Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей

Обновлено: 07.07.2024

О взаимодействии природы и человека:

«Рассматривая влияние природы на человека, надобно видеть и действие человека на природу: в этом действии также обнаруживаются некоторые особенности последней. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия, нарушая их естественное соотношение. Иначе природа станет в противоречие сама с собой, и будет противодействовать видам человека, одной рукой разрушая то, что создала другой, и географические условия, сами по себе благоприятные для культуры, при неосмотрительном с ними обращении могут превратиться в помехи народному благосостоянию. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: ее сравнительно легко вывести из равновесия. (Выделено нами. — Авт.)

Человеку трудно уничтожить источники питания горных рек в Западной Европе; но в России стоит только оголить или осушить верховья реки и ее верхних притоков, и река обмелеет. В черноземных и песчанистых местах России есть два явления, которые, будучи вполне или отчасти продуктами культуры, точнее говоря, человеческой непредусмотрительности, стали как бы географическими особенностями нашей страны, постоянными физическими ее бедствиями: это овраги и летучие пески. Рыхлая почва, с которой распашка сдернула скреплявший ее дерновый покров, легко размывается скатывающимися с возвышений дождевыми и снеговыми ручьями, и образуются овраги, идущие в самых разносторонних направлениях. Уже самые старые поземельные описи, до нас дошедшие, указывают на обилие таких оврагов и отвершков.

Теперь они образуют обширную и запутанную сеть, которая все более расширяется и усложняется, отнимая у хлебопашества в сложности огромную площадь земледельческой почвы. На юге овраги особенно многочисленны именно в обработанной части степи, в губерниях Волынской, Подольской, Бессарабской, Херсонской, Екатеринославской и в Области Войска Донского. Причиняя великий вред сельскому хозяйству сами по себе, своею многочисленностью, овраги влекут за собой еще новое бедствие: составляя как бы систему естественного дренажа и ускоряя сток осадков с окрестных полей, они вытягивают влагу из почвы прилегающих к ним местностей, не дают времени этой почве пропитаться снеговой и дождевой водой и таким образом вместе с оскудением лесов содействуют понижению уровня почвенных вод, которое все выразительнее сказывается в учащающихся засухах.

«Изучая влияние природы страны на человека, мы иногда пытаемся в заключение уяснить себе, как она должна была настраивать древнее население, и при этом нередко сравниваем нашу страну по ее народно-психологическому действию с Западной Европой. Этот предмет очень любопытен, но не свободен от серьезных научных опасностей. Стараясь проникнуть в таинственный процесс, каким древний человек воспринимал впечатления окружавшей его природы, мы вообще расположены переносить на него наши собственные ощущения. Припоминая, как мы с высоты нижегородского кремля любовались видом двигавшегося перед нашими глазами могучего потока и перспективой равнинной заволжской дали, мы готовы думать, что и древние основатели Нижнего, русские люди XIII в., выбирая опорный пункт для борьбы с мордвой и другими поволжскими инородцами, тоже давали себе досуг постоять перед этим ландшафтом и, между прочим, под его обаянием решили основать укрепленный город при слиянии Оки с Волгой. Но очень может статься, что древнему человеку было не до эстетики, не до перспективы.

Теперь путник с Восточноевропейской равнины, впервые проезжая по Западной Европе, поражается разнообразием видов, резкостью очертаний, к чему он не привык дома. Из Ломбардии, так напоминающей ему родину своим рельефом, он через несколько часов попадает в Швейцарию, где уже другая поверхность, совсем ему не привычная. Все, что он видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы, предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда. Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Он припоминает однообразие родного тульского или орловского вида ранней весной: он видит ровные пустынные поля, которые как будто горбятся на горизонте, подобно морю, с редкими перелесками и черной дорогой по окраине — и эта картина провожает его с севера на юг из губернии в губернию, точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом — и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли. Но разве это чувство — историческое наблюдение над древним человеком, над его отношением к окружающей природе? Это — одно из двух: или впечатление общего культурного состояния народа, насколько оно отражается в наружности его страны, или же привычка современного наблюдателя перелагать географические наблюдения на свои душевные настроения, а эти последние ретроспективно превращать в нравственные состояния, возбуждавшие или расслаблявшие энергию давно минувших поколений.

Культурная-прил
обработка-продлежащее, выраж.существительным
природы-дополение, выраж.существительным
человеком-дополнение, выраж.существительным
для удовлетворения-предлог с сущ. (удовлетворения подчеркивается как доролнение)
его потребностей-местоимение с существительным (потребностей выделяется как дополнение)
имеет пределы-сказуемое, выраж.глаголом
свои-местоимение
и-союз
требует осмотрительности-сказуемое, выраж.глаголом
известной-прил
увеличивая и регулируя энергию физических сил-денприч.оборот(подчеркивается как обстоятельство.точка, тире)
нельзя истощать и выводить-сказуемое, выраж.глаголом
их-местоимение
и-союз
из равновесия-предлог с глаголом ( равновесия подчеркивается как дополнение)


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

I. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.

II. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

III. Средства связи простых предложений в сложном.

IV. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.

V. VI, VII. Разбор простых предложений в сложном (см. § 17, 29).

Образец синтаксического разбора

Действие человека мгновенно и одно — действие книги множественно и повсеместно. (А. Пушкин.)

Устный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа — действие человека мгновенно и одно, во втором — действие книги множественно и повсеместно.

Связь между простыми предложениями бессоюзная; средство связи — интонация. Отношения между простыми предложениями в сложном сопоставительные. Интонация сопоставления; одинаковые по силе ударения на наиболее важных для противопоставления словах в первой части: мгновенно и одно; во второй: множественно и повсеместно. Первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонация незаконченности) и паузой; вторая — соответствующим понижением.

Письменный разбор


Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.

203. Произведите синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1. Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки. (Н. Некрасов.)

2. Мы слышим: сердце плещется в груди.
Мы чувствуем: наш голос чист и ясен. (А. К. Толстой.)

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Порядок разбора

I. Знаки завершения.

II. Знаки разделения между простыми предложениями в бессоюзном.

III. Знаки выделения придаточных предложений в бессоюзном.

IV. Знаки разделения н выделения в простом предложении.

Образец пунктуационного разбора

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (А. Пушкин.)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения — двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно: Страшная мысль мелькнула в уме моём: (а именно) я вообразил её.

Письменный разбор


204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века Василия Осиповича Ключевского. Определите стиль текстов. Обоснуйте свой ответ, опираясь на таблицу (см. § 3 учебника).

Произведите пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений: двух — устно, двух — письменно. Какими по структуре являются остальные предложения? Объясните (устно) постановку в них знаков препинания.

1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия. 2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия. 3. Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. 4. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. 5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития: они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. 6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. 7. Тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего произведения. 8. Высшая степень искусства говорить — уменье молчать. 9. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.

Повторение

  1. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
  2. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией.
  3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры на каждый случай.
  4. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения: перечисления или причинные; перечисления или противопоставления. Какие знаки препинания следует поставить в каждом из приведённых предложений?

205. Прочитайте. Каким двум темам посвящены цитируемые высказывания? Выпишите цитаты по каждой теме отдельно, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите и запишите заголовок для каждой группы высказываний. Подчеркните разделительные знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений. Укажите в высказывании Н. С. Лескова устаревшие слова.

1. Есть два рода бессмыслицы одна происход..т от (не)достатка чувств и мыслей заменяемого словами другая — от полноты чувств и мыслей и (недостатка слов для их выражения. (А. Пушкин.) 2. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей без них блестящие выражения (ни)(к)чему не служат. (А. Пушкин.) 3. Прочесть как следует произведение вовсе (не)безделица для этого нужно долго его изучать. (Н. Гоголь.) 4. Без чтения нет настоящего образования нет и (не)может быть (ни, не)вкуса (ни, не)слога (ни, не)многосторонней шири понимания. (А. Герцен.) 5. Книга есть жизнь нашего врем..ни. В ней нуждаю(т, ть)ся и старые и молодые и деловые и (ни, не)чего (нежелающие, дети так(же). (В. Белинский.) 6. Истинно глаголю вам дано печатному слову пребыть не только во врем..ни но и над врем..нем. (Н. Лесков.) 7. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. Обе эти силы соед..нены в книге. (М. Горький.) 8. Начинающие литераторы должны особенно крепко усвоить очень простую мысль идеи не добываю(т. ть)ся из воздуха идеи создаю(т, ть)ся на земле почва их трудовая жизнь. (М. Горький.)

206. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему второго предложения.

(По И. Андроникову.)

Образец: Не спеши, не будь тороплив в речи: не все понимают быструю речь.

DELETED

DELETED

Алевтина Сафьянова

Заряна Шерхова

помогите пожалуйста
нужно произвести пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия.
Предложение невосклиц., повествовательное, сложное; Грамматические основы: культурная обработка требует и истощать и выводить(во 2 части односоставные глаголы). Двоеточие ставится потому что, во второй части идет пояснение содержания первой части. Между частями можно вставить союз " а именно"
Правильно ли?

Илиза Насртдинова

Алевтина Сафьянова

Адриана, не указала БСП. ГО - обработка имеет и требует; нельзя истощать и выводить. Объяснила двоеточие правильно.
Во второй части предложения есть деепричастный оборот, ты его не указала.

Схема пунктуационного разбора предложения:
Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Алевтина Сафьянова

Илиза, и в русской, и в мировой
потенциал, одаренность и способность к пониманию (чего?). В след. предложении сказано, что она не понимает всей фальшивости.
любовь не может быть сущностью человека

Читайте также: