Компенсация за потерю урожая

Обновлено: 05.07.2024

В целях реализации подпункта "з" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области":

1. Выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.

2. Минсельхозу России перечислить бюджетные ассигнования бюджетам субъектов Российской Федерации согласно Приложению к настоящему распоряжению.

3. Правительству Республики Саха (Якутия), Администрации Приморского края, Правительству Хабаровского края, Правительству Амурской области, администрации Магаданской области и правительству Еврейской автономной области:

сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 г.;

обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до 15 октября 2013 г.;

представить в Минсельхоз России утвержденные высшими органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации списки граждан, которым осуществлены выплаты, предусмотренные пунктом 1 настоящего распоряжения.

4. В случае неподтверждения данных об утрате урожая в личных подсобных хозяйствах или невостребованности бюджетных ассигнований остаток средств подлежит возврату в федеральный бюджет.

5. Минсельхозу России представить в Минфин России подробный отчет о целевом использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, 09.10.2013.

Могут ли такие погодные условия как летняя засуха быть признаны страховым случаем и как получить страховую выплату, если погиб урожай?

Выращивание сельскохозяйственных культур – весьма непредсказуемая отрасль, с точки зрения рисков, связанных с природными явлениями. Именно поэтому большое значение сейчас обретает страхование рисков урожая.

Однако агрострахование имеет свои особенности, и потому зачастую возникают спорные ситуации, которые рассматриваются уже в судебном порядке.

Что может стать препятствием для выплаты страхового возмещения? Поможем максимально просто разобраться на примере случая из нашей юридической практики.

Сельхозпредприятие обратилось в суд с иском к страховой компании о взыскании страхового возмещения по договору о страховании урожая сельскохозяйственных культур. Иск мотивирован тем, что в период действия договора страхования значительная часть урожая пшеницы в результате наступления почвенной засухи погибла, что привело к недобору урожая с застрахованных страхователем полей. Ущерб, причиненный засухой, оценивался в 5 млн. рублей.

При этом страховая компания заявила, что причиной гибели урожая стало нарушение сроков посева и не внесение минеральных удобрений предприятием, а не опасные гидрометеорологические явления, которые по договору страхования должны быть покрыты страховой выплатой в полном размере. По их мнению, нарушение обязательных агротехнических мероприятий привело к гибели урожая, за которые ответственно сельхозпредприятие, поэтому данный случай не может быть признан страховым.

Важно отметить, что в перечень страховых случаев данного договора входила полная или частичная утрата урожая в результате опасных природных явлений: засухи, заморозков, вымерзания, града и т.д.

Итак, для того, чтобы исключить или подтвердить факт нарушения агротехнических мероприятий со стороны сельхозпредприятия, суд истребовал такие документы как:

- акт использования минеральных удобрений;

- комиссионный акт о применении минеральных и органических удобрений;

- договор поставки средств защиты растений;

- сертификаты соответствия требованиям ГОСТа.

Дополнительно нашими юристами был подготовлен и представлен комплект документов:

- комиссионный акт о списании засеянных насаждений и посевов с погибших площадей (акт имеет произвольную форму заполнения, в котором отражается размер и степень ущерба);

- справка Центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в соответствии с которой подтверждался факт почвенной засухи;

- справка из Научно-исследовательского института сельского хозяйства о том, что дефицит осадков и почвенная засуха явились решающим фактором гибели урожая;

- форма статистической отчетности о сборе урожая (бухгалтерская справка, оформленная на основании акта о списании и отражающая сумму убытка погибших посевов).

Такие доказательства полностью подтвердили требования сельхозпредприятия в суде и исключили факт нарушения агротехнических мероприятий, повлиявших на урожайность культуры.

Примечательный факт: Страховая компания помимо прочего пыталась указать на то, что сроки посева были нарушены и смещены на 1-4 дня от заявленных, что могло также повлиять на урожайность.

На этом, каких-либо других доказательств обратного, страховая компания предоставить не смогла.

Таким образом, суд вынес решение в нашу пользу, обязав страховую компанию выплатить страховое возмещение по договору в ПОЛНОМ объеме.

Однако, не согласившись с принятым решением, страховая компания подала апелляционную жалобу. Но, суд вновь вынес решение в пользу нашего клиента, ссылаясь на документальную необоснованность материалов страховщика и отсутствия иных доказательств.

Общим итогом судебного спора стало взыскание судом со страховой компании страховой суммы целиком, а также погашение судебных расходов нашего клиента на оплату юристов, госпошлину и неустойку.

Данная статья помогает нам понять, что благоприятное развитие сельскохозяйственной деятельности во многом зависит не только от производственного процесса, но и от отсутствия воздействия различных форс-мажорных событий природного характера. Поэтому, при решении заключить договор по агрострахованию мы рекомендуем учесть пару значимых моментов:

- заключать договор страхования до начала посевных работ;

- включать в соглашение всю площадь земельного надела.

Важно: Договор не может быть заключен, если сельхозпредприятие не получало урожая в течение последних 3 лет; расположено в районах с аномальными климатическими условиями, а также если насаждения и посевы имеют явные признаки поражения карантинными сорняками или болезнями.

В случае принятия решения о страховании сельскохозяйственных культур, обязательно подтверждайте проведение всех действий на вашем агрообъекте в документальной форме.

На заметку: Порядок документирования факта гибели урожая не прописан ни в одном нормативно-правовом акте, поэтому сельхозпредприятие может самостоятельно решить, как его оформить, но мы рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий:

1. Создать специальную внутреннюю комиссию на предприятии;

2. Оценить масштаб погибших площадей сельскохозяйственных культур;

3. Подготовить комиссионный акт о списании засеянных насаждений и посевов;

4. Определить дальнейшую тактику по решению сложившейся ситуации.

Эти небольшие рекомендации помогут уберечь вас от правовых сложностей в случае спорных ситуаций.

А если такие ситуации все же возникли – мы с уверенностью окажем вам квалифицированную юридическую помощь!

Интересная подробность или как нашему клиенту выплатили 10 млн. рублей вместо 5!

Как часто и бывает, нашим клиентом был заключен кредитный договор с коммерческим банком, на основании которого в качестве залога признавался будущий урожай предприятия. Помимо суммы основного долга перед банком-кредитором, сельхозпредприятие имело начисленные, но неуплаченные проценты за пользование кредитом.

Поэтому, на основании ст. 334 ГК РФ право на получение страхового возмещения принадлежало залогодержателю и в данном судебном споре коммерческий банк выступал в качестве третьего лица с требованием взыскать со страховой компании полагающуюся ему сумму. Данное обстоятельство суд признал обоснованным и постановил взыскать сумму долга в полном размере.

Что же было потом?

После вступления решения суда в законную силу, страховая компания по какой-то загадочной причине (иначе это назвать сложно), добровольно перевела денежные средства напрямую в Россельхозбанк – банк, который был залогодателем и третьим лицом в деле, тем самым создав основание для прекращения возбужденного исполнительного производства.

Истцу же – нашему клиенту об этом не было известно ни в устной, ни в письменной форме. Поэтому мы, действуя добросовестно и в полном соответствии с договором, получив в суде исполнительный лист, предъявили его в банке, тем самым организовав ПОВТОРНОЕ списание денежных средств. Но узнали, конечно, об этом намного позднее…

Вот такая интересная для нас и вас, а также поучительная для компании СОГАЗ-Агро, история.

от 17 июля 2019 года N 560-пп

Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсации в связи с гибелью, утратой (повреждением) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, принадлежащих им посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, пчелосемей, сельскохозяйственных строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), а также единовременной материальной помощи

____________________________________________________________________
Утратил силу с 09.09.2021 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 09.09.2021 N 646-пп.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 11 ноября 2019 года)

1. Утвердить Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсации в связи с гибелью, утратой (повреждением) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, принадлежащих им посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, пчелосемей, сельскохозяйственных строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), а также единовременной материальной помощи (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Иркутской области, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - паводок), в срок до 1 октября 2019 года организовать и провести работу по обследованию принадлежащих гражданам, осуществляющим деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, по содержанию сельскохозяйственных животных, пчелосемей для обеспечения собственных нужд (далее соответственно - посевы, сельскохозяйственные животные, граждане), посевов и сельскохозяйственных животных в целях установления:

факта гибели, утраты (повреждения) в результате паводка посевов (в том числе их площади), сельскохозяйственных животных (в том числе их видов и количества), сельскохозяйственных строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей);

количества и видов сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежащих гражданам по состоянию на дату проведения указанного обследования.

4. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ

Установлен
постановлением Правительства
Иркутской области
от 17 июля 2019 г. N 560-пп

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С ГИБЕЛЬЮ, УТРАТОЙ (ПОВРЕЖДЕНИЕМ) В РЕЗУЛЬТАТЕ ПАВОДКА, ВЫЗВАННОГО СИЛЬНЫМИ ДОЖДЯМИ, ПРОШЕДШИМИ В ИЮНЕ 2019 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ПОСЕВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ПОСАДОК МНОГОЛЕТНИХ НАСАЖДЕНИЙ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ПЧЕЛОСЕМЕЙ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ (СООРУЖЕНИЙ), ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЧЕЛОСЕМЕЙ), А ТАКЖЕ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления гражданам, осуществляющим деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, по содержанию сельскохозяйственных животных, пчелосемей (далее - сельскохозяйственные животные) для обеспечения собственных нужд (далее - деятельность в сфере сельского хозяйства), которым принадлежали погибшие в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - паводок), посевы сельскохозяйственных культур, посадки многолетних насаждений (далее - посевы), сельскохозяйственные животные, утраченные (поврежденные) сельскохозяйственные строения (сооружения), предназначенные для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей) (далее - сооружения), компенсации в связи с гибелью, утратой (повреждением) в результате паводка посевов, сельскохозяйственных животных, сооружений (далее - компенсации), а также единовременной материальной помощи.

2. Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление компенсаций и единовременной материальной помощи является министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее - министерство).

3. Компенсации и единовременная материальная помощь являются социальными выплатами и предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.

4. Право на получение компенсаций и единовременной материальной помощи имеют граждане, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, у которых погибли, утрачены (повреждены) в результате паводка принадлежащие им посевы, сельскохозяйственные животные, сооружения (при совместном осуществлении несколькими гражданами деятельности в сфере сельского хозяйства - один из граждан, совместно осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, по согласованию между ними) (далее - получатели), относящиеся к следующим категориям:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

2) граждане, ведущие садоводство, огородничество для собственных нужд;

3) граждане, ведущие дачное хозяйство и являющиеся членами дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - граждане, ведущие дачное хозяйство, Федеральный закон N 217-ФЗ);

4) граждане, которым принадлежат земельные участки для индивидуального жилищного строительства;

5) граждане, являющиеся собственниками жилого помещения либо постоянно проживающие в жилом помещении, расположенном на земельном участке, фактически используемом ими для осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства, а также граждане, являвшиеся собственниками жилого помещения либо постоянно проживавшие в жилом помещении, разрушенном в результате паводка, располагавшемся на земельном участке, фактически используемом ими для осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства.

5. Компенсации и единовременная материальная помощь предоставляются получателю в следующих размерах:

1) компенсации предоставляются:

в связи с гибелью посевов в размере 4 500 рублей за каждые 0,01 гектара пострадавших посевов, но не более 67 500 рублей;

в связи с гибелью крупных сельскохозяйственных животных:

коров - 50 000 рублей;

крупного рогатого скота (за исключением коров), лошадей - 25 000 рублей за одно животное, но не более 50 000 рублей;

в связи с гибелью средних сельскохозяйственных животных (свиньи, овцы, козы) - 5 000 рублей за одно животное, но не более 25 000 рублей;

в связи с гибелью мелких сельскохозяйственных животных (кролики, сельскохозяйственная птица) - 200 рублей за одно животное, но не более 2 000 рублей;

в связи с гибелью пчелосемей - 4 000 рублей за одну пчелосемью, но не более 20 000 рублей;

в связи с утратой сооружений - исходя из следующих предельных значений с учетом количества мест для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), на которое сооружение было рассчитано, определяемое как общее количество сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежащих получателю (получателю и членам семьи) по состоянию на дату составления документа, указанного в абзаце первом пункта 15 настоящего Положения, и сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежавших получателю (получателю и членам семьи) и погибших в результате паводка, или с учетом количества мест для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), на которое сооружение было рассчитано, установленного решением суда, указанным в пункте 16 настоящего Положения:

при содержании коров - 16 000 рублей;

при содержании крупного рогатого скота (за исключением коров), лошадей - 14 000 рублей за одно место для содержания крупного рогатого скота (за исключением коров), лошадей, но не более чем за два места;

при содержании средних сельскохозяйственных животных (свиней овец, коз) - 6 000 рублей за одно место для содержания средних сельскохозяйственных животных (свиней овец, коз), но не более чем за пять мест;

при содержании мелких сельскохозяйственных животных (кроликов, сельскохозяйственной птицы) - 3 000 рублей за одно место для содержания мелких сельскохозяйственных животных (кроликов, сельскохозяйственной птицы), но не более чем 10 мест;

в связи с повреждением сооружений - в размере, определенном сметой на восстановление поврежденного в результате паводка сооружения (далее - смета), но не более размеров, предусмотренных абзацами десятым - тринадцатым настоящего подпункта;

2) единовременная материальная помощь предоставляется в размере 35 000 рублей.

6. Для предоставления компенсаций и (или) единовременной материальной помощи получатель представляет в министерство (путем личного обращения или через организации почтовой связи) в срок до 15 ноября текущего года следующие документы:

1) заявление на предоставление компенсаций и (или) единовременной материальной помощи по форме (прилагается) (далее - заявление);

2) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность получателя, с отметкой о регистрации по месту жительства;

3) согласие членов семьи на предоставление компенсаций и (или) единовременной материальной помощи получателю по форме (прилагается) (представляется в случае совместного осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства);

О порядке предоставления и выплаты компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 октября 2013 г. № 341-пр "О порядке выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах Хабаровского края, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах" установлен порядок предоставления гражданам компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Право на компенсацию имеют главы личных подсобных хозяйств, на земельных участках которых в результате затопления (подтопления), вызванного чрезвычайной ситуацией, произошла гибель урожая сельскохозяйственных культур.

Компенсация выплачивается однократно и за одно личное подсобное хозяйство в размере 3 000 рублей за каждые 0,01 га посевов, утраченных в результате чрезвычайной ситуации (наводнения).

Выплата компенсации осуществляется краевым государственным казенным учреждением – центром социальной поддержки населения по месту расположения земельного участка, на основании следующих документов:

1) заявления о назначении и о перечислении компенсации на лицевой счет, открытый гражданином в кредитной организации (с указанием реквизитов данного счета);

2) документа, удостоверяющего личность гражданина;

3) выписки из похозяйственной книги по состоянию на 01 июля 2013 г. с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения главы личного подсобного хозяйства, площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, а также сведений о правах гражданина на данный земельный участок;

4) информации о площади земельных участков, занятой посевами сельскохозяйственных культур, на которой в результате затопления (подтопления), вызванного чрезвычайной ситуацией, произошла гибель урожая сельскохозяйственных культур.

Для назначения компенсации гражданин обращается в центр социальной поддержки по месту расположения земельного участка с заявлением и документом, удостоверяющим личность.

Гражданин вправе по собственной инициативе представить в центр социальной поддержки населения выписку из похозяйственной книги по состоянию на 01 июля 2013 г. и информацию о площади земельных участков, на которой в результате затопления (подтопления), вызванного чрезвычайной ситуацией, произошла гибель урожая сельскохозяйственных культур, выдаваемые органами местного самоуправления муниципальных образований края.

Отдел организации и методологии выплаты
пособий и иных социальных выплат управления
социальной поддержки населения

Читайте также: