Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговая проверочная работа на конец 1 полугодия. 3 класс

Модель планеты Земля – это…

Подчеркни только предметы неживой природы.

Солнце, карандаш, дом, птица, стакан, кастрюля, камни, гора, облако, стол.

Закончи предложения.

Самое большое тело в Солнечной системе – это ____________________ .

Солнце – источник света и ______________________ .

Планета, на которой есть жизнь – это ___________________ .

В Солнечной системе ___ планет, это: ________________________________________________________

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни ________.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один _________.

Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…

Приведи примеры (не менее трёх):

Ядовитые грибы - _____________________________________________.

Съедобные грибы - ____________________________________________.

Приведи примеры (не менее одного):

Одноклеточные животные - ____________________________________.

Многоклеточные беспозвоночные - ______________________________.

Многоклеточные позвоночные – ________________________________.

Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

повреждают органы растений.

уничтожают вредителей и больные растения.

Отметь верные ответы.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

Напиши по 2 представителя каждой группы:

Цветковые растения - _________________________________________.

Хвойные растения - _________________________________________.

Напиши по 2 представителя каждой группы:

11. Укажи культурное травянистое растение.

1) петрушка 2) крапива 3) одуванчик 4) лебеда

12. Что не входит в состав почвы?

1) песок 2) вода 3) воздух 4) дождевой червь

13. Какой газ выделяют при дыхании живые существа?

1) кислород 2) водород 3) азот 4) углекислый газ

14. Что относится к веществам?

1) комета 2) муравей 3) вода 4) гвоздь

15. Что такое фауна?

1) мир растений 2) мир животных 3 ) мир неживой природы

Итоговая проверочная работа на конец 1 полугодия. 3 класс

Модель планеты Земля – это…

Подчеркни только предметы неживой природы.

Солнце, карандаш, дом, птица, стакан, кастрюля, камни, гора, облако, стол.

Закончи предложения.

Самое большое тело в Солнечной системе – это ____________________ .

Солнце – источник света и ______________________ .

Планета, на которой есть жизнь – это ___________________ .

В Солнечной системе ___ планет, это: ________________________________________________________

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни ________.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один _________.

Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…

Приведи примеры (не менее трёх):

Ядовитые грибы - _____________________________________________.

Съедобные грибы - ____________________________________________.

Приведи примеры (не менее одного):

Одноклеточные животные - ____________________________________.

Многоклеточные беспозвоночные - ______________________________.

Многоклеточные позвоночные – ________________________________.

Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

повреждают органы растений.

уничтожают вредителей и больные растения.

Отметь верные ответы.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

Напиши по 2 представителя каждой группы:

Цветковые растения - _________________________________________.

Хвойные растения - _________________________________________.

Напиши по 2 представителя каждой группы:

11. Укажи культурное травянистое растение.

1) петрушка 2) крапива 3) одуванчик 4) лебеда

12. Что не входит в состав почвы?

1) песок 2) вода 3) воздух 4) дождевой червь

13. Какой газ выделяют при дыхании живые существа?

1) кислород 2) водород 3) азот 4) углекислый газ

14. Что относится к веществам?

1) комета 2) муравей 3) вода 4) гвоздь

15. Что такое фауна?

1) мир растений 2) мир животных 3 ) мир неживой природы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 176 человек из 47 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 354 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 697 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.12.2015 5783
  • DOCX 32.8 кбайт
  • 311 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Саченко Виктория Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах - там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: "Какова же роль в природе насекомых?"

Особенности видов

Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.

Роль в природе насекомых

Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:

  1. Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
  2. Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
  3. Питающиеся растениями (майский жук, листоеды, хрущи).

Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.

Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.

В чем польза?

Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:

  • без насекомых часто невозможно опыление растений;
  • они участвуют в почвообразовательных процессах;
  • названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.

Опыление растений

Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в опылении растений. Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.

Почвообразовательные процессы

Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.

Значение насекомых в природе

Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.

Круговорот веществ

Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.

Отрицательная деятельность

Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:

  • уничтожение растений;
  • распространение заболеваний.

Уничтожение растений

Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.

Какую роль играют насекомые в природе

Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.

К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.

Переносчики заболеваний

Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.

Насекомые пчелы

Эндопаразитами зачастую являются насекомые еще в личиночной стадии. К примеру, они могут поселиться в организме рогатого скота и нанести серьезный вред животноводству. Кроме того, опасность нависает и над человеком. Кровососущие насекомые способны заразить болезнетворными микробами, а также паразитическими червями. Пути передачи – через пищу (муха), при укусах (комар, клещ).

Красная книга

Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.

Насекомые птицы

На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся усач альпийский, жужелицы, красотелы и другие.

В Красной книге 33 вида бабочек - аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые - пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.

Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира

Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.

В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.

В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.

Отряды насекомых

Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.

В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.

Рассмотри схему, озаглавь её. Объясни свой ответ

Животные - живые существа (организмы), которые рождаясь начинают дышать, питаться, когда приходит время животные размножаются, и умирают.

Задание 62

Соедини линией изображения животного и соответствующего растения. Свой выбор обоснуй. Расскажи о взаимодействии растений и животных.

Растения и животные взаимосвязаны:

растения являются пищей для животных, дупла деревьев, буреломы, заросли являются укрытием для животных их домом, растения при помощи животных переселяются на новые места

Соедини линией изображения животного и соответствующего растения. Свой выбор обоснуй

Задание 64

Задание 65

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют.

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют

Детёныши животных появляются на свет по-разному: из икринок, из куколок, рождаются живыми, вылупляются из яйца. Детёныши маленькие, им необходима забота родителей.

Расскажем о семье лисицы.

«…Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, живет в семье, которая занимает определенный участок леса. Её дом – большая глубокая нора с узкими ходами и широкой гнездовой камерой.

Задание 66

1. Медведь, еж, летучая мышь на зиму… впадают в спячку.

2. Делают запасы корма: …полевые мыши, хомяки, суслики.

3. В неурожайные годы животные спасаясь от голода, …мигрируют.

4. К зиме белая куропатка, заяц, глухарь и другие животные – …линяют и меняют окраску.

5. Спасаясь от холода и голода многие птицы… улетают на зимовку в теплые страны, а те что остаются, стараются жить около людей.

Задание 67

Отметь оседлых птиц

На рисунке изображены: ворона, воробей, ворон, ласточка.

К оседлым птицам относят ворону и воробья, ворон и ласточка перелетные птицы.

Задание 68.

Определи по названию животного особенности его жизни.

Медведь – всеядное млекопитающее животное лесов, зимой впадает в спячку.

Мухоловка - небольшая, размером с воробья, птица семейства мухоловковых, питается насекомыми.

Удав - змея больших размеров, обвивает своим телом добычу и сдавливает ее.

Поползень – небольшая птица умеет хорошо лазать по стволам деревьев. (хорошо известно умение поползней бегать по стволам вверх и вниз головой.)

Шелкопряд - относительно крупная бабочка с размахом крыльев 40—60 мм.

Гусеница шелкопряда плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300—900 метров до 1500 м в самых крупных коконах. В коконе гусеница превращается в куколку. Цвет кокона может быть различным: розоватым, зеленоватым, жёлтым и т.п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы тутового шелкопряда с белыми коконами.

Летучая мышь - небольшой зверек похожий на мышь мордочкой, имеющий перепончатые кожистые крылья, зимой впадает в спячку. (среди них есть хищные и растительноядные виды)

Землеройка - представитель млекопитающих из отряда насекомоядных. Это мелкие зверьки, внешне похожие на мышей, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка.

Землеройки кормятся почти непрерывно, а перерывы на сон у них очень кратковременные. Оставленная без пищи землеройка быстро погибает: мелкие виды — всего за 7—9 часов (малая бурозубка за 5,5 часов).

Задание 69.

Соедини линией изображение животного и слова, характеризующего назначение хвоста этого животного.

Соедини линией изображение животного и слова, характеризующего назначение хвоста этого животного

Насекомые, пауки, раки, черви – …беспозвоночные животные.

Звери, птицы, рыбы – …позвоночные животные.

Самая многочисленная группа животных на Земле - …тип Членистоногие.

Задание 71

Отметь правильные высказывания. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

Задание 72

Художник нарисовал насекомых. Какую ошибку он допустил?

Художник нарисовал среди насекомых паука-крестовика. Пауки не относятся к насекомым, это отдельная группа животных – Паукообразные.

Сделай подписи к рисунку – схеме.

Сделай подписи к рисунку – схеме

*** Задание 74

Приведи примеры, которые подтверждают правильность этих строк.

В природе ничто не даётся нечаянно.

И звери не зря хвост и клюв получают.

1. Когда белка прыгает между веток, хвост помогает ей как парашют, держаться в воздухе и как балансир, чтобы сохранять равновесие в полете.

2. Среди вех птиц пеликаны имеют самый крупный клюв относительно всего тела. Например, длина клюва может достигать почти 50 см при длине тела 120-150 см (иногда и больше).

Под клювом у пеликана находится растяжимый кожаный мешок - специальное приспособление для ловли рыбы, которая является основной пищей этих птиц. С помощью мешка пеликаны отлавливают рыбу вместе с водой (в мешке помещается 13 литров волы), затем через клюв отцеживают воду, а рыбу проглатывают.

*** Задание 75

Отметь правильные высказывания. Какие особенности строения рыб позволяют им хорошо плавать?

- обтекаемая форма тела

- сжатое с боков тело

Задание 76

Какое из этих животных не относится к позвоночным. Отметь свой ответ.

 Какое из этих животных не относится к позвоночным. Отметь свой ответ

Из представленных животных, к позвоночным не относится улитка.

Рассмотри рисунок. Объясните, как влияет строение конечности лягушки на ее движение.

Рассмотри рисунок. Объясните, как влияет строение конечности лягушки на ее движение

Строение конечностей лягушек варьирует от вида к виду и зависит от среды обитания — наземной, водной или древесной. Как правило, лягушки способны совершать резкие движения, что позволяет им ловить добычу и ускользать от хищников.

Многие древесные лягушки имеют характерную особенность строения бедренного сустава, которая позволяет им передвигаться не только прыжками (как прочие лягушки), но и шагом.

У многих лягушек, обитающих в водной среде, имеются плавательные перепонки между пальцами.

У лягушек, ведущих древесный образ жизни, часто можно наблюдать особые подушечки на пальцах, позволяющие им держаться на вертикальных поверхностях.

Задание 78

1. Форма зубов и челюстей у крокодилов зависит от относительных размеров излюбленной добычи — для ловли более мелкой и подвижной лучше подходят более длинные и узкие челюсти с небольшими, но многочисленными и очень острыми зубами (ложный гавиал), для поедания небольших, но защищенных панцирем животных — очень широкие и буквально плоские челюсти, с короткими и тупыми зубами (широкомордый кайман), а для захвата крупной и сильной добычи — умеренно широкие и короткие, высокие челюсти, с крупным и прочными, но в то же время большими и острыми зубами (нильский крокодил).

2. У всех крокодилов имеется длинный и толстый хвост. Хвост сплющен с боков и выполняет функцию руля, двигателя и терморегулятора. Крокодилы могут использовать хвост и для добывания пищи. Ударом мощного хвост они могут если не убить, но оглушить мелке животное.

Задание 77

Составь пищевые цепи.

1. злаковое растение – мышь – лиса.

2. дерево – жук древоточец – дятел.

3. злаковое растение – мышь – ёж.

Рассмотри рисунок. Подпиши названия животных. Отметь среди пресмыкающихся два вида, которые давно вымерли.

На рисунке-схеме изображены брахиозавр (бронтозавр), птеродактиль (птерозавр), змея, ящерицы, варан.

К вымершим относят брахиозавра (бронтозавра) и птеродактиля (птерозавра).

Напиши названия птиц, которые живут в твоем крае.

В моем крае живет много разных птиц, назовем некоторых из них: синица, воробей, голубь, свиристель, галка, ворона, сорока, трясогузка, кукушка, сова, чайка.

Домашнее задание

Найди на рисунке птиц, которые не летают. Составь рассказ об одной из них.

На рисунке изображены: страус, пингвин, журавль, цапля, киви. К нелетающим птицам относят: страуса, пингвина, киви.

« …Киви, или бескрылые — нелетающие бескилевые птицы, водятся только в Новой Зеландии.

Размеры небольшие, с обычную курицу, самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, покрытое густыми перьями, маленькая голова и короткая шея. Весят от 1,4 до 4 кг. Киви в основном полагаются не на зрение — глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром, — а на развитые слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв.

1. Оседлые птицы — …Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются. (воробей, голубь, ворона)

2. Кочующие птицы — …Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. (синица, поползень, снегирь)

3. Перелетные птицы — …Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. (ласточка, гуси, журавли).

Задание 83

Объясните поведение зверя, описанное биологом.

Задание 84

Пусть каждая группа выберет одну из предложенных тем.

1. Домашние животные и их детёныши.

2. Как звери учат своих детёнышей охотиться.

3. Как звери заботятся о своем потомстве.

Тема: Как звери учат своих детёнышей охотиться.

«…Обучая охотничьим навыкам молодых хищников, самки крупных кошачьих предоставляют им в качестве наглядных пособий пойманных детенышей антилоп и газелей. Так, самки гепарда могут не убивать свою добычу, а, притащив ее к своим детенышам, отпустить, чтобы те попробовали сами поохотиться на уже пойманное животное. Если добыча окажется проворней котят и сможет убежать, то самка гепарда догоняет ее, и урок возобновляется. Но, чтобы стимулировать своих питомцев лучше усваивать уроки, взрослый гепард может и отпустить добычу. Тогда молодежь остается без обеда, а голод — самый лучший наставник. В следующий раз маленькие гепарды будут более расторопными. Так раз от раза совершенствуются навыки охоты и умерщвления добычи. В возрасте четырех Месяцев самка начинает брать детенышей с собой на охоту. Но еще довольно долгое время котята не смогут добывать себе корм самостоятельно, и мать будет их подкармливать!

Самки лис приносят к норе, где скрываются лисята, недодушенных птиц. Лисятам предоставляется право придушить их. На первых порах маленькие лисы начинают играть с добычей. Но взрослая лиса всегда рядом и не даст птице сбежать. Вскоре лисята начинают самостоятельно выслеживать и добывать себе пищу.

Учат свое потомство добывать пищу и медведицы. Им важно продемонстрировать медвежатам, что съедобно, а что нет. Ведь медведи не только хищники, они могут полакомиться ягодами и грибами, поймать лягушонка или мышку, а если повезет, то не откажутся завалить оленя или перекусить зайчатиной. В местах рек, куда на нерест заходят лососевые рыбы, медведицы выводят медвежат на берег. Они показывают им, как одним ударом лапы выбросить из воды на берег огромную рыбину. Иногда мамаши стимулируют своих детенышей к самостоятельным действиям тем, что съедают добычу сами, не подпуская к ней медвежат.

На берегах рек проходят первые уроки и у маленьких енотов-полоскунов. Они тщательно копируют каждое движение матери. А вот барсучихи не учат своих малышей добывать пищу. Они, хотя и числятся в хищных млекопитающих, являются собирателями. Детенышам не надо объяснять, как переворачивать камни и коряги в поисках крупных насекомых и лягушек. Барсучата сами прекрасно это делают. Копытные также не тратят усилий на занятия со своими малышами. Телята, оленята и козлята умеют щипать траву в силу врожденного инстинкта.

Насекомые необходимы нашей планете. И прежде всего они нужны растениям, многие из которых просто не могли бы размножаться без насекомых, их опыляющих. А ведь растения вырабатывают кислород, кроме того, их употребляют в пищу и животные, и человек. Конечно, многие растения опыляются и птицами, однако некоторые из них устроены так, что их могут опылять только насекомые. В то же время не надо забывать о том, что среди крылатых существ есть и вредители.

Как устроен цветок

Цветок — это расположенный на стебле орган размножения покрытосеменного растения. Его строение идеально подходит для опыления с помощью насекомых. Снаружи цветок защищают зеленые чашелистики, а ближе к центру — венчик из лепестков. Внутри венчика находятся тычинки, а в самом центре — пестик. Тычинки — это мужские части цветка, а пестик — женская. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Тычинки вырабатывают пыльцу, та попадает в завязь, где и происходит оплодотворение. Существуют цветки и с одними тычинками или одними пестиками. Вот здесь как раз и необходимы насекомые. Они переносят пыльцу с мужского цветка на женский и таким образом оплодотворяют его.

Строение цветка

Орхидеи — для насекомых, насекомые — для орхидей

Орхидеи в первую очередь ценятся за свою красоту. Цветы у них могут быть одиночными или собранными в соцветия. Тычинки обычно срастаются между собой и с пестиком в одну колонку. А один из шести лепестков отличается от остальных и называется губой. Губа у каждого вида и сорта орхидеи бывает самого разного цвета, с необычными узорами и пятнышками. Именно этот лепесток привлекает насекомых, которые его опыляют. Есть среди орхидей и такие виды, которые может опылять только один вид насекомых, а эти насекомые, в свою очередь, могут опылять только один вид орхидей. Такое сотрудничество, когда два живых организма не могут существовать друг без друга, называется симбиозом.

Бабочка, опыляющая экзотические орхидеи

Насекомые-вредители

Насекомые не всегда помогают растениям размножаться, часто они им и вредят. Так, некоторые насекомые откладывают яйца в мякоть листьев и высасывают клеточный сок, отчего растение болеет и чахнет. Например, так поступают трипсы, личинки которых развиваются на орхидеях, рисе и других видах растений.

Трипс ищет пропитание

Вредоносная тля на стебле розы

Растения против насекомых

Насекомые ежедневно охотятся на других насекомых, питаются сладким нектаром цветов и пьют капельки росы. Но иногда они оказываются в ловушках — ловчих листьях, похожих на цветы, которые принадлежат хищным представителям флоры — растительного царства. Не все растения на Земле довольствуются лишь углеродом из воздуха и водой и минералами, добываемыми из почвы. Есть среди них и хищники, которые питаются различными живыми существами — чаще всего насекомыми. Таких растений насчитывается более 630 видов. А ловушки у них бывают разными. Это и кувшинчики с крышечками, наполненные жидкостью и усеянные ворсинками, и листья, смыкающиеся над добычей, как челюсти, и липкие листья, из которых уже не вырваться, и пузырьки, засасывающие жертву, как пылесос. А есть и такие растения, которые не ждут, пока комар или муха попадется в ловушку, а охотятся на них сами, если те оказываются поблизости.

Удачная охота

Росянка — стрекозиная смерть

Живой капкан держит крепко

Венерина мухоловка

Настоящий саркофаг для насекомых

Кувшинка-ловушка

Читайте также: