Культурные покрытосеменные растения ульяновской области

Обновлено: 04.07.2024

Красноречье – одна из уникальных территорий Ульяновской области.

Ульяновская область богата природными, археологическими, историческими, культурными достопримечательностями. Не удивительно, что в последние годы в области в очередной раз отмечен рост интереса общественности к изучению и осознанию природного и культурного наследия региона. Появляются тенденции как к расширению, так и к углублению познания края. Опубликованные научные, справочные и учебные издания, конференции и семинары последнего времени убеждают в необходимости принятия мер направленных на сбережение и изучение того культурного наследия, которое хранит наша замечательная земля.

Ученые, специалисты, государственные служащие и краеведы–любители высказываются в защиту природно–исторических комплексов в разных районах Уляновской области, в том числе Чердаклинском. Это нормальная реакция неравнодушных людей на ценности своего края.

В Красноречье сохранилось немало достойных памятников природы и истории.

Окрестности реки Красной (притока Майны) – одно из ярких в культурологическом и природном отношении мест области. Возле села Бряндино проходил Симбирский тракт. Были времена, когда гнали людей на каторгу, вели арестантов дремучими лесами в малых кандалах. Так появлялись названия близлежащих сел.

Выделение и становление территории с особым статусом (экологическим, культурным, историческим, экономическим) предполагает два вектора усилий :

- возрождение исторического центра села Бряндино (часовню)

- историческая реконструкция - установка 2-3 изб с русским интерьером, как действующего музея села, музея русской песни

- восстановление усадьбы Е.А. Сапоговой

  1. В направлении организациии фольклорных площадок:

- проведение осенней Бряндинской ярмарки

- организация и проведение фольклорно-песенных фестивалей им. Е.А. Сапоговой

(с ее прямым участием)

Разработан туристический маршрут:

  1. Посещение усадьбы Е.А. Сапоговой
  2. Посещение дома священника, как исторического памятника (интересна его внутренняя старинная отделка помещения)
  3. Дома - пятистенки. (Деревянные дома со старинной резьбой)
  4. Экскурсия по сухому долу реки Красной

В настоящее время реализация проекта Красноречье уже имеет за собой первые ростки данной программы.

Есть люди, которые желают работать! И это радует.

В 2003 году проведен первый фестиваль с участием Е. А. Сапоговой. Следующие литературно- фольклорные фестивали стали проводится на Маинской земле, в с. Новиковка. Нам бы хотелось реализовать свою программу: проведение фольклорно – песенных фестивалей

Педагогические цели: способствовать расширению, систематизации знаний учащихся об основных жизненных формах растений; формирование экологических знаний учащихся, развитие умения работать со схемами, справочниками; сравнивать, классифицировать, обобщать, работать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: различают виды, формы растений (деревья, кустарники, травянистые растения, дикорастущие, культурные, ядовитые, растения Ульяновской области), виды, строение, значение растений в жизни человека.

Личностные УУД: осознают себя жителями планеты Земля, родного края, проявляют чувство ответственности за сохранение природы, понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, контролируют друг друга, планируют последовательность деятельности (с помощью учителя), прогнозируют её результаты, контролируют и оценивают достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулируют их в устной форме, вносят коррекцию.
Познавательные: общеучебные – используют информацию, полученную в ходе наблюдения в природе и найденную в справочнике; строить логическую цепь рассуждения , логические – сравнивают, классифицируют растения, обобщают.
Коммуникативные: характеризуют существенный признак разбиения объектов на группы, основные признаки (секреты) мира растений, приводят доказательства истинности проведенной классификации и утверждений и выводов, выполняют в паре задания, участвуют в коллективном обсуждении, аргументируют свое мнение.

I. Оргмомент

– Создадим хорошее настроение!
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте!
– Ноги?
– На месте!
– Локти?
– У края!
– Спина?
– Прямая.

Б) Нас сегодня ждет дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу!

II. Аутотренинг. Минутка настроения

А) Желаю! Успеха! Большого! Везде и во всем! Здравствуй!
Б) Погладили себя по голове., …..Привели себя порядок.

III. Постановка учебной задачи

1. Постановка темы.

2. Постановка контрольного вопроса

– Скажите, ребята, на какие группы делятся растения?
– Ребята, а интересного у жизненных форм растений?
– На уроке мы должны будем ответить на контрольный вопрос урока: О каких секретах мира растений мы узнаем? (слайд 4)

IV. Выстраивание ориентировочной основы действий по решению учебной задачи

– Какое время года?
– Назовите зимние месяцы?
– Какой сейчас месяц?
– Ребята, какие зимние забавы вы знаете?
– Да, зимой у ребят много разных забав: играть в снежки, строить крепости, кататься на санках, ледянках и конечно же – лепить снеговиков.
– Сегодня у нас на уроке в гостях Волшебный Снеговик. Снеговик не видел лета, не был в Мире растений. Давайте ему покажем и расскажем об этом. Мы будем передвигаться по Маршрутному листу с заданиями с волшебными снежинками.(На доске картинный план) Мы будем наполнять нашу Корзину Знаний. Наша задача – заполнить всю Корзину волшебными снежинками. Эти знания нужно не растерять и сохранить. Ребята должны пройти весь маршрут. В случае, если не успеваем, то последние этапы перенесем на следующий урок и начнем следующий урок с этих этапов. Готовы? В путь.

V. Организация практической деятельности учащихся

– Сначала нам необходимо вспомнить, на какие группы делятся все растения? (слайд 5)
– Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений.
– Охарактеризуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

Дерево – это растение, у которого один твердый стебель – ствол.
Кустарник – это растение, у которого несколько твердых стеблей.
Травянистое растение – это растение, у которого один или несколько мягких, зеленых стеблей.

(Распределим по группам картинки с растениями по трем столбикам.)

– Проверьте свою работу с образцом на доске.

Проверка: Назовите растения по группам.

I ряд – деревья
II ряд – кустарники
III ряд – травянистые растения

–Да, дерево – долговечное растение(обычно не ниже 2м). Всегда выражен главный стебель – ствол с ветвями, образующими крону.

– Какие деревья растут в лесостепной зоне Ульяновской области? (слайд 6) (Ясень, клен, тополь, ольха, липа, осина, дуб и другие).
– Посмотрите на представленные растения и скажите, что у них общего?
– Да, это лиственные деревья, форма листа – широкая пластина.

3. У доски: выйди и покажи строение листа!

– Так, что же мы знаем о растениях? Обратимся к контрольному вопросу. (Группы).
– Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае.

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)

  • Дуб – 54 кг в год
  • Клен – 33 кг в год
  • Сосна – 35 кг в год
  • Ель– 32 кг в год

– Обращаемся к вопросу. Что еще мы узнали о мире растений?

– Обращаемся к вопросу. Что еще интересного у мира растений?

Физкультминутка (слайд 8)

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

– А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень? (слайд 9)
– Да, сирень– это кустарник! Докажите.
– Охарактеризуйте кустарник.(Это растение с несколькими твердыми стеблями.)

5. Назовите известные кустарники Ульяновской области (шиповник, бузина, сирень, малина, крыжовник) (слайд 10)

– На какие группы их можно разделить? (Дикорастущие и культурные растения).
– Почему их так называют? Докажите! (Дикорастущие – растения, которые растут в лесах, на лугах, в водоёмах.) Культурные растения– такие растения, которые человек выращивает в садах, огородах или на полях.)
– К какой группе растений можно отнести ромашку? (слайд 11)
– Охарактеризуйте травянистые растения.
– Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (Травянистые растения– растения, у которых один или несколько мягких стеблей.)
– Назовите травянистые растения.

6. Выйди и покажи строение растения.

– На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль. (слайд 12)
– К какой группе растений их можно отнести?
– На сотни километров Ульяновской земли простираются поля пшеницы, ржи, овса и кукурузы. (слайд 13)
– А вот и подсолнечник. Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.
–Как вы думаете, почему это растение так назвали?
– Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.
– С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы, капуста, картофель, помидоры, лук, морковь), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье.(слайд 14)
– Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.)
–Какие блюда можно приготовить из овощей?
7. К какой группе растений можно отнести овощи?

– О каких еще секретах мира растений мы узнали?

8. Интеллектуальный марафон

– Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались. Подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН).

10. Знакомство с растениями Красной книги Ульяновской области.

11. Выступления ребят с проектами о редких растениях нашего края

– И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Ульяновской области есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. (слайды 18,19)

– Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается:

– Солнечник Русский
– Кувшинка чисто белая
– Адонис Весенний
– Ива лапландская

– А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, а ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.

– Что еще о секретах мира растений мы узнали?

– Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте ответ свой. (слайд 20)
– Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников. Наблюдайте природу, любуйтесь её красотой! Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту! (слайд 21)

Учащийся читает стихотворение.

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мыс тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!

VI. Итоги

– Весь маршрутный лист пройден. Молодцы!
– Ребята! Корзина – полная! Получили корзину знаний! Наша задача – не растерять полученные знания на уроках, нужно их сохранить!.

VII. Рефлексия

Зеленая – все понятно, активно работал, хорошее настроение от урока.
Желтая – где-то не понял, но в целом, урок понравился.
Красная – большую часть не понял, не понравился урок, нужно вернуться и повторить все. (слайды 22, 23)

Красная книга Ульяновской области представляет собой официальный документ, в котором содержаться сведения о состоянии окружающей среды региона. В нем описаны представители флоры и фауны, которые находятся под угрозой исчезновения. Первый том описывает количество и регионы распространения грибов. Всего в книге числится порядка 265 видов, из которых 21 вид грибов и 244 вида животных. С представителями флоры и фауны Красной книгой стоит ознакомиться каждому жителю Ульяновской области. Необязательно читать книгу, достаточно владеть информацией, какие животные и растения находятся на грани вымирания.

Млекопитающие

Крошечная бурозубка



Бурый ушан

Прудовая ночница


Земноводные


Гадюка Никольского



Лягушка травяная


Пресмыкающиеся


Медянка обыкновенная


Полоз узорчатый

uzorchatyi-poloz

Уж водяной


Гадюка степная


Птицы


Шилохвость


Глухарь


Рябчик


Коростель




Обыкновенный зимородок


Золотистая щурка


Седой дятел

sedoy-dyatel

Хохлатый жаворонок

zhavoronok

Горная трясогузка


Желтолобая трясогузка


Обыкновенный ремез






vip

Малая выпь


cherniy-aist



Лебедь-кликун


Лебедь-шипун

lebed-shipun

Огарь


Белоглазая чернеть


Белуга


Осетр русский


Стерлядь

sterlyad

Форель (кумжа)


Быстрянка


Голавль


Гольян обыкновенный


Горчак


Елец


Подуст волжский


Подкаменщик обыкновенный


Насекомые


Пустынная саранча



Птеростих темный


Плавунец широкий


Могильщик-похоронщик



Рогачик березовый


Мотылек окончатый


Бражник дубовый


Совка розовая



Мнемозина


Тифия мрачная


Шмель глинистый


Шмель армянский


Растения

Покрытосеменные


Адонис весенний

adonis

Лютик стоповидный


Береза приземистая


Гвоздика волжская


Пион тонколистный


Фиалка донская


Багульник болотный


Болотный мирт обыкновенный


Клюква болотная



Белозор болотный


Володушка золотистая



Пузырчатка малая


Дубровник чесночный


Василек русский


Полынь шелковистая


Рябчик русский


Лук обманчивый


Ятрышник шлемовидный


Осока черноколосая


Ковыль перистый

kovil

Голосеменные

Сосна меловая


Можжевельник казацкий


Можжевельник обыкновенный

mozhzhevelnik

Папоротниковые

Гроздовник полулунный


Ужовник обыкновенный


Гроздовник многораздельный


Щитовник гребенчатый


Многоножка обыкновенная


Плауновидные

Плаун булавовидный


Плаун годичный


Хвощевидные

Хвощ ветвистый


Грибы

Сморчковая шапочка



Паутинник желтый


Сыроежка желтая


Подберезовик черный



Вешенка осенняя


Губка дубовая



Заключение

На страницах Красной книги находятся 4 вида представителей флоры и фауны, из которых первый вид – находящиеся под угрозой исчезновения, второй вид – сокращающиеся в численности, третий вид – редкие и четвертый вид – неопределенные по статусу. Все эти животные и растения имеют большое значение в экосистеме. Сама по себе Красная книга крайне важный и необходимый документ, которые позволяет уменьшить тенденцию сокращения численности многих представителей флоры и фауны Ульяновской области.

Красная книга Ульяновской области представляет собой официальный документ, в котором содержаться сведения о состоянии окружающей среды региона. В нем описаны представители флоры и фауны, которые находятся под угрозой исчезновения. Первый том описывает количество и регионы распространения грибов. Всего в книге числится порядка 265 видов, из которых 21 вид грибов и 244 вида животных. С представителями флоры и фауны Красной книгой стоит ознакомиться каждому жителю Ульяновской области. Необязательно читать книгу, достаточно владеть информацией, какие животные и растения находятся на грани вымирания.

Млекопитающие

Крошечная бурозубка



Бурый ушан

Прудовая ночница


Земноводные


Гадюка Никольского



Лягушка травяная


Пресмыкающиеся


Медянка обыкновенная


Полоз узорчатый

uzorchatyi-poloz

Уж водяной


Гадюка степная


Птицы


Шилохвость


Глухарь


Рябчик


Коростель




Обыкновенный зимородок


Золотистая щурка


Седой дятел

sedoy-dyatel

Хохлатый жаворонок

zhavoronok

Горная трясогузка


Желтолобая трясогузка


Обыкновенный ремез






vip

Малая выпь


cherniy-aist



Лебедь-кликун


Лебедь-шипун

lebed-shipun

Огарь


Белоглазая чернеть


Белуга


Осетр русский


Стерлядь

sterlyad

Форель (кумжа)


Быстрянка


Голавль


Гольян обыкновенный


Горчак


Елец


Подуст волжский


Подкаменщик обыкновенный


Насекомые


Пустынная саранча



Птеростих темный


Плавунец широкий


Могильщик-похоронщик



Рогачик березовый


Мотылек окончатый


Бражник дубовый


Совка розовая



Мнемозина


Тифия мрачная


Шмель глинистый


Шмель армянский


Растения

Покрытосеменные


Адонис весенний

adonis

Лютик стоповидный


Береза приземистая


Гвоздика волжская


Пион тонколистный


Фиалка донская


Багульник болотный


Болотный мирт обыкновенный


Клюква болотная



Белозор болотный


Володушка золотистая



Пузырчатка малая


Дубровник чесночный


Василек русский


Полынь шелковистая


Рябчик русский


Лук обманчивый


Ятрышник шлемовидный


Осока черноколосая


Ковыль перистый

kovil

Голосеменные

Сосна меловая


Можжевельник казацкий


Можжевельник обыкновенный

mozhzhevelnik

Папоротниковые

Гроздовник полулунный


Ужовник обыкновенный


Гроздовник многораздельный


Щитовник гребенчатый


Многоножка обыкновенная


Плауновидные

Плаун булавовидный


Плаун годичный


Хвощевидные

Хвощ ветвистый


Грибы

Сморчковая шапочка



Паутинник желтый


Сыроежка желтая


Подберезовик черный



Вешенка осенняя


Губка дубовая



Заключение

На страницах Красной книги находятся 4 вида представителей флоры и фауны, из которых первый вид – находящиеся под угрозой исчезновения, второй вид – сокращающиеся в численности, третий вид – редкие и четвертый вид – неопределенные по статусу. Все эти животные и растения имеют большое значение в экосистеме. Сама по себе Красная книга крайне важный и необходимый документ, которые позволяет уменьшить тенденцию сокращения численности многих представителей флоры и фауны Ульяновской области.

Читайте также: