Какие ягоды растут в лесах около деревни дедушки мазая

Обновлено: 05.10.2024

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Дедушка Мазай и зайцы

В августе, около "Малых Вежей",
С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной. Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:

Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах

Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,

(Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:

"Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно". — А леший? — "Не верю!

Раз в кураже* я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
*(В кураже — в задоре.)
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.

Ночью. ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.

Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит. "

Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять*.
*(Пуделять — стрелять мимо цели.)
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:
"Врёшь — упадёшь!" — добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.

"Что ты таскаешь горшок с угольками?" —
Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,

Над уголёчками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!

"Вот так охотник!" — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.

Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.

Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.


"То-то! — сказал я,— не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!

Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала. Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.
"Взял бы я вас — да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и "с богом!" сказал.

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: "У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. Ууу-х. "

Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.

За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
"Не попадайтесь зимой!"

Харитоновская библиотека | МУК "МБС"

Харитоновская библиотека | МУК "МБС"

Харитоновская библиотека | МУК "МБС" запись закреплена

"КНИГА ЮБИЛЯР"
150 лет назад Николай Алексеевич Некрасов написал известное всем нам с детства стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы".Предлагаю вспомнить это произведение и ответить на следующие вопросы:
1. В какое время происходили события?
а).летом б).зимой в). весной

2.Почему автор сравнивает деревню с Венецией?
а)деревня находилась в Италии в).деревню весной затопляют вешние воды

3.В какой город ходил пешком дед Мазай?
а).Кострома б).Ярославль в). Москва

4.Сколько зайцев принес дед Мазай домой?
а).2 б).5 в).4

5.Какие родственники были у деда Мазая?
а). жена б). внук в). внучка

6.Какие ягоды росли в лесах у деревни Мазая?
а). клубника и вишня б).брусника и малина в).малина и голубика

7.Что носил с собой один из охотников в лес, о котором рассказывал смешную историю дед Мазай?
а)горшок с кашей б). дрова в). горшок с углями

8.На чем прокатил Мазай зайцев?
а). на лодочке б). на бревне в). на машине

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся произведения "Дед Мазай и зайцы". Проанализировав интернет-сайты, я убедилась, что по данному произведению очень мало викторин, а уж тем более, сопровождающиеся презентацией. Викторину можно использовать на этапе закрепления полученных знаний, а также как внеклассное мероприятие. Провести викторину можно разделив учеников на группы, а также фронтально, поощряя ученика за ответы. Кто из учеников наберет больше жетонов (или других призов), то является победителем викторины.

Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи:
-закрепить знания о произведении Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы";
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным;
-учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст

Познавательные УУД:
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с произведением Н.А.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". Это наша любимая стихотворная сказка с детства. Сегодня мы с вами закрепим знания о данном произведении в форме викторины. (На данном этапе учитель советуется в какой форме будем проводить викторину: в индивидуальной или групповой). Вопрос первый нашей викторины будет посвящен биографии Н.А.Некрасова. На уроке литературного чтения я вам знакомила с его детством и взрослой жизнью.

Вопрос №1 (Слайд 2): Вспомним, на берегу какой реки в родовом поместье провёл детство Н.А.Некрасов? (ответ: Волга). Н.А.Некрасов также написал произведение "На волге" в память о любимой реке. Наша с вами Самарская область располагается на берегу реки Волга. Я уверенна, каждый из вас наслаждался её красотой!

Вопрос №2 (Слайд 3) : С какой страной сравнил автор деревеньку, в которой жил дед Мазай? (ответ: Венеция). Ребята, а как вы думаете, почему автор сравнил деревеньку именно с этой страной?



Вопрос №4 (Слайд 5): Кто из родственников был у деда Мазая? Ответ: внук

Вопрос №5 (Слайд 6): О какой птице говорится в самом начале произведения? Ответ: дупель. Сейчас я вам чуть-чуть расскажу о птице дупель. Дупель насчитывает от 27 до 29 см в размерах, его размах крыльев составляет от 42 до 46 см, а вес — от 150 до 260 г. У него более плотное телосложение, более сильный и короткий клюв, а также две белые полоски на крыльях. Оперение сверху коричневое с многочисленными вкраплениями, внизу более светлое. От основания клюва до глаза тянется тёмная полоска. Шведские орнитологи выяснили, что дупель может держать скорость, близкую к 100 км/ч на протяжении более чем 6500 километров, тем самым являясь одной из самых быстрых перелётных птиц. Удивительно, что дупели не делают на своём пути остановки, ведь их перелёт большей частью лежит над сушей. Обычно наземные птицы садятся, чтобы отдохнуть и пополнить свои энергетические запасы (на поверхности в достатке дождевых червей, насекомых и прочих беспозвоночных).


Вопрос №6 (Слайд 7): Что любил делать дед Мазай? Ответ: охотиться

Вопрос №7 (Слайд 8):На кого охотился дед Мазай? Ответ: на зайцев


Вопрос №8 (Слайд 9): В какое время года дед Мазай охотился на зайцев? Ответ: зимой
Вопрос №9 (Слайд 10): О каком времени года говорится в произведении? Ответ: весна

Вопрос №10 (Слайд 11): С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам? Ответ: зайчики

Вопрос №11 (Слайд 12): Что такое зипун? Ответ: старинная верхняя одежда
крестьян

Вопрос №12 (Слайд 13): Где в первый раз увидел дед Мазай зайцев? Ответ: на островке.


Вопрос №13 (Слайд 14):С кем дед Мазай сравнивает зайчиху у куста? Ответ: с купчихой

Вопрос №14 (Слайд 15): Где ещё нашёл зайчишек дед Мазай? Ответ: на бревне


Вопрос №15 (Слайд 16): Почему дед Мазай не охотится весной и летом?
Ответ: заяц линяет

Учитель: Вот и подходит к концу наша викторина, посвященная произведению Н.А.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". Ответьте мне на последний, самый главный вопрос : "Чему же учит нас эта стихотворная сказка?". Правильно, любить, беречь природу, заботиться о братьях наших меньших. Спасибо за занятие, дорогие ребята!

Презентация

Вопрос №1 На берегу какой реки в родовом поместье провёл детство

Вопрос №1 На берегу какой реки в родовом поместье провёл детство

На берегу какой реки в родовом поместье провёл детство Н.А.Некрасов?

Вопрос №2 С какой страной сравнил автор деревеньку, в которой жил дед

Вопрос №2 С какой страной сравнил автор деревеньку, в которой жил дед

С какой страной сравнил автор деревеньку, в которой жил дед Мазай?

Вопрос №3 Куда за сорок вёрст прямиком через леса бегал дед

Вопрос №3 Куда за сорок вёрст прямиком через леса бегал дед

Куда за сорок вёрст прямиком через леса бегал дед Мазай?
Ответ: в Кострому

Читайте также: