Какой из перечисленных видов мелиорации предохраняет почву и посевы от промерзания

Обновлено: 07.07.2024

Мелиорация – коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, химических, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Задачи мелиорации земель

  • Повышение продуктивности и устойчивости земледелия;
  • Обеспечение гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе повышения плодородия земель;
  • Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.

Виды мелиорации земель

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:

  • Гидромелиорация – состоит в улучшении заболоченных, излишне увлажненных, засушливых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды
  • Агролесомелиорация – состоит в улучшении земель посредством почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждения
  • Культуртехническая мелиорация – состоит в улучшении земель путем, расчистки земель от растительности, кочек, пней, мха, камней, а также рыхления, пескования, глинования и других культуртехнических работ
  • Химическая мелиорация – состоит в улучшении химических и физических свойств почвы (известкование, фосфоритование, гипсование)

В составе отдельных типов мелиорации земель ФЗ “О мелиорации земель” устанавливаются виды мелиорации земель.

Полномочия органов государственной власти РФ в области обеспечения плодородия земель

Полномочия Российской Федерации в области мелиорации земель

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Растительный и животный мир России.

Тип урока комбинированный

План урока 1. О разнообразии животного и растительного мира России. 2. О географии растительности. 3. О географии животного мира.

Цель : обучающие: - формирование представлений учащихся о своеобразии растительного и животного мира России, о видовом разнообразии природных зон России и причинами, определяющими его (межпредметные связи с биологией);

развивающие: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать тематические карты;

воспитательные: вызвать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к своей стране, малой родине.

Формы и методы обучения Методы: объяснительно – иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия: природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, смешанные, широколиственные, хвойные леса, лиственница, берёза, тундровая, степная, луговая растительность, лесовостановление.

Планируемые образовательные результаты: Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Организационная структура урока

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Работа по карточкам. (Приложение.) к-1:плодородием, (с), гумуса, зернистая, бактерий и грибков, материнской породы, растений, животных ,микроорганизмов, климата и рельефа.) .(песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые), Докучаев.

Тест.(Ответы: 1. Г, 2 б, 3 б, 4. В, 5 а,б, 6 гбва, 7. 1-а,2-г, 3-б, 4-в.), 8 подзолистые.

Работа с картой.

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Определение темы урока и постановка задач. (картинки растений и животных )

Вспомните с. с. 188 Вы узнаете с. с. 188

С помощью учителя формулируют задачи.

Изучение нового материала

Важный компонент. Прочитайте текст на с. 188 - 189

- Объясните влияние климата на характер растительного и животного мира территории.

2. Тематический практикум с. 12 р.т.

1й ряд –составьте вопросы

2й ряд – составьте диалог

3й ряд ответьте на вопросы

- Природные условия определяют особенности облика и поведения животных. Какими характерными чертами должны обладать обитатели тундры и степей? В чём причина имеющихся различий? А может быть, между ними есть и сходство? Какое?

работают с текстом учебника, запоминают прочитанную информацию. Отвечают на вопросы.

Учащиеся самостоятельно читают текст, составляют план – пересказывают по плану соседу по парте оценивают друг друга

Читают текст на с. 191

Отвечают на вопросы. (письменно, затем озвучивают устно)

Первичное осмысление и закрепление

Повторим главное стр. 191 - 192

Картографический практикум с. 13 р.т.

Если останется время Тест на с. 184

- Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России?

- Что влияет на размещение растительности?

- Назовите основные типы растительности нашей страны.

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира своей малой родины (так как в суворовском училище учатся дети из разных уголков России, то и ответы получаются разные).

Читают по очереди

Используя карты атласа, заполните предложенную таблицу.

Итоги урока. Рефлексия

Рефлексия по схеме

Отвечают на вопросы

§ 30 пересказ стр. 192 ответить на вопросы.

Какой из перечисленных типов почв является наиболее плодородным? а) каштановые; б) дерново - подзолистые; в) подзолистые; г) чернозёмы

Как называется комплекс мер, направленных на сохранение и восстановление плодородия почв? а) адаптация; б) мелиорация; в) орошение; г) рекультивация.

Для какого из перечисленных районов России характерны наиболее плодородные почвы? а) Алданское нагорье б) Окско – Донская равнина в) Прикаспийская низменность г) Среднесибирское плоскогорье.

Какой из перечисленных видов мелиорации предохраняет почву и посевы от промерзания? а) оросительная б) осушительная в) снежная г) химическая

Выберите верные утверждения. а) Процессы почвообразования зависят от климатических условий; б) Главными природными разрушителями почвенного слоя являются вода и ветер.

Расположите перечисленные типы почв в той последовательности, в которой они сменяют друг друга с севера на юг. а) дерново – подзолистые; б) подзолистые; в) серые лесные; г) тундрово – глеевые.

Установите соответствие между природной зоной и преобладающим типом почв.

В) тундрово – глеевые

Определите тип почв по предложенному описанию.

Данный тип формируется главным образом под хвойными лесами. То небольшое количество гумуса, которое всё –таки образуется, почти полностью вымывается в нижние горизонты почвенного профиля, скапливаясь в горизонте вымывания. В результате данный тип почв обладает крайне малым плодородием.

Какой из перечисленных типов почв является наиболее плодородным? а) каштановые; б) дерново - подзолистые; в) подзолистые; г) чернозёмы

Как называется комплекс мер, направленных на сохранение и восстановление плодородия почв? а) адаптация; б) мелиорация; в) орошение; г) рекультивация.

Для какого из перечисленных районов России характерны наиболее плодородные почвы? а) Алданское нагорье б) Окско – Донская равнина в) Прикаспийская низменность г) Среднесибирское плоскогорье.

Какой из перечисленных видов мелиорации предохраняет почву и посевы от промерзания? а) оросительная б) осушительная в) снежная г) химическая

Выберите верные утверждения. а) Процессы почвообразования зависят от климатических условий; б) Главными природными разрушителями почвенного слоя являются вода и ветер.

Расположите перечисленные типы почв в той последовательности, в которой они сменяют друг друга с севера на юг. а) дерново – подзолистые; б) подзолистые; в) серые лесные; г) тундрово – глеевые.

Установите соответствие между природной зоной и преобладающим типом почв.

В) тундрово – глеевые

Определите тип почв по предложенному описанию.

Данный тип формируется главным образом под хвойными лесами. То небольшое количество гумуса, которое всё –таки образуется, почти полностью вымывается в нижние горизонты почвенного профиля, скапливаясь в горизонте вымывания. В результате данный тип почв обладает крайне малым плодородием.

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле ….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле ….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу почвы бывают:…. ……,……,……

Основатель науки о почвах………

Почва отличается от горной породы…

Материнская порода это горизонт…..

Плодородие почвы зависит от наличия в почве…..

Лучшая структура почвы ..

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле ….,…….

Почва формируется в процессе взаимодействия……,………,……,…. …..и……

По механическому составу

Основатель науки о почвах………

Цель урока: расширить знания учащихся о животном мире и типов растительности на разных природных зонах, сформировать представления о распространении представителей животного мира и приспособлении их к среде обитания.

1.Что богаче по видовому составу - растительный или животный мир России?

2. Какие факторы определяют облик растительного и животного мира?

3. Какие закономерности наблюдаются в размещении представителей видов растений и животных?

4. Приведите примеры типичных представителей для каждой зоны России (стр.107-108).


В учебном пособии рассмотрены основные виды мелиорации почв, строение осушительной и оросительной системы, типы и химизм засоления почв и способы их мелиорации, вопросы агролесомелиорации.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Общие сведения о мелиорации почв
  • 2 Водные ресурсы Земли и основные понятия почвенной гидрологии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мелиорация почв предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Общие сведения о мелиорации почв

1.1 Понятие мелиорации почв. История возникновения и развития мелиорации

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

История человечества показывает, что в условиях гумидного и аридного климата мелиорация почв всегда оказывалась необходимой не только для развития и стабилизации сельского хозяйства, но и для самого существования человека. Об этом свидетельствуют древние оросительные системы в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Амударьи и Сырдарьи, на огромной территории Юго-Восточной Азии, в Мексике, на территории Древнего Урарту, в Южной Америке и т.д. Орошение определяло стабильность многих цивилизаций, а разрушение ирригационных систем — их гибель. Мелиорация в руках заинтересованных и грамотных землепользователей всегда оказывалась мощным экономическим фактором развития страны.

Восточной Азии, в Мексике, на территории Древнего Урарту, в Южной Америке и т.д. Орошение определяло стабильность многих цивилизаций, а разрушение ирригационных систем — их гибель. Мелиорация в руках заинтересованных и грамотных землепользователей всегда оказывалась мощным экономическим фактором развития страны.

В бассейнах рек Теджен и Мургаб за 10 000 лет до н.э. существовало орошение. Исторические документы свидетельствуют о том, что искусственное орошение в широких масштабах применялось более 4000 лет назад в Египте, Месопотамии, Китае, Урарту, Индии. По свидетельству древнегреческого историка Страбона, в I в. н.э. в Закавказье в Ширванской степи орошалось земли больше, чем в Египте и Вавилоне.

Особенно интенсивными они были в XII — XIV вв. Осушались крупные болота, приморские низменности, дельты рек, приозерные понижения. В Англии в 1252 г. при короле Генрихе III был принят первый закон об осушении сельскохозяйственных земель, который стал основой для развития мелиорации в последующие столетия.

В XVI — XVII вв. в Голландии началось строительство польдерных осушительных систем с перекачкой дренажных вод из каналов в море с помощью ветряных мельниц. Появление гончарного дренажа относится примерно к 1810 г. К. Маркс рассматривал изобретение гончарного трубчатого дренажа в Англии и его внедрение в сельскохозяйственное производство в середине XIX в. как аграрную революцию в этой стране.


Рисунок 1.1 — Профессор ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич (1846 — 1903)

В 1892 г. В.В. Докучаев при поддержке Лесного департамента организовал особую экспедицию по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России. На примере Каменной степи им была разработана система агро-, фито — и гидромелиорации, представляющая и сегодня работающую модель агрохозяйственного степного ландшафта с рациональной системой лесных полос.

В 1912 г. Б.Б. Полыновым в гидромодульной лаборатории А.Н. Костякова (рисунок 1.2) на территории бывшего Бугырского хутора в Москве были начаты экспериментальные работы по изучению закономерностей движения водорастворимых солей. Им впервые была показана различная миграционная активность хлоридов, сульфатов и карбонатов. Б.Б. Полыновым (рисунок 1.3) была раскрыта роль различных почвообразующих пород в формировании солевых аккумуляций.

После Октябрьской революции развитие мелиорации было связано с решением комплекса проблем, центральное место среди которых занимала борьба за хлопковую независимость. В развитии мелиорации почв видели надежный рычаг подъема сельского хозяйства в разоренной империалистической и гражданской войнами стране.


Рисунок 1.2 — Профессор КОСТЯКОВ Алексей Николаевич (1887 — 1957)


Рисунок 1.3 — Профессор ПОЛЫНОВ Борис Борисович (1877 — 1952)


Рисунок 1.4 — Профессор РОЗОВ Лев Пармёнович (1886 — 1942)

В 1937 г. В.А. Ковдой и А.Ф. Болынаковым был предложен способ самомелиорации солонцов. Система гидротехнических и химических мероприятий по мелиорации почв содового засоления путем их промывки слабым раствором серной кислоты была разработана Г.П. Петросяном и другими сотрудниками Армянского института почвоведения, агрохимии и мелиорации почв в 1969 г.


Рисунок 1.5 — Профессор КОВДА Виктор Абрамович (1904 — 1992)

Система агрономических, агро — и фитомелиоративных мероприятий по мелиорации почв солонцового комплекса, обеспечивающая возможность устойчивого земледелия в условиях полупустынной зоны, предложенная А.А. Роде (рисунок 1.7) и В.Н. Сукачевым. Комбинированный способ осушения тяжелых заболоченных почв субтропической зоны, основанный на сочетании закрытого дренажа и квали, предложенный Р.И. Паписовым в 1973 г.


Рисунок 1.6 — ШРАГ Владимир Ильич (1890 — 1964)


Рисунок 1.7 — Профессор РОДЕ Алексей Андреевич (1896 — 1978)

Следует, однако, подчеркнуть, что, несмотря на длительную историю развития, мелиорация почв в России все еще находится на начальном этапе становления. Так, по данным МКИД (Международного комитета по ирригации и дренажу), в США, Германии, Голландии — странах, успешно решивших свои продовольственные проблемы, — в настоящее время мелиорировано соответственно 60 %, 50 % и 85 % сельскохозяйственных земель. В Российской Федерации на 2003 г., по данным Министерства сельского хозяйства, из общей площади сельскохозяйственных угодий мелиорировано 11,1 млн. га (орошение — 6,1, осушение — 5 млн. га), или 5,3 % общего массива сельскохозяйственных угодий. На нем производится, однако, 15 % всей продукции растениеводства, в том числе весь рис, 75 % овощей, четверть грубых кормов и др.

1.2 Виды мелиорации почв


Рисунок 1.8 — Основные виды мелиорации почв, их задачи и состав (Ф.Р. Зайдельман, 2003)

Под агрономическими мелиорациями (агромелиорациями) следует понимать комплекс мероприятий, направленных на изменение (улучшение) рельефа и физических свойств почв. Это может быть решено путем планировки поверхности, профилирования, грядования, гребневания и другими методами. Агромелиоративные мероприятия обеспечивают оптимизацию и ускорение поверхностного стока, улучшают распределение влаги на поверхности орошаемого поля. К агромелиоративным мероприятиям следует отнести и приемы изменения физических свойств подпахотных горизонтов с помощью глубокого рыхления.

При фитомелиорациях используют возможность улучшения свойств почв и их режимов путем применения адаптированной к конкретным условиям травянистой и древесной растительности. К фитомелиорациям относят залесение песков, создание лесных полос, использование транспирирующей способности деревьев для понижения уровня грунтовых вод, закрепление склонов, откосов, посевами многолетних трав Биологические особенности ряда растений могут быть использованы для рассоления поверхностных слоев профиля. Некоторые растения улучшают структуру почвы, способствуют борьбе с их солонцеватостью.

Химические мелиорации направлены на изменение неблагоприятных химических и физических свойств почв и оросительных вод. Химические мелиорации включают внесение крупных доз извести при глубоком мелиоративном рыхлении на всю глубину обработки, а также гипса при борьбе с солонцеватостью или при профилактике этого явления в процессе промывок засоленных почв от избытка водорастворимых солей. Химические мелиорации могут быть связаны с необходимостью изменения свойств оросительных вод, например, внесение кальция (обычно — гипса) в поливные воды, обогащенные бикарбонатом натрия, или разбавленной серной кислоты. К химическим мелиорациям следует отнести мероприятия по кислованию почв содового засоления, усилению окислительной способности оросительных вод путем их предварительного насыщения кислородом и др.

Культуртехнические мелиорации состоят в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, который заключается в расчистке мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, расчистке мелиорируемых земель от камней и иных предметов, мелиоративной обработке солонцов, рыхлении, песковании, глиновании, землевании, плантаже и первичной обработке почвы, проведении иных культуртехнических работ.

Гидротехнические мелиорации состоят в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Тепловые мелиорации направлены на изменение теплового режима почв с помощью мероприятий по трансформации гранулометрического состава поверхностных горизонтов (например, внесение мелких камней в пахотные слои северных почв с целью уменьшения их теплоемкости и повышения температуры, систематического снегозадержания, мульчирования поверхности и др.).

Различия между отдельными видами мелиорации носят несколько условный характер, однако принятое деление позволяет более четко ориентироваться в сложной системе современных мероприятий, направленных на улучшение свойств и режима почв.

Контрольные вопросы

1 Понятие мелиорации почв.

2 История возникновения и развития мелиорации до X века.

3 История возникновения и развития мелиорации в XII — XVII вв.

4 История возникновения и развития мелиорации в России: работы В.В. Докучаева.

5 История возникновения и развития мелиорации в России: работы Б.Б. Полыновым и А.Н. Костякова.

6 История возникновения и развития мелиорации в России: работы Л.П. Розова.

7 История возникновения и развития мелиорации в России: работы В.А. Ковды.

8 История возникновения и развития мелиорации в России: работы В.И. Шрага.

9 История возникновения и развития мелиорации в России: работы А.А. Роде.

10 История возникновения и развития мелиорации в России: работы Ф.Р. Зайдельмана.


Использование сельскохозяйственных земель требует их восстановления. Мероприятия по улучшению пахотных и пастбищных площадей называется мелиорацией. Какие виды мелиорации земель применяются, как осуществляются – ответы на вопросы в статье.

Виды мелиорации

В зависимости от типа почв выбирается необходимый вид мелиорации. Работы по улучшению почв делятся на следующие виды:

  • воздействие на почвы с нарушенным водным режимом или гидромелиорация;
  • защита сельскохозяйственных земель от эрозии или агролесомелиорация;
  • комплекс, направленный на изменение механического состава почвы – культуртехническая мелиорация;
  • обработка земель для изменения химического состава почвы, то есть химическая мелиорация.

Гидромелиорация

Основные работы относятся к орошению или осушению территорий.

Орошение требуется для областей с засушливым климатом, слишком глубоким залеганием грунтовых вод, отсутствием природных водоемов. Используются оросительные системы двух типов – дождевальные установки и капельный полив.

Применение дождевальных установок требует большого объема воды, так как часть ее испаряется; система капельного полива прокладывается внутри почвы, вода поступает к корням растений.


Рис. 1. Орошение полей дождевальной установкой.

В осушении нуждаются территории с высоким стоянием грунтовых вод, заболоченные из-за неправильной подготовки строительных работ, паводковые участки. Обычный способ осушения – это устройство дренажных канав. При интенсивной обводненности в почву укладываются дренажные трубы, по которым вода удаляется из почвы и стекает в канавы.

Агролесомелиорация

Мелиоративные работы направлены на высадку почвозащитных культур вокруг пашен и пастбищ (лесозащитные полосы) и закрепление склонов оврагов, речных берегов, дюн и барханов с помощью особых видов трав и кустарников.

Лесозащитные полосы

Рис. 2. Лесозащитные полосы.

В настоящее время для закрепления склонов используются противоэрозионные маты различной конструкции.

Культуртехническая мелиорация

Направлена на очистку почвы от валунов, пней, строительного мусора, а также заброшенных полей для возвращения в сельхозугодья.

Очистка заросших полей

Рис. 3. Очистка заросших полей.

При необходимости вносятся дополнительные компоненты (песок, глина, торф), что улучшает структуру почвы.

Химическая мелиорация

Представляет собой внесение в грунт химических веществ, которые изменяют химическую реакцию почвы. В кислые почвы вносится известковая или доломитовая мука, в щелочные – гипсовая мука.

Мелиорация в России

В России с 2014 по 2020 годы действует федеральная программа по мелиорации земель, которая включает все виды мелиорации. Направлена на возвращение в оборот заброшенных сельхозугодий, улучшение используемых площадей для обеспечения продовольственной безопасности страны.

К видам мелиоративных почв относятся истощенные почвы южной полосы, необрабатываемые сельхозугодья средней полосы, неиспользуемые поля северных областей (Вологодская, Архангельская области, Карелия).

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое мелиорация, познакомились с видами мелиорации. Правильно проведенные мелиоративные работы позволяют вернуть заросшие поля в оборот, повышают плодородие почв, увеличивают урожайность многих культур.

Читайте также: