фронтальная

Тип урока: урок усвоения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: мультимедийный проектор, наглядное пособие

  1. Организационный момент
  1. Приветствие учащихся
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Организация урока
  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель нашего исследования: изучить процесс выделения вредных веществ у растений

Исследование наше пройдет в несколько этапов:

  1. Понятие выделения
  2. Листопад. Значение листопада в жизни растений
  3. Функции водяных устьиц или гидатод
  1. Усвоение новых знаний

Любые ученые пользуются научными терминами, давайте с вами вспомним, какие научные термины по биологии Вы знаете?

Что такое выделение? (дети отвечают)

Ребята, выделение – один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов. Как вы думаете, для чего этот процесс необходим организмам? (дети отвечают)

В процессе жизнедеятельности организма образуются вещества, которые для него не нужны, а иногда даже опасны. Для удаления этих продуктов и существует процесс выделения.

У растений нет специальной выделительной системы и не все вещества выводятся из организма. Многие ненужные вещества остаются в клетках и органах и сохраняются на протяжении всей жизни. Как вы думаете, в каких органах откладываются ненужные вещества? (дети отвечают)

Вот пришла к нам осень!

И листва кругом

Красками ложится под моим окном.

Красные и желтые листики летят,

Будто в хороводе девочки кружат!

О каком явлении в природе идет речь? От многих вредных веществ растения освобождаются во время листопада. А что такое листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? (изменяют окраску, стареют)

В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?

Назовем те процессы, которые сопровождают листопад. Откройте учебники на странице 82. (2 минуты)

Итак, давайте запишем элементы в порядке протекания процессов.

  1. В листьях разрушается хлорофилл.
  2. Лист меняет цвет.
  3. Лист накапливает ненужные вещества.
  4. Лист становится бурым.
  5. Лист отрывается.
  6. Лист падает.

Ответьте на вопрос – какое значение имеет листопад для растений?

Растение использует лист в качестве контейнера для удаления ненужных веществ.

Ребята, а каким еще образом, растения могут удалять ненужные вещества? (дети отвечают)

Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Обычно они располагаются на верхушке деревьев и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.

В учебнике §13, читать.

Нарисуйте рисунок-схему, отображающую все процессы удаления из организма ненужных веществ.

Ребята, наше исследование подходит к концу.

Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня на уроке? Вернемся к цели нашего исследования.

  1. Что такое процесс выделения?
  2. Каково значение выделения?
  3. Какие части растения удаляют из растения ненужные вещества?
  4. С помощью каких процессов происходит выделение у растений?

А сейчас составим синквейн. У вас на столах нарезанные в форме листьев клена бумага. Запишите на них синквейн и потом мы прикрепим их в дереву. Правила составления синквейна.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема исследования - выделение.

На второй строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Читайте также: