Кто должен был стать следующей жертвой во имя урожая

Обновлено: 15.09.2024

Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?

Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.

Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).

Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?

Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.

А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что

Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.

В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.

Человеческое жертвоприношение – зло. Но разве Авраам об этом не знал?

Одна из самых противоречивых историй Ветхого Завета. Вокруг неё множество споров и нет единого мнения, как в иудейской, так и христианской традиции. Бог просит от Авраама совершить самый жуткий поступок в истории Библии. В данном материале - основные версии трактовки этой истории.

Не Бог, а дьявол

Тут есть два направления развития. Первое, не Бог, а сам дьявол говорит Аврааму под личиной Бога, принести в жертву сына. Авраам ведётся на этот призыв и будучи человеком, послушным и преданным Богу, приносит сына в жертву. Но в последний момент Бог вмешивается и спасает Исаака. Вся завязка данной, по сути дикой и нелепой теории, держится на одном тексте.

ИСКУШАЛ… Бог никого не искушает и Сам искушаем не бывает, а значит искушал Авраама и не Бог вовсе. Тогда кто? Конечно он самый, сатана, враг рода человеческого. В других переводах, в отличие от синодального, написано не ИСКУШАЛ, а ИСПЫТЫВАЛ. Как тут выкрутятся сторонники дьявольской версии не знаю, да и не хочу знать.

Впрочем, дьявольщина не завершается. Есть вторая версия, построенная на происках дьявола. Её авторы отталкиваются от книги Иова.

Иов праведный и благочестивый, ну и заодно очень богатый человек. Вот сатана и пришёл к Господу с аргументами, Иов потому и благочестив, и непорочен, что Бог оградил его от всякого зла. А забери у него благословения (детей, стада и богатство) останется ли он таким же положительным? Авраам – это новый Иов. Сохранит ли он веру, если Бог заберёт у него сына, да ещё и столь жёстким способом?

Это сон или метафора

Заголовок всё сказал. Желание оправдать Бога иногда заводит очень далеко, как и в данном случае. На самом деле жертвоприношения не было. Авраам просто видел сон где приносит в жертву сына. Бог же, есть Любовь, Он не мог повелеть принести человеческую жертву, даже если и знал, чем всё завершится. С другой стороны, Бог хотел показать Аврааму главную идею жертвоприношения, Он и послал этот сон.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. (Книга Бытие 22:7,8)

Агнец Божий, - Христос и именно этот случай и показывает, что вместо моего сына Бог отдал Своего. Но сама история – это только сон Авраама.

Похожий, но другой вариант. Это авторство Моисея, его вымысел. Таким образом Моисей метафорически открывает смысл жертвоприношения.

Жестокость Авраама

Авраам тест не прошёл. Это было испытание не на верность, а на милосердие. Разве патриарх не знал, что Бог никогда не смог бы попросить о таком испытании, как человеческая жертва? До этого Авраам уже жестоко выгнал Агарь с Измаилом с одним мехом воды, а тут без зазрения совести, не сомневаясь ведёт Исаака на смерть. Он столько лет говорил с Богом, но так и не понял Его милосердия.

Впрочем, отталкиваясь от этой версии происходящего, сразу уместно рассмотреть и следующую. На самом деле – то было испытание не Авраама, а Исаака. Исааку было, по разным версиям, от годов четырнадцати до тридцати лет от роду. По любому сын Авраама, был достаточно взрослый, чтобы оказать сопротивление престарелому отцу, если бы он был против.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. (Книга Бытие 22:9)

Исаак прошёл испытание, показав, что он послушен Богу, даже до смерти.

Смерть Исаака

Есть и такая версия. В следующей главе идёт повествование о смерти Сарры, жены Авраама. Получается она умерла сразу после жертвоприношения. От сюда и появилась теория, что Авраам всё же довёл дело до конца, Исаак умер на алтаре. Вот Сарра и умерла, она не смогла пережить гибель сына.

Но зато, так как Авраам оказался верен до конца и тем самым доказал свою любовь к Богу, Господь обязательно пошлёт (послал) в мир Мессию, который спасёт (спас) человечество.

И на следующее утро Авраам отправился в путь, взяв с собой Ицхака, Ишмаэля и своего ближайшего ученика Элиэзера.

Духовное возвышение [↑]

Таким образом, остановив Авраама, Всевышний не поступил вопреки Своему повелению — это вообще не в Его правилах — а продемонстрировал Свое истинное намерение: Он не принимает человеческие жертвы вообще, а в случае с Ицхаком истинной задачей было возвышение (духовное) Ицхака, готового на самопожертвование, и испытание Авраама, чтобы он тоже достиг нового духовного уровня, пройдя это испытание.

Талмудический мидраш [↑]

В Талмуде (Санхедрин 89б) рассказывается следующий мидраш.

Сложность испытания [↑]

Всевышний показал Аврааму, что если он будет проявлять чрезмерное милосердие, то лишится своего потомства.

Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни. В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га.

Всевышний приказал Аврааму принести жертву не сразу и не около Беэр Шевы (в районе которой тогда Авраам разбил свои шатры), а на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно. Ведь если бы он должен был совершить всесожжение немедленно, то можно было бы подумать, что он действовал в спешке и в возбуждении, не ведая, что творит. Поэтому трехдневный путь от Беэр Шевы до горы Мория тоже стал частью грозного испытания.

Возношение Ицхака на жертвенник [↑]

На третий день пути, десятого Тишрея 2085 года /1676 г. до н. э. /, в Йом Кипур, Авраам увидел издали гору Мория, над которой он различил облако и огненный столп, поднимающийся от земли до небес.

Он спросил у Ицхака, видит ли и он это проявление Шехины. Оказалось, что это облако видят только они — но ни Ишмаэль, ни Элиэзер его не замечают.

Дальше, к горе Мория, Авраам и Ицхак подошли вдвоем: сын нес дрова, приготовленные для всесожжения, а отец — нож для забоя жертвы и факел, чтобы развезти на жертвеннике огонь.

На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы и Адам — первый человек, и Ноах (Ной), и его сын Шем. Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их. Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, — и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну.

Авраам и желание Всевышнего [↑]

И хотя принесение Ицхака в жертву не было доведено до конца, оно было засчитано Всевышним как совершённое (Берешит раба 55:5)

В тот момент, когда острие ножа коснулось горла Ицхака, душа покинула его тело — он видел над жертвенником Шхину (Б-жественное Присутствие) и высших ангелов, скрытых от глаз Авраама.

В час вознесения на жертвенник Ицхак достиг духовного уровня Адама в день его сотворения. Он сумел постичь, что в мире не существует иной реальности, кроме абсолютного единства Творца, и в сопоставлении с этой единственной подлинной реальностью индивидуальная жизнь человека является относительной и иллюзорной (Михтав меЭлияу; Мимаамаким, Берешит с. 144).

Последнее испытание Авраама [↑]

Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама.

Комментаторы отмечают, что в большинстве случаев испытанию подвергалось основное качестве Авраама — абсолютное милосердие (хесед).

Так, следуя повелению Всевышнего, он должен был оставить в Харане престарелого отца, чтобы навсегда переселиться в землю Кнаан. В войне против четырех царей он вынужден был убить множество людей. Позднее он изгоняет из дома сына Ишмаэля и его мать Агарь, и, наконец, возносит на жертвенник своего любимого сына — Ицхака.

Выполняя волю Всевышнего, он готов пожертвовать всеми своими духовными достижениями: ведь обрезание, выполненное им в возрасте 99 лет, могло оттолкнуть большинство учеников, которых он приближал к Б-гу, так как в глазах окружающих эта заповедь выглядела просто членовредительством. И уж тем более, могло оттолкнуть учеников изгнание Ишмаэля и принесение младшего сына Ицхака в жертву!

Однако Авраам достиг высочайшего уровня смирения перед Всевышним (итбатлут) и, не вдаваясь в расчеты, выполнял Его заповеди — с верой, что в дальнейшем все кажущиеся противоречия разъяснятся.

Выстояв во всех десяти испытаниях, Авраам достиг такой внутренней гармонии и совершенства, что и свое дурное влечение (йецер ара) — например, жесткость и даже жестокость, доходящую до готовности принести в жертву сына, — обратил на службу Творцу.

После того как Авраам проявил абсолютное подчинение воле Всевышнего, Творец открыл ему, что дал это испытание лишь из любви к нему, желая увеличить его заслуги, — чтобы он смог реализовать свои потенциальные возможности в реальном поступке и получить вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие.

Жертвоприношение Исаака: у Авраама не было другого выхода?

Почему Бог решил проверить веру Авраама именно через жертвоприношение Исаака — его сына? Почему Аврааму пришлось приносить в жертву своего сына? Я полагаю, что Бог заранее знает о нашей вере. Так зачем же Богу просить Авраама совершать такой абсурдный поступок? Разве Он не знал о вере Авраама без этого?

Жертвоприношение Исаака и испытание веры Авраама

С первого взгляда может показаться, что то, что Бог просит сделать Авраама, выглядит неразумным или даже злым. Кто же мог придумать такой ужасный тест, скажете вы. Вот как я это вижу. Это был тест веры. В Новом Завете (хотя и в Ветхом тоже) Авраам является очень сильным примером веры. Римлянам 4 глава описывает Авраама, как человека веры, являющегося отцом веры для всех спасенных по вере. Тестирование Авраама (как и Исаака, кстати) было пророческим предзнаменованием того, что Бог-Отец попросил сделать Бога-Сына.

Жертвоприношение Исаака было очень уникальной просьбой от Бога. Требовало ли это от Авраама невероятной веры для завершения дела? Да. Но в этом и смысл. Если вы посмотрите Евреям 11:17-19, вы найдете полезную ссылку на эту проверку Авраама:

В этом отрывке мы видим, что Авраам верил в то, что Бог может вернуть Исаака обратно к жизни, вернуть из мертвых. Вера Авраама была настолько велика, его доверие Богу было настолько сильно, что Бог обещал Аврааму, что от Исаака произойдет великая нация. Как Бог и обещал, от Исаака не только произошла великая нация, но впоследствии из его народа вышел Мессия. Какой удивительный план!

Вы задали хороший вопрос. Бог не имел ни малейшего желания позволять умирать сыну Авраама. Бог уже знал, что будет делать Авраам. Бог не принуждает нас совершать те или иные вещи. Бог не лишает нас свободы воли, но Он всезнающий. Бог знает, что произойдет до того, как это случится. Бог позволил Христу умереть на кресте, но Он знал, что Его Сын должен был воскреснуть из мертвых. Он предзнаменовал это событие через просьбу Авраама принести Исаака в жертву на горе Мориа.

С человеческой перспективы, живя во Вселенной, где время идет по прямой, сложно понять, как Бог может предсказывать что-то, но не предопределять это. Нет, это не абсурдная просьба, если говорить о том, что Бог попросил сделать Авраама. В принципе, Он уже знал ответ. Для нас, людей, сложно это понять, но Бог существует вне времени и Он дает нам свободу выбора. Мы не куклы в Его руках.

Божий план заключается в том, чтобы благословить все народы через веру человека веры: Авраама. В Послании Иакова 2:14-26 сказано, что вера без дел мертва и проверяется делами. И Авраам в этом плане не является исключением из правила. Лично мне нравится этот Божий план. Я очень вдохновлен верой Авраама. Я очень вдохновлен желанием Бога оправдать Авраама по вере. Как сказал Иаков: Авраам верил в Бога, и его вера вменилась ему в праведность.

В заключении скажу, что я точно вижу, что может смущать в этом вопросе. Почему Бог просит кого-то сделать что-то, хотя Он уже знает, что сделает человек. Я верю, что это нам, но не Богу, надо доказать нашу веру. Тем не менее мы доказываем нашу веру делами, а с человеческой перспективы это имеет смысл.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Читайте также: