Куйбышевский метод закаливания в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

З акаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой . Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

1) резиновый коврик с шипами

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

учреждение
здравоохранения

учреждение
здравоохранения г. Минск, ул. Кунцевщина 22 городская детская
поликлиника г. Минск, ул. Кунцевщина 22 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Справка по будням:
+375 17 242 33 09
+375 17 320 40 59
многоканальный
Ежедневно с 7.00 до 20.00

Справка по выходным дням
+375 17 272 13 06
По выходным с 08.30 до 15.00

Вызов врача на дом
+375 17 272 13 06

Платные услуги
+375 17 351 13 21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна - предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука - физиология, гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

  1. Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;
  2. Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;
  3. Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;
  4. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);
  5. Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;
  7. Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста - одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы - это непосредственно закаливающие мероприятия.

Закаливание воздухом - самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции - от слабости и недомогания до солнечного удара.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С - летом. Продолжительность процедуры - до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой - рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей - каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года - в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5-8 минут, 6-7 лет - 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Задача оздоровительных мероприятий - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, совершенствовать систему терморегуляции.

Закаливание повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

Важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание надо постепенно. Искусственно ускорять его опасно - эффект может оказаться прямо противоположным. Начинать нужно всегда с более простых процедур (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).

Начинать закаливать детей следует только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

Программа закаливания должна быть построена для каждого ребенка индивидуально. Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

Все закаливающие процедуры выполняются в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Родителям нужно ознакомиться с медицинской карточкой своего ребенка, посоветоваться с врачом, и на основе этого продумать и разработать методику той системы закаливания, которой решили придерживаться, сроком не менее чем на полгода.

Ставить эксперименты на собственном ребенке недопустимо. Нельзя, просто услышать по радио, телевизору или посмотреть, как закаливают соседского ребенка, и начинать проделывать те же процедуры со своим малышом.

В ведении здорового образа жизни важнейшую роль играет семья, которая должна подавать пример ребенку. Закаливание не должно стать целью, оно должно быть частью большой работы по формированию у ребенка желания вести здоровый образ жизни.

Педиатр Гусакова Н.А.

Закаливание – простейший и доступный способ профилактики и предупреждения заболеваний. С видами и правилами закаливания вы можете узнать из данной публикации.

Сущность закаливания заключается в развитии способности организма приспо­сабливаться к различным условиям окру­жающей среды, и в первую очередь к ее температурным изменениям. Например, систематическое изменение температуры воздуха или воды может способствовать тому, что организм адаптируется и к холо­ду, и к теплу. Закаливание способствует и повышению иммунитета к различным за­болеваниям, способствует правильному об­мену веществ, физическому и психическо­му развитию.

Детский организм отличается высокой приспособляемостью, поэтому закаливать ребенка лучше с первых же дней жизни, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду. Давно известно, что закаленный ребе­нок крепче, выносливее, чем незакален­ный, он лучше переносит холод и жару, ве­тер и плохую погоду, реже болеет.

Систематическое закаливание ребенка с самого раннего возраста обуславливает со­вершенствование процессов терморегуля­ции в его организме. В результате организм ребенка может хорошо регулировать выра­ботку и отдачу тепла и приспосабливаться к соответствующим температурным услови­ям, предупреждая переохлаждение и пере­гревание.

Правила закаливания

Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил:

1. Индивидуальность

Сопротивляемость внешним воздействи­ям и способность к регуляции тепла у ма­леньких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закалива­ние можно только у совершенно здорово­го ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.

2. Постепенность

При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно вниматель­но следить за самочувствием ребенка, мас­сой тела, сном, аппетитом. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздейст­вию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно при­спосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только по­следовательно приучая малышей к измене­ниям температуры, можно без риска дня их здоровья добиться хороших результатов. Особая осторожность необходима в отноше­нии ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтира­ние, при воздушной ванне - обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения со­стояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным за­каливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей.

3. Систематичность вне зависимости от сезона

Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического прове­дения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения за­каливающих процедур вырабатывается ус­ловный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие раз­личной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не созда­ется за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а за­тем исчезает. Перерывы в закаливании бо­лее 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружаю­щей среды.

4. Закаливание должно проводиться на фоне хорошего настроения малыша

Эмоциональное состояние имеет боль­шое значение в эффективности закалива­ния. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребен­ка, если же он проявляет беспокойство, ка­призничает, их временно отменяют. Ма­ленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей про­цедуры необходимо создавать такую обста­новку, чтобы у ребенка не появлялось чув­ство страха. Для установления тесного кон­такта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его под­бадриванием. Когда закаливание доставля­ет малышу удовольствие, оно наиболее эф­фективно.

Противопоказания к закаливающим проце­дурам:

  • острые заболевания, сопровождающи­еся высокой температурой;
  • острые желудочно-кишечные рас­стройства;
  • резко повышенная нервная возбуди­мость;
  • декомпенсированные пороки сердца;
  • выраженная анемия (низкий гемогло­бин);
  • резкое истощение;
  • ухудшение сна;
  • резко отрицательное отношение к за­каливающим процедурам.

Закаливающие процедуры можно разде­лить на следующие группы:

  • закаливание воздухом: прогулки, воз­душные ванны, сон на свежем воздухе;
  • водные процедуры: купание и плава­ние, контрастные ванны.

Закаливание воздухом

Свежий воздух – один из наиболее доступных и очень ценных природных факторов, используемых для закаливания организма. Его следует применять как закаливающее средство повседневно, начиная с периода новорождённости. Хотя в настоящее время ещё недостаточно полно изучено влияние химических и физических свойств воздуха на организм человека, несомненно одно: закаливание воздухом способствует повышению устойчивости организма к резким изменениям погоды.

Свежий воздух улучшает вентиляцию лёгких и газообмен, в результате увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови. Прохладный и холодный воздух придает бодрость ребёнку, повышает аппетит.

Ребёнок очень чувствителен к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у него в 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система малыша.

Если ребёнок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия для развития у него малокровия, рахита и других заболеваний. Поэтому закаливающие мероприятия следует выполнять постоянно и регулярно. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо систематически проветривать помещение, в холодный сезон – непродолжительное время 5-6 раз в сутки, а в тёплый период – круглые сутки.

При сквозном проветривании за короткий промежуток времени происходит многократная смена воздуха – до 7-ми раз. В осенне-зимнее время проветривание осуществляется значительно быстрее, чем летом и весной. В зависимости от погоды и степени закалённости детей приток наружного воздуха регулируется периодическим открыванием форточек, фрамуг или окон. Следует отметить, что сетки и марля на форточках и окнах значительно снижают эффект вентиляции. Быстро проветривать комнату можно при помощи сквозняка, однако к нему прибегают только в отсутствие детей.

Горячий сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки носа и верхних дыхательных путей, что способствует их воспалению. Это причиняет ребёнку беспокойство, снижает способность его организма сопротивляться инфекции. Для увлажнения воздуха в таких помещениях рядом с радиатором центрального отопления или электроприбором хорошо поставить сосуд с водой, а в квартире с печным отоплением можно повесить влажную простыню.

Снижение температуры воздуха в комнате ниже 20°С тоже недопустимо, так как это может привести к переохлаждению малыша. Воздушные процедуры оказывают наиболее лёгкое воздействие на организм ребёнка, они должны предшествовать другим видам закаливания.

Воздушные ванны

С каждым днём длительность воздушных ванн увеличивают на 1-2 минуты и постепенно доводят к 6-ти месяцам до 8 минут, а к концу первого года жизни – до 10-15 минут. На этом этапе процедуру можно повторять 2-3 раза в день. Приурочивают воздушные ванны к переодеванию детей после ночного и дневного сна или проводят их спустя 30-40 минут после кормления (у более старших детей воздушные ванны допустимы не раньше чем через час после еды), но не перед сном.

Практически первые кратковременные закаливающие процедуры начинаются в период новорождённости – это пеленания, смена одежды. Желательно несколько раз поворачивать ребёнка, чтобы подвергнуть воздействию воздуха всю поверхность тела. Обнажение ребёнка даже на 1-2 минуты оказывает рефлекторное воздействие на весь организм. Воздушные ванны лучше всего сочетать с массажем и гимнастикой.

Детям старше года комнатные воздушные ванны рекомендуется проводить в процессе подвижных игр и занятий. Летом в часы бодрствования малыши играют в тени под деревьями в обнажённом или полуобнажённом виде. При появлении гусиной кожи, дрожи, озноба ребёнка необходимо одеть. Наиболее удобное время для воздушных ванн вне помещения – 10-11 часов утра, не раньше чем через 30-40 минут после первого завтрака. Старшие дети выполняют утреннюю гимнастику в предварительно хорошо проветренном помещении или при открытых фрамугах или форточках. Температура воздуха при таких воздушных ваннах может быть снижена до 17°С. Усиление раздражающего действия воздуха достигается путём понижения его температуры или увеличения площади открытой поверхности кожных покровов.

Закаливание водными процедурами

Вода, как и свежий воздух, является одним из важнейших факторов закаливания. Человек испытывает благотворное влияние воды с первого дня жизни. Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды, при определённых условиях и соответствующей организации они применяются и как средство закаливания.

Холодная вода оказывает более сильное воздействие на теплорегуляцию, чем воздух. Физиологическое влияние водных процедур на организм представляет собой совокупное действие термических, механических и химических раздражителей (за счёт растворённых в воде минеральных солей и газов).

Термический эффект при закаливании водой значительно превышает таковой при воздушных ваннах, поскольку коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз выше, чем воздуха. Закаливание водой требует большой осторожности, особенно в грудном возрасте. Для детей ослабленных или не привыкших к холодной воде особенно важен постепенный переход от тёплых процедур к прохладным.

Большое значение имеет также продолжительность водной процедуры: чем ниже температура воды, тем короче должна быть процедура. При систематическом применении водных процедур улучшаются тонус нервной системы, окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция, повышается устойчивость организма к резким колебаниям внешней температуры.

По данным Г. Н. Сперанского, Е. Д. Заблудовской (1964), В. П. Спириной (1967) и других авторов, механизм влияния прохладной воды на организм сводится к рефлекторному изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов в виде трёх последовательных фаз.

В первой фазе возникает резкий спазм кожных кровеносных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, нередко отмечаются гусиная кожа, озноб, иногда – дрожь, увеличивается сила сердечных сокращений и повышается кровяное давление.

Через несколько секунд наступает вторая фаза: расширяются кожные сосуды, кровь приливает из внутренних органов к периферии организма, кожа розовеет, становится плотной, появляется приятное ощущение тепла, артериальное давление понижается.

После короткого воздействия холодовых процедур обычно улучшается общее самочувствие, приходит чувство бодрости, повышается аппетит. Однако если процедура слишком длительная, неизбежна третья фаза, в течение которой происходит застой крови в капиллярах, кожные покровы вновь становятся бледными, нередко с синюшным оттенком, и опять появляется озноб.

Вследствие переохлаждения организма наступают временная потеря способности капилляров кожи сокращаться и другие изменения, свидетельствующие о несостоятельности механизмов физической терморегуляции. Нельзя допускать наступления этой фазы, так как она отрицательно действует на организм.

Третья фаза может наблюдаться при неправильном проведении закаливающих мероприятий: использовании слишком холодной воды или чрезмерной длительности процедуры.

Если по каким-либо причинам ребёнок переохладился, необходимо срочно его согреть: тепло укутать, напоить тёплым чаем, а затем сделать ему массаж.

Обтирания

Одной из самых слабых по воздействию на организм водных процедур считается влажное обтирание, которое применяют с 2-3-месячного возраста. Прежде чем приступить к ней, можно назначить сухие обтирания, однако последние рекомендуется начинать с 3-4 месяцев.

Осторожность особенно необходима, когда приступают к закаливанию малышей или детей ослабленных, истощённых, недавно перенесших заболевание, легко возбудимых.

Сухие обтирания

Обнаженного ребенка обтирают рукой, одетой в рукавичку из фланели, или мягким сухим полотенцем до появления легкой красноты. Вначале обтирают кожу верхних и нижних конечностей по направлению от пальцев к туловищу, далее быстрыми движениями обтирают кожные покровы шеи, груди, живота и спины.
Во время обтирания производится легкий массаж кожи поглаживающими движениями по поверхности спины, груди, боков. Вся процедура занимает 1-2 минуты и повторяется в течение 7-10 дней, после чего переходят к влажным обтираниям.

Влажные обтирания

Обтирания могут быть местными и общими.

Местные водные обтирания назначают ослабленным детям с целью постепенного увеличения нагрузки: сначала обтирают небольшую поверхность тела, например конечности, а через несколько дней или недель переходят к общим процедурам. И местные, и общие обтирания выполняют рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в тёплой воде и отжатой.

Можно пользоваться также смоченным и слегка отжатым полотенцем. Для устранения застойных явлений в тканях конечности обтирают, слегка массажируя кожную поверхность по направлению от пальцев к туловищу.

Общее влажное обтирание тела ребёнка производят в такой последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину.

Длительность процедуры – 1-2 минуты. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренной гиперемии. Затем ребёнка одевают, укладывают в постель на 10-15 минут и укрывают одеялом.

Зимой при обтирании ребёнок может оставаться в постели. Влажные обтирания лучше начинать после того, как ребёнок привыкает к воздушным ваннам. Температура воды должна быть вначале близкой к температуре тела ребёнка (36-33°С), затем постепенно её доводят до 30-28°С для детей грудного возраста и 26-24°С для детей 2-3 лет. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С.

Ослабленным детям кожную поверхность тела обтирают по частям: сначала одну руку и сразу же вытирают её сухим полотенцем до лёгкого покраснения, затем – вторую руку, ноги, грудь, живот и спину. Всё тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом или тёплой пелёнкой, по окончании процедуры на ребёнка быстро надевают сухую одежду и укладывают его в постель. После такой подготовки через несколько дней можно перейти к влажному обтиранию всего тела.

Продолжительность обтираний не должна превышать 3-х минут. После 1-2 месяцев при явно выраженном благоприятном эффекте переходят к более сильным воздействиям водой – обливаниям.

Обливания

В течение первых месяцев жизни ребёнка после обычной ванны обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже, чем в ванне. Со временем температуру воды для обливания постепенно снижают еще на 2-3°С. Так приучают детей к контрастным температурам, что составляет один из элементов закаливания организма и является переходным этапом к проведению специальных местных и общих обливаний водой.

Общие обливания

Как специальную закаливающую процедуру общие обливания назначают малышам с 3-4-месячного возраста. К этому времени ребёнок привыкает уже к обливаниям после гигиенических ванн. В холодный период общие обливания рекомендуется начинать только после предварительных обтираний, летом же закаливание детей водой можно начинать сразу с обливаний.

Зимой во время обливания голова ребёнка должна быть прикрыта полиэтиленовой или клеёнчатой шапочкой. Процедура длится 20-30 секунд.

Перед обливанием маленьких детей сажают, а тех, кто постарше, ставят в большой таз, корыто или ванну. Сразу после обливания ребёнка вытирают сухим полотенцем, слегка массажируя кожу до появления лёгкой гиперемии.

Обычно после правильно проведённой процедуры кожные покровы сначала на короткое время становятся бледными, а затем гиперемированными. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, значит ребёнок переохладился.

По вопросам закаливания детей вы можете проконсультироваться

с врачом дневного стационара нашей поликлиники

Юлией Владимировной Алениной.

Персоны и организации статьи


Аленина Юлия Владимировна Вторая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория Педиатрия


Пн-Пт: с 08:00 до 19:00
------------------------------
Сб: с 08:00 до 14:00
(приём дежурного врача,
вызов врача на дом)
------------------------------
Вс: с 08:00 до 14:00
(приёма нет, только
вызов врача на дом)

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

З акаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой . Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

1) резиновый коврик с шипами

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

учреждение
здравоохранения

учреждение
здравоохранения г. Минск, ул. Кунцевщина 22 городская детская
поликлиника г. Минск, ул. Кунцевщина 22 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Справка по будням:
+375 17 242 33 09
+375 17 320 40 59
многоканальный
Ежедневно с 7.00 до 20.00

Справка по выходным дням
+375 17 272 13 06
По выходным с 08.30 до 15.00

Вызов врача на дом
+375 17 272 13 06

Платные услуги
+375 17 351 13 21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читайте также: