Корнеобразные выросты заменяющие мхам корни называются

Обновлено: 12.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Ситимов Арман Маратович

А1. Наука, изучающая растения называется?

1) биология 2) ботаника 3) зоология 4) генетика

А2. Особая область в биологии, которая помогает распределять растения по группам:

1) физиология 2) морфология 3) систематика 4) ботаника

А3. Кто и в каком году предложит называть виды растений двойными или бинарными названиями:

1) К. Линней 1753 г. 2) Ж.Б. Ламарк 1753 г. 3) С.Г. Навашин 1898 г.

А4. Основная структурная единица в системе органического мира является:

1) популяция 2) царство 3) класс 4) вид

А5. Самая большая группа, включающая в себя все растения, существующие на Земле:

1) вид 2) царство 3) ареал 4) сорт

А6. Чем представлено тело Водорослей?

1) плодовым телом 2) стебель и корень 3) слоевищем 4) стебель

А7. Хлорофилл находится в особых тельцах, которые называются:

1) хлорофилл 2) хлоропласт 3) хромопласт 4) хроматофор

А8. Размножение водорослей:

1) бесполое и половое 2) бесполое 3) половое

А9. Как называются нитевидные корнеподобные выросты у мхов:

1) корни 2) корнеплоды 3) гифы 4) ризоиды

А10. Бесполое размножение мхов осуществляется:

1) гаметами 2) спорами 3) яйцеклетками 4) спермием

А11. Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники относят к______________ растениям:

1) низшим 2) одноклеточным 3) споровым

А12. При помощи какого органа размножаются и расселяются растения Голосеменных?

1) спор 2) семени 3) вегетативно 4) почки

А13. Какое оплодотворение характерно для Покрытосеменных:

1) одинарное 2) двойное 3) тройное

А14. Какой генеративный орган образуется у Покрытосеменных в отличие от Голосеменных:

1) цветок 2) побег 3) корень 4) шишка

А 15. Отдел покрытосеменные растения делят на два класса

1) крестоцветные и розоцветные 2) однодольные и двудольные

3) цветковые и бесцветковые 4) семенные и споровые

А16. Корневая система большинства двудольных растений

1) стержневая 2) мочковатая 3) придаточная 4) луковичная

А17. Процесс необратимого, длительного, исторического развития органического мира:

1) революция 2) эволюция 3) прогресс 4) регресс

А18. Самые первые обитатели нашей планеты:

1) животные 2) растения 3) грибы 4) бактерии

А19. Первые живые организмы по типу питания были:

1) автотрофы 2) гетеротрофы 3) симбионты 4) травоядные

А20. Центры происхождения культурных растений выявил:

1) Ч. Дарвин 2) К. Линней 3) Н.И. Вавилов 4) С.Г. Навашин

В1. Перечислите отделы Водорослей _________________________________________________

В2. Классы отдела Моховидные _____________________________________________________

В3. Высшие споровые растения _____________________________________________________

В4. Голосеменные России __________________________________________________________

В5. Классы отдела Покрытосеменных ________________________________________________

В6. Семейства Двудольных _________________________________________________________

В7. Семейства Однодольных ________________________________________________________

В1. Отделы: Зеленые, Красные (Багрянки), Бурые водоросли

В2. Классы: Печеночники и Листостебельные

В3. Плауны, Хвощи, Папоротники

В4. Сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник

В5. Однодольные и Двудольные

В6. Семейства Двудольных: Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые), Крестоцветные (Капустные), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые)

В7. Семейства Однодольных: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 926 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2017 5231
  • DOCX 22.5 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ситимов Арман Маратович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, но у мхов нет корней, есть только стебли и листья. Имеются ризоиды, ответ Б) нитевидные выросты эпидермиса состоящие из одной или нескольких клеток.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Существует три вида корней у растений: главные, боковые и придаточные.

№ 2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень – это один из органов у высших растений, который находится, как правило, под землей и выполняет целый ряд важнейших функций.

Ризоиды – это тонкие выросты, которые, по сути, заменяют корни у растений низшего порядка: грибов, мхов, лишайников и некоторых видов водорослей.

Для сравнения самые элементарные ризоиды образованы только одной вытянутой клеткой, которая отходит от основания. В более развитых случаях внешне они могут напоминать уменьшенный ветвящийся корень. Однако твердый стержень, как и ткани, у ризоидов всегда отсутствуют, а по строению они однородны.

По функциям ризоиды отвечают только за крепление растения в почве и его питание. Корни же, кроме этих функций, служат еще и для накапливания, и для синтеза полезных веществ.

Стр. 165. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Развитие корневой системы растений во многом зависимо от условий, в которых они произрастают. Хорошо развитая корневая система является результатом хорошего структурирования почвы, потому что растения не только в ней удерживаются, но и из нее получают достаточное количество воды, органических веществ и минеральных солей.

Например, у растений, которые растут в тундре, и-за низких температур, корни располагаются сразу у поверхностей. У сосен и многих хвойных растений, которые растут на болотах и во влажных местностях, корневая система также поверхностная. У таких же растений, но растущих на песчаных территориях, корни уходят на значительную глубину. У пшеницы, которая растет на хорошо орошаемых полях, корни вырастают в длину всего лишь 50 см, но по структуре разветвленные. У пшеницы, растущей на сухих полях, коревая система скудная, длина корней достигает 2,5 метров. Соответственно, и растения, обитающие в сухих пустынях, отличаются длинными корнями, поскольку грунтовые воды на таких местностях находятся очень глубоко.

№ 2. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Корни являются важной частью любого растения, однако, у всех у них они разные по своему внешнему виду. Например, у моркови корни называют корнеплодами. В них содержится запас питательных веществ. У георгины – клубнекорень или корневой клубень, который образуется в результате скопления и запасания питательных веществ в боковых корнях. У плюща – прицепки, расположенные на стебле и помогающие растению расти к солнцу, плетясь по какой-либо поверхности. У орхидеи – воздушные корни, свисающие с веток, благодаря которым растение может расти даже в очень увлажненных местах, присасываясь к почве и прочно удерживаясь в ней.

№ 3. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Формирование корнеплода характерно для двулетних растений из семейства маревые (свекла), капустные (брюква, репа), зонтичные (петрушка, пастернак, морковь) и астровые (цикорий). Чуть реже корнеплоды формируются у однолетних растений, например, у редиса, и у многолетних – катран (семейство Капустные).

Двулетним растениям корнеплоды нужны для накопления и запаса питательных веществ, которые они будут использовать для роста в течение второго года жизни. Потому что в дикой природе на первом году у них вырастает надземная часть, которая к зиме отмирает, а подземная зимует в виде корнеплода. На втором году жизни такие растения расцветают и дают семена.

№ 4. Чем отличаются корневые клубни от корнеплодов? В чём их сходство?

Отличий между корневыми клубнями и корнеплодами несколько. Во-первых, корневые клубни – это толщенные запасающие придаточные корни, так как корнеплоды – утолщенные запасающие главные корни. Во-вторых, корневые клубни являются пригодными для вегетативного размножения растений, а вот корнеплоды – нет.

Сходство корневых клубней и корнеплодов в том, что они являются видоизменёнными корнями и служат местом накопления запасов питательных веществ, необходимых растению для роста и развития.

Стр. 165. Подумайте

С чем связаны видоизменения корней?

Видоизменения корней у растений связаны, прежде всего, с выполнением ими особых функций и приспособлением к новым условиям среды их существования. В результате этого значительно меняется их строение. Например, в период отложения веществ в главном корне происходит его видоизменение – форма становится клубневидной, конусовидной или репчатой формы. Из-за этого такой корень называется корнеплодом и встречается у свеклы, репы, моркови, редьки и т.д.

У некоторых растений, например, у георгин, орхидей или земляных орешков, питательные вещества запасаются в боковых и придаточных корнях, за счет чего образуются корневые клубни. Они служат не только для комфортной перезимовки корня растения, но также и для его вегетативного размножения.

Кроме этого различают и такие видоизменения корней, как воздушные корни (у многих тропических растений), корни-присоски (у растений-паразитов), втягивающие корни у луковичных и корневищных растений. Все они прямо связаны с выполнением такой дополнительной функции, как накопление запасных веществ – крахмала, сахаров и прочих элементов. При этом корни могут становиться мясистыми, толстыми, разросшимися.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: