Каков уход таков и плод

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБОУ школа-интернат ст. Полтавской Краснодарского края

учитель высшей категории Гончарова Л.В.

Тема: ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

ЦЕЛЬ: закрепить у учащихся знания о плодовых деревьях, познакомить с профессиями садоводства

Образовательная: закрепить знания о строении и некоторых особенностях плодовых деревьев, о способах посадки плодовых деревьев, способах борьбы с вредителями сада зимой, способах обрезки плодовых деревьев.

Коррекционно-развивающая : развитие речи учащихся, обогащение активного словаря; развитие мыслительной деятельности.

Воспитывающая : привитие бережного отношения к природе родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, мультимедийная система, карточки, демонстрационный материал, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ:

личностно-ориентированные, дифференцированные, информационно-коммуникативные, технология сотрудничества, гуманно-личностные.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: укорачивание ветвей, прореживание ветвей, кербовка, пинцировка, выломка побегов, удаление почки, садовод, агроном – плодоовощевод.

Вначале я хочу предложить вам провести небольшую разминку. Народ сложил много пословиц и поговорок, которые актуальны и в настоящее время. Перед вами разорванные пословицы, ваши задача их собрать и объяснить смысл.

У хорошего садовода — хороший сад.

Не сади дерева корнем к верху.

Каков уход, таков и плод.

Яблоко от яблони недалеко падает.

На нашу передачу приходит много писем, в которых зрители просят рассказать о плодовых деревьях, о способе посадки, обрезке, особенностях строения и плодоношения. Давайте попробуем ответить на вопросы телезрителей.

В чем сходство деревьев с остальными растениями?

Чем дерево отличается от кустарника?

В чем сходство плодов яблони и груши?

В чем сходство плодов вишни и сливы?

Чем полезны фрукты для человека? Как их использует человек?

Какие формы плодово-ягодных культур существуют?

Какие плодовые деревья распространены на Кубани?

Мы получили письмо, в котором телезрительница, просит рассказать о строении плодового дерева, её давно мучает вопрос, почему деревья не падают?

Ответить на этот вопрос вы попытаетесь, работая группой.

РАБОТА ПО ГРУППАМ Карточка СТРОЕНИЕ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА

1 ученик у доски. Проверка эксперты по 1 от группы.

Так что же держит деревья, почему они не падают?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Закройте глаза и дайте им отдохнуть

Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо.

Несколько раз зажмурься и снова открой глаза.

Часто поморгай глазами.

Часто приходят письма с просьбой рассказать о правильной посадке плодовых деревьев. Я предлагаю Вам вместе с телезрителями посмотреть небольшой фильм о посадке плодового дерева.

В фильме подробно было рассказано о посадке деревьев, давайте еще раз напомним телезрителям о последовательности посадки дерева.

РАБОТА В ГРУППАХ

1группа – устанавливает последовательность по картинкам

2 группа – устанавливает последовательность по надписям

1 ученик на доске – по нему проверка

Как бы ни были прекрасны сады, вкусными и полезными фрукты, но без труда людей, этого всего не было бы. Давайте вспомним представители, каких профессий работают в садах.

ЗАДАНИЕ подберите к характеристикам соответствующие профессии

РАБОТА коллективно на доске.

У сада много вредителей. Одни из них приносят вред весной, другие – летом. Но есть и такие, которые зимой доставляют немало вреда. Расскажите зрителям, какие вредители зимнего сада бывают? Как защитить от них плодовые деревья?

РАБОТА коллективно у доски.

Соотнесите способы борьбы с мышами и зайцами.

МЫШИ перекопка почвы, укрывают штамбы, отаптывание снега

ЗАЙЦЫ обвязка штамба и нижних веток, опрыскивание и обмазывание раствором глины и креалина

Давайте представим, что мы идем в сад (идем), увидели красивые яблоки и стали их срывать, тянемся до самой высокой ветки, яблоко упало на землю, и мы его поднимает (наклоняемся и поднимаем), снова срываем, и вот набрали полное ведро, пошли обратно к дому.

Плодоношение сада невозможно без правильной обрезки. Правильная обрезка позволяет садоводам получить богатый урожай.

Какие способы обрезки бывают? ответы детей

ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЬ способ обрезки по описанию.

Удаление верхней части ветви. (укорачивание)

Удаление всей ветви у основания. (прореживание ветвей)

Удаление почки вместе с основанием. (ослепление)

Удаление полоски коры шириной 2-4мм вместе с частью древесины. (кербовка)

Прищипывание верхушки, растущего побега, в первой половине лета. (пинцировка)

Удаление нежелательных побегов длиной 5-8см руками. (выломка веток)

Как правильно обрезать ветки деревьев? Ответить на этот вопрос нам помогут эти иллюстрации.

ЗАДАНИЕ: показать правильные способы обрезки.

РАБОТА коллективно на доске.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА нашей передачи.

Мы с вами говорили о плодовых деревьях. Оказывается, есть ещё и такие деревья: конфетное, хлебное, колбасное, молочное, изюмное, капустное, золотое – все это деревьях! Согласитесь, похоже на описание, какого – то сказочного, волшебного леса. Между тем такие деревья реально существуют, правда, не в равной степени заслуживают своих обязывающих эпитетов. Большинство из них знакомо нам понаслышке, поскольку обитают они в различных тропических и жарких странах, так что собрать их вместе можно лишь в оранжереях ботанических садов и на страницах книг.

Хлебное дерево

- Начнем мы с хлебного дерева. Видов с таким названием довольно много. Это вечнозелёные деревья, выделяющие, как и многие другие растения, клейкий белый сок – латекс. Цветки, а затем плоды у них образуются прямо на довольно толстом стволе. Не всякая ветка была бы способна удержать его: масса доходит до 40 кг. Впечатляют и размеры длина – до 90 см, ширина – около 50 см под кремово – золотистой оболочкой находится коричневатая тестообразная мякоть, по вкусу напоминающая нечто среднее между тыквой и картофелем. Из плодов настоящего хлебного дерева местные жители, сбраживая мякоть, готовят тесто для выпечки лепёшек. Можно просто поджарить ломтик недозрелого плода: по вкусу напоминает печёный картофель.

Дынное дерево

Молочное дерево.

Колбасное дерево

- Колбасное дерево действительно несёт на своих ветвях множество буроватых колбасовидных плодов, которые свисают на длинных плодоножках и придают ему весьма необычный, причудливый вид. Каждая такая колбаса может быть до полуметра длинной при диаметре около 10 см, а созревает она в течение целого года. Но, увы, и зрелые – одревесневшие, и незрелые – более мягкие, растительные колбасы несъедобны.

Капустное дерево

- Как нельзя питаться плодами колбасного дерева, так бесполезны и капустные деревья , растущие на острове Святой Елены. Капустными эти деревья назвали потому, что все листья собраны у них на концах ветвей в виде густых розеток.

Бутылочное дерево

- Не производит бутылок и бутылочное дерево , получившее своё прозвище, именно по характерной форме вздутого ствола. Ствол бутылочного дерева расчленён и состоит обычно из двух полостей. В нижней - скапливается вода, в верхней – сладковатый желеобразный сок, прекрасно утоляющий жажду. Если учесть, что ствол – фляга бывает внушительных размеров – до 1,8 м в диаметре и до 15 м высоты и растёт это дерево в засушливых местах, то станет ясно, какой неоценимый подарок припасла природа для здешних обитателей.

Конфетное дерево

- Конфетное дерево вызывает вполне понятное живейшее любопытство и желание непременно попробовать, что же за плоды – конфеты рождаются на его ветвях. Если быть точным, то они сухие и несъедобные, зато извитая ось, держащего их соцветия – сочная и мясистая. Однако вкус этой растительной конфеты на любителя: он напоминает кисловатый изюм. Может быть, поэтому конфетное дерево называют еще японским изюмным деревом.

Томатное дерево

- В последнее время стало известно томатное дерево (или древовидный томат). Представляет собой небольшое деревце или крупный кустарник с яйцевидными красновато – оранжевыми плодами, напоминающими по вкусу помидоры. Их можно есть сырыми, но лучше всего они подходят для консервирования. Из них можно готовить желе.

Уксусное дерево

- Существует уксусное дерево . Это небольшое деревце встречается в восточных широтах США. Мелкие его плоды покрыты яркими красными волосками. Сок плодов удивительно кислый, впрямь очень сходный с пищевым уксусом.

Хлопковое дерево

- Помимо всем знакомого хлопкового куста на свете есть, оказывается, ещё и хлопковое дерево – близкая родня баобабу. Волокно этого дерева не годится для текстильной промышленности, зато оно лёгкое, с очень низкой теплопроводностью, немнущееся и не смачиваемое водой – прекрасный набивочный и изоляционный материал, особенно для морских спасательных жилетов, одежды полярников и т. п.

- Вот с какими удивительными растениями мы познакомились!

На этом наша телепередача закончилась? Я хотела бы поблагодарить всех экспертов принимавших участие в нашей телепередаче. И надеюсь телезрители будут очень довольны вашими ответами.

Некоторые политики утверждают, что сельское хозяйство постоянно нуждается в государственных дотациях и не может самостоятельно решить свои проблемы

Глава республики Рамазан Абдулатипов объявил 2015 год в Дагестане Годом садоводства и призвал население активно подключаться к возрождению этой отрасли, заняться в родовых и общинных землях закладкой новых садов и реконструкцией пришедших в запустение.

Действительно, нельзя без возмущения смотреть на то, как мы обращаемся со своей и так скудной землёй. Огромные площади заброшенных садов, виноградников, засоленные и эродированные почвы, заросли сорняков и массовое распространение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур по всей республике оставляют удручающее впечатление. Однако, как нам кажется, причины этого заключаются в нерадивости плохих хозяев земли, неэффективно её использующих. Решить эту проблему одними форумами, научно-практическими конференциями, круглыми столами, конкурсами и олимпиадами по садоводству, а также совещаниями в правительстве невозможно.

Основная проблема, на наш взгляд, связана с тем, что до сих пор фактическим собственником земли остаётся государство (в разных скрытых формах). Пока земля сельхозназначения не станет частной, никакого эффективного использования не будет. Вопрос собственности на землю является основой развития всего сельского хозяйства республики.

На протяжении двух веков Россия не может решить эту проблему. Все невзгоды России, её внутренние катаклизмы при глубоком анализе были связаны именно с сельским хозяйством, с его проблемами, тяжёлым, рабским положением тружеников села. И как насмешка над сельским хозяйством звучат сегодня слова Л. Н. Толстого о том, что деревня является источником процветания и только там можно найти благополучие.

Старое мы сломали, а как строить новое, не знаем. Нельзя было разрушать колхозы и совхозы, искусственно создавая фермерские хозяйства. Землю и основные средства надо было решительно и быстро отдать безвозмездно в руки тех, кто работал на земле. Рано или поздно это надо будет сделать. Нужна свободная купля и продажа земли, но с категорическим требованием использования по назначению и запретом использования на другие цели. Если анализировать, к чему мы придём со временем через крестьянские хозяйства и частную собственность на землю, то это опять коллективные хозяйства: ассоциации или кооперативы, т. е. более крупные и специализированные объединения крестьян и сельских предпринимателей. Никаких ГУПов И МУПов, все должны работать по равным и понятным правилам.

Некоторые политики утверждают, что сельское хозяйство постоянно нуждается в государственных дотациях и не может самостоятельно решить свои проблемы. Это правда. Однако беда у нас в том, что сельскохозяйственное производство у нас не доведено до логического завершения. Прежде всего, из-за слабого развития переработки, хранения и транспортировки. Труженики села вынуждены торговать сырьём. Шерсть, мясо, фрукты, овощи, молоко и многое другое в переработанном виде находится в руках у государства или у монополистов, которые и диктуют самые мизерные цены на это самое сырьё, а торговля сырьём во все времена была менее выгодной, чем готовыми продуктами.

Возвращаясь к теме Года садоводства в Дагестане, мы видим, что руководство республики намерено предпринять какие-то шаги для развития этой отрасли. Такие попытки правительство предпринимало и раньше.

С чего начать?

Прежде всего, нужны совместные усилия республиканского правительства, Народного собрания, местной власти, учёных и собственников земли. И начать нужно с разработки общей стратегии и направлений развития садоводства в МСХ РД. Без участия учёных-плодоводов разработать такую стратегию невозможно.

Второй этап полностью переходит на уровень муниципальных образований. Нужно определить землепользователей, заинтересованных в посадке садов с указанием площадей и наличия правоустанавливающих документов.

На третьем этапе необходимо определить садопригодность участков землепользователей и провести их экспертную оценку. Это опять задача учёных разных специальностей (плодоводов, агрохимиков и т. д.).

Четвёртый этап должен быть посвящён созданию частных питомников, которые договорными отношениями будут увязаны в сеть будущих садов. Питомники должны получать заказы от частников, заинтересованных в посадке садов. Или даже садовод может создать собственный небольшой питомник. И здесь не обойтись без учёных, отношения между которыми в целом должны быть договорными с взаимной ответственностью за результат. Если садовод заинтересован в получении прибыли, то он сам найдёт хорошего учёного и нужные саженцы.

Если продолжить в отношении сельского хозяйства ту политику, какую ведём сейчас, то Дагестан никогда не станет экономически независимым. Посудите сами. В лучшие годы в республике под садами было занято примерно 41 тыс. га земли. Сбор фруктов с этой площади планировалось довести к 1995 до 100 тыс. тонн. T. е. по 2,5 тонны с одного га. Это очень низкий урожай – по 0,5 кг с дерева. Получается, что площади под садами вроде бы заняты, а плодов нет. Для Дагестана, где дефицит хороших пахотных земель, а под сады всегда отводятся лучшие земли, наличие таких площадей малопродуктивных садов является большим расточительством. Есть очень интересное сравнение Арнольда Регеля о том, что состояние садов, уровень развития садоводства определяется общей культурой нации. Не будем говорить об уровне нашей культуры, но сады у нас находятся в стадии последней запущенности.

Садоводство является самой продуктивной отраслью сельского хозяйства. Однако на сегодняшний день в республике нет комплексной программы по развитию этой отрасли. Те, кто сомневается в эффективности садоводства, пусть попробуют убедить, скажем, гергебильцев, раскорчевать сады и посеять пшеницу.

Кроме того, у многих сложилось опасное заблуждение о том, что в вопросах садоводства разбираются все, кроме самих плодоводов. Так считают, видимо, и в ДГАУ, где закрыли и факультет, и кафедру плодоводства, и в МСХ, где закрыли отдел садоводства. Любой руководитель сам решает, посадить сад или корчевать, что сажать и куда сажать. А вопросы эти очень тонкие, требующие глубоких специальных знаний и опыта. Садоводство в республике находится на грани полной деградации, и спасти эту отрасль можно лишь совместными усилиями учёных и государственных структур на основе частной собственности на землю, рыночных механизмов, используя новые технологии и идеи.

Республика у нас маленькая, и более или менее грамотные, компетентные люди на виду. А хороших плодоводов, которые владеют передовыми технологиями, и вовсе мало. По всем направлениям жизни наблюдается отсутствие хороших специалистов. Надо бы правительству именно сейчас приложить максимум усилий для воспитания порядочных и высокообразованных молодых людей. Нельзя пускать образование на самотёк. Это в будущем может обернуться национальной трагедией. Мы имеем большое количество вузов разного калибра, но нет хороших специалистов. Откуда им взяться, если все мы воспитывались в одних и тех же школах, вузах. И, на наш взгляд, сегодня ситуация уже выходит из-под контроля. Малограмотные выпускники высших учебных заведений всё больше и больше заполняют нашу республику, пополняя ряды бандитов, наркоманов. Они делают такой выбор, видя несправедливость и своё бессилие, а другого никто не предлагает.

Каждый сегодня должен осознать, что тот путь, по которому мы идём, – путь в тупик. Ни партии, ни руководство в республике не имеют в настоящее время крепкой социальной базы. Руководители республики и партии сами по себе, а народ сам по себе. России нужен не сильный и экономически самостоятельный Дагестан, а послушный. А послушным Дагестан будет до тех пор, пока будут дотации, откаты и коррупция. Вот такой порочный круг. В такой ситуации развитие и процветание отдельно взятой отрасли сельского хозяйства – садоводства – представляется маловероятным.

Горный ботанический сад предпринимает ряд шагов для решения некоторых вопросов развития садоводства в республике.

1. Прежде всего проводятся широкие научные исследования, направленные на сохранение и утилизацию генетических ресурсов, сбор и изучение коллекций сортов и форм плодовых культур местной селекции в Горном Дагестане. Актуальность этого направления исследований связана с нарастающим неконтролируемым темпом проникновения инородных селекционных сортов, затоплением стародавних садов в процессе строительства каскада ГЭС, недостаточной изученностью культурной дендрофлоры Горного Дагестана в целом. Только в Ирганайском водохранилище было затоплено более 75 тысяч плодовых деревьев, в т. ч. 35 ценных местных сортов.

Особое значение приобретает оценка генетических ресурсов плодовых культур, являющихся не только основой для селекционной работы, но и бесценным культурным наследием Дагестана.

2. Особое, стратегическое место в садоводстве Горного Дагестана занимает культура абрикоса. Для дальнейшего развития этой плодовой культуры считаем важным: 1) выведение сортов, устойчивых к клястероспориозу и монилиозу;

2) выведение сухофруктовых сортов;

3) селекция и подбор сортов на устойчивость к весенним возвратным заморозкам с целью расширения зоны возделывания этой культуры в Горном Дагестане;

4) создание новых гибридных плодовых культур (плоут, пичплам, априум и др.) с ценными качествами.

Частично эта задача уже выполняется на Цудахарской экспериментальной базе ГорБС. Для выведения новых сортов используются имеющиеся в коллекциях ГорБС генетические ресурсы этого вида из Таджикистана, Армении, сорта из Москвы и Крыма, местные сорта и формы. В целом в программу вовлечено около 100 сортов и форм.

3. Научными исследованиями ГорБС обоснована целесообразность строительства на террасированных южных склонах Внутренне-горного Дагестана малообъёмных односкатных многофункциональных сооружений защищённого грунта, предназначенных для получения фруктовых десертов в летний период и выращивания овощей в осенний период.

4. ГорБС настойчиво продвигает идею создания насаждений защищённого грунта с использованием гелиоэнергетики для интродукции субтропических культур во Внутренне-горном Дагестане. Опыт ГорБС показывает также перспективность распространения здесь в открытом грунте фейхоа, пекана, лавра благородного, граната, хурмы, мушмулы, миндаля, каштана и других растений субтропиков.

5. В последние годы ГорБС развивает новое направление в садоводстве, ставящее своей задачей закладку садов из плодовых культур, содержащих большое количество биологически активных веществ и антиоксидантов. Этим требованиям отвечают новые для Дагестана интродуцированные в ГорБС плодовые культуры как актинидия, лимонник, арония, жимолость, шефердия, рябина и др., которые должны стать основой для развития в Горном Дагестане лечебного садоводства.

6. Считаем особенно важным создание в некоторых районах Горного Дагестана (например, в Гунибе) средних специальных учебных заведений со следующими направлениями обучения: эксплуатация и ремонт оборудования и с/х машин, экологическое земледелие, лекарственное растениеводство, производство марочных горных сыров, переработка мяса, производство сухофруктов, террасное земледелие, проектирование и эксплуатация малообъёмных гелиотеплиц и др.

Такие учебные заведения призваны обу-чать молодёжь передовым технологиям, адаптированным к горным условиям, менеджменту и маркетингу с привлечением специалистов мирового уровня, в т. ч. из научных учреждений России и Дагестана, на конкурсной основе.

Джалалудин Анатов, научный сотрудник, к. т. н. Заирбег Асадулаев, директор ГорБС ДНЦ РАН, д. б. н., профессор.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

2. Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра "Определи игрушку".

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Ребенок сказал: Взрослые говорят:

пойти на исправку пойти на поправку
куда глаза видят куда глаза глядят
душа в подметки ушла душа в пятки ушла
свободная птица вольная птица
открыть Африку открыть Америку
посчитать в голове посчитать в уме
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум на свежую голову
нервы скандалят нервы шалят
в пятки не годится в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до. )"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается (". с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

ВложениеРазмер
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи

1. Игра "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

2. Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра "Определи игрушку".

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Ребенок сказал: Взрослые говорят:

пойти на исправку пойти на поправку
куда глаза видят куда глаза глядят
душа в подметки ушла душа в пятки ушла
свободная птица вольная птица
открыть Африку открыть Америку
посчитать в голове посчитать в уме
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум на свежую голову
нервы скандалят нервы шалят
в пятки не годится в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до. )"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Другие темы: " Все круглое ", " все горячее ", " все мокрое ". " Ласковые слова для мамы ". " Слова утешения " и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.


9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое ".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается (". с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое " и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

Малина

Оставаясь зимовать плоды нередко становятся серьезными источниками патогенов. Листву же лучше прикопать на участке в смеси с известью, которая перегнивая станет хорошим удобрением. Забайкальская зима характеризуется малоснежностью, поэтому проведение позднеосенних влагозарядковых поливов необходимо для садов, не только в связи с недостатком влаги в почве, но и для защиты корней от подмерзания. Ранние же осенние влагозарядковые поливы в теплую продолжительную осень могут затянуть вызревание побегов и даже вызвать нежелательные ростовые процессы. Обязательно проведите осеннее опрыскивание от грибных инфекций, даже если признаков болезней нет. Это очень эффективная и экологически безопасная мера: после листопада можно использовать обеззараживающие растворы высокой концентрации без опасений, что они обожгут листья или попадут в плоды. Обработку проводят медным купоросом (3–5%-ный раствор – 300–500 г купороса на 10 л воды). Медный купорос растворяется не очень хорошо, поэтому лучше всего развести его в небольшом объеме горячей воды, а потом доводить объем раствора до необходимого. Опрыскивают перед побелкой и установкой защиты растений от грызунов. Молодые деревья для защиты от грызунов, защищают обвязкой ветками елей, стеблями подсолнечника, пластмассовой пленкой, толью, акрилом и другими подручными материалами. После их обвязки, для сохранения нижней части штамба и корней от промерзания, можно подгрести почву (окучивание) на высоту 30-40 см. Землю для окучивания следует брать за пределами залегания корней. Для защиты от ожогов и морозобоин, используйте садовую побелку, которую следует наносит на штамб и основания скелетных ветвей дважды: осенью и весной. Можно использовать специальную краску для деревьев на латексной основе – она не смывается осенними дождями. Наносите побелку или краску только на сухую кору и не в дождливый период. И помните! Каков уход, таков и плод!

Читайте также: