Какое жилкование у пасленовых

Обновлено: 02.07.2024

Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

1. Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

- Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

Девиз урока

Пусть наш урок пройдёт под девизом

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с царством растений. Познакомимся с новым семейством цветковых растений. Будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;

II. Проверка домашнего задания

- На какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные)

1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.(см.Приложение.Задание1)

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, зачитывая их вслух.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое

жилкование листьев сетчатое жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных)

3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)

4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

5. Приведите примеры овощных растений (лук, чеснок.)

6. Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш)

7. Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан)

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)

2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)

3. У родственницы ёлки

Длинные иголки. (сосна)

4. Что без печали

Приводит в слёзы?(лук)

5. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям.

Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки( овёс)

6. В землю-зубочек

Из земли-клубочек (чеснок)

7. Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле (рожь)

8. Сестрица сосен, ёлок

Зимует без иголок (лиственница)

9. Он родился в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит. (Ландыш)

10. Красу колючую, как ёж,

Зимой зелёную найдёшь (ель)

- Скажите,ребята, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу)

- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

- Ребята,откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.

Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 3)

- Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые.

- Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (См. приложение. Памятка)Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 4) (один из учеников зачитывает)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

- И так, ребята, начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 5)

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2

-Давайте узнаем от какого растения получило название это семейства?

-Это растение паслён. (СЛАЙД 6)

- Знакомо ли вам это растение?

-Паслён можно встретить на огородах, в поле.

- У паслёна в конце лета созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Также к этому семейству относятся:

Картофель (СЛАЙД 7)

Томат (СЛАЙД 8)

Перец (СЛАЙД 9)

Баклажан (СЛАЙД10)

-Ребята, а как вы думаете почему эти растения объединили в одну группу?

- По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 11)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) В(5) Т5 П 1

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 12)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 13)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

- У паслёновых встречаются плоды ягода или коробочка (СЛАЙД 14) , (СЛАЙД 15)

- Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

-Ребята, давайте рассмотрим особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых какой…(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

-К какому классу относятся паслёновые ? ( классу двудольных)

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Расскажите о признаках паслёновых растений,опираясь на таблицу в учебнике.

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 17) - Назовите культуры, которые изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким одним словом мы можем назвать растения, изображённые на слайде? (овощные)

- Расскажите чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ и витаминов .

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. Крахмал, содержащий в картофеле, даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению.

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 18)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 19)

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 20)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Математики подсчитали…(СЛАЙД 21)

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Просмотр слайд шоу под спокойную музыку "Цветочно-декоративные растения"(СЛАЙД 23)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и лилейные: белена, картофель, лук, баклажан, ландыш, чеснок, петуния, томат, ) (см. Приложение. Картинки)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и лилейные)

- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)

- Работа по карточкам.

(см. Приложение. Работа по карточкам)

Выписать номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.

В цветке 5 чашелистиков.

В цветке 4 чашелистика.

В цветке 6 лепестков венчика.

В цветке 5 лепестков венчика.

В цветке много тычинок.

В цветку 5 тычинок.

VI. Итог:

- Как человек использует растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

-Назовите ядовитые пасленовые.(белена, табак, дурман)

-Назовите овощные пасленовые. (томат. картофель. баклажан)

Рефлексия (СЛАЙД 25)

Вы видите на экране предложения, дополните их:

- Сегодня на уроке я узнал( познакомился).

- Самым интересным для меня было …

- Урок мне…(понравился/ не понравился)

Домашнее задание (СЛАЙД 26)

Используемая литература и интернет источники:

Клепинина З.А. Биология.Грибы. Бактерии.7 класс :Учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида

На настоящее время семейство включает около 2700 видов. Пасленовые - семейство класса двудольные, представленные в основном многолетними травами, полукустарниками, в тропиках часто - кустарниками, реже деревьями.

Пасленовые

Общие признаки пасленовых

Листья простые цельные (белена) и рассеченные (картофель), лишены прилистников. Листорасположение очередное.

Листья пасленовых

Цветок с двойным околоцветником, правильный (синоним - актиноморфный). Срастающиеся между собой 5 чашелистиков образуют чашечку пятизубчатой формы. Венчик состоит из 5 сросшихся между собой лепестков, срастающихся в виде трубочки, образуя трубчатый, кольчатый или колесовидный венчик.

Замечу, что если любые части цветка срастаются, то в формуле цветка количество срастающихся элементов берется в скобки.

Андроцей состоит из 5 тычинок. Андроцей (от греч. аndr, род. падеж andros - мужчина и oikia - жилище) - совокупность тычинок, образующих мужские органы цветка. Пестик 1. Завязь верхняя. Семязачатки многочисленные. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1

Цветок пасленовых

Плод пасленовых - ягода (картофель), коробочка (белена).

Плоды пасленовых

Значение пасленовых

Среди пасленовых встречаются пищевые виды: перец, картофель, томаты, баклажаны.

Вследствие биохимических особенностей среди пасленовых есть множество видов ядовитых, а также имеющих медицинское значение: дурман, белена.

Пасленовые выполняют важную эстетическую функцию, их внешний вид очаровывает. К наиболее известным декоративным видам относятся петуния, никандра, физалис.

Физалис, пасленовые

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Биология, 7 класс

Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.

Цель урока: Расширение знаний о многообразии покрытосеменных растений класса двудольные. Семейства Пасленовые.

Образовательные:1Закрепить знания об отличительных особенностях растений класса двудольных, продолжить формирование умений выявить общие признаки семейства Пасленовые.

Коррекционно- развивающие: 2. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.

Воспитательные: Формировать интерес к изучаемому предмету. Показать значение растений семейства Пасленовые как овощных, лекарственных, декоративных культур в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Вид урока- урок – портфолио.

Методы обучения: иллюстративный, частично- поисковый, словесный, практический.

Организация начала урока:

2. Подготовка обучающихся к работе (записывают в тетради число и тему урока).

II . Проверка домашнего задания.

4. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

1.Мотивация учебной деятельности:

Ребята мы стали с вами изучать покрытосеменные растения.

Все покрытосеменные растения имеют цветки, поэтому их называют цветковыми растениями. После процесса опыления из цветов появляются плоды, внутри которых развиваются семена.

Цветковые растения самые распространенные на нашей планете, а это значит, что их очень много. И для того, чтобы в этом множестве растений разобраться, ученые разделили цветковые растения на два класса. Класс однодольные и двудольные растения.

По каким признакам разделили на два класса?

А) строение семени,

Б) по видам корневых систем растений,

В) по видам жилкования листьев.

У однодольных растений одна семядоля в семени одна семядоля в семени, корневая система мочковатая, параллельное или дуговое жилкование листьев. Среди однодольных растений только травянистые растения, кроме бамбука.

2.С растениями каких семейств мы с вами познакомились?

Представители злаковые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза; Лилейные: лилия, нарцисс, тюльпан, лук, чеснок.

Работа с гербарным материалом. Картины.

3 Определить формулы цветка семейства злаковых (О2+2)Т3П1

4 У двудольных растений две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев.

Среди двудольных растений можно наблюдать разные формы жизни:

Травы, кустарники, деревья.

III Сегодня мы с вами начинаем изучение многообразия покрытосеменных растений класса двудольных растений, познакомимся с семейством Пасленовые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в это семейство, а также признаки класса двудольных, которые характерны для них.

Что такое портфолио?

Тема урока: Покрытосеменные растения. Класс двудольные. Семейство Пасленовые.

Запись в тетрадь(дата, тема урока)

В семейство Пасленовые входит около 3 тысяч видов растений. Растения этого семейства распространены в основном по всему земному шару, в тех районах где умеренный климат, но и в тропических лесах также встречаются растения данного семейства.

Информация учащихся о растениях пасленовых культур: Томат, перец, баклажан, табак.

IV Динамическая пауза (электронная физминутка).

По каким признакам растения объединяют в семейство пасленовые?

Составление таблицы по ходу объяснения учителя, работа с учебником:

у большинства прямостоячий

разнообразной формы, с сетчатым жилкованием

соцветия или одиночные цветы

5чашелистиков, 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик

ягода или коробочка

V Закрепление учебного материала

Перечисленные растения разделить на три группы:

1.Пищевые растения (томат, перец, баклажан, картофель)

2.Декоративные растения(петуния, душистый табак)

3.Дикорастущие (белена, дурман, паслен, мандрагора)

1.Выберите формулу цветка пасленовых растений:

2.Жилкование листьев пасленовых растений:

3.Плод пасленовых растений

VI Домашнее задание

На память об уроке дарю вам рассаду томата и перца для дальнейшего наблюдения за этими растениями и пополнения вашего портфолио.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Цель урока:

  • а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого се­мейства для человека
  • б)развивающие: способствовать развитию логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать уме­ние составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка
  • в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему.

Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. (слайд1)

II. Изучение новой темы.

Учитель: К семейству пасленовые относятся около 3 тысяч видов и 90 родов, распространенных по всей суше, за исключением приполярных тундр. Наибольшего

разнообразия в тропиках Южной Америки. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий. (слайд 3)

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут (слайд 6,7,8)

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья простые, без прилистников, листорасположение очередное, жилкование сетчатое.. Листовая пластинка может быть цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), или рассечённой (картофель, томат). Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся) ( проверка слайд 23)

Систематическое положение отдельных представителей семейства Паслёновые

Отдел - Цветковые, или покрытосеменные

Вид - Петуния гибридная

Признак Семейство Пасленовые
Формула цветка
Соцветие
Плод
Жилкование листьев
Характеристика листа (простой, сложный)
Корневая система
Представители
Значение

2. Самое известное растение семейства
4. Название плода многих пасленовых.
6. Органическое вещество, содержащееся в клубнях картофеля.
7. Растение семейства, имеющее или очень горькие или сладковатые плоды.
9. Красивоцветущее растение выращиваемое на клумбах

1. томат, 2.картофель 3 белена, 5 Америка, 8 табак
2. картофель, 4. ягода, 6. крахмал, 7. перец, 9. петуния

Читайте также: