Клод моне сад описание

Обновлено: 07.07.2024

Сад Моне в Живерни — место, где жил Клод Моне, известно своим красивым садом и домом. Находится на северном берегу Сены в деревне Живерни.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.

Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.

Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.

В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.

Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады — 5,50 €, только сады — 4 €.

Как добраться

Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

В саду Моне столько всего интересного, столько замечательного для нас, садоводов-любителей, что я не могу пройти мимо и не рассказать вам о нем.

Художник-новатор, один из основателей импрессионизма Клод Моне (1840-1926) прожил долгую, насыщенную разными событиями жизнь, и 43 года из них он посвятил своему саду в Живерни . Эта небольшая деревушка в 80 километрах от Парижа стала местом притяжения, меккой для людей, интересующихся ландшафтным искусством и садоводством.

Сам художник считал сад своей мастерской, он создавал его для рисования. Моне тратил на него силы, время, деньги от поступлений за проданные картины. Он создавал свой мир, в котором бесконечно мог изображать природу, воду, отражения, тени, свет.

Свое поместье он полюбил сразу. Узнав случайно, что неподалеку от того места, где он тогда жил, сдается участок с домом, он тут же арендовал его, а затем и выкупил. Это был 1883 год.

Моне путешествовал, искал вдохновение и сюжеты в разных местах, но понял, что настоящее счастье находится дома. По его словам, он перестал искать природу, а пригласил ее к себе.

С того времени он рисовал картины, черпая сюжеты и вдохновение в Живерни, рисуя сад, пруд, окружающую природу.

Он жил большой семьей в каменном доме с зелеными ставнями со своей второй женой Алисой, двумя сыновьями от первого брака и шестью детьми от первого брака второй жены. Несмотря на то, что семья постоянно нуждалась в деньгах, художник продолжал писать картины по зову сердца, а не то, что можно было с легкостью продать.

В саду он действовал так же, по зову сердца, не взирая на правила и обычаи, которые царили тогда в ландшафтном дизайне. Ему нужна была натура: цвет, свет, для этого он создавал собственный мир, наполненный яркими красками и бликами.

Первым делом на центральной аллее усадьбы он убрал хвойные и фруктовые деревья, заменив их на розы и сакуры. Он с фантастической страстью заказывал и высаживал огромное количество семян, группируя растения по цвету крупными куртинами, полосками, устраивая прямоугольные цветники с обеих сторон прямых дорожек.

Сад Моне соединил в себе прямолинейность французских садов и живописность английских в сочетании с неповторимым стилем самого художника.

Его клумбы нередко были одной высоты, растения сочетались по цвету, как краски в палитре, переливались и бликуя между собой.

В разные сезоны все новые и новые краски раскрашивали окружающий пейзаж в саду Моне. Буйство тюльпанов и нарциссов. Ошеломляющее цветение глицинии, рододендронов, сиреней. Знаменитые ирисы в окружении пионов. Осеннее царство георгин, настурций и астр.

Розы, розы, розы! Арки, увитые прекрасными цветами, штамбы, кусты. Моне с легкостью сочетал их с простыми цветами окрестных полей: маками, васильками.

Моне высаживал растения очень близко друг к другу, одним из первых использовав принцип плотной посадки. Настолько плотную посадку растений редко используют даже в современных садах.

Со временем дела Моне пошли в гору, и он смог купить соседний участок, отделенный от основного железной дорогой. Железную дорогу убрали, но на ее месте осталась автомобильная, и участок Моне так и остался разделен. Поэтому к знаменитому пруду, окруженному плакучими ивами и живописными зарослями можно пройти только через подземный туннель под дорогой.

Моне повернул ручей, обустроил пруд в японском стиле, завершив пейзаж мостиком, увитым глицинией. Однако мостик покрашен зеленым, а не в традиционный для японского садового искусства красный цвет. Он высадил здесь все известные сорта водных лилий, и они зацвели. Именно здесь проводил Клод Моне особенно много времени, написав в общей сложности более двухсот семидесяти картин с прудом и кувшинками.

Клод Моне стремился поймать, отразить любое изменение света в своих картинах, он мог рисовать один и тот же пейзаж бесконечное количество раз, ловя мгновения. Можно сказать, что он писал не объекты, а впечатления от них в определенное время суток, ощущения от ускользающего света.

Клод Моне отдавался страсти садоводства всем сердцем. За долгие годы он приобрёл специальные знания по ботанике и садоводству, и даже вывел несколько новых гибридов растений вместе со своими помощниками.

После смерти художника в 1926 году сад перешел в наследство младшему сыну Мишелю, но тот практически не бывал в Живерни. За садом ухаживала и поддерживала в надлежащем виде Бланш Моне, жена старшего сына Жана и одновременно падчерица Клода Моне, одна из дочерей Алисы. Она стала художницей, ученицей и помощницей своего отчима, ухаживала за ним. Она прожила до 82 лет, и после ее смерти сад пришел в запустение.

Но к счастью, в 70-х годах были начаты масштабные реставрационные работы по восстановлению дома и сада, и сейчас поклонники творчества Моне могут вновь наслаждаться знаменитыми видами и пейзажами.

Сад Клода Моне - самое масштабное творение великого художника, пример творческого подхода и ярко выраженной индивидуальности при создании сада.

Рекомендую почитать другие статьи моего канала:

Если вам близка тема красоты и гармонии в саду, подписывайтесь на канал, ставьте 👍, будем дружить и обмениваться мнениями😁

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне.

Сад Клода Моне

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)

Сад Клода Моне


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты.

Сад Клода Моне

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Сад Клода Моне

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.

Сад Клода Моне

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так :

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.

Сад Клода Моне

Клод Моне. Уголок сада в Монжероне.

Уголок сада в Монжероне.

Клод Моне. Пруд в Монжероне.

Пруд в Монжероне

Клод Моне. Камилла Моне с сыном в саду.

Камилла Моне с сыном в саду

Маковое поле в Живерни

Маковое поле в Живерни

Стога сена в Живерни

Стога сена в Живерни

Главная дорожка через сад в Живерни

Главная дорожка через сад в Живерни

Весна в Живерни

Весна в Живерни

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.

Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год. Французы планирую подать заявку на внесение Дома-музея Клода Моне и Сада в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

лилии клода моне

Сад Клода Моне в Живерни во Франции — один из самых популярных некогда частных садов в мире. Сейчас он открыт для посещения туристами. А те, кто не могут увидеть его вживую, могут полюбоваться садом на сотнях картинах художника.

Клод Моне впервые увидел свой новый дом в Живерни в апреле 1883 года, лениво глядя в окно поезда, идущего в Гани. В следующем месяце он снял его и два акра земли, которые через 7 лет выкупил.

Как и на его картинах, Моне не чурался красок, когда дело касалось украшения его дома: от розового фасада до лазурно-голубой кухни и ярко-желтой столовой.

Дом Клода Моне в Живерни

Дом Клода Моне в Живерни

Желтая столовая Клода Моне

Желтая столовая Клода Моне

Лазурная столовая Клода Моне

Лазурная столовая Клода Моне

В организации сада он придерживался тех же правил: никаких темных красок и голой земли. Все растения были высажены так, чтобы цвести по всей площади сада круглый год.

Сад Клода Моне в Живерни

Сад Клода Моне в Живерни

Сад Клода Моне в Живерни

Сад Клода Моне в Живерни (другой ракурс)

В 1893 году Моне купил прилегающий участок земли, примыкающий к железнодорожным путям. Именно здесь он создаст водный сад со знаменитым прудом с водяными лилиями, который он напишет более 250 раз.

Пруд Клода Моне

Пруд Клода Моне (вид с моста)

Хотя Моне рисовал сады своего предыдущего дома в Аржантёе, именно на первых картинах с водяными лилиями расцвел его стиль.

Сад Моне в Аржантёе, 1873

Сад Моне в Аржантёе, 1873 (картина)

Именно здесь начинает формироваться его поздний стиль: от импрессионизма к абстракции.

Существует узнаваемое изображение японского моста, написанное в пестрых зеленых и бледно-голубых цветах, абстрагирующее пейзаж позади.

Сравнение картины и фото

Сравнение картины и фото

Сравните это с японским мостом, написанным между 1918 и 1924 годами, всего за два года до смерти художника, и изменения в его стиле станут отчетливо видны.

Если бы не название, никто бы, вероятно, не узнал наверняка, что насыщенная красная кривая предназначена для обозначения того же самого промежутка. Существует множество теорий относительно того, почему стиль живописи Моне развился именно в этом направлении. Одна из самых популярных заключается в том, что его зрение ослабло и поспособствовало фрагментированию художественного зрения. Он прокомментировал свое меняющееся восприятие цвета с диагностированной ядерной катарактой в обоих глазах.

Как бы то не было, картины сада Клода Моне оставили большой след в истории живописи.

Разные версии Водяных лилий

Читайте также: