Какой экологический фактор не является абиотическим свет ветер удобрения температура

Обновлено: 05.10.2024

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задание в том порядке, в котором они даны. если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Тема: Что изучает экология

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1.Экология-это

1)Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания
2)Наука об охране окружающей среды
3)область знаний, разрабатывающая принципы рационального природоиспользования
4)система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы
2.Кто ввел в науку термин экология ?
1)М.В.Ломоносов
2)Э.Геккель
3)Э.Зюсс
4)В.И.Вернадский
3.Когда появился термин экология ?
1.1861 г.
2.1866 г.
3.1917 г.
4.1924 г.

4.К каким наукам относится экология?

5.Какой раздел экологии изучает объекты организменного уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

6.Какой раздел экологии изучает объекты популяционно-видового уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?
1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере
7.Какой раздел экологии изучает объекты биоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр.средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

8.Какой раздел экологии изучает объекты биогеоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

9. Какой раздел экологии изучает объекты биосферного уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

10. На каком уровне организации живых систем происходит приспособление человека к смогу в городе?

11.На каком уровне организации живых систем происходит изменение численности амурских тигров?
1)организменном
2)популяционно-видовом
3)биоценотическом
4)биогеоценотическом

12. На каком уровне организации живых систем происходит зарастание водоема?
1)организменном
2)популяционно-видовом
3)биогеоценотическом
4)биосферном

14. Какая из задач НЕ является задачей экологии?

1)изучение механизмов адаптаций в среде
2) изучение механизмов поддержания биоразнообразия

3) изучение механизмов старения организмов
4) изучение механизмов устойчивости экосистем

15.Какая из задач НЕ является задачей экологии?

1)изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой
2)изучение механизмов устойчивости экосистем
3)изучение продукционных процессов
4)изучение видообразования

16. Какой из методов биологических исследований возник позже других?
1)метод описания
2)метод сравнения
3)метод эксперимента
4)метод моделирования

17.Какой из методов исследования НЕ используется в экологии?
1)гибридизации
2)эксперимента
3)моделирования
4)прогнозирования

18.Какой из методов исследования НЕ используется в экологии?

1)наблюдение и описания
2)измерений
3)сравнения
4)родословных
19.Кто изображен на рисунке? В каком веке он жил? Какой вклад внес в экологию?

haec_000.jpg

20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их
1.Экология-наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.2. Термин экология впервые ввел немецкий биолог Эрнст Гегель. 3.Это произошло в 1688 году. 4. Экология возникла как часть геологии. 5. Современная экология- комплексная (междисплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества.

Тема: Среда обитания организмов и ее факторы

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1)воздушной
2)надземной
3)подземной
4)организменной
2.Какая из сред обитания живых организмов была заселена первой?
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

3.Какая из сред обитания живых организмов была заселена второй?

4.Среди сред обитания живых организмов наиболее неоднородной по условиям в пространстве и во времени является
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

5. Среди сред обитания живых организмов наиболее однородной по условиям в пространстве и во времени является
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

6.В абиотическим экологическим факторам относится(ятся)
1)техногенное загрязнение Мирового океана
2)биотехнические методы защиты растений
3)вращение земли
4)паразитизм

7.К биотическим экологическим факторам относится(ятся)
1)извержение вулкана
2)биологические методы защиты растений
3)вращение Земли
4)квартиранство

8.К антропогенным экологическим факторам относится(ятся)
1)извержение вулкана
2)биологические методы защиты растений
3)вращение Земли
4)аллелопатия

9.Биотическим фактором является:
1)техногенное загрязнение Мирового океана
2)извержение вулкана
3)температура
4)нападение хищника

10.К какой группе абиотических экологических факторов относится содержание гумуса?
1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)эдафические

11. какой группе абиотических экологических факторов относится высота местности над уровнем моря

12.К какой группе абиотических экологических факторов относится ветер?

13. К какой группе абиотических экологических факторов относится землетрясение?

14. К какой группе абиотических экологических факторов относится скорость течения?
1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)гидрологические

15. какой группе биотических экологических факторов относится влияние растений
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

16.К какой группе биотических экологических факторов относится влияние животных
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

17.К какой группе биотических экологических факторов относится влияние грибов
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

18. К какой группе биотических экологических факторов относится влияние бактерий
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

92.jpg

19. На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от количества экологического фактора. Как называется количество фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организма максимальна? Как называется зона, в которой интенсивность жизнедеятельности организмов угнетена? Как называется максимальное количество экологического фактора, при котором возможно существование организма?

20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.Исправьте.

1.Среда обитания- это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них опр.воздействие.2.На нашей планете живые организмы освоили пять сред обитания.3.Это водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная среды обитания.4.Первой была заселена водная среда.5.Второй была освоена наземная среда.

Тема: МЕСТООБИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НИШИ

Ответом к заданиям 1-19 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

1.К растениям, обитающим в условиях хорошего освещения, относится
1)акация
2)мхи
3)лишайники
4)папоротники

2.К растениям, плохо переносящим прямые солнечные лучи, относится
1)акация
2)сосна
3)виноград
4)кукушкин лен

3.К растениям влажных местообитаний, не переносящим водного дефицита, относится

4.К растениям сухих местообитаний, способным переносить перегрев и обезвоживание, относится

5.К растениям умеренно увлажненных местообитаний относится

6.К растениям, обитающим на кислых почвах, относится
1)клевер
2)осока
3)каштан
4)сфагновый мох

7.К растениям, обитающим на щелочных почках, относится

8.К растениям, обитающим на нейтральных почвах, относится

9.В какой из экосистем больше экологических ниш?

10. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?(ответ обоснуйте)

11. Взаимоотношение каких организмов относятся к нейтральным?
1)ель и растения нижнего яруса
2)белки и лоси
3)львы и грифы
3)травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии

12.Положительным являются взаимоотношения дуба и…
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

13.Конкурентными являются взаимоотношения ели ….
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

14.Нейтральными являются отношения белки и…
1)лося
2)куницы
3)лисы
4)человека

15. Симбиоз – это:
1) взаимовыгодные отношения;
2) невыгодные отношения;
3) отношения, когда один получает пользу, а другой не испытывает ни пользу, ни вреда; 4) для одного отношения отрицательны, а другой не испытывает ни пользы, ни вреда.

1) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных

2) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

3) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека .

19. Взаимоотношение белок и лосей- это пример
1)нейтрализма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации

imgB (1).jpg

20.Кто изображен на рисунке? В каком веке он жил? Какой вклад внес в науку?

Тема: Основные темы экологических взаимодействий

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1.Взаимоотношения каких организмов относятся к симбиотическим?

1)Бобовые растения и азотфиксирующие бактерии
2)белки лоси
3)щука и судак
4)человек и вирус гриппа

2.Взаимоотношения каких организмов относятся к антибиотическим
1)бобовые растения и азотфиксирующие бактерии
2)белки и лоси
3)щука и судак
4)рак-отшельник и коралловый полип актиния

3.Взаимоотношения каких организмов относятся к нейтральным?
1)ель и растения нижнего яруса
2)белки и лоси
3)львы и грифы
3)травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии

4.Положительным являются взаимоотношения дуба и…
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

5.Конкурентными являются взаимоотношения ели ….
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

6.Нейтральными являются отношения белки и…
1)лося
2)куницы
3)лисы
4)человека

7.Взаимоотношения раков-отшельников и актиний-это пример
1)мутуализма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации

8.Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Это пример
1)нейтрализма
2)паразитизма
3)мутуализма
4)комменсализма

9.Взаимоотношение белок и лосей- это пример
1)нейтраизма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации

10.Взаимоотношения между крупными хищниками и падальщиками- это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма

11.Взаимоотношения некоторых актиний и тропических рыбок- это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма

12.Взаимоотношения,при которых один из участников умерщвляет другого и использует его в качестве пищи
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма

13.Гриб-пеницилл продуцирует вещества, подавляющие жизнедеятельность бактерий. Это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма

14.Взаимоотношения вируса гриппа и человека-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма

15.Соперничество двух мужских особей за самку-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма
16.Соперничество между волком и лисойза зайца-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма

17.Примером аменсализма организмов являются взаимоотношения
1)клубеньковых бактерий и гороха
2)повилики и картофеля
3)суперки и пшеницы
4)ели и кукушникого льна

18.Аутэкология-это
1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

aktinii.jpg

19.На рисунке изображены рак-отшельник и коралловый полип актиния.Как называется такой вид отношения между организмами? В чем выгода такого сожительства?

Тема: Основные экологические характеристики популяций

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Старые особи составляют большую долю в популяциях:

а) быстро растущих;
б) находящихся в стабильном состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

2. Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;
б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;
в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;
г) популяция достигает максимальных размеров.

3.Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность популяции;
г) обилие популяции.

4. Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, - это:

а) индекс численности;
б) обилие популяции;
в) плотность популяции;
г) экологическая пирамида.

5. Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;
г) экологической рождаемостью.

6. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:
а) из одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

7. Популяцию характеризуют следующие свойства:
а) рождаемость, смертность;
б) площадь территории;
в) распределение в пространстве;
г) среда обитания, условия жизни.

8. Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах;
б) для медико-санитарной службы;
в) в рыболовстве.

9. Возрастная структура популяции:
а) определяется внешними условиями;
б) не зависит от жизненного цикла вида;
в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
г) зависит от размеров популяции.

10. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции одного вида;
в) две популяции двух видов;
г) одну популяцию двух видов.

11. Что такое популяция ?
12. Рост популяции, численность которой увеличивается лавинообразно, называют:
А) логистическим;
Б) изменчивым;
В) стабильным;
Г) экспоненциальным.

13. Численность популяции жертв будет увеличиваться до тех пор, пока число:
А) рожденных особей не сравняется с числом мигрировавших;
Б) мигрировавших особей не превысит число погибших;
В) погибших особей не сравняется с числом мигрировавших;
Г) рожденных особей не превысит число погибших.

14.Процессы изменения популяции во времени называют:
А) миграционными;
Б) популяционной динамикой;
В) пространственной структурой;
Г) территориальным поведением .

15. Возрастной структурой популяции называют;
А) количественное соотношение женских и мужских особей;
Б) количество новорожденных особей;
В) количественное соотношение разных возрастных групп;
Г) плодовитость женских особей.

16. Пределы ресурсов местообитания конкретной популяции, за счёт которых она существует (пища, убежища, места для размножения), называют:
А) ёмкостью среды;
Б) экологической нишей;
В) биотическими связями;
Г) регуляцией численности .

17. Отношение числа особей (биомассы) популяции к единице пространства (площади или объёма) называют:
А) рождаемостью;
Б) смертностью;
В) плодовитостью;
Г) плотностью популяции.

18. Неограниченный рост численности популяции сдерживается:
А) действием факторов внешней среды;
Б) количественным соотношением мужских и женских особей;
В) спецификой физиологии женских особей;
Г) связями между особями разных поколений.

19. как называется представленное на рисунке распределение особей популяций в пространстве? В каких случаях оно наблюдается?

103.jpg

20.К динамическим показателям популяции относятся:
1)рождаемость
2)смертность
3)половая структура
4)плотность
5)численность
6)скорость роста популяции

1 в
2 г
3 в
4 б
5 б
6 г
7 а
8 а
9 в
10 в
11 это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп.
12 г
13 г
14 б
15 в
16 а
17 в
18 а
19-1)равномерное распределение
2)наблюдается, когда популяция существует в условиях равномерного распределения факторов среды
3)наблюдается, когда между особями преобладает антагонизм
20-126


Экологические факторы — совокупность всех признаков среды (температура, влажность, свет, давление воздуха, свойства почвы, состав воздуха, рельеф, живые организмы и др.), оказывающих воздействие на организм или экологическую систему в целом. Не все факторы одинаковые по своему значению, влияние некоторых из них является незначительным.

Классификация экологических факторов


Все известные экологические признаки среды в зависимости от их происхождения и характера влияния делят на три основные группы:

К абиотическим относятся факторы неорганической и неживой природы, к биотическим — воздействие живой природы (в том числе и человека), к антропогенным — влияние человека на природу как умышленное, так и неосознанное или неконтролируемое. Это разделение является условным, поскольку каждый фактор существует и проявляет себя как результат общего воздействия среды.

Давайте рассмотрим каждый вид экологических факторов среды более подробно.

Абиотические факторы (влияние неживой природы)


Неживая природа оказывает косвенное или прямое воздействие на всех живых существ. Значительные изменения условий окружающей среды (температура, свет, влажность, свойства почв, состав воздуха и т. п.) могут стать для живого организма критическими и даже привести к его гибели. К абиотическим факторам среды относятся:

  • Климатические — осадки, температура, свет, атмосферное давление и другие;
  • Орографические — особенности рельефа, высота над уровнем моря;
  • Эдафические — состав почв, ее физические свойства, плодородие, кислотность (pH), минерализация и другие;
  • Химические — газовый состав атмосферы и воды, содержание солей в воде, почвенный состав и другие химические свойства среды;
  • Гидрографические — плотность воды, ее проточность, скорость течения, световой режим и другие;
  • Пирогенные — воздействие пожаров, возникших по естественным причинам.

Биотические факторы (влияние живой природы)


Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выстраивая различные типы внутривидовых и межвидовых отношений. В зависимости от того, к какому царству относиться живой организм, классификация биотических факторов осуществляется следующим образом:

  • Фитогенные — факторы влияния растений;
  • Зоогенные — факторы воздействие животных;
  • Микогенные — факторы влияние грибов;
  • Микробиогенные — факторы воздействие микроорганизмов.

Антропогенные факторы (влияние человека)


Антропогенные факторы — изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное.

  • Косвенное антропогенное воздействие— опосредствованное вмешательство человека в живую природу путем трансформации среды обитания (например, климатические изменения, нарушение физического или химического состава атмосферы, воды, почв и т.п.).
  • Прямое антропогенное воздействие— проявляется непосредственным влиянием людей на основные компоненты экологической системы (вырубка лесов, охота на животных, сбор растений или грибов и т.п.).
  • Условное антропогенное воздействие— влияния факторов живой и неживой природы, которые были нарушены в результате человеческой деятельности.

Адаптация живых организмов к окружающей среде

Газель-доркас, животное, среда обитания, пустыня, на песке,

Чтобы выжить и размножаться, все живые существа должны приспосабливаться к условиям, предоставляемым им средой обитания. Окружающая среда организма включает в себя все, что на него воздействует, а также все, на что воздействует сам организм. Соответствие между живым организмом и окружающей средой в биологии называют адаптацией.

Растения и животные адаптировались к окружающей среде генетически и посредством физиологической, поведенческой или эволюционной гибкости, включая как инстинктивное поведение, так и обучение. Адаптация имеет много измерений в том смысле, что большинство организмов должны одновременно приспосабливаться к многочисленным различным факторам окружающей среды. Адаптация включает в себя совладание не только с физической абиотической средой (свет, темнота, температура, вода, ветер), но и со сложной биотической средой (другие организмы, такие как конкуренты, паразиты, хищники и т.п.). Противоречивые требования этих различных компонентов экосистемы часто требуют, чтобы организм находил компромисс в своих адаптациях для каждого из них.

Соответствие любому заданному измерению требует определенного количества энергии, которая затем больше не будет доступна для остальных адаптаций. Присутствие хищников, например, может потребовать от животного осторожности, что, в свою очередь, снизит его эффективность кормления и, следовательно, его конкурентоспособность.

Организмы могут сравнительно легко приспособиться к хорошо предсказуемой среде и справляться с ней, даже если она регулярно меняется, при условии, что изменения не слишком экстремальные. Адаптация к непредсказуемой среде обычно труднее; адаптация к чрезвычайно неустойчивой среде может даже оказаться невозможной. Многие организмы развили в стадии покоя, которые позволяют им пережить неблагоприятные периоды, как предсказуемые, так и непредсказуемые. Креветки в пустынях и однолетние растения повсюду являются хорошими примерами. Яйца морских креветок годами сохраняются в соленой корке сухих пустынных озер. Когда редкий пустынный дождь заполняет одно из этих озер, из яиц вылупляются креветки, быстро вырастают и откладывают много новых яиц. Некоторые семена растений, которым уже много десятилетий, все еще жизнеспособны и способны прорасти.

7. Строитель ство плотины м ожно рассматривать как п ример факт ора:

8. Опыление раст ений насек омыми это пример фа ктора:

10. Изменяющи еся во времен и и пространстве абиотичес кие факторы с реды

12.* Эколог ические факторы, о казывающие н аибольшее вл ияние на

13.* Какой п родукт человеч еской деят ельности бу дет дольше в сего

14.* В у словиях урбанизац ии происхо дят следу ющие изменения

16.* Наиболе е вредное в оздействие на живые орга низмы м ожет оказывать

17.* К абиоти ческим факт орам окру жающей среды относя т:

а) рельеф, климат, температу ру, свет, влажность, солен ость воды

б) растительны й опад, минер альный сос тав почвы, влаж ность

в) соленость вод ы, отмершие части в одных растений и оста нки живот ных,

г) газовый состав ат мосферы, заг рязнение п очвы, воздуха и воды

18.* К биотич еским факт орам окру жающей среды относят:

а) растительный опад, ми неральный с остав почвы, вл ажность

б) солен ость воды, о тмершие части в одных расте ний и оста нки животны х,

в) гибель расте ний и жив отных от инфе кций, вызва нных микроорга низмами

г) газовый состав ат мосферы, заг рязнение п очвы, воздуха и воды

19.* К антр опогенным факто рам окружающей сре ды относят:

а) соленость в оды, минераль ный соста в почвы и газ овый состав атм осферы

б) растительны й опад, влажн ость, влажность, соле ность воды

в) гибель расте ний и жив отных от инфе кций, вызва нных микроорга низмами

г) загрязнение почвы, воздуха и в оды промышле нными от ходами

1. Пределы тем перату рной выносливост и у различных организмов

2. Вода – составна я часть каж дого живо го организма.

3. Свет Солнца слу жит еди нственным источником эн ергии для жи вой

4. Среди животн ых наиб ольший диапаз он температу р выдерж ивают

5. Экологические ф акторы могу т оказывать как не посредственн ое, так и

6. Свет слу жит сигналом к перестр ойке протек ающих в орга низме процессов,

что позволяет им наилу чшим образом отвечать на происхо дящие изме нения

7. Любой эколог ический факто р имеет определе нные пре делы

8. Ветер оказывает непосредстве нное вл ияние на орга низмы.

9. Загрязняющ ие вещества не м огут передаваться по це пям питания

10. Загрязнен ие природ ы приводит к с нижению ви дового разнообразия и

Тема «Общие з акономернос ти влияния экологич еских ф акторов на

2. Ограничивающ ие факторы для попу ляции могут быть связаны с

г) приспосабливать ся к строг о определенным у словиям

4. Какие из аби отических фа кторов лим итируют р аспространение ж изни в

океане, но обычно не л имитирую т распространен ие жизни на су ше?

5. Популяция, кот орая занимает в с оставе биоц еноза опре деленное

6.* Действие эк ологических фа кторов на жив ые организм ы в качестве

а) вызывает п риспособительн ые измене ния у орган измов

б) обусловливает невозможность су ществования организм ов в данных

в) вызывает стру ктурно - функ циональные измен ения у орган измов

г) свидетельству ют об изме нениях дру гих факторов с реды

7.* Наиболее эф фективно проявл яется действи е экологичес кого фактора н а

8.* Экологическ ие факторы в оздействую т на живые орга низмы:

в) совместно д руг с другом, н о в определ ённой последовате льности

г) изолированн о друг от д руга и в оп ределённой последоват ельности

9.* Экологическ ие факторы, ограничив ающие распределе ние живы х

10.* Эколог ические факторы, ог раничивающ ие распрост ранение живых

1. Толерантно сть особи остаетс я неизменн ой в течение все й жизни.

2. Высокая спец иализация организмов - это приспособле нность к ст рого

3. Организмы с широким д иапазоном то лерантности, как п равило, имеют

4. Любой факто р, влияющий на жив ые орга низмы, может ст ать либо

оптимальным, л ибо огранич ивающим, в зависимости от с илы свое го

5. Плавная крив ая соответству ет у зкому диапазону толерантности.

6. Любой орган изм может существоват ь лишь в определе нном

7. Лимитиру ющим фактором для орган измов всегда явл яется температу ра.

8. Экотипы характеризу ются различны ми границами ст ойкости к

10. Успешное вы живание жив ых организмов з ависит от ком плекса условий.

11. Экологическ ие фактор ы оказывают пост оянное возде йствие на жив ые

организмы, но действу ют изолированно д руг от друга.

12. Интенсивн ость экологич еского факт ора, наиболее благоприятную для

жизнедеятельн ости организма, н азывают биолог ическим оп тимумом.

13. Пределы чу вствительн ости организ мов к отклонению от оптиму ма по

какому - либо из факторов не з ависят от интенсивност и действия д ругих

14. Существова ние каждого ви да ограничивается тем из фа кторов, кот орый

Субстрат (буквально) — это место прикрепления. Например, для древесных и травянистых форм растений, для почвенных микроорганизмов это почва. В ряде случаев субстрат можно считать синонимом среды обитания (например, почва — это эдафическая среда обитания). Субстрат характеризуется определенным химическим составом, который оказывает влияние на организмы. Если субстрат понимается как среда обитания, то он в этом случае представляет собой комплекс характерных для него биотических и абиотических факторов, к которым приспосабливается тот или иной организм.

Характеристика температуры как абиотического фактора среды

Температура — это экологический фактор, связанный со средней кинетической энергией движения частиц и выражающийся в градусах различных шкал. Наиболее распространенной является шкала в градусах Цельсия (°С), в основу которой положена величина расширения воды (температура кипения воды составляет 100°С). В СИ принята абсолютная шкала температур, для которой температура кипения воды Т кип. воды = 373 К.

Очень часто температура является лимитирующим фактором, определяющим возможность (невозможность) обитания организмов в той или иной среде обитания.

По характеру температуры тел а все организмы разделяют на две группы: пойкилотермные (температура их тела зависит от температуры окружающей среды и является практически такой же, как и температура среды) и гомойотермные (температура их тела не зависит от температуры внешней среды и является более или менее постоянной: если и колеблется, то в небольших пределах — доли градуса).

К пойкилотермным относятся растительные организмы, бактерии, вирусы, грибы, одноклеточные животные, а также животные с относительно низким уровнем организации (рыбы, членистоногие и т. д.).

К гомойотермным относятся птицы и млекопитающие, включая человека. Постоянная температура тела уменьшает зависимость организмов от температуры внешней среды, дает возможность расселения по большему числу экологических ниш как в широтном, так и в вертикальном расселении по планете Земля. Однако и помимо гомойотермности организмы вырабатывают приспособления для преодоления воздействия низких температур.

По характеру перенесения низких температур растения разделяют на теплолюбивые и холодостойкие. К теплолюбивым относят растения юга (бананы, пальмы, южные сорта яблонь, груш, персики, виноград и др.). К холодостойким относят растения средних и северных широт, а также растения, произрастающие высоко в горах (например, мхи, лишайники, сосна, ель, пихта, рожь и т. д.). В средней полосе России выращивают сорта морозостойких фруктовых деревьев, которые специально выводят селекционеры. Первые большие успехи в этой области были достигнуты И. В. Мичуриным и другими народными селекционерами.

Роль температуры как экологического фактора сводится к тому, что она влияет на обмен веществ: при низких температурах скорость биоорганических реакций сильно замедляется, а при высоких — значительно увеличивается, что приводит к нарушению равновесия в протекании биохимических процессов, а это вызывает различные заболевания, а иногда и летальный исход.

Влияние температуры, на растительные организмы

Для перенесения воздействия низких температур растения имеют различные приспособления.

2. Переход растений в стадию (фазу), устойчивую к воздействию низких температур — стадия спор, семян, клубней, луковиц, корневищ, корнеплодов и т. д. Древесные и кустарниковые формы растений сбрасывают листья, стебли покрываются пробкой, обладающей высокими теплоизоляционными свойствами, а в живых клетках накапливаются вещества-антифризы.

Влияние температуры на животные организмы

Температура по-разному влияет на пойкилотермных и гомойотермных животных.

Пойкилотермные животные активны только в период оптимальных для их жизнедеятельности температур. В период низких температур они впадают в спячку (земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие и др.). Некоторые насекомые перезимовывают или в виде яиц, или в виде куколок. Нахождение организма в спячке характеризуется состоянием анабиоза, при котором процессы обмена очень сильно заторможены и организм может длительное время обходиться без пищи. В спячку пойкилотермные животные могут впадать и под воздействием высоких температур. Так, животные пустынь в нижних широтах в жаркое время дня находятся в норах, а период их активной жизнедеятельности приходится на раннее утро или поздний вечер (либо они ведут ночной образ жизни).

В спячку животные организмы впадают не только за счет воздействия температуры, но и за счет других факторов. Так, медведь (гомойотермное животное) впадает в спячку зимой из-за недостатка пищи.

Гомойотермные животные в меньшей степени в своей жизнедеятельности зависят от температуры, но температура влияет на них с точки зрения наличия (отсутствия) кормовой базы. Эти животные имеют следующие приспособления к преодолению воздействия низких температур:

1) животные перемещаются из более холодных областей в более теплые (перелеты птиц, миграции млекопитающих);

2) изменяют характер покрова (летний мех или оперение заменяются на более густой зимний; накапливают большой слой жира — дикие свиньи, тюлени и др.);

3) впадают в спячку (например, медведь).

Гомойотермные животные имеют приспособления для снижения воздействия температур (как повышенных, так и пониженных). Так, у человека имеются потовые железы, которые изменяют характер секреции при повышенных температурах (количество секрета увеличивается), изменяется просвет кровеносных сосудов в коже (при низких температурах он уменьшается, а при высоких — увеличивается) и т. д.

Излучения как абиотический фактор

И в жизни растений, и в жизни животных огромную роль играют различные излучения, которые или попадают на планету извне (солнечные лучи), или выделяются из недр Земли. Здесь рассмотрим в основном солнечные излучения.

Солнечные излучения неоднородны и состоят из электромагнитных волн разной длины, а следовательно, обладают и различной энергией. Поверхности Земли достигают лучи как видимого, так и невидимого спектра. К лучам невидимого спектра относятся инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, а лучи видимого спектра имеют семь наиболее различимых лучей (от красного до фиолетового). Энергия квантов излучений увеличивается от инфракрасного до ультрафиолетового (т. е. ультрафиолетовые лучи содержат кванты наиболее коротких волн и наибольшей энергии).

Солнечные лучи имеют несколько экологически важных функций:

1) благодаря солнечным лучам на поверхности Земли реализуется определенный температурный режим, имеющий широтный и вертикальный зональный характер;

2) солнечная энергия — источник энергии для всех организмов, живущих на Земле (исключая небольшую группу организмов-хемосинтетиков). Энергия Солнца является и источником энергии для гетеротрофных организмов (животных, бактерий, грибов и др.), так как эти организмы используют энергию химических связей веществ, синтезированных фотосинтетиками (т. е. растениями);

3) солнечная энергия является регулятором циклов жизни различных организмов.

Рассмотрим роль отдельных излучений в природных экологических процессах.

Инфракрасные излучения несут большой запас тепловой энергии и обеспечивают тепловой режим планеты.

Растения, реализуя автотрофный способ питания, усваивают энергию оранжево-красного спектра (правда, отдельные водоросли — красные и бурые — могут усваивать энергию синего и даже фиолетового спектра). Зеленые лучи полностью отражаются растениями (отсюда и цвет растений).

Растения (в среднем) усваивают 1% солнечной энергии, доходящей до поверхности Земли. Водоросль хлорелла может усваивать 3% этой энергии, что представляет определенный интерес для хозяйственной деятельности человека и ее интенсификации.

Роль солнечного света в жизни растений

Роль света в жизни растений трудно переоценить, так как солнечная энергия является основой для реализации всех процессов жизнедеятельности, начиная от питания и заканчивая отправлением отдельных физиологических функций.

По отношению к свету различают несколько групп растений.

1. Светолюбивые — растения открытых пространств, на которые падает прямой свет. К ним относят растения степей, пустынь, полупустынь (ковыли, полыни, различные виды злаковых, например пшеница и др.), а также растения верхних ярусов лесов (сосна, береза и др.).

2. Теневыносливые — растения, которые могут произрастать в условиях некоторого затенения, например бук, дуб, граб, ель и др.

3. Тенелюбивые — растения, которые не могут существовать в условиях попадания на них прямого света. К ним относятся растения, живущие под пологом леса, например, папоротники, звездчатка, ландыши и др.

Кроме того, что солнечный свет для растений является источником энергии, он регулирует процессы их жизнедеятельности. Это явление называется фотопериодизмом. Итак, фотопериодизм — регуляция биоритма живых существ при помощи света. Различают суточный и сезонный фотопериодизм, а также периодизм процессов, протекающих на Солнце. Наиболее изучены суточный и сезонный фотопериодизм.

У растений днем реализуются процессы световой фазы фотосинтеза и, частично, темновой фазы, а ночью — темновая фаза фотосинтеза. С фотопериодизмом у растений связано явление фототропизм — движение отдельных органов растения к свету, например, движение головки подсолнуха в течение дня по ходу движения Солнца, раскрытие соцветий одуванчика утром и закрытие их вечером, рост комнатных растений в освещенную сторону и т. д. (суточный фотопериодизм).

Роль солнечного света в жизни животных

Солнечная энергия непосредственно животными не усваивается, и, тем не менее, она является источником их жизнедеятельности (почему?). Кроме того, что солнечная энергия — источник жизни животных, она играет огромную роль в их жизни за счет следующих процессов.

2. Солнечный свет позволяет животным легко ориентироваться в окружающей среде; свет эволюционно способствовал развитию органов зрения.

Влажность как абиотический фактор

Влажность — содержание воды в окружающей среде. Она зависит от климата, т.е. от количества осадков и их распределения по временам года, и местонахождения данной среды обитания на планете. В ряде случаев влажность может являться лимитирующим фактором в развитии той или иной общности организмов. Недостаток влаги приводит к резкому снижению продуктивности живого вещества. Часто от влажности на данной территории зависит характер органического мира, проживающего на ней. Так, флору и фауну пустынь и полупустынь определяет большой дефицит влаги, а органический мир болот — избыточное ее количество. С влажностью связана географическая зональность органического мира — тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни (от одной зоны к другой количество влаги закономерно понижается). Эти зоны связаны с одновременным изменением влажностного и температурного фактора (тундра и тайга).

Влияние влажности на экологические особенности растений

Строение и функции растений в значительной степени зависят от наличия влаги в среде обитания. По отношению к влажности растения разделяют на группы:

1. Ксерофиты — растения, которые живут в условиях недостаточной увлажненности. Это растения степей, полупустынь и пустынь. Они могут выдерживать недостаток влаги за счет того, что в их составе содержатся соединения, способные удерживать большое количество связанной воды. Для ксерофитов характерны узкие длинные листья, покрытые толстым слоем кутикулы, восковым налетом и сильной опушенностью. Листья этих растений имеют сероватый тусклый оттенок, листовые пластинки мелкие, а в ряде случаев листья подверглись редукции (их или совсем нет, или они превратились в колючки или чешуйки, а функции листьев выполняет стебель).

Вышеуказанные приспособления в значительной степени уменьшают транспирацию (испарение воды растением). У ксерофитов очень сильно развита корневая система, которая у растения размером несколько десятков сантиметров может достигать 10 м и более. К ксерофитам относят различные виды полыней, ковыль, саксаул и др.

2. Суккуленты — группа растений, близких к ксерофитам, но в отличие от них обладающих сильно утолщенным мясистым стеблем, содержащим большое количество воды. У суккулентов практически нет листьев или эти листья также сильно утолщены. Биологические особенности суккулентов сходны с таковыми для ксерофитов, так как они произрастают в тех же условиях, что и данная группа растений. К суккулентам относят кактусы, молодило, столетник и т. д.

3. Мезофиты — растения, произрастающие в условиях среднего увлажнения, что означает достаточное количество осадков для реализации процессов жизнедеятельности растений, в том числе и для транспирации. У мезофитов поверхность листьев достаточно крупная, растения испаряют довольно много воды, но устьица, как правило, располагаются на нижней поверхности листа, за счет чего в период недостаточного увлажнения транспирация ослабляется, что позволяет успешно пережить неблагоприятное для растений время. К мезофитам относят тополь, березу, айву, грушу, травянистые растения лугов и т. д.

4. Гигрофиты — растения, живущие в условиях повышенной влажности, произрастающие на болотистых почвах и требующие для нормальной жизнедеятельности большого количества воды (осока, камыш, растения влажных джунглей и т. д.).

5. Гидрофиты — водные растения, живущие либо полностью погруженными в воду, либо на ее поверхности находятся листовые пластинки, а остальная часть растения расположена в воде. Примером гидрофитов являются кувшинки, элодея, водоросли.

Экологическая роль воды в жизни животных

Относительно воздействия воды на животных их разделяют на сухопутных, водных и земноводных. Сухопутных животных можно разделить на животных лесов, степей и пустынь, так как эти зоны отличаются увлажненностью.

К сухопутным животным относят многих млекопитающих, различных пресмыкающихся и других животных.

К водным животным относятся рыбы, водные млекопитающие (киты), водные членистоногие, головоногие и другие моллюски и т. д.

К земноводным относят класс земноводных (лягушки, жабы и т.д.), класс млекопитающих (например, тюлени, гиппопотам и др.).

Необходимость в воде сухопутные животные восполняют за счет поглощения воды либо в водоемах (питье), либо с пищей. Наибольший дефицит воды испытывают животные степей, пустынь и полупустынь. Они по-разному приспособлены к перенесению недостатка влаги. Так, лошади способны преодолевать большие расстояния в поисках воды и пищи. Верблюды могут длительное время обходиться без воды, накапливая ее в форме жира в горбах (а курдючные овцы — в особых расширениях хвоста — курдюках); при окислении жиров образуется большое количество воды, которую организм использует для своей жизнедеятельности. При недостатке воды некоторые животные впадают в спячку. Приспособлением к преодолению недостатка воды у животных является переход к ночному образу жизни.

Характеристика воздуха, климата и микроклимата как абиотических факторов

Одним из важных абиотических факторов является воздух.

Воздух — это природная смесь газов, имеющая относительно постоянный состав. В норме он содержит, % по объему: молекулярного азота — 78, молекулярного кислорода — 21, углекислого газа — 0,03, инертных газов — 1, небольшое количество паров воды.

Постоянство состава природного воздуха может нарушаться как за счет природных явлений (например, извержения вулканов, землетрясения, лесные пожары), так и в результате деятельности человека. Воздух необходим для любых аэробных организмов (и для растений, и для животных), так как обеспечивает процесс дыхания (газообмен), а для растений является источником газового минерального питания (без углекислого газа невозможен фотосинтез).

При отсутствии воздействия человека состав воздуха, тем не менее, может различаться в зависимости от высоты над уровнем моря (с высотой содержание кислорода и углекислого газа уменьшается, так как эти газы тяжелее азота). Воздух приморских районов обогащен парами воды, в которых содержатся морские соли в растворенном состоянии. Воздух леса отличается от воздуха полей примесями соединений, выделяемых различными растениями (так, воздух соснового бора содержит большое количество смолистых веществ и эфиров, убивающих болезнетворные микроорганизмы, поэтому этот воздух является целебным для больных туберкулезом).

Важнейшим комплексным абиотическим фактором является климат.

Климат — это совокупный абиотический фактор, включающий в себя определенный состав и уровень солнечной радиации, связанный с ним уровень температурного и влажностного воздействия и определенный режим ветров. Климат зависит также от характера растительности, произрастающей на данной территории, и от рельефа местности.

На Земле наблюдается определенная широтная и вертикальная климатическая зональность. Различают влажный тропический, субтропический, резко континентальный и другие разновидности климата.

Повторите сведения о различных видах климата по учебнику физической географии. Рассмотрите особенности климата той территории, на которой вы живете.

Климат как совокупный фактор формирует тот или иной тип растительности (флоры) и тесно связанный с ним тип фауны. Большое влияние на климат оказывают поселения людей. Климат больших городов отличается от климата пригородных зон.

Сравните температурный режим города, в котором вы живете, и режим температур области, где находится город.

Как правило, температура в черте города (особенно в центре) всегда выше, чем в области.

С климатом тесно связан микроклимат. Причиной возникновения микроклимата являются различия в рельефе на данной территории, наличие водоемов, что приводит к изменению условий на разных территориях данной климатической зоны. Даже на относительно небольшой территории дачного участка на отдельных его частях могут возникать различные условия для произрастания растений из-за разных условий освещения.

Читайте также: