Количество взлетов и посадок в шереметьево

Обновлено: 08.07.2024

Аэропорты по принципу организации расписания вылетов бывают слотируемые и неслотируемые. Шереметьево — слотируемый, причём по третьей категории, то есть для каждого прилёта и вылета есть слот: это разрешение на взлёт-посадку + наличие свободной взлётной полосы, наличие стоянки под самолёт, возможность обслуживания самолёта, наличие буксира, противообледенение, машина сопровождения и так далее. Таким образом гарантируются вылеты строго по расписанию. Если для сравнения взять аэропорт Мурманска или Архангельска — они не настолько большие, и там слоты будут просто лишней бюрократией. Поэтому они там и не используются. А вот Женева или Лондон — там точно такая же система, и туда просто так залететь нельзя. Надо заранее договориться. В периоды выставок, конференций и крупных спортивных мероприятий запросы настолько частые, что аэропорт делает отказы по свободным слотам. В России такое чаще всего случается на экономических форумах.

В SVO в пики каждые 90 секунд — взлёт или посадка, поэтому неожиданно впихнуться не выйдет (только по чрезвычайным ситуациям, например, если кому-то из пассажиров срочно нужен врач на земле). План полёта в пиковые моменты лучше подавать за полдня. Если сесть мимо своего слота без разрешения диспетчера, то на земле вас будет ждать транспортная инспекция: самолёт будет арестован, лицензию пилота отберут. Если этим ещё будет создана причина авиапроисшествия — будет уголовное дело. SVO гордится тем, что они самый пунктуальный аэропорт в Европе.

Во Внуково слотирование идёт по II категории: там пассажир подтверждает, садится в самолёт, выходит на руление, но его могут чуть оттормозить. В SVO есть центр управления аэропортом (в терминале F на пятом этаже) — мозговой центр аэропорта. Видно любой уголок аэропорта. Там происходят планирование и управление всей жизнью. Есть также специальный пост для бизнес-авиации (как раз для малых и средних бортов).

Как и для обычных пассажиров, для бизнес-пассажира применяются те же правила, что установлены требованиями авиационной безопасности. И те же самые таможенные процедуры, пограничный контроль и досмотр. Только быстро и незаметно. Взяли паспорт, вернули через минуту — и всё.

Компания, которая обеспечивает бизнес-перелёт, отвечает за качество обслуживания и скорость. В прошлый раз мы рассказывали, что бизнес-пассажир через 10–15 минут после приезда в терминал уже в воздухе. Чтобы это правильно сработало, нужно сделать довольно много операций:

Загрузка стандартная чаще всего: если лететь средним самолётом на горнолыжный курорт, то поместятся восемь человек и всё нужное снаряжение. Флайтсаппорт обеспечивает загрузку и центровку. Да, пассажиры в средних самолётах часто ходят по салону, но проблемы нарушения центровки нет, всё спроектировано с учётом именно такого поведения.



Как видите, в ангаре хранятся большой самолёт для чартеров (с переделанным салоном), средний джет и два вертолёта. Боингу, в отличие от других бизнес-самолётов, нужен трап.

Цикл обслуживания на земле — 25–30 минут между рейсами: это осмотр, заправка, подготовка к полёту. Если есть топливо уже на обратный рейс, то ещё быстрее. Ещё зависит от того, нужно сливать туалет или нет, насколько нужно обслуживать салон, есть ли что-то очень особенное с питанием на борту.

Зимой на 10 минут дольше из-за обливки.


Обычная температура в ангаре — около 20 градусов. Но понятно, что, когда ворота открываются, он сразу же выхолаживается или нагревается до температуры окружающей среды.

В ангарах много сложностей с птицами. Висят специальные отпугиватели, которые изображают глаза хищных птиц:


Считается, что птицы их видят, понимают, что рядом хищник, и начинают панически улетать. Московские голуби не обращают на них внимания, а сороки считают их игрушками. Следующий уровень — специальный гель, которым промазываются балки. Его птицы должны клевать, чувствовать недостаток кислорода и вылетать наружу отдышаться. Предполагается, что после этого у них сформируется страх перед ангаром. На деле, как отметил старший инженер, птицы его просто едят и счастливы. Настолько, что гадят так, что потом не отмыть. Потом государственная орнитологическая служба поставила отпугиватели с записями криков паники разных птиц. Это помогло, но не очень сильно и не от всех пород. В итоге от особо наглых птиц используется лазерный отпугиватель (что-то вроде дискотечного шара с зелёными лазерами). Самыми действенными оказались представители одной важной делегации, которые привезли с собой двух филинов. Пока филины были в России, ни одна птица даже близко не приближалась к ангарам. Орнитологи используют соколов, но они отпугивают птиц именно от ВПП, но не от ангаров. Ещё есть очень эффективный вариант — обмазать балки дизельным топливом. Но это сразу означает опасность пожара, поэтому так нельзя.


Полы ангара сделаны из стеклянно-резинового покрытия. Нужно это для того, чтобы статикой не покусало обслуживающий персонал. Самолёт заряжается, и на нём накапливается большой заряд тока.


Токосъёмники на крыльях частично решают эту проблему (ещё они горят, и их меняют), но и в ангаре может ударить. Внутри пола есть мелкая сетка заземления (точнее, уравнивания потенциалов), которая решает проблему. Шина у стены забирает это всё с пола и выводит наружу.


Обслуживающий персонал получает молоко за вредность, потому что работа с самолётами считается вредным производством. В коке стоит радиолокационная установка, её включать в ангаре вообще нельзя. Металл и топливо слабо фонят после нахождения за атмосферным барьером (защищающим от космической радиации), поэтому обязательна обработка в душе. Зимой реагенты от гололёда выделяют фенол. Плюс выхлопные газы и следы противообледенительной жидкости. Кстати, насчёт жидкости: самолёт обрабатывают не спиртом, как многие думают, а сначала горячей водой (чтобы смыть лёд), потом — жидкостью, в основе которой лежит моноэтиленгликоль и деионизированная вода. Нужно это для того, чтобы всё стало скользким, и жидкость не удерживалась на самолёте. Недавно эту жидкость стали производить под Москвой, а до этого возили цистернами из Германии.

На полосе тоже сложно: машины накатывают за смену 200–400 километров, когда чистят полосу.

Из-за шума двигателей бригады пользуются защитой слуха. В старые времена очень ценили лампочки накаливания от старых же фонарей. Они помогают гораздо лучше беруш, но главное, как говорят, — не моргать ухом. Это критически важно для обслуживания Ил-62 и Ил-86. Современные беруши и наушники защищают лучше, да и настолько шумных бортов не особо много.

9 апреля ожидается открытие третьей ВПП SVO, и этого все в аэропорту очень ждут.

Шереметьево Аэрофлот

Шереметьево увеличит частоту взлётов-посадок самолётов

В 2017 году аэропорт Шереметьево планирует увеличить количество взлётно-посадочных операций. Об увеличении пропускной способности Шереметьево попросил "Аэрофлот": перевозчику стало тесно в аэропорту и больше не хватает пространства для роста, сообщает ТАСС .

Планируется, что количество взлётов и посадок в час вырастет на 9% в весенне-летний период и на 15% в осенне-зимний. По словам представителя аэропорта, сейчас Шереметьево летом может максимально выполнять до 55 взлётно-посадочных операций (ВПО) в час, зимой - 48. Значения планируется увеличить до 60 и 55 соответственно.

В феврале 2017 года была создана рабочая группа из представителей Шереметьево, "Аэрофлота" и ГК по ОрВД для разработки сценарии, по которым при работе в весенне-летний период можно добиться до 60 ВПО в час, а в осенне-зимний период - до 55 ВПО в час.

В пресс-службе Шереметьева подтвердили информацию о планируемом увеличении количества ВПО летом до 60, зимой до 55 операций в час. Увеличение количества взлетно-посадочных операций и, как следствие, пропускной способности Шереметьево было инициировано "Аэрофлотом".

Сейчас аэропорт работает на пределе своих мощностей, а "Аэрофлот" планирует нарастить пассажиропоток в 2017 г. на 14% и получить в этом же году более 40 новых самолётов. Соответственно, авиакомпании нужен аэропорт, который сможет обслуживать такой пассажиропоток.

Способы решить проблему с перегрузкой Шереметьева "Аэрофлот" ищет с конца 2015 г. Как сообщалось в декабре 2015 г., "Аэрофлот" планировал перенести часть внутренних рейсов из Шереметьево в Домодедово. Из последнего планировалось выполнять 15 внутренних рейсов (в том числе в Симферополь, Калининград, Санкт-Петербург и Сочи) на восьми самолетах. Однако позже "Аэрофлот" отказался от этого плана. Тогда, по словам гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева, в Шереметьеве из-за снижения объема полетов нескольких иностранных перевозчиков высвободилась ниша для российской авиакомпании.

SVO, терминал Е

Крупнейший российский аэропорт Шереметьево вошел в число самых быстрорастущих воздушных гаваней мира. Согласно рейтингу, составленному авторитетным международным изданием Air Transport World, по росту взлетно-посадочных операций за 2017 г. он пропустил вперед только аэропорт Дели (Индия).

По данным рейтинга, за прошлый год московский Шереметьево увеличил количество взлетно-посадочных операций на 36338, до 300708. Рост взлетов-посадок в занявшем 1-е место аэропорту Дели составил 42718 операций (до 429403 операций). 3-е место в рейтинге занял аэропорт турецкой Антальи, где количество взлетов-посадок выросло на 32026 операций, до 156909 единиц.


699 ₽
23 ₽ в день


2999 ₽
17 ₽ в день


4999 ₽
14 ₽ в день

Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД "А.Б.Е.Медиа", включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала "Аввиатранспортное обозрение":

Шарик обслуживает более 1000 рейсов ежедневно, но он далеко не гигант по мировым меркам. Например аэропорт Шипхол в Амстердаме (третий по пассажиропотоку в Европе) обслуживает на 60% пассажиров больше. При этом Амстердам со своими 800 тыс. жителей несоизмеримо меньше многомиллионной Москвы. От самого крупного европейского аэропорта, лондонского Хитроу, Шереметьево отстает почти в 2 раза. Одним словом — есть куда расти. Именно поэтому сегодня главный аэропорт России не стоит на месте — идет гигантская стройка с возведением новых терминалов, взлетных полос и даже подземных тоннелей.

В 2018 году Шереметьево обслужил 45 млн пассажиров. Это более 30% от всех пассажиров российских аэропортов. Для сравнения — крупнейшие аэропорты мира обслуживают 80-105 млн пассажиров в год.

Шереметьево — единственный в России аэропорт, обслуживающий регулярные трансатлантические рейсы.

C 2018 года аэропорт носит имя Александра Пушкина, но судя по всему мало кто об этом знает.

Все помнят историю про Эдвард Сноудена, бывшего сотрудника NSA.

Именно в транзитной зоне Шереметьево он искал защиту у российских властей. Здесь же иранская беженка Захара Камалфар прожила с двумя детьми на руках 10 месяцев. Они спали на полу, мылись в общественном туалете и питались продуктами, пожертвованными авиакомпаниями. История закончилась тем, что Захару приняла Канада, удовлетворив её просьбу на предоставление вида на жительство.

Однажды при разгрузке лайнера из США из клетки вырвался бык и как угорелый начал носиться по взлетным полосам. На его поимку ушло более 20 минут, на это время аэропорт приостановил свою работу, а несколько рейсов были переправлены в Домодедово.

Конечно же в таком гигантском авиахабе регулярно случаются курьезы, скандальные ситуации и прочие веселые прецеденты. То сотрудница Аэрофлота покажет средний палец пассажиру, то Якубович разгневается, то знаменитая актриса Ева Мендес потеряет багаж. Одним словом сотрудникам скучать не приходится. Их, кстати, в АО МАШ оформлено более 10 тысяч.

Из авиакомпаний на первом месте по количеству вылетов с большим отрывом идет Аэрофлот. Шереметьево — его порт прописки. Далее идут KLM, Alitalia, Air France, Nordwind Airlines. Всего в 2019 году рейсы из Шереметьево совершили самолёты 55 авиакомпаний.

Не смотря на внушительные масштабы, аэропорт продолжает расширяться. Под взлетными полосами строится тоннель с мини-метро для трансфера пассажиров, возводятся новые терминалы и взлетные полосы.

Архитекторы терминала заявили, мол, пространство оформлено в стиле русского конструктивизма. Фрески с Маяковским, плакаты, декоративные надписи кричащими шрифтами, арт-объекты из перпендикулярных и не очень форм.

Мне показалось, что целостности в оформлении нет, поэтому я решил смотреть на эти арт-объекты на элементы выставки.

Напоследок несколько фото старого Шереметьево, когда все только начиналось.

водная арка на открытии полосы

История проекта не была гладкой - Би-би-си рассказывает ее в пяти фактах.

Полоса задержалась почти на 5 лет

Разговоры о строительстве третьей полосы велись еще 11 лет назад. В начале 2008 года в "Шереметьево" была введена в строй вторая полоса. А уже через полгода тогдашний директор "Аэрофлота" Валерий Окулов говорил на авиационном форуме, что для улучшения пропускной способности аэропорта необходима третья полоса.

Для "Аэрофлота" "Шереметьево" - базовый аэропорт, и ограничения на количество взлетов и посадок не устраивало крупнейшего авиаперевозчика, говорил Окулов.

На тот момент руководство аэропорта говорило о перспективах строительства третьей полосы, однако реальных очертаний проект не имел. Решение о строительстве было принято в 2009 году.

В 2011 году стройподрядчиком полосы выбрали компанию "Трансстрой" (основной владелец на тот момент - "Базэл" Олега Дерипаски). На строительство отводилось около 3,5 года. Но в 2013 стало понятно, что ввод полосы откладывается.

Позже полосу заявляли как необходимую часть инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Председатель совета директоров "Шереметьево" Александр Пономаренко рассказывал "Ведомостям", что для аэропорта критически важно, чтобы ВПП-3 была запущена в 2018 году, чтобы аэропорт мог прекратить эксплуатацию сильно изношенной ВПП-1 и начать ее ремонт.

Когда в 2015 году стройка забуксовала, чиновники говорили, что ВПП-3 могут запустить к чемпионату мира в усеченном виде, без одной магистральной и трех дополнительных рулежных дорожек - а достроят их позже. Однако к мундиалю построить полосу также не успели.

Следующий срок ввода полосы, который обозначали строители, был 1 сентября 2019 года. 30 августа аэропорт объявил о том, что ввод в эксплуатацию ВПП-3, изначально намеченный на 1 сентября, переносится на более поздний срок. Причины переноса не уточнили.

Окружающие поселения так и не расселили

Задача ВПП-3 была в том, чтобы увеличить пропускную способность аэропорта, где первые две полосы расположены близко друг к другу.

Но отдельное расположение полосы привело к первым сложностям - на месте будущего строительства оказались инженерные объекты (например, магистральный газопровод) и поселения. Некоторые из них остались там до сих пор.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

В конце августа 2019 года "Коммерсант" писал, что деревни Дубровки и Перепечино, которые находятся вплотную к новой полосе, не расселены. Жилые дома якобы снесли только на территории самой ВПП, но на расстоянии 100 метров от нее остались жилые дома. По данным газеты, не расселены около 500 жителей деревень Дубровки и Перепечино, которые располагаются в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) аэропорта. Главный государственный санитарный врач России Анна Попова установила размеры санитарно-защитной зоны вокруг аэропорта еще весной "с условием отселения из СЗЗ жителей до начала эксплуатации ВПП-3", однако "в нарушение действующего законодательства" этого не произошло.

Субсидия в размере 1,5 млрд рублей была выделена из федерального бюджета на расселение деревень Дубровки и Перепечино в конце 2018 года.

Выкупить все участки, уже расселенные под строительство третьей полосы, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА, подведомственно Росавиации) планирует только к концу 2019 года.

Исходя из формулировок постановления правительства о санитарной зоне, расселение жителей может затянуться до 2021 года.

В апреле 2018 Росавиация сообщала, что суды с жителями о выкупе земель под строительство - одна из причин отставания от графика. Среди других причин ведомство называло долгое урегулирование вопросов по поводу переноса газопровода и нефтепродуктопровода и оформления участков и сложная геологическая структура местности.

Полоса подорожала в полтора раза

За время строительства ВПП-3 в Шереметьево подорожала примерно в полтора раза.

В 2011 году цена контракта на строительство составляла 22,4 млрд рублей, еще 6 миллиардов были выделены на выкуп земель.

В итоге полоса, по оценке "Ведомостей", стала самым дорогим объектом программы подготовки к чемпионату мира по футболу, она обойдется в 55,7 млрд рублей ($872,3 млн), еще 8,4 млрд рублей потребуется на выкуп у жителей земель под санитарно-защитную зону полосы.

Благодаря новой полосе "Шереметьево", как ожидается, увеличит пропускную способность аэродрома с 65 до 90 взлетно-посадочных операций в час.

Полоса чуть не разорила своего строителя

В 2011 г. подрядчиком строительства полосы выбрали инжиниринговую компанию "Трансстрой" (основной владелец - "Базэл" Олега Дерипаски). В конце того же года с компанией заключили соглашение на 22 миллиарда рублей. "Трансстрой" до этого была одним из подрядчиков на Олимпиаде в Сочи.

В 2014 году Олег Дерипаска переуступил почти половину "Трансстроя" своему однокурснику Егору Андрееву.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

К 2015 году, когда строительство должно уже было быть закончено, у "Трансстроя" накопились претензии к заказчику. Компания предложила "Росавиации" расторгнуть контракт из-за того, что параметры заказа все время менялись, а необходимой технической документации не хватало - в итоге часть работ подрядчик выполнял за свой счет. В августе 2015 "Росавиация" и "Трансстрой" подали встречные иски друг к другу - обе стороны требовали расторгнуть контракт и компенсировать убытки. В случае с Росавиацией речь шла о возвращении аванса, который получил "Трансстрой".

В отношении "Трансстроя" в октябре 2015 года введена процедура наблюдения, в июле 2017 года арбитраж Москвы по решению кредиторов перешел к процедуре внешнего управления. В сентябре 2017 "Инжтрансстрой" заключила мировое соглашение с кредиторами и вышла из банкротства.

Нового подрядчика полосы выбирали уже в авральном режиме - без торгов. Осенью 2015 премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому компания "Трансстроймеханизация" (принадлежит "Мостотресту", которым владеет структура бизнесмена Аркадия Ротенберга) стала новым генподрядчиком строительства третьей ВПП в "Шереметьево".

Компания получила контракт без конкурса, потому что проект входил в программу подготовки к чемпионату мира. Определить без конкурса исполнителя госконтракта поручал правительству президент Владимир Путин. За несколько месяцев до назначения нового подрядчика контроль над "Шереметьево" перешел к холдингу TPS Avia Holding, одним из бенефициаров которого был Аркадий Ротенберг.

Минтранс считал, что полосу нельзя будет использовать. Но потом передумал

В начале 2019 года появилась информация о том, что долгожданная полоса в "Шереметьево" может так и не начать работать в полную силу.

Российские СМИ обратили внимание на пояснительную записку минтранса к законопроекту "О внесении изменений в градостроительный кодекс".

Читайте также: