Конспект урока способы размножения растений

Обновлено: 05.10.2024

Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.

Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.

Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Окружающий нас мир

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

У- учиться позвать окружающий мир

Р- рассуждать, рассказывать

О- открывать для себя новое, обсуждать

К- коллективно работать

-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)

2. Проверка домашнего задания

- На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.

1. Растение – живой организм, потому что…

А) оно служит пищей для животных

Б) у него есть органы, которые осуществляют питание, дыхание, размножение

В) оно выделяет кислород

2. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя – это…

А) части водорослей

Б) органы цветкового растения

В) части хвойных растений

3. Листья необходимы растению.

А) только для испарения влаги

Б) для создания органических веществ

В) для создания минеральных солей

4. Почка – это будущий …

5. Какие части цветка являются органами размножения?

А) пестик и тычинки

Б) чашелистик и цветоножка

В) цветоножка и пестик

6. Стебли необходимы растению …

А) для добывания питательных веществ

Б) для добывания воды

В) для транспортировки воды и питательных веществ

- Проверьте правильность выполнения работы: сравните выбранный вами ответ и правильный ответ на доске. Поставьте знак + или – рядом с номером данного задания.

- Оцените свою работу.

3. Формулирование темы и цели урока

- Наш класс получил задание от директора школы озеленить классные комнаты начальной школы, но у нас всего 3 цветка – герань, фиалка, хлорофитум. Подумайте и предложите варианты выполнения данного задания. (Дети предлагают способы решения проблемы, среди которых размножение данных растений.)

- Какой из вариантов подходит больше всего? Почему?

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Размножение растений)

- На нашей планете растёт примерно 500 тысяч различных видов растений. У разных растений свои способы размножения, поэтому тема сегодняшнего урока – способы размножения растений.

- Определите цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с разными способами размножений растений)

- С каким способом размножения уже знакомы? (Размножение семенами)

4. Ознакомление с новым материалом

- Знакомиться с разными способами размножения растений будем по группам. Вспомним правила работы в группе.

- Наметим план выполнения работы.

- Оценивать работу будем по критерию: последовательность выполнения работы по размножению растения данным способом составлена правильно.

5. Практическая работа в группах

Карточка № 1 цветок фиалка: размножение листовыми черенками

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель, который при хорошем уходе способен создать целое растение.

Полить почву в кашпо.

Сделать в почве углубление палочкой.

Взять целый лист с черенком.

Черенок поместить во влажную почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке кашпо, основание пластинки не должно касаться почвы.

Накрыть черенок стеклянным стаканом.

Поставить кашпо в светлое, теплое место.

Карточка № 2 цветок герань: размножение стеблевыми черенками.

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель, который при хорошем уходе способен создать целое растение.

Отрезать веточку наискось под четвертым листом длиной от 7 до 15 см.

Отрезать нижний лист.

Поставить черенок в воду до появления корней.

Сделать углубление в почве палочкой.

Черенок вставить в углубление.

Закрепить черенок в почве, присыпав землей. Полить.

Карточка №3. Цветок хлорофитум: размножение усами

Полить почву в кашпо, где будет находиться новое растение.

Не отрезая от куста ус, закрепить его в другом кашпо, присыпая землей.

После укоренения молодое растение необходимо отделить от материнского.

- Проверим правильность выполнения работы.

- Оцените выполнение работы каждой группы.

- С какими способами размножения растений вы познакомились?

- Помогут ли данные способы размножения растений выполнить задачу, поставленную директором школы? Если – да. Поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если – нет, поднимите сигнальную карточку красного цвета.

- Выполните задание № 2 в маршрутном листе: соедините название растения из первой колонки и способ размножения этого растения во второй колонке.

Листовым черенком Смородина

Стеблевой черенок Лук

- Назовите, как вы соединили название растения и способ его размножения.

- Проверьте правильность выполнения работы на доске.

- Оцените свою работу.

- Смородину можно размножить и другим способом : побег (ветку) смородины прижать к земле, прикопать и поливать, он даст дополнительные корни и побеги из боковых почек. Данный способ размножения получил название – размножение отводками. Объясните название данного способа размножения растений.

- Отводками можно размножить розу, крыжовник.

- Заполняя таблицу, с каким новым способом размножения растений познакомились?

- На луковице растения образуются мелкие луковички, или детки. Луковицу выкапывают, отделяют деток и доращивают в течение нескольких лет, пока они не достигнут нужных для цветения размеров. Луковицами можно размножать чеснок, цветы – лилии, тюльпаны.

- Откройте учебник на стр. 102, прочитайте текст и найдите название других способов размножения растений, которые мы не называли и не объясняли сегодня на уроке. (Корневая поросль, корневищами)

- Как можно объяснить способ размножения – корневой порослью? (Некоторые корни малины растут горизонтально, недалеко от поверхности почвы. На них образуются почки, из которых вырастают молодые растения. Облепиха тоже размножается корневой порослью.)

- Что общего во всех этих способах развития растений? (Растения развиваются частями растений)

- Где можно найти необходимую информацию по размножению растения? (В интернете, в справочниках цветоводов и садоводов)

- Проведём физминутку – повторяем движения за мной, внимательно слушаем текст и думаем, как размножается растение из песни.

- Как происходит размножение одуванчика? (У одуванчика есть семена - парашютики, от лёгкого дуновения ветерка они разлетаются, оседают на землю. Распространяются с помощью ветра)

- Растения не могут передвигаться, они отправляют в путешествие свои семена, снабжая их разными приспособлениями. Ветер является их распространителем. Откройте учебник на странице 101, прочитайте текст в парах по предложению и выполните задание № 3 в маршрутных листах: во второй колонке запишите название приспособления у семян для названия растения из первой колонки

- Прочитайте, как вы заполнили таблицу

- Проверим правильность выполнения работы на доске.

- Оцените свою работу.

- Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10 км, а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 20 км - таким образом, он размножается и расселяется.

Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог - везде, где ступает нога человека. Семена подорожника даже переправились даже из Европы через океан в Америку – на сапогах первых поселенцев.

- Рассмотрите иллюстрации (фото - белка с шишкой в лапках, сойка с ягодами в клюве) и назовите другой способ размножения растений. (Растениям помогают размножаться животные)

- Каким образом размножаются семена?

- В начале урока мы поставили перед собой цель: познакомиться со способами размножения растений. Кто из вас считает, что запомнил все способы размножения растений, поднимите зелёный кружок, не все способы размножения запомнил – жёлтый, не запомнил ничего – красный.

На уроке мне понравилось

Было интересно узнать

Мне было трудно выполнить

Дом. задание: вырастить цветок одним из изученных способов, предоставить отчёт о проделанной работе (фотоотчёт, текст – описание выполненной работы, выполнение рисунков с демонстрацией этапов работы)

Его цель – Сформировать знания о размножении растений, о способах и особенностях размножения, о биологическом значении полового и бесполого размножения.

Это по типу урок открытия новых знаний, он включал в себя 3 основных этапа: Мотивационно - ориентировочный, операционно-исполнительский и рефлексивно-оценочный.

Основным этапом был операционно-исполнительский, задачей которого было создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений.

ВложениеРазмер
itogovaya_karta_uroka.docx 39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Кичесова Мария Федоровна

МБОУ Теплостанская ОШ

Способы размножения растений

В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Образовательные интернет - ресурсы

Цель учебного занятия

Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе.

сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Термины и понятия

Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка.

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интернет - ресурсы.

Наглядно – демонстрационный материал

Методы и формы обучения

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации, практическая работа);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

достигаются в течении всего занятия

достигаются в течении всего занятия

– формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений;

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма;

- выявление существенных признаков отличия полового размножения от бесполого ;

- формирование представлений о значении процесса размножения в природев природе;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов;

- выявление значимости процессов размножения групп растений.

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

- иметь представления о правилах общения в классе;

- иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу.соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

-С каким настроением пришли на этот урок? (хорошим)

- Каким бы вы хотели увидеть наш урок? (интересным)

- А какими вы должны быть, чтобы всё было так, как вы хотите? (активными)

Девизом нашего урока будут такие слова:

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята! На предыдущих уроках мы изучили важные процессы, происходящие в растениях. Перечислите мне эти процессы?

(фотосинтез, дыхание, передвижение воды и питательных веществ, испарение воды листьями).

1.3. Создание проблемной ситуации

Если у растений происходят все названные вами процессы, значит, растение проходит все стадии жизнедеятельности. Все живое рождается, растет, развивается, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

Благодаря какому процессу это происходит? Ответ вы найдете, посмотрев

О каком процессе идет речь? (о размножении)

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Спор, борьба за жизнь, сраженье,

Чтобы не исчезнуть в лето

Надо дать побольше деток.

Можно просто поделиться,

Как грибам рассеять споры –

главное при этом - скорость.

Можно корнем и листом,

Клубнем, отпрыском, усом…

И … по миру расселяться

О чем говорится в стихотворении? Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?

Тема урока: Способы размножения растений.

Какова цель нашего урока?

  1. Раскрыть сущность понятия размножения;
  2. Познакомиться с разнообразием способов размножения;
  3. Узнать о биологическом значении размножения;
  4. Научиться выделять способы размножения

Учащиеся добавляют в строки нужные слова.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Почему процесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться?

  1. Что такое размножение? ( ВИДЕО ) Приступаем к выполнению заданий в маршрутном листе.

Работа с текстом учебника

  • Изучите текст учебника на с. 117.
  • Дайте определение термину размножение! (запишите термин в рабочей тетради стр. 43, №94)
  • Составьте схему: Способы размножения растений! (в рабочей тетради стр.44 №95)
  • Размножение – это одно из главных признаков живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому.

- Внимание на слайд! Что здесь будет лишним? Почему?

2. Вот так выглядит спора под микроскопом.

Перед вами спора. Просмотрев видеоролик, вы должны будете выполнить задание в маршрутном листе.

ВИДЕО Спора - специализированная клетка. К споровым растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.

  1. Еще один вид бесполого размножения - это вегетативное размножение.

ВИДЕО Какое размножение называют вегетативным?

Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм.

А сейчас мы с вами на практике узнаем, что такое вегетативное размножение.

Перед тем как начать лабораторную работу, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности.

Правила поведения и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.Аккуратно обращаться с режущими предметами.

4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой

Формулируем выводы вместе с учащимися

Вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений .

Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма .

  1. Какой способ размножения растений мы еще не рассмотрели?

ВИДЕО Пользуясь учебником с.118, определите и запишите определения указанные в задании.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами)

Вырос тоненький росток, (Руки вверх, потянуться)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Махи руками влево вправо.)

К солнцу ветки протянули,

Ствол свой стройный растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Ребята, послушайте одну историю. ( работа в группах )

Задание . Собрались однажды все органы растений, да и заспорили.

Мы – генеративные органы (плоды с семенами) утверждаем, что семенное размножение самое лучшее…

Крайне не согласны с Вами, - возмутились вегетативные органы.

Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора?

Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения лучше (семенное или вегетативное)?

Необходимо оценить возможности каждого способа (преимущества и недостатки). Оформить в виде плаката. Проанализировать данные и сделать вывод.

Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.

Назовите плюсы бесполого размножения? Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей.

Каковы плюсы полового размножения? Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Бесполое размножение отличается быстротой, позволяет захватывать новые территории.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Давайте закрепим полученные знания. Выполните задания в маршрутном листе в любой последовательности.

Выберите те предложения которые верны:

1. Размножение заключается в уменьшении числа особей. (-)

2. Размножение может быть половым и бесполым. (+)

3. Спермии – неподвижные половые клетки. (+)

4. При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. (-)

5. При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет). (+)

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

2. Вставьте пропущенные слова.

3. Установите соответствие между способами размножения и их признаками.

4. ЭОР. Контрольные задания.

5. Распределите выданные вам гербарии на размножающиеся спорами и семенами растения. Почему вы так решили? (дополнительное)

(Одна группа размножается спорами, а вторая группа размножается семенами. Спора – одна клетка, семя - многоклеточный орган).

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Давайте вернемся к девизу нашего урока.

Д умать При м енять

О предеять О предеять

С л ушать С л ушать

Зап о минать Зап о минать

Доказ ы вать Д умать

При м енять О ц енивать

О ц енивать Доказ ы вать

Скажите, мы добились целей, поставленных в начале урока?

Оцените свою работу. Из выделенных букв составьте слово.

Все работали очень активно и эффективно.

Вы сегодня молодцы поработали все от души!

2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию

Д/з : п. 21, прочитать. Выберите любое растение, опишите все возможные способы его размножения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие".


Открытый урок в 6 классе"Половое размножение растений"

Презентация к уроку "Половое размножение растений".


Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация.

Конспект урока по биологии "Многообразие и распространение растений"

Познакомить учащихся с многообразием растений и их значением.


Интегрированный урок по биологии "Путешествие с комнатными растениями 7 класс

Задачи: - образовательные: знать о происхождении комнатных растений, правилах ухода и способах размножения. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следстве.


Задачи урока: сформировать представления учащихся о характерных чертах вегетативного размножения растений; умения сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Руководитель ОД физики, химии, биологии

Дата урока: 17.02.2016 г.

Предмет, класс биология 6 класс
Урок № 21
Тема : Способы размножения растений.
Цель : создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений.

• учить устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь различными источниками информации;

• учить подбирать и группировать материал по теме;

• учить сотрудничать при решении учебных задач;

• учить выслушивать и объективно оценивать другого.

Развивающая:

• продолжить развитие умений выделять главное и существенное;

• самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию;

• устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

• осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Воспитательная:

• продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

• способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения материала; частично-поисковый (эвристический).

Оборудование : компьютер, экран, проектор.

Планируемые результаты обучения :

- предметные : знание о размножении организмов как важнейшим их свойством, его ролью, о способах размножения организмов — бесполом и половом.

- метапредметные : умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.

- личностные : развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Основные понятия урока : размножение — бесполое, половое, вегетативное, оплодотворение, гаметы.

План изучения нового материала:

Этапы урока. Деятельность преподавателя

(формы, приемы организации учебной деятельности)

Организационный этап. В заимные приветствия; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе

Настраиваются на работу

Проверка подготовленности суворовцев к уроку (опрос)

Постановка цели урока

1. Организационный момент

Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

2. Стадия вызова

На доске записаны понятия: цветок, семя, клубень, луковица.

- Какое отношение к уроку имеют данные понятия? (ответы учащихся)

- Вам понравилось растение, и вы хотели бы его посадить дома. Как вы поступите? (ответы учащихся)

- Ребята, а почему я это спрашиваю? (ответы учащихся)

- Так какую тему мы будем сегодня изучать? (ответы учащихся)

(Запись темы урока в рабочий лист)

- Ребята, какова цель нашего урока? (ответы учащихся)

Главная цель - познакомиться с понятием размножения и со способами размножения растений.

3 . Стадия осмысления

- Ребята, а что такое размножение?

Размножение - свойство живого организма, заключающееся в увеличении числа особей. (запись в рабочий лист)

Объясните значение этих слов.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает. Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

О каком свойстве живых организмов идёт речь?

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Вывод : размножение – это единственный путь к бессмертию,

именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

Тема урока : Размножение организмов

Задачи урока :

1. раскрыть сущность понятия размножение

2. расширить представления о…

3. научиться выделять способы размножения растений.

Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

1. Вегетативные органы растения это . (корень, стебель, листья).

2. Генеративные органы растения это . (цветки и плоды).

3. Какие растения называют высшими? Какие низшими?.

Изучение нового материала

- Какими способами размножаются растения? ( бесполым и половым) запись в рабочий лист

- Что такое бесполое размножение? Как оно осуществляется?

Бесполое размножение

Вегетативное Размножение спорами

(запись в рабочий лист)

- Что такое половое размножение? С помощью чего оно происходит? (ответы учащихся) запись в рабочий лист.

Выдвигаем гипотезу:

Известно, что процесс оплодотворения у растений осуществляется при достаточно высокой температуре. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем температура окружающей среды?

Необходимая температура внутри цветка может создаваться за счет тепла, получаемого от солнца, и за счет тепла, выделяющегося в процессе обмена веществ. У растений, приспособленных к использованию преимущественно солнечного тепла, венчик цветка либо имеет темную окраску, либо имеет форму рефлектора, и благодаря этому солнечные лучи фокусируются на темноокрашенном пестике. Температура более высокая, чем температура окружающей среды, может поддерживаться также внутри цветков с более или менее закрытым околоцветником, сохраняющим от рассеивания тепло, которое выделяется в процессе обмена веществ.

Подумайте:

1. Почему комнатные растения размножаются только вегетативным путём? (Нет опылителей)

2. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильно ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

3. Есть виды растений, цветки которых опыляются животными в ночное время. Какие биологические особенности должны иметь эти растения?

4. Известно, что бактерии размножаются лишь один раз в жизни и производят только двух потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В то же время бактериальная популяция может увеличиваться быстрее, чем популяция дубов. Чем это можно объяснить? ( Дуб даёт семена один раз в год, а бактерии при благоприятных условиях дают потомство каждые 20 минут, то есть 1.892.160 раз в год).

5. В семядолях находится запас питательных органических веществ. У двудольных растений две семядоли, а у однодольных – одна. Означает ли это, что проросток однодольного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного. Почему?

6. Многие садоводы, сохраняя плоды тыквы, патиссонов, кабачков до весны, с удивлением наблюдают следующую картину. Разрезая тыквину, они извлекают оттуда уже проросшие семена. Объясните, почему семена проросли внутри плодов.

7. Самый крупный в мире цветок – у раффлезии Арнольда –растение тропических лесов острова Суматра, описанного в 1821 году. Однако семена этого растения чрезвычайно мелкие. Объясните подобное несоответствие. Почему семена раффлезии такие мелкие? ( Семена раффлезии разносят слоны. Цветок обычно располагается на слоновьих тропах. После созревания он сгнивает, превращаясь в отвратительную клейкую массу, пристающую к ногам животных. Мелкие животные гибнут в ней. Слоны, наступив на жидкое месиво, поневоле разносят созревшие семена по тропическому лесу).

8. Объясните, почему большинство цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способами, а не каким- либо одним?

Вспомните пословицы и поговорки, связанные с размножением растений:

От плохого семени не жди доброго племени.

Яблоко от яблони далеко не падает.

Закрепление изученного материала

Задание из части С ЕГЭ :

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4. Растения интенсивно растут только в первые годы жизни.

5. Растения бывают высшие и низшие.

6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.

3. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

4. Растения растут всю жизнь.

6. Семенами размножаются только семенные растения, споровые растения размножаются спорами.

Вопросы из электронного урока (1-5)

Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Способы размножения растений"

Каждый живой организм проходит определённые стадии развития и имеет вполне определённую продолжительность жизни. Однолетние травы живут от 3 недель до 10 — 11 месяцев, двулетние растения — 14 — 16 месяцев, многолетние травы — 5 — 7 лет. Деревья и кустарники живут десятки, сотни и даже тысячи лет. Но сколько бы организм ни жил, в конце концов,он стареет и умирает. Однако жизнь на Земле не прерывается благодаря размножению.


Размножение — это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. Живой организм приступает к размножению, когда он достигает определённого возраста и накапливает запас веществ и энергии. В основе процесса размножения, как вы помните, лежит деление клеток.


Различают два способа размножения у растений: бесполое и половое.


При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток одного родительского организма.

Половое размножение связано с образованием родительскими организмами специальных половых клеток. Образованная таким образом клетка затем многократно делится, и в результате образуется новый дочерний организм.

Бесполое размножение может осуществляться двумя способами: путём образования спор и частями тела.

Спорами размножаются одноклеточные и многокле­точные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны. Спора — специализированная клетка. Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные ус­ловия, прорастает, образуя новое растение. Одно расте­ние может образовать тысячи и миллионы спор, из кото­рых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколе­ния растений.

Растения способны размножаться частями тела — стеблями, листьями, корнями, луковицами и клубнями. Такое размножение называется вегетативным. Растения, размножающиеся частями стебля – черенками, – это фуксия, смородина, крыжовник. Например, фиалку, размножают листьями. Картофель размножается клубнями. Лук, чеснок, тюльпаны размножают луковицами. Земляника размножается усами – длинными стеблями с листьями.


Половое размножение происходит при помощи осо­бых половых клеток — гамет. Образование половых клеток происходит в специальных органах, которые называются мужскими и женскими половыми органами или органами полового размножения. В них образуются мужские и женские гаметы соответственно. Гаметы несут в себе хромосомы, в которых заключена информация о наследственных признаках.

В большинстве случаев мужские и женские гаметы различаются по внешнему виду. Мужские подвижные гаметы называются сперматозоидами, а неподвижные – спермиями. Женские гаметы называются яйцеклетками.

Сперматозоиды — мелкие клетки с одним или несколькими жгутиками. С помощью жгутиков сперматозоиды быстро движутся по направлению к яйцеклетке. Яйцеклетки обычно крупнее сперматозоидов и содержат запас питательных веществ. Яйцеклетки неподвижны, они не имеют жгутиков.




Поскольку при бесполом размножении молодые организмы образуются от одного материнского, все они похожи друг на друга и на материнский организм.

При половом размножении новый организм образует­ся в результате слияния мужских и женских половых клеток, каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находя­щиеся в ядрах клеток. В результате перераспределения признаков у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружаю­щей среде.

У многих водорослей и всех высших растений про­исходит закономерное чередование бесполого и полового размножений.

Читайте также: