Когда взошло солнце туман рассеялся и трава высохла

Обновлено: 05.10.2024

Помогите. И, ИЛИ
Расставьте знаки препинания, где это неоходимо. Объясните свой выбор.
Образец: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (Запятая ставится между всеми однородными членами также в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной частью.)
1. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. 2. Вздрогнем, если вдруг взметнется птица или лось протрубит вдалеке. 3. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 4. Когда взошло солнце, туман рассеялся и трава высохла. 5. Шумят и пенятся валы и надо мной кричат орлы и ропщет бор и блещут средь волнистой мглы вершины гор. 6. Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. 7. Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом. 8. Я не заметил, как отчалил пароход и как разошлись в разные стороны люди. 9. На поворотах кузов грузовика хрустел и скрипел и стонал. 10. Шум стройки доносился отчетливо и впереди вспыхивали огоньки электросварки. 11. Под воздействием воздуха, воды и солнечных лучей и мороза и других сил природы оболочка земли непрерывно изменяется. 12. Помню, как ярко и жарко пекло солнце сухую землю и как играло оно на зеркале пруда. 13. Когда всадники подъехали к опушке леса, послышался лай собак и у коновязи заржали лошади. 14. Что он видел и как видел и видел ли действительно, осталось совершенно неизвестно. 15. Принеси мне ветку клена или просто травинок зеленых. 16. Лепечут песню новую и липа бледнолицая и белая березонька с зеленою косой. 17. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 18. Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел. 19. Фельдшер и повар сидят на порогах и вторят друг другу на звенящих мандолинах. 20. В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезет из берлоги.

126 0

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Из данных простых предложений построить сложные предложения
разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное
предложение со значением последовательности явлений).
1)Солнце взошло. 2)Туман рассеялся. 3)Мы тронулись в путь.
4)Время вышло. 5)Работа была закончена. 6)Я отправился домой.
7)Голова моя закружилась. 8)В глазах замелькали звезды. 9)Я потерял сознание.
10)Мы въехали в кусты. 11)Дорога стала ухабистее. 12)Колеса начали задевать за
сучки.

Солнце взошло, и туман рассеялся. Мы тронулись в путь, так как
время вышло и работа была закончена. Когда я отправился домой,
голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды, я потерял сознание.
Мы въехали в кусты, но из-за того, что дорога стала ухабистее, колеса начали задевать за сучки.

Запятая не нужна, если у простых предложений в составе сложного есть что-то общее,относящееся к обеим частям.

Что это может быть?

1. Общий второстепенный член предложения .

Вечером выпадет снег и начнется пурга.

2. Общая придаточная часть .

Когда взошло солнце , роса высохла и трава позеленела.

3. Общее вводное слово .

Скорее всего , Коля опоздает или Нина придет раньше.

4. Общая поясняемая часть сложного предложения .

Идти было очень тяжело: ноги проваливались в снег и ветер больно бил по лицу.

5. Общая интонация: вопросительная, побудительная или восклицательная .

Где будет собрание и кто на него приглашен ?

Как вокруг тихо и насколько ясное небо !

6. Общая односоставная структура: обе части предложения – назывные, безличные или неопределенно-личные предложения (для двух последних – при одинаковой форме сказуемого).

Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый!

С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Цели: 1) систематизировать знания учащихся о бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.

Б) определять смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении в зависимости от интонации в устной речи

В) правильно расставлять знаки препинания и обосновывать их.

2) развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, письменную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память.

3) воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Методы и приемы: словесно- практический

Оборудование: таблица, карточки, схемы, текст.

I . Организационный момент

Подготовка к уроку.

II . Опрос домашнего задания

Какую тему изучали на прошлом уроке? Повторить правила по бессоюзным сложным предложениям. Подготовить вопросы по Б . С . П.

1.Какие сложные предложения называются бессоюзными?

От чего зависят смысловые отношения между частями?

Повторим теорию, посмотрим ,как вы примените правила на практике.

Запишем число, классная работа.

III . Творческое задание:

Даны 2 предложения:[ Солнце взошло].[Туман рассеялся].

Задание: построить сложные предложения различных видов: ССП.СПП. БСП.

[Солнце взошло], и [туман рассеялся].(ССП с соединительным союзом и).

(Когда солнце взошло),[ туман рассеялся]. ( С П П с придаточным времени).

[Солнце взошло] –[ туман рассеялся].( БСП с отношением времени)

Какой сделаем вывод?

Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее чётко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.

Части Бессоюзных сложных предложениях находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи- интонацией.

IV. Следующее задание.

Переделаем сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения

Воздух чист, и птицы весело щебечут.

Воздух чист, птицы весело щебечут.

Осень припасает, а зима поедает

Осень припасает- зима поедает.

Недаром говорится, что дело мастера боится

Недаром говорится : дело мастера боится.

Итак, в БСП отношения выражаются в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.

V . Тренировочные упражнения

УПР 267 стр 168

Прочитайте высказывания классиков. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных предложений и объясните постановку знаков препинания.

Язык должен быть прост и точен, это придаёт ему силу, рельефность, красочность.( М.Г.)

Язык есть исповедь народа: в нём слышится его природа, его душа и быт родной.(Вяземский)

Листьям на деревьях подобны слова человеческой речи: листья одни умирают, другие весной появляются снова. Так и слова: одни исчезают, другие рождаются. ( Гораций)

VI . Следующее задание: Литературно- синтаксическая викторина.

Работа по тексту.

- назвать произведение, автора

-ответить на вопросы.

- выписать бессоюзные сложные предложения.

-объяснить смысловые отношения.

- расставить знаки препинания.

VII . Слушая композицию Чайковского “Времена года. Зима”, описываем картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения.

VIII. Подведем итог урока

Заполните таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку. Цифровой распределительный диктант.

Жжет солнце, слепит пыль.

Ты прозаик- я поэт.

Приходит весна - всё вокруг оживает.

Учёный без трудов- дерево без плодов.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

IX .Домашнее задание: стр упр повторить.

X. Выставление оценок.

Краткое описание документа:

Итак, в БСП отношения выражаются в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.
V. Тренировочные упражнения
УПР 267 стр 168
Прочитайте высказывания классиков. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных предложений и объясните постановку знаков препинания.
Язык должен быть прост и точен, это придаёт ему силу, рельефность, красочность.( М.Г.)
Язык есть исповедь народа: в нём слышится его природа, его душа и быт родной.(Вяземский)
Листьям на деревьях подобны слова человеческой речи: листья одни умирают, другие весной появляются снова. Так и слова: одни исчезают, другие рождаются. ( Гораций)
VI. Следующее задание: Литературно- синтаксическая викторина.
Работа по тексту.
Задания:
- назвать произведение, автора
-ответить на вопросы.
- выписать бессоюзные сложные предложения.
-объяснить смысловые отношения.
- расставить знаки препинания.
VII. Слушаякомпозицию Чайковского“Времена года. Зима”, описываем картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения.
VIII.Подведем итог урока
Заполните таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку. Цифровой распределительный диктант.
, ; : -

Читайте также: