Ksp посадка на луну

Обновлено: 05.07.2024

Kerbal Space Program: Учебный полёт на Мун


Трям!

ВНИМАНИЕ: данный материал несёт потенциально опасную информацию для людей, предпочитающих до всего доходить своими силами и знаниями.

Начнём с относительно простенькой ракетки:

Единственная особенность заключается в параллельной активации двигателей 3 и 4 ступени (смотри ступень 5). Чтобы 3 ступень не теряла топливо, которое нам понадобиться на орбите, на неё идёт подпитка из 4 ступени.

Пока не отработают двигатели четвёртой ступени, от вас никаких телодвижений не потребуется. Ракета достаточно стабильная, несмотря на относительно тяжёлый Корабль (на Мун летим как никак), SAS модули прекрасно держат её на курсе.

4 ступень отработала? отстреливаем её и ложимся на курс 90° с углом наклона 5° (можно чуть больше):


И снова можете доверить управление SAS модулям, но не сильно расслабляйтесь, желательно чтобы ракета не встретилась с Апогеем (который должен быть выше 80км), отсрочить встречу можно увеличением угла наклона и тяги, а ускорить уменьшением угла наклона и тяги:


3 ступень отработала? Отстреливаем её. Если Перигей ещё не превысил 80км, то поиграйте ещё в догонялки с Апогеем (лучше даже до круглой орбиты: Апогей ≈ Перигей).

Летаем над родным миром, в ожидании восхода Мун. Спутник появился на горизонте? Курс 90°, угол наклона 0°, полная тяга на двигатель, угол наклона держать в векторе движения или в +0°. Продолжать разгон пока не появиться пересечение с гравитационным колодцем Мун:


Подлетаете к Перигею на орбите Мун? Начинайте торможение до появления Апогея нужной вам высоты (например: Апогей ≈ Перигей):


Корабль на орбите Мун? можно начать торможение и спуститься на поверхность в удобной для вас точки под орбитой, а можно изменив плоскость орбиты выбрать любое место посадки (например кратер). Самый простой вариант изменить плоскость орбиты, это взять перпендикулярный курс относительно текущего: -90° (−> -180°) для увеличения угла плоскости и +90° (−> +180°) для уменьшения угла плоскости:


Корабль на подлёте к искомой точке посадки? Начинаем цикл торможения, погасив боковую скорость, можно начать плавное уменьшение вертикальной или дать максимальную скорость скажем на 15км. Но тут всё зависит с какой высоты началась посадка, т.е. какая скорость сближения с небесным телом:


На 5-7км сводим скорость падения до 50-60 м/с, фиксируем её и уже перед самой поверхностью гасим её до 1-10 м/с. Тягу давать по антивектору движения, старайтесь удержать его вертикально.


Примунились? Вышли подышать свежим и бодрящим вакуумом? В гостях хорошо, а дома лучше. После отрыва от поверхности отстреливаем пустые боковые баки (по идее там пусто, если же нет, то после выработки) и ложимся на курс скажем 90°:


Строим невысокую орбиту 40-60 км, корректируем плоскость (если надо) и летим по орбите к вектору движения Мун, пролетаете ещё 20-30°:


Начинайте ускорение пока гравитационный колодец планеты не затянет вас в атмосферу на высоту скажем Перигей 20-30 км. Всё, уже сейчас можно отстрелить оставшуюся секцию и активировать парашют:


Если же топлива осталось много, то можно просто взлетать вертикально пока не вырвитесь из колодца, потом начинаете торможение до необходимого значения Перигея (только не летите перед Мун, а то догонит :) ).


Благодарю за неоценимую помощь в написании заметки:

Максим Иванов

Конструирование Мунной Ракеты.

Для того, чтобы полететь на Муну и вернутся на Кербин, нужна очень, очень тяжелая ракета. Нормальная ракета для полета на Муну должна иметь 3-4 ступени .
Итак, начнем.

1.Посадочная ступень (Посадочный модуль) должен быть развернут на орбите Муны, и приземлится на поверхность Муны. Также, в его задачи входит возвращение на Мунную орбиту, взятие курса на возвращение к Кербину, спуск в атмосфере, посадка на планету. Можно сделать небольшой посадочный модуль, так как сила притяжение на Муне достаточно маленькая, и поэтому затраты топлива значительно меньше. Будет достаточно несколько баков с топливом для торможения и посадки на Муну, а также взлета с нее, отдельной ступенью сделать кабину с парашютом, которая будет разворачиваться на траектории входа в атмосферу Кербина. Можно поставить ASAS и RСS.

2. Средняя ступень (Трансферная) должна быть запущена на Кербинской орбите и перестать работать при достижении трансфера на орбиту Муны. В зависимости от эффективности стартовой ступени зависит необходимый запас топлива для ступени, обычно нужно не более топлива, чем было на стартовой ступени.

Заметка: Так-же можно совместить трансферную ступень с посадочной, но лучше этого не делать.

3.Стартовая ступень Должна быть достаточно мощной для вытягивания ракеты на Кербинскую орбиту или выше. Рекомендуется использовать твердотопливные ускорители для первого разгона для экономии топлива. На этой ступени важно лишь количество топлива и двигателей.

Заметка: Так-же можно разбить стартовую ступень на несколько более мелких ступеней, так опытные ракетостроители зачастую используют сбрасываемые топливные баки для уменьшения массы ракеты.

Travel light. Чем больше масса верхней ступени, тем больше двигателей и топлива вам потребуется поставить на нижнюю.

Шаг 1 - Вывод на орбиту Кербина

Так же как обычно. Читайте гайд как выйти на орбиту если еще это не сделали.

На высоте примерно 20000 м начинайте поворачивать корабль на восток. Нам нужно достигнуть ровную, устойчивую орбиту, против часовой стрелки (такую же как у Муны).

Постарайтесь округлить вашу орбиту на высоте 150000 м. Вообще подходит любая высота выше атмосферы (70000 м). Однако не стоит подниматься слишком высоко, так как большая высота влечет большие затраты топлива.

В идеале, вы не должны отделять первую ступень до того как достигнете орбиты. Если ваша ракета не может достигнуть орбиты, попробуйте добавить к ней еще отделяемых топливных баков.

Вам нужно, чтобы ваш апогей вашей орбиты пересекал орбиту Муны.

Если вам надо достичь Муны на первом витке, дождитесь, когда Муна поднимется над горизонтом. Хороший совет, каждый раз, когда вы поднимаетесь на 100 км над Кербином, подождать около двух секунд. После этого продолжайте ускорение вперед, следя за картой, чтобы апогей шел прямо к орбите Муны. Если все сделаете верно, вы попадете в зону влияния Мунной гравитации с первой попытки.

Если вы, по каким-то причинам, не были захвачены Муной, удостоверьтесь, что ваш апогей пересекает муннную орбиту. Когда вы достигнете апогея, постарайтесь увеличить ваш путь по траектории Муны, дав тягу вперед (но не делайте орбиту круглой!). Благодаря этому, весьма вероятно, вы попадете на луну. Можно расслабиться и ускорить время.

Шаг 3 - Мунная орбита

Когда вы войдете в сферу влияния Муны, поверните ваш корабль вокруг и дайте тягу против движения. Не выключайте двигатель пока не погасите вторую космическую скорость и не выйдете на орбиту Муны. В противном случае вы опять вернетесь в сферу влияния Кербина, или хуже, выйдите на орбиту Кербола.

Из-за того, что сила притяжения Муны слабее Кербина ваша орбитальная скорость не будет очень большой. Сделайте хорошую, круговую орбиту на высоте не выше 200 км над поверхностью Муны. Из-за отсутсвия атмосферы вам не нужно беспокоиться о высоте орбиты.

Долететь доя Муны можно даже ничего не исследуя. Но это не интересно. Поэтому, предположим, что вы исследовали всё до 3го уровня и загорелись идеей полететь до Муны. Как докачаться до 3-го уровня? Суборбитальные полёты + пробы воды + пробы грунта + орбитальный полёт. Этого вполне хватит! На Кербине полно биомов, которые можно исследовать! Ваша цель на третьем уровне — стяжки и, опционно, двигатели. Без всего остального в принципе можно обойтись, но полёт на дальние расстояния без стяжек — это особо изощрённая пытка для эстетов (или любителей SSTO). В общем, вы открыли третий уровень исследований и готовы покорять ближайший спутник. Ну, поехали!

PS Единственный мод — добавление облаков, чистая эстетика.


Подготовка

Вам нужны всё вот это, но особенно — тот узел, который выделен в данный момент — мы будем использовать все детали, которые он открывает.

Теперь, сама ракета. Так как топливных шлангов у нас ещё нет, придётся обходиться без них — куча ступеней. Сверху вниз это выглядит монструозно:

Три ступени с опорами — две для посадки на Муну и взлёта с неё и одна для посадки на Кербин. Немного исследовательского оборудования (уж чем богаты), гиростабилизатор и парашюты для мягкой посадки.

Много ступеней, значит нужно много аэродинамических рулей, чтобы ракета не завалилась при повороте.

Силовой разгонный блок. Тоже с кучей рулей для стабильности. Закреплён стартовыми опорами.

Взлёт на орбиту Кербина

Начало довольно простое — выжимаете тягу на 100%, включаете стабилизацию полёта и запускаете.

5 км, полёт нормальный.

8 км. Отстрел ускорителей.

10 км. Начало гравитационного поворота.

12 км. Держите направление — 45 градусов отклонения от горизонта и 90 градусов от точки севера. Дело в том, что лететь вертикально вверх экономически не выгодно, так как вы будете напрямую бороться с гравитацией Кербина.

23 км. Ещё сброс двигателей.

30 км. Орбита уже выглядит неплохо.

49 км. Эта ступень самая мощная!

Апогей 105 км. Достаточно! Добавляю манёвр!

Теперь надо нацелить нос ракеты на синюю прицельную риску и ждать момента для старта двигателей.

Красивый ракурс в процессе.

Красивая почти круглая орбита. Эллипс немного вытянут, но для нас — пойдёт.

Перелёт к Муне

Выставляю Муну как цель.

Так как мне лень рассчитывать трансферные окна, я воспользуюсь мегафишкой встроенного в KSP планировщика — сдвигом манёвра. Для этого, я создаю в произвольной точке манёвр и вытягиваю его до орбиты Муны.

Серые риски показывают моё положение и положение цели. На момент пересечения мной орбиты Муны, она находится на диаметрально противоположной стороне. Не беда! Беру блок манёвра за центральное кольцо и двигаю его по своей орбите по направлению своего обращения вокруг Кербина.

До тех пор, пока я не нашёл траекторию перехвата.

Отлично! Корректирую и выполняю манёвр!

Готов к зажиганию!

Пойдёт. Там подкорректируем!

Пора скорректировать полёт.

Поворот в точку ретроградного движения, отстрел пустых разгонных блоков. Остались только ступени посадки на Муну, возврата и посадки на Кербин.

Достаточно, следующее торможение в периапсисе.

Пора циркуализировать орбиту (просто сбросить скорость)!

Посадка на Муну

Тут я желаю сесть! Торможение в процессе! Но гасить сейчас вертикальную скорость смысла нет, поэтому я опускаю вектор тяги до плоскости горизонта.

Результат — почти вертикальная траектория.

Обратите внимание — на скриншоте сверху указана скорость относительно орбиты (надпись Orbit возле скорости) — неподвижного центра масс, а на скриншоте снизу — относительно поверхности(надпись Surface возле скорости) Муны, которая вращается. Переключить просто — щелчком мыши по скорости. Без этого переключения, векторы прогрессивного и ретроградного направления движения будут указывать некорректные направления и при посадке вашу ракету будет относить в сторону — придётся гасить скорость на глаз (Вообще-то оно должно переключаться автоматом, но для Джилли, у меня пару раз не срабатывало — включал руками).

Выпуск посадочных опор.

Снижение. Потихоньку сбрасываю скорость.

А этот кратер крупнее, чем казался с орбиты…

Аккуратно выравниваю ракету, гашу боковую скорость.

Почти на месте. Тут небольшая возвышенность — гребень кратера внутри кратера.

Тень — отличный ориентир высоты!

Касание! Даже всё цело! если склон достаточно ровный, выключайте стабилизаторы, чтобы они не сажали дефицитный заряд аккумуляторов (зарядить неоткуда).

Проводим опыты, ставим флаг, забираем пробы!

Дорога домой

Аналогичный взлёт — 90 от точки севера, 45 градусов от горизонтали.

Переход в горизонтальный полёт.

Очень удачная траектория! Если ускорятся дальше, ракета закончит манёвр позади Муны и по направлению к Кербину. В общем случае — выходите на круговую орбиту и начинайте манёвр со стороны противоположной желаемому направлению — гравитация Муны выбросит вас как из пращи.

Мне сейчас надо просто замедлится и Кербин сам втянет меня. Поэтому, я добавил манёвр ускорения и немного повернул в сторону от Кербина.

Отстрел посадочной ступени!

Коррекция (я не хочу падать в океан).

Продолжаю коррекцию (я ОЧЕНЬ не хочу падать в океан).

Горячие объятия атмосферы. Отстрел ступени возврата, теперь дело за парашютами.

Касание! Джеб дома! Видно Муну — где-то там, в кратере, сейчас гордо стоит флаг с злым котэ!

Я может поведаю об очевидном, но может кто не знает.
Данное руководство касается сугубо прикладных механик игры без использования матана.



" data-tooltip-class="reaction_award_hover"> 2



" data-tooltip-class="reaction_award_hover"> 4



" data-tooltip-class="reaction_award_hover"> 1



" data-tooltip-class="reaction_award_hover"> 3



" data-tooltip-class="reaction_award_hover"> 1


2,451 уникальных посетителей
181 добавили в избранное









Казалось бы гравитация непреодолимая сила, и только сила реактивного двигателя может её преодолеть. Но физика говорит, что гравитационный колодец можно преодолеть вовсе не используя или используя по минимуму топливо.

Когда мы говорим о скорости, то следует уточнить, о какой скорости идёт речь.
Скорость Кербина относительно солнца(Кербола) 9 285 м/с. И даже если ваш корабль не взлетел он уже имеет определённую скорость.
При взлёте к скорости Космического аппарата(далее КА) добавляется скорость вращения планеты, а при выходе из сферы притяжения орбитальная скорость.
И если вы, к примеру, полетите по направлению к солнцу или от солнца вылетая из сферы действия Кербина, вы не сможете достичь солнца. Вы уменьшите перигелий, но одновременно увеличите афелий. Получается это ввиду того что вы уже двигаетесь со скоростью 9285 м\с плюс или минус та скорость с которой вы двигаетесь покидая сферу действия, в зависимости от того направления куда вы двигаетесь, по или против движения орбиты Кербина.

Гравитационный манёвр, она же гравитационная праща, так же реже пертурбационный манёвр.

У нас есть КА, небесное тело, а так же спутник небесного тела.

КА двигается со скоростью N относительно небесного тела. КА входит в гравитационный колодец спутника. КА летит прямо на спутник, но спутник уходит по орбите, и тем самым увеличивает скорость КА, и на выходе из колодца спутника КА будет иметь скорость относительно материнского тела N+V, т.е. большую. Верно и обратное, если пустить КА не позади движения спутника по орбите, а перед ходом движения, скорость напротив уменьшится.

На примере.
Берём КА на орбите планеты Кербин. Пускаем его на сближение с муной. Для взлёта с низкой орбиты до муны, где-то 700-900 дельты в зависимости от кривости низкой орбиты и кривости рук. Приближаем орбиту к поверхности муны как можно ближе. И улетаем в тартарары на орбиту сола, подняв орбиту лишь до муны.

Что это даёт.
При правильной реализации орбита будет значительно ближе к орбите планеты до которой планируется долететь.

Проблемы.
Вот мы проделали эту операцию, но видим, что наша солнечная орбита достаточно кривая и что с ней, что без неё мы затратим столько же топлива для межпланетных путешествий.

Как видно из анимации выше гравитационный манёвр неизбежно искривляет орбиту КА. А нам надо давить газ лишь в определённом направлении.

Как этого избежать.
Выходим на низкую орбиту. Ставьте маркер манёвра на орбите. Бегунками в нижней левой части экрана изменяем траекторию(6 кнопок векторов и 2 кнопки изменения точки манёвра), так что финальная орбита будет лететь строго по направлению движения орбиты Кербина, если мы летим к внешним планетам(Дюна, Дрес, Джул, Иилу) или же против навправления движения если мы летим к внутренним(Мохо, Ив) а так же Керболу(солу). В случае если нигде на орбите нету окон можно назначить маркер на последующие витки орбиты, нажимая + в области изменения маркера.

Так же, если траектория обрывается на выходе из гравитационного колодца, ставим ещё один маркер с нулевой дельтой. И тем самым продлеваем траекторию. Или же в настройках увеличить "Предел прогноза траек-рий".

Что бы избежать многолетних ожиданий на орбите пользуйтесь окнами запуска. Т.е. Летите к планете только в определённом положении, относительно Кербина.

Так же для достижения более далёких планет рекомендуется использовать манёвры связанные с планетами.
Вот примеры из реальной жизни.

Вояджер 1 и 2.
Как видно из изображения используя гравитационный манёвр можно значительно увеличить скорость.

Юнона
Аппарат взлетел с Земли, произвёл гравитационный манёвр так же с Землёю.

Стоит понимать, что в отличие от реальности у КСП не бесконечный радиус притяжения, а ограничен конечной сферой. И не все конфигурации траектории могут быть реализованы в игре.

В игре же это выглядит примерно так

Осуществляются же множественные витки возможно лишь убив не один час в планировщике траекторий.

Гравитационный манёвр является наиболее экономичным способом межпланетных путешествий. Но придётся мириться с потерей времени ввиду того что не всегда имеется полётное окно позволяющее добраться до цели на том же витке. Но в теории можно добраться почти до каждого объекта почти не тратясь на горючее.

Читайте также: