Классный час на тему первоцвет

Обновлено: 04.10.2024

Цель: Привлечение внимания школьников и общественности к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих на территории Приморского края и Приханкайской низменности.

  • Познакомить с цветами-первоцветами.
  • Проведение работы по преемственности между начальным и старшим звеном обучения;
  • Сотрудничество с государственным природным биосферным заповедником “Ханкайский”.
  • Формирование творческих, исследовательских способностей у учащихся.
  • Экологическое образование и воспитание учащихся школы.
  • Воспитывать у учащихся выражать свою гражданскую позицию и становиться активными защитниками природных ресурсов своей Родины.
  • Заботиться о первоцветах, привлечение внимания общественности к проблемам сохранения природных ресурсов бассейна оз. Ханка и юга ДВ РФ в целом.

Оборудование: мутимедиаресурсы, презентации: “Первоцветы Приморья”, “Викторина – Загадки о первоцветах”, жетоны-цветы для игры, карточки с названиями цветов для бейджиков, экознаки “Правила поведения в природе”; фонограмма лёгкой музыки

Аудитория: учащиеся 8 “б” класса (под руководством учителя географии С.М. Захаровой) проводят классный час у учеников 4 “б” класса (классный руководитель: Шпотаковская Е. И.)

Ход классного часа

Вступительное слово ведущей Весны

Весна: Здравствуйте ребята

Уч: здравствуйте

Весна: а куда же я попала?

Уч:..

Весна: а вы меня узнали, кто я?

Уч: (весна)

Весна: А какие признаки весны вы знаете?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
А. Пушкин

II. Ознакомление с цветами-первоцветами.

Весна: Ребята, вы знаете я пришла к вам не одна, со пришли мои помощники - певроцветы Приморья, чтобы провести у вас классный час “Операция “Первоцвет”.

Весна: А каких первоцветов нашего края, вы знаете?

Уч: Подснежники, ландыши и т.д.

Весна: Молодцы! Но кроме названных вами Приморских первоцветов есть и другие давайте с ними познакомимся ..

Весна: Весенник звездчатый, Ландыш Майский, Гусиный лук, Хохлатка сомнительная, Адонис амурский, Лапчатка земляничная, Сердечник трехнадрезанный, Прострел даурский, фиалка маньчжурская.

А теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Ученики рассказывают о цветке, одновременно идёт презентация о первоцветах Приморского края.

Травянистый многолетник с толстым. Стебель короткий. У него крупные золотисто-желтые цветки, похожие по форме на звезду со множеством лучей. Ширина корневищем лепестков достигает 6 см. В центре цветка многочисленные тычинки и пестики. Их окружают по 10 – 16 продолговатых лепестков.

Редкий вид с разорванным. Многолетнее короткокорневищное травянистое растение 10-30 сареаломм высотой, голое или слегка опушённое короткими простыми волосками. Стебли в единственном числе, простые, прямостоячие. Прикорневые листья длинночерешковые, все или часть подземные, этиолированные, с простыми дельтовидными или округлыми клубневидными пластинками; остальные зелёные, тройчатые; конечная доля овальная, зубчатая до рёхрассечённой, боковые зубчатые, более узкие. Стеблевые листья в числе 1-3, нередко скученные в верхней трети стебля, тройчатые или пятерные, с цельнокрайными или зубчатыми ланцетными или линейными долями. Цветки в рыхлой немногоцветковой кисти, слабо удлиняющейся при плодах. Лепестки розовые или лиловые, редко семена коричневые.

Сорт “Фуджи Дон” - холодостойкий неприхотливый быстрорастущий многолетник с уникальной окраской листьев и обилием цветков. Это растение-хамелеон. Розоватая весной листва ее временем становится зеленой с белыми пятнами, а в конце лета приобретает темно-зеленую окраску.

Представляет собой многолетнее травянистое растение, высота которого может достигать 40 см. Цветки этого растения окрашены в бледно-фиолетовые тона, они являются небольшими по размеру, их длина составляет порядка 2 см. Средняя доля листьев прострела даурского на конце может быть как цельной, так и наделенной зубцами, при этом боковые оказываются гораздо мельче конечного. Для произрастания это растение предпочитает сухие леса, речные галечники, сухие каменистые склоны, открытые или же поросшие кустарники.

Отличается прямостоячим стеблем, высотой до 40 см, он является неразветвленным, на верхушке соцветие собирается в кисть. Листья являются стеблевыми, имеют черешки, они являются перисто-надрезанными, широкими, располагаются на лопастях. Соцветие имеет до 20 цветков, отличается овальными прицветниками разной формы. Цветки могут достигать длины до 30 мм, чаще всего красные. Плод является многосемянным и стручстигать длины до 30 мм, чаще всего красные. Плод является многосемянным и стручковидным. Цвести начинает весной, заканчивает в июне.

Многолетнее заносное и одичалое декоративное растение, имеющее надземные ползучие побеги, укореняющиеся в узлах. Ползучие стебли облиственные, 3-10 см длины, одетые как цветоножки с оттопыренными волосками. Прикорневые листья многочисленные, тройчатые, темно-зеленые, нередко сохраняются зимой. Цветки светло-желтые, 1.5-2 см. в диаметре, на длинных и тонких цветоножках. Завязываются в середине весны, и затем нерегулярно в период роста. Плоды мелкие, многочисленные, расположены на продолговато-яйцевидном ярко-красном плодоложе; походит на землянику. В каждом плодоложе в среднем содержится 19 мелких плодов.

Плоды — белые или красные, полностью покрытые красными семенами. Съедобны, но безвкусны. Обсеменение – с конца мая до середины ноября.

Большую часть жизни растение проводит под землёй. Цветки жёлтого цвета, употребляются в пищу. Гусиный лук достигает 15-20 см. высотой. Подземная яйцевидная луковица 5-10 мм. В диаметре. Соцветие 3-5 цветков, зонтичное цветорасположение. Цветёт в апреле-мае, наблюдать его приходится лишь чуть больше месяца, так как стебель и листья уже вскоре после цветения отмирают, и только под землёй сохраняется луковица.

Ну, а почему гусиный лук так назвали? Когда цветы почти никто не рвал и не уносил домой, гусиного его по лугам и лесным полянам было много. Старые люди рассказывают, что на луга и поляны по весне опускались стаи диких гусей, чтобы отдохнуть после длительного перелёта и пощипать всходы лука, который они очень любили. Вот и сложилось такое название раннего весеннего цветка.

Многолетнее растение со шнуровидным, ветвистым, ползучим корневищем. Листьев обычно 2, реже 1-3, приземные, широколанцетные или обратнояйцевидные с длинным влагалищем. Цветонос безлистный до 30 см высотой. Соцветие — односторонняя, редкая кисть, состоящая из 6-20 цветков. Цветки поникающие, на длинных изогнутых цветоножках с пленчатыми прицветниками, с сильным приятным ароматом. Околоцветник белый, шаровидный, колокольчатый с шестью отогнутыми зубчиками, белый или светло-розовый. Цветет с середины весны до начала лета. Плод — красная ягода.

Небольшие многолетние травы с развитыми корневищами. Листья имеют яйцевидную форму с сильно зазубренными краями. Цветы располагаются по одному на концах побегов. Венчик состоит из 5 – 8 лепестков жёлтого или белого цвета.

Весна: А какие первоцветы нашего края вы знаете?

Уч: дают ответы.

Весна: Какие первоцветы распускаются у вас дома на клумбе?

Физ. минутка (проводит любой из героев первоцветов)

Здесь в лесу цветы, небывалой красоты (поднимают руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы, с ними потянись и ты (руки вверх, потянулись)
Ветер дует иногда, только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны в стороны)
А потом опять встают и по прежнему цветут (покружились)

III. Викторина в загадках “Первоцветы”

Весна: Ребята я хочу узнать, как хорошо вы запомнили первоцветов весны, для этого вы ответите на вопросы викторины

Викторину проводит один из героев первоцветов, другой даёт жетоны-цветы ребятам за правильные ответы.

IV. Правила поведения в природе

Весна: А как нужно относиться к первым вестникам весны?

Ученики дают свои ответы.

Затем Весна показывает “Экознаки” по правилам поведения в природе.

V. Игра “Я садовником родился”

Весна: давайте-ка поиграем “Я садовником родился”

Выходит Садовник и Зеркало и проводит игру. У каждого ученика бейджик с названием цветка.

Правила игры: Игроки придумывают себе название по названию любого цветка и запоминают название цветов у других ребят. Затем Садовник произносит: “Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме. (например: Фиалки)” (считает: раз-два-три).

Фиалка: - Ой!

Садовник: - Что с тобой? (считает: раз-два-три)

Фиалка: - Влюблена!

Садовник: - В кого? (считает: раз-два-три)

Фиалка: - В Розу!

Роза: - Ой! И т.д.

Тот игрок, который вовремы не ответил должен дать Садовнику “фантик” (свою вещь). Когда “фантов” будет 3-4 их начинают разыгрывать. Выбирается Зеркало из игроков, котрые ни разу не попались Садовнику. Зеркало отворачивается от ребят.

Садовник подносит в Зеркалу за его спиной “фант” и говорит: “Зеркало, Зеркало, что этому фанту сделать?”

Зеркало должно дать задание (спеть песню или прочитать стих о весне и т.д. пока все фанты не будут разыграны).

Весна: Какие вы молодцы!

Я думаю, что вы хорошо запомните первоцветов Приморья, поучаствуете в конкурсе “Первоцветы Приморья”, проводимого Государственным биосферным заповедником “Ханкайский” и будете хорошо относиться к дарам природы .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классныйчас в рамках проведения природоохранной акции "Первоцвет-2018".

Григорчук Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Заозерненская средняя школа

Классный час для учащихся 3 класса

- формировать умения видеть прекрасное в окружающей среде,

- совершенствовать знания о редких растениях;

- развивать умения делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

- знакомство с мероприятиями по охране первоцветов;

- вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению и защите раннецветущих растений;

- изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу Крыма.

Оборудование: иллюстрации первоцветов и лесной поляны, пазлы цветов, памятки, тексты для групповой работы, плакат.

Ход классного часа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.

Есть у меня зеленый друг,

Зеленый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Правильно, мы идем в лес. Широко раскинулся зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане дубы, сосны. Первым нас встречает лесной сторож.

Лесник. Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть у себя в гостях. А вы знаете, как вести себя в лесу?

Как вести себя в лесу.

Не разводи огонь!

Не разоряй гнезда!

Не разоряй муравейники!

Не обижай животных и насекомых!

Не ломай деревья и кусты!

Не ломай ядовитые грибы!

Не собирай букеты!

Не заходите далеко в лес!

Мы проходим с вами среди деревьев, на которых еще нет листьев. Солнышко беспрепятственно проникает сквозь ветви и освещает небольшую полянку. Здесь собрались первые цветы лесов Крыма. Чтобы узнать их, вы должны отгадать загадки.

Первым вылез из землицы

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

Шмель цветку очень рад

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

И матушке родная,

Бок о бок живут –

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Мягкий, бархатный листочек.

Ночью нежный аромат

Наполняет лес и сад.

Ах, цветочек золотой,

Чистый и блестящий.

И водичкой дождевой.

Как гусята разбежались

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Правильно на поляне собрались мать-и-мачеха, крокусы, первоцветы, пролески, чистяк, медуницы, фиалки, подснежники (демонстрация фотографий).

Каждый год эти цветы собираются для пересчета. Их становится меньше. А некоторые даже прописаны в Красной книге. Почему она красная? Красный цвет предупреждает – стой. Еще один неосторожный шаг и будет поздно.

Ребята, из-за чего же эти цветы требуют охраны? Послушайте сказку.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

В лесу гулял заяц. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза зайца погрустнели, и он заплакал…

Ответьте на вопросы.

Можно ли Вову назвать добрым мальчиком?

Почему заяц заплакал?

Почему же первоцветы нужно охранять??

Посмотрите (фотография весенней поляны с цветами), разбуженные теплом и светом, проснулись первые цветы. Сегодня они решили написать жалобу.

Цветочная жалоба.

Ох, и любят нас люди!

Но печально обернулась для нас любовь людей к цветам! Им нравится составлять букеты из первых цветочков.

Конечно, мы понимаем тех людей, которые хотят принести в дом частичку весеннего леса. Но эти любители природы не знают, что мы недолго стоим в вазе, мы быстро вянем. Без леса мы скучаем и погибаем от тоски.

Мы страдаем из-за того, что люди губят красоту! Многие из нас стали редкими и занесены в список охраняемых.

Помогите нам! Разъясните людям, почему нельзя рвать первоцветы.

(Дети получают у Лесника конверты с разрезанным текстом и пазлами с изображением цветка по группам.)

Ребята, ваша задача восстановить текст, собрать картинку и подготовить выступление группы. Распределите поручения в группе, выберите ответственного.

Не забывайте правила работы в группе!

Правила работы в группе.

Слушай, что говорят другие!

Делай выводы, задавай вопросы!

Говори спокойно и только по делу!

Точно выполняй свое задание!

(Дети работают самостоятельно.)

Мать-и-мачеха

Самый смелый цветок, потому что зацветает раньше всех – на первых проталинах.

Этот цветок сияет желтым цветом, как фонарик, который зажгла весна. Он похож на маленькое солнышко. Первыми появляются цветочки, а потом уже листочки. Листья покрыты пушком, который исчезает с верхней стороны. Верхняя сторона его холодная – мачеха, а нижняя теплая, как мать.

Эти цветочки удивительно красивы. Они бывают сиреневого, фиолетового, ярко-желтого, оранжевого, белого цвета. Крокусы покрывают всю поляну, создавая прекрасный весенний ковер.

Самый благородный цветок. Он не пестрый, но его цвет напоминает кусочки весеннего неба на темной полянке. Пролески нежно-голубые.

Подснежники

Эти цветы первыми появляются из-под снега. Чудесные белые колокольчики расцветают холодной ранней весной. Они бывают разного цвета — то голубые, то белые, то лиловые.

Цветет позже всех. Цветы фиалки голубого, фиолетового, синего и желтого цвета. Ее цветы очень ароматные и прекрасные медоносы.

Самый блестящий, умытый и крепкий цветок.

Недаром его называют чистяком! Цветок завораживает людей своей свежестью

Этот цветок замечателен тем, что сам разноцветный. Сначала появляются красные цветки. Но со временем они меняют свое платьице. И теперь цветы не только красные, но и синие, и фиолетовые.

Первые цветы всегда радуют людей. Но человек, сорвавший красивый цветок, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение. Охрана растений – наше общее дело. Любому это известно. Но к сожалению, не каждый понимает, что общее – это значит и его.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь цветы не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –

Ребята, каждому из вас доступна радость оставить жизнь цветку. Что нужно для этого делать?

Правильно, нельзя вытаптывать цветы, собирать букеты. Наша давняя привычка рвать цветы, приводит к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали редкие растения.

Один человек сорвал единственный цветок. Но от красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей букетиков.

А если перед праздниками мы букетики подснежников заменим цветком в вазоне, этим сохраним тысячи цветов. А ведь из горшочка цветок можно высадить в палисаднике! И подснежников станет больше.

Отправляйтесь в лес, любуйтесь цветами. Все они будут радовать вас своей красотой, только оставшись в природе.

Учитель. Ребята, чтобы помочь цветам, я предлагаю вам выпустить стенгазету, в которой разъяснить людям, почему нельзя рвать первоцветы.

Лесник. Вы замечательно поработали сегодня, ребята. Я хочу поблагодарить вас и провести для вас небольшую викторину.

Почему, оберегая цветы, мы помогаем птицам, насекомым, животным?

Почему, чтобы не причинять растениям вреда, нужно ходить по тропинкам?

Как надо поступить, если встретишь в лесу красивый цветок? (Зарисовать или сфотографировать его, полюбоваться им, но не срывать.)

Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Пусть красивые растения остаются в природе!

Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185с.

Экологические сказки: пособие для учителей 1-6 классов./Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 57с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дидактическая цель: способствовать формированию у учащихся знаний о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу, и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов; ознакомление с разнообразием видов первоцветов.

Планируемые результаты:

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Регулятивные:

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции;

- выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

Коммуникативные:

- выделять и формулировать познавательные цели;

- анализировать условия действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- строить логические цепи рассуждений;

Оборудование: фотографии раннецветущих растений,

цветы из бумаги для каждого ученика,

Использованная литература:

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на это солнышко. Оно дарит вам ласковую улыбку, подарите улыбку друг другу. Протяните ручки к солнышку. Оно наградит вас своим теплом, даст заряд бодрости на всё занятие.

2. Открытие темы и целей занятия

- Как называется этот цветок?

- Правильно. Подснежники – первые весенние цветы в средней полосе России. Посмотрите, какие они нежные и красивые (слайд 1).

- А знаете ли эти цветы? (показать ландыш, мать-и-мачеху, медуницу).

- А как называются все эти цветы, одним словом?

- Так, какая тема классного часа?

Конструирующий

1.Основной

- Почему они так называются? (ответы детей).

- Первоцветами называют раннецветущие растения, которые первыми заявляют о приходе весны. Еще лежит снег, нет на деревьях листьев, а они уже цветут. Почти все они под угрозой исчезновения. Срывать их нельзя, торговля тоже запрещена!

Ещё только начал таять снег, побежали весенние ручьи, а в лесу наступает праздник. Расцветают первоцветы. Это самые первые и самые храбрые цветы. Любил любоваться природой и Александр Сергеевич Пушкин. Послушайте его стихотворение.

(Стихотворение читает ученик)

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренние морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красивой весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро у кудрявой берёзки

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душистая.

Первые цветы удивляют своей нежностью и красотой. Необдуманные действия человека приводят к исчезновению растений и животных. Многие из раннецветущих растений занесены в Красную книгу Российской Федерации: пролески, медуницы, ветреницы, хохлатки, воронцы (пионы), сон-трава (прострел), ирисы, ландыши…

(Учитель обращает внимание ребят на фотографии называемых растений.)

2.Представление первоцветов.

Давайте представим, что мы на лесной полянке ранней весной. Ласково греет солнышко, появляются первые цветы. С ними мы сейчас познакомимся поближе.

(Ребята рассказывают о первоцветах).

Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. ( Медуница. )

Мелкие белые, похожие на колокольчики душистые цветки. Собраны в красивую кисть на верхушке стебля, цветы свешиваются в одну сторону. Цветы с сильным и резким запахом используются для приготовления духов. ( Ландыш. )

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая.

Зеленовато-жёлтые цветки похожи на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие. Этим растением любят лакомиться гуси. ( Гусиный лук.)

Очень изящное небольшое растение с приятным запахом. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло. ( Фиалка. )

Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Растение лекарственное. Верхняя часть листа более холодная, чем нижняя. ( Мать-и-мачеха.)

на верхушке прямого тонкого стебля – нежный цветок с шестью белыми или розовыми лепестками. В ясный день цветок обращён к солнцу. В сырую погоду и на ночь закрывается и поникает. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от лёгкого ветерка. ( Ветреница.)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой . ( Подснежник .)

Колокольчики

В прятки пальчики играют (Сжимать, разжимать пальцы рук.)

И головки убирают, (Открывать и закрывать глаза.)

Словно синие цветки,

Наверху качаются, (Наклоны кистей вправо-влево.)

Низко наклоняются. (Круговые движения кистями.)

Поклонился нам с тобой. (Наклоны кистей вниз-вверх.)

Очень вежливы, а ты? (Повороты кистями вправо-влево, ладони кверху.)

Экологический рассказ - загадка.

Внимательно послушайте рассказ и найдите в нём ошибки.

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

На согретых солнцем косогорах, появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. Цветет белыми звездочками ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе сладковатый запах расцветающей липы.

А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

Ошибки совершенные школьниками: Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный. Сойка – оседлая птица, на зимовку не улетает. Иван-да-марья, иван-чай и липа зацветают летом. Летние опята появляются – в июне–июле, осенние – с конца августа, черные грузди появляются летом. Стрижи прилетают в мае, в холодную погоду они впадают в оцепенение. Почки на дубах распускаются в конце мая. У муравейника северная сторона круче южной.

- Эти растения являются редкими и занесены в красную книгу.

Красная книга – список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов.

- А теперь скажите, пожалуйста, что можете сделать вы, будучи пока простыми учениками школы, чтобы не исчезли такие красивые и хрупкие творения природы?

-Не рвите (СЛАЙД), не уничтожайте их, а лучше полюбуйтесь, фотографируйте, зарисовывайте!

Нельзя пройти мимо безжалостного уничтожения растений на букеты, весенних поджогов травы, надрезов на берёзах, которыми калечат деревья сборщики сока.

5.Систематизированный

- Где вы можете разместить листовки?

Свои листовки можете разместить у себя в классе, в школе, дома или подарить друзьям.

- На столе у вас лежат альбомные листы, на которых вы будете создавать

http://school19-vm.at.ua/_nw/19/81204955.jpg

Подснежники

Не слышна уже капель,

Бродит по лесу апрель.

Звонко соловьи поют,

И подснежники цветут.

Пчёлка весело жужжит,

От цветка к цветку летит.

Вы подснежники не рвите.

Сказку лета берегите.

Полюбуйтесь на красу.

Пусть живут они в лесу. (Е.Кочергина, п. Дубовое)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты, если мы сорвём цветы.

Берегите живую природу! (Т.Собакина)

Цветут и распускаются

От теплоты лучей

Цветы страны лесной.

Как звёздочки лучистые

Глядят на нас с тобой

Пускай их греет солнышко,

Цветами будь украшена

6. Закрепление. Коллективная работа.

7. Итог занятия.

- Какие первоцветы вы запомнили?

- Куда заносят исчезающие и редкие виды растений?

- А теперь скажите, пожалуйста, что можете сделать вы, будучи пока простыми учениками школы, чтоб не исчезли столь красивые и хрупкие творения природы?

Назовите 5 вариантов замены букета подснежников в качестве подарка подружке на 8 Марта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа: привлечение внимания школьников и общественности к проблемам сохранения исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Ход мероприятия

Вступительное слово. (сл.1)

- (сл.2) Первоцветы называют первой улыбкой весны. Именно они, нежные и хрупкие, первыми испытывают еще не совсем теплые, но уже приятные лучики весеннего солнышка. И как жаль, что некоторые из этих цветов на грани исчезновения. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

2. Беседа.

- Какие первоцветы вы знаете? (ответы детей)

- А знаете ли вы почему первоцветы так рано цветут? (ответы детей)

- (сл.4)Что будет, если срывать первоцветы?

Вы, наверное, не раз замечали, как в начале весны бабушки начинают продавать небольшие букетики из ранних весенних цветов. А можем ли мы представить, что в один теплый весенний день люди не увидят на рынке ни одного такого букетика? Помчатся в лес — а там тоже цветов нет. А все потому, что многие виды первоцветов занесены в Красную книгу России. (сл.5) И как бы ни прискорбно было это признавать, но эти хрупкие растеньица на грани исчезновения.

Когда кто-то хочет сорвать цветок, то, конечно же, выбирает лучший и самый большой, а значит — здоровый. Оставшиеся соцветия не способны сформировать недеформированные, устойчивые к болезням и вредителям семена.

- Большинство первоцветов России занесено в Красную книгу. Это означает, что их ни в коем случае нельзя срывать, а тем более покупать у бабушек!

- Предлагаю вам посмотреть подборку первоцветов со страниц Красной книги и убедиться, какие же они красивые. Уже своим видом растения просят сохранить эту красоту.

Подснежник обычный (сл. 6)

Существует мнение, что подснежник — это первый цветок, выросший на Земле. По одной из легенд, когда Адама и Еву изгнали из рая, вся земля была покрыта снегом. Еве было так холодно, что она даже заплакала. Тогда несколько снежинок превратились в нежные белые подснежники. С тех пор этот цветок является символом надежды и светлого будущего.

Шафран Гейфеля (крокус) (сл.7)

Легенда рассказывает, что однажды бог Гермес метал диск — в Греции это было популярное занятие. Но во время последнего броска он ошибся — и диск случайно ударил его лучшего друга Крокуса. Гермесу было настолько трудно с этим смириться, что он умолял богов каким-то образом сохранить память о друге. Тогда же на месте гибели Крокуса выросли цветы, такие же красивые, как и воин.

Морозник кавказский (сл. 8)

Во времена Средневековья люди верили, что морозник бережет от злых духов и плохих чар. В Англии даже существовал обычай высаживать морозник у порога, чтобы он защищал дом от нечисти и заклинаний.

Венерин башмачок обыкновенный (сл. 9)

Только посмотрите, до чего же необычен этот цветок! Недаром он считается одной из самых красивых орхидей. Внимательно присмотритесь и вы заметите, что цветок действительно похож на башмачок. Венерин башмачок еще называют кукушкиным. Легенда рассказывает, что во время татарских набегов жила в одной деревне девушка Кукушка, которая знала все о растениях. Однажды ядовитая стрела попала в сердце ее любимого. Чем только девушка не пыталась его вылечить — все было тщетно. Но, к счастью, наткнулась как-то Кукушка на необычное растение с причудливыми цветами. Именно оно и вернуло силы молодому парню. Вот и назвали те цветы кукушкиными.

Лук медвежий (черемша) (сл.10)

С этим цветком связана интересная и забавная легенда. Решили как-то охотник и медведь жить в мире и начали в гости друг к другу ходить. И больно уж нравились охотнику блюда медведицы, но медведь уверял, что никакого секрета нет. Решил охотник пойти на хитрость и отправил жену к медведице, чтобы та и разведала тайну. Оказалось, что блюда были такими вкусными, потому что медведица добавляла к ним черемшу. Медведь обиделся на охотника, и они снова начали враждовать.

Лечебные свойства первоцветов. (сл.11)

- А знаете ли вы, что первоцветы обладают уникальными целебными свойствами, которые применяются в фитотерапии, народной и традиционной медицине. В приготовлении лекарственных средств используют надземную и корневую части.

Правила отдыха на природе (с.12)

- Давайте повторим правила отдыха на природе.

Кроссворд. (сл.13)

- Мы сегодня сделаем с вами поделку. А какую именно вы узнаете угадав кроссворд.

1. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (сл. 14)

2. Где растёт горицвет?

И в какой окрашен цвет?

Неужели он горит,

Как названье говорит? (сл.15)

3. М. не интересно, что он так зовётся,

О. бычный, или нет, этот цветок?

Р. ешила я напеть, и. он поётся,

О. зябший, видно, ведь мороз жесток.

З. имой цветёт или весной? Не знаю.

Н. е буду "забивать" в поисковик!

И. нтрига пусть побудет!Вот, шальная.

К. уда уж мне, скажите, без интриг? (сл.16)

Я в лесу нашла цветок,
Он похож на башмачок,
Имя у него богини,
Носит он его доныне.
В Красной книге он, друзья.
Значит, рвать его нельзя! (сл.18)

Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились. (крокусы). (сл.19)

Ручьями очищаются и хвоя, и валежник,

И первым появляется в проталине…(сл. 20)

- Какую поделку мы будем делать?

5. Итог и вручение медалек. (сл.22)

Сохраним первоцветы

Первоцветы Первоцветы называют первой улыбкой весны. Именно они, нежные и хрупкие, первыми испытывают еще не совсем теплые, но уже приятные лучики весеннего солнышка. И как жаль, что некоторые из этих цветов на грани исчезновения. Поговорим об этом?

  • Первоцветы называют первой улыбкой весны. Именно они, нежные и хрупкие, первыми испытывают еще не совсем теплые, но уже приятные лучики весеннего солнышка. И как жаль, что некоторые из этих цветов на грани исчезновения. Поговорим об этом?

Почему первоцветы так рано цветут?

Что будет, если срывать первоцветы? А можем ли мы представить, что в один теплый весенний день люди не увидят на рынке ни одного такого букетика? Помчатся в лес — а там тоже цветов нет .

Что будет, если срывать первоцветы?

  • А можем ли мы представить, что в один теплый весенний день люди не увидят на рынке ни одного такого букетика? Помчатся в лес — а там тоже цветов нет .

Первоцветы, занесенные в Красную книгу. Большинство первоцветов занесено в Красную книгу. Это означает, что их ни в коем случае нельзя срывать, а тем более покупать у бабушек.

Первоцветы, занесенные в Красную книгу.

занесено в Красную книгу.

Это означает, что их ни в

коем случае нельзя срывать,

а тем более покупать у

1 Подснежник Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник.

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

2 Шафран Гейфеля (крокус) Расцветает он весной, тот цветочек озорной Нет листочков. Вот так фокус. Пошутил наверно КРОКУС. Жёлтый, синий, полосатый. Он ещё ШАФРАН, ребята.

2 Шафран Гейфеля (крокус)

Расцветает он весной, тот цветочек озорной Нет листочков.

Вот так фокус. Пошутил наверно

КРОКУС. Жёлтый, синий,

полосатый. Он ещё ШАФРАН,

ребята.

3 Морозник кавказский Цветов немало есть в природе, Им дай хорошую погоду, Весной и летнею порою, Но мало, кто цветёт зимою. Цветёт морозник на морозе, И он подобен зимней розе, Бывают в мире чудеса, Так пожелали небеса !

3 Морозник кавказский

Цветов немало есть в природе, Им дай хорошую погоду, Весной и летнею порою, Но мало, кто цветёт зимою. Цветёт морозник на морозе, И он подобен зимней розе, Бывают в мире чудеса, Так пожелали небеса !

Читайте также: