Классификация речевых занятий в детском саду сравнить описание яшиной алексеевой и ушаковой

Обновлено: 05.10.2024

Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013.

Предмет методики развития речи и задачи курса.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Оглавление
Предисловие
Глава I Теоретические основы методики развития речи
§1. Предмет методики развития речи и задачи курса
§2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками
§3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка
§4. Методы исследования в методике развития речи
Глава II. Из истории методики развития речи
§1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
§2. Развитие методики в России
Глава III Система работы по развитию речи в детском саду
§1. Цель и задачи развития речи детей
§2. Методические принципы развития речи
§3. Программа развития речи
§4. Средства развития речи
§5. Методы и приемы развития речи
Глава IV Методика развития словаря
§1. Понятие словарной работы и ее значение
§2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
§3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
§4. Общие вопросы методики словарной работы
§5. Методика словарной работы в возрастных группах
Глава V. Методика формирования грамматического строя речи
§1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
§2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
§3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
§4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
§5. Методика формирования морфологической стороны речи
§6. Методика формирования синтаксической стороны речи
§7. Методика формирования способов словообразования
Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
§1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
§2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
§3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
§4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
§5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
§6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
§7. Формирование звуковой выразительности речи
Глава VII Методика развития связной речи
§1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
§2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
§3. Задачи и содержание обучения связной речи
§4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
§5. Беседа как метод обучения диалогической речи
§6. Приемы обучения рассказыванию
§7. Пересказ литературных произведений
§8. Рассказывание по игрушкам
§9. Рассказывание по картине
§10. Рассказывание из опыта
§11. Творческое рассказывание
§12. Связные высказывания типа рассуждений
Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду
§1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
§2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
§3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
§4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
§5. Методика заучивания стихотворений
§6. Использование художественной литературы вне занятий
Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте
§1. Сущность подготовки к обучению грамоте
§2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
§3. Ознакомление со словом
§4. Ознакомление с предложением
§5. Ознакомление со словесным составом предложений
§6. Ознакомление со слоговым строением слова
§7. Ознакомление со звуковым строением слова
§8. Подготовка к обучению письму.

Фото 1

Речь играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка. Нарушения в данной сфере приводят к замедлению формирования познавательных процессов, возникновению сложностей с усвоением школьной программы, делают малыша замкнутым и нерешительным.

Чтобы минимизировать вероятность появления подобных проблем, необходимо знать методики развития речи детей дошкольного возраста.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.

Фото 2

Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:

Фото 3

Малыши до трех лет активно пользуются жестами

Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.

Методики речевого развития в детском саду

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Существует множество приемов обучения малышей. Одной из популярных считается методика Алексеевой М.М. и Яшиной В.И.

Методика предполагает поэтапное обучение речи:

Фото 3

  • наполнение лексикона;
  • правильное воспроизведение звуков;
  • грамматическое построение предложений;
  • обучение ведению монологов, диалогов.

В методике развития речи Яшиной В.И. применяются такие приемы:

  • словесные (осуществляется путем бесед, чтения, рассказов);
  • наглядные (реализуется при помощи обследования предметов, знакомства с рисунками, фотографиями);
  • практические (это театральные игры, рисование, конструирование, хороводы).

Методика развития речи Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. предполагает использование таких словесных приемов:

  • проговаривание;
  • образец речевого общения;
  • повторение;
  • указание;
  • объяснение;
  • вопрос.

Фото 5

Чтение сказок и рассказов – отличный способ пополнения словарного запаса

Группы в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях делятся на младшие, средние и старшие. Продуманная речь специалиста используется как образец для подражания. Чтобы мотивировать ребенка активно общаться, воспитатель подчеркивает его положительные качества, достижения. Словарные недочеты принято исправлять корректно и аккуратно.

В младших группах

Методика развития речи ребят предполагает освоение слов, понимание их смысла, ассоциацию. В младших группах, как правило, проводят занятия в виде игры. Запоминание слов происходит при изучении окружающего мира, разглядывании рисунков, игрушек и прочих предметов.

В это время воспитатель произносит звуки, ассоциируя их с определенным объектом. Слуховые занятия чередуются с выполнением артикуляционных упражнений. Для тренировки речевого аппарата воспитатель просит ребят улыбнуться, высунуть язык, провести им по верхним зубам, а затем надуть щеки.

Методика трехлетних малышей направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребята учатся слышать и выговаривать согласные и гласные буквы. Дети часто путают шипящие и глухие звуки, пропускают их.

В средних и старших группах

В средних и старших группах используют методику сравнения и коррекции речевых нарушений. Многократное повторение словесного элемента дает ребенку возможность запомнить звук и научиться произносить его правильно. Воспитатель объясняет суть и значение разных явлений, предметов. Это позволяет быстрее запомнить слова.

Фото 6

Задачей специалиста является закрепить освоенные навыки и сформировать разговорную речь у ребенка. Малышам предлагается вести связный диалог, слушать и поддерживать беседу. Проводятся простые занятия взаимосвязи и структуры предложений.

Для построения морфологической речи используются такие приемы:

  • чтение литературы;
  • разучивание стихов;
  • постановка театральных сцен.

Методика становления речи Стародубовой Н.А. предполагает проведение обучающих коллективных занятий, направленных на воспитание усидчивости, оценку речевого уровня, творческих качеств. В средних и старших детсадовских группах малыши много общаются со сверстниками, используют речевые обороты, навыки. Участие в играх более взрослых детей способствует быстрому становлению речи.

Но такое объединение должно проходить под контролем воспитателей. Ведь некоторые старшие ребята могут дразнить и обижать малышей, смеясь над их еще неотработанной речью. Это негативно влияет на процесс развития. Лексикон малышей пополняется за счет рассказа-описания. Методическая система дает возможность развить воображение, память.

Фото 7

Игры по описанию включают:

  • рассматривание предмета;
  • выделение его особенных черт;
  • определение составляющих предмета относительно друг друга;
  • нахождение мелких составляющих;
  • повторное восприятие.

Шестилетние дети должны уметь воссоздавать образы вещей в памяти, отвечая на вопросы воспитателя. Малыши способны рифмовать слова, сочинять простые стишки, составлять логически осмысленные рассказы.

Методика Ушаковой

Методика Ушаковой развития речи детей дошкольного возраста достаточно известная и эффективная. В ее основу включено усвоение простого материала, элементарных техник, с последующим переходом к более трудным занятиям.

Усложнение задач для малыша проводится поэтапно и незаметно. Уже после четырех занятий можно увидеть положительные результаты в становлении речи.

Фото 8

Большую роль в становлении речи младенца играют его родители, поэтому матерям даются такие рекомендации:

  • правильно разговаривать с ребенком;
  • просить малыша повторять несложные слова;
  • во время игры называть предметы;
  • регулярно рассказывать сказки, читать вслух детские книги;
  • при неправильном произношении слов ребенком пытаться исправлять ошибки.

Методика Ушаковой предполагает индивидуальный подход. При разработке программы учитываются особенности здоровья, генетика, уровень развития, возраст малыша, его навыки и умения.

Речевые упражнения

Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.

Эффективные речевые упражнения:

  • поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
  • сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
  • имитация голосов птиц и животных;
  • запоминание скороговорок, чистоговорок;
  • название предметов в единственном и множественном числе;
  • описание сказки по картинке;
  • поиск слов на предложенную букву;
  • рифмование слов.

Видео по теме

Лекция по методике развития речи детей дошкольного возраста:

Таким образом, существуют разные методики развития речи. Все они предполагают выполнение занятий в игровой форме. Программу обучения следует разрабатывать с учетом возраста, генетических особенностей, состояния здоровья.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Сегодня тема нашего разговора методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Сегодня тема нашего разговора методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой. Я могу сказать, что это уже проверенная техника, собравшая миллионы положительных отзывов. По ней работают большинство детских садов России.

В 2004 год была выпущена книга Ушаковой с ее методикой. Изначально книга предполагалась быть полезной для преподавателей. Но с течением времени она стала очень популярна среди мам, которые занимаются со своими детьми дома, а затем видят великолепные результаты.

Знакомство с методом Ушаковой

Методика Ушаковой направлена на детей в возрасте от 3 до 7 лет. В целом данная программа включает в себя рекомендации по техники развития речи, разработанные конспекты занятий с различными играми и упражнениями, а также ознакомление с художественной литературой. Программа предполагает достаточно структурированный подход: от простого к сложному.

Задачи

Данная методика ставит перед собой следующие основные задачи:

  • становление связной речи;
  • способность конструировать простые и сложные предложения;
  • умение использовать эти конструкции;
  • формирование грамматического строя и правильное его употребление;
  • развитие образной речи;
  • улучшение звуковой составляющей речи.

Составляющие

Автор предлагает использовать следующие техники:

  • демонстрирование образца правильной речи;
  • рассказ преподавателя;
  • беседа между преподавателем и детьми;
  • чтение художественной литературы;
  • диалоги;
  • монологи;
  • игры;
  • пересказы;
  • описание чего-либо по картинке;
  • рассказы из личного опыта.

Как видите Ушакова включает в свою методику довольно обширный перечень различных техник.

И это может быть большим плюсом, так как вы можете что-то заменять и комбинировать в занятиях с ребенком. В то же время исходя из его индивидуальны особенностей.

Как уже упоминалось выше, обучение детей рассчитано на 4 года (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

По времени занятия продолжаются от 15 до 30 минут, с каждым годом увеличиваясь на 5 минут. Соответственно малыш не успевает устать за такой небольшой промежуток времени, однако этого хватает, чтобы получить необходимые знания.

Результаты и навыки детей, освоивших методику Ушаковой

Прочитайте и оцените умения и способности вашего ребенка. Между тем определите слабые места над которыми предстоит еще поработать.

Дети 3-4 лет

  1. Ребенок достаточно открыт для общения, с легкостью понимает обращенную к нему речь. Способен отреагировать на вопросы, используя простые предложения.
  2. Малыш сам настроен на общение со близкими взрослыми людьми. Он может обратиться с просьбой, поделиться каким-то ярким событием для него, рассказать о своем состоянии, беспокойстве или желании.
  3. Знает правила речевого этикета и использует его их в речи. Например, приветствие и прощание с воспитателем детского сада; слова просьбы и благодарности.
  4. Возрастает интерес речевого взаимодействия с ровесниками. Малыши легко вступают в игры и беседы друг с другом.
  5. С помощью взрослых дети могут составить небольшой рассказ (3-4 предложения) по картинкам.
  6. Правильно называет окружающие его объекты.
  7. Поставлено речевое дыхание.

Дети 4-5 лет

Дети 5-6 лет

Дети 6-7 лет

  1. Ребенок с легкостью заводить друзей с помощью общения, способен организовать какую-либо деятельность среди сверстников.
  2. Дети становятся все более любознательными, что проявляется в их диалогах с людьми (начинают расспрашивать про подробности, детали итд).
  3. Проявляется все больше интереса ко всем составляющим речи: ребенок старается писать и читать.
  4. Малыш привлекает окружающих к коммуникации, каким-либо коллективным играм (загадывание загадок, придумывание сказок итд).
  5. Всегда имеет свое мнение и позицию. Не боится высказываться.
  6. Речь чистая и грамматически правильная.

Стержень методики Ушаковой — беседа с ребенком

Давайте рассмотрим технику беседы, предлагаемую автором. Посмотрим как она работает и на что стоит обратить внимание. Изначально техника направлена на работу воспитателя с детьми. Но, если вы занимаетесь с сыном или дочерью дома, то это может быть беседа непосредственно с самим малышом. Или же групповая беседа со всеми членами семьи. Разговор с друзьями вашего чада.

Цели вашего разговора с ребенком

Итак, в чем заключается задача взрослого в беседе?

Более того не менее важным считается:

  • развития у детей внимательности во время беседы.
  • воспитание умения во время разговора слушать других,
  • формирование громкой и отчетливой речи.

Польза правильного разговора

Итак, что дает беседа детям? Самое важное это то, что они приобретают новые знания, навыки и умения.

В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение.

Тематика и план беседы

Аналогичным образом, беседы проводятся на самые разные темы.

С одной стороны, они могут быть глубокими, направленные на формирование у детей каких-либо жизненных ценностей.

С другой стороны темы могут выбираться для ознакомления с каким-либо новым материалом (например, беседы о природных явлениях).

Конечно же, они должны соответствовать возрасту. Другими словами, если с ребенком 6-7 лет вы можете обсудить какую-либо общественную жизнь его города, то с малышом 3-4 лет уместнее будет поговорить о предметах мебели у него дома.

Таким образом, каждый разговор должен строиться на личном опыте ребенка. Поэтому к нему нужно подготовиться.

Продумайте план беседы: как начать, как привлечь внимание, как вовлечь детей в разговор, что донести до них и т.д.

Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки).

Универсальность беседы и творческий подход

Например, вы хотите поговорить с детьми о зиме. Следовательно, начните беседу с демонстрации фотографий красивой зимней природы. После на своем примере расскажите, почему вам запомнилась та или иная зима. Затем, спросите то же самое у детей.

Между тем донесите до детей ту новую информацию, которую вы запланировали рассказать. И чтобы они это лучше запомнили, придумайте элемент игры. Как правило, это могут быть загадки, не окончившиеся стихотворения, пантомимы и т.д. В конце вы можете вместе спеть песню о зиме или нарисовать совместный зимний пейзаж.

Итак, получается, что в беседу могут быть включены монолог, диалог, игра, рассказы преподавателя и рассказы из личного опыта. Практически все техники в одной. На самом деле в этом и заключается методика развития речи Ушаковой.

Весь процесс обучения – это как одна большая творческая деятельность, в которой вы можете переставлять составляющие так, как удобно вам. Тем самым вы можете использовать эти техники для любого ребенка и для любого возраста.

Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013.

Предмет методики развития речи и задачи курса.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Оглавление
Предисловие
Глава I Теоретические основы методики развития речи
§1. Предмет методики развития речи и задачи курса
§2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками
§3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка
§4. Методы исследования в методике развития речи
Глава II. Из истории методики развития речи
§1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
§2. Развитие методики в России
Глава III Система работы по развитию речи в детском саду
§1. Цель и задачи развития речи детей
§2. Методические принципы развития речи
§3. Программа развития речи
§4. Средства развития речи
§5. Методы и приемы развития речи
Глава IV Методика развития словаря
§1. Понятие словарной работы и ее значение
§2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
§3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
§4. Общие вопросы методики словарной работы
§5. Методика словарной работы в возрастных группах
Глава V. Методика формирования грамматического строя речи
§1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
§2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
§3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
§4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
§5. Методика формирования морфологической стороны речи
§6. Методика формирования синтаксической стороны речи
§7. Методика формирования способов словообразования
Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
§1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
§2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
§3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
§4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
§5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
§6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
§7. Формирование звуковой выразительности речи
Глава VII Методика развития связной речи
§1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
§2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
§3. Задачи и содержание обучения связной речи
§4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
§5. Беседа как метод обучения диалогической речи
§6. Приемы обучения рассказыванию
§7. Пересказ литературных произведений
§8. Рассказывание по игрушкам
§9. Рассказывание по картине
§10. Рассказывание из опыта
§11. Творческое рассказывание
§12. Связные высказывания типа рассуждений
Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду
§1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
§2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
§3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
§4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
§5. Методика заучивания стихотворений
§6. Использование художественной литературы вне занятий
Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте
§1. Сущность подготовки к обучению грамоте
§2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
§3. Ознакомление со словом
§4. Ознакомление с предложением
§5. Ознакомление со словесным составом предложений
§6. Ознакомление со слоговым строением слова
§7. Ознакомление со звуковым строением слова
§8. Подготовка к обучению письму.

Читайте также: