Кустарник от 40 болезней

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Ларионова Зинаида Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Архангельская область, Вилегодский район, с. Никольск
Наименование материала: Олимпиада
Тема: Олимпиада по окружающему миру для 4 класса
Раздел: начальное образование

Всероссийская олимпиада младших школьников

по окружающему миру

I (школьный) этап 4 класс

Максимальное количество баллов - 31
Фамилия, имя участника___________________________________________________ Школа __________________________________________________________________ Учитель _________________________________________________________________
1 задание. Подчеркни верные утверждения.
1. Солнце – самая близкая к Земле звезда. 2. Солнце – источник света и тепла. 3. Солнце – спутник Земли. 4. Солнце – это объект живой природы. 5. Солнце необходимо всем живым организмам.
2 задание. Отгадай ребусы и укажи, что лишнее.

3 задание. Подумай и сделай выводы.
Если высыпать в стеклянную посуду с водой соль, песок, опилки и размешать эту смесь, то что можно потом увидеть? Соль ___________________________________________________________________ Песок __________________________________________________________________ Опилки _________________________________________________________________
4 задание. Определи растение по его описанию.
Её называют красавицей русских лесов. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями. Сколько песен сложено об этом растении! В старину пели в народе о нём как о дереве, которое может делать четыре дела. Первое дело – мир освещеть. Второе дело – крик утишать. Третье дело – больных исцелять. Четвёртое дело – чистоту соблюдать. Это ____________________ .

5 задание. Отметь, обозначив знаком (+), правильные ответы на вопрос: «Чем

Олимпиада младших школьников

по окружающему миру

II (районный) этап 4 класс

Максимальное количество баллов - 38
Фамилия, имя участника__________________________________________________ Школа _________________________________________________________________ Учитель ________________________________________________________________
1 задание. Определи съедобные грибы по буквам-подсказкам.

5 задание. Отгадай ребусы о животных.
А._____________________ Б. _______________________ В. __________________________
6

задание. Вставь пропущенные слова.
1.В 988 году _____________________ стало главной религией древнерусского государства. 2. 5 апреля 1242 года русское войско победило в _______________________ побоище на льду Чудского озера. 3. Первую книгу на Руси выпустил книгопечатник ____________________________ в 1564 году. 4. Первым полетевшим в космос человеком был ______________________________, это случилось в ________ году.
7 задание. Продолжи фразу:

Водопад
– это____________________________________________________________
8 задание. Выбери правильный ответ:
1. Какие облака приносят дождь? А. Слоистые; Б. Кучевые; В. Перистые. 2. Водоём, созданный человеком А. Озеро; Б. Река; В. Пруд. 3. Как называются сосульки, свешивающиеся с потолка пещер? А. Сталактиты; Б. Cталагмиты; В. Карнизы.
9 задание. Отметь герб Архангельской области.
1

2 3

Новгород, Казань, Саратов, Астрахань. Отметьте, где расположены

эти города:
А. На Дальнем Востоке; Б. В Сибири; В. На Урале; Г. На Волге.
12 задание. О каком животном идет речь в предании?
Когда Ной плыл в своём Ковчеге, спасаясь от Всемирного потопа, поднялся такой шторм, что деревянная посудина дала течь. Одно сообразительное животное заткнуло дырку носом, от холодной воды нос остался навсегда влажным и холодным.

Всероссийская олимпиада младших школьников

по окружающему миру

I (школьный) этап 4 класс
№ Ответы Количество баллов 1 1, 2, 5 3 (по 1 баллу за правильный ответ) 2 А. Дождь Б. Белка В. Потоп 6 (по 2 балла за правильный ответ) 3 Соль – растворилась; Песок – на дне посуды; Опилки – на поверхности воды. 6 (по 2 балла за правильный ответ) 4 Берёза 2 5 4, 5, 6, 7 2 (по 0,5 балла за правильный ответ) 6 1. В 2. Б 3. А 3 (по 1 баллу за правильный ответ) 7 Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек,
сморчков
и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки,
пауки,
комары. Особенно их привлекают своим ароматом
медуница и клевер
. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование
кукушки.
5 (по 1 баллу за правильный ответ) 8 1, 3 4 (по 2 балла за правильный ответ)
Максимальное количество баллов

Олимпиада младших школьников

по окружающему миру

II (районный) этап 4 класс
№ Ответы Количество баллов 1 Сыроежка, волнушка, грузди, рыжик, шампиньон, опёнок, боровик. 7 (по 1 баллу за каждое слово) 2 1. ХIII век 2. ХV век 3. VII век 3 (по 1 баллу за каждую дату) 3 Свежий воздух, хорошее питание. 2 (по 1 баллу за правильный ответ, за неверно выбранное слово минусовать 0,5 балла) 4 Черёмуха 2 5 А. Тигр Б. Пони В. Носорог 6 (по 2 балла за каждый ребус) 6 1. В 988 году
христианство
стало главной религией древнерусского государства. 2. 5 апреля 1242 года русское войско победило в
Ледовом
побоище на льду Чудского озера. 3. Первую книгу на Руси выпустил книгопечатник
Иван Фёдоров
в 1564 году. 4. Первым полетевшим в космос человеком был
Юрий Алексеевич Гагарин
, это случилось в
1961
году. 5 (по 1 баллу за каждое слово) 7 Водопад - это стремительно падающий с высоты поток воды
.
2 8 1. Б 2. В 3. А 3 (по 1 баллу за правильный ответ) 9 1 2 10 Кузнечик, потому что слуховые отверстия у кузнечика находятся на ногах, а звуки, которые он издаёт, получаются в результате трения крылышек о задние ножки. 3 ( 1 балл за название животного, 2 балла за полное объяснение) 11 Г 1 12 Собака 2
Максимальное количество баллов

Этот цветущий кустарник с бело-розово-красными цветками известен нам с детства. Однако хоть его красота и аромат пленяют, но главное богатство шиповника – его плоды. Они – кладезь полезных веществ, лучшее средство от простуды и других болезней. А какое изумительное варенье получается!

Будьте здоровы
— Вкусен и полезен (особенно перед сном) чай в термосе. Из листьев шиповника (с добавлением 1:1 зеленого чая, листьев брусники, кипрея, цветов липы, ромашки, душицы, зверобоя, мяты) и плодов (можно 1:1 с ягодами черной смородины, рябины, земляники). Принимать за полчаса до еды по 1/2 стакана 3–4 раза в день.
— Хороши для полоскания горла и как чай на ночь настои листьев (1 ч. л. на стакан кипятка) и цветов (2 ст. л. на 2 стакана кипятка, можно с липовым цветом). Томить на водяной бане 5–7 минут, настоять до остывания.

Мощнейший антиоксидант

И сейчас шиповник незаменим. По диетическим свойствам занимает ведущее место среди растений. Благотворно воздействует на все органы, эффективней с медом, лимоном, сухофруктами. Повышает иммунитет, память, успокаивает нервы, лечит простуду, помогает при переломах, ожирении, зубной боли…

Приятного аппетита!

— Попробуйте пастилу – лакомство на зиму. Протереть очищенные плоды (5 кг), добавить сахар (4 кг) и 5 яичных белков. Смесь хорошо взбить, переложить в плоскую посуду. Сушить в духовке 20 минут, остудить, посыпать сахарной пудрой.

— Свежие плоды шиповника даже маринуют. Отварить их 15–20 минут в соке красной смородины или клюквы (на 1 кг – 200 мл), откинуть в банки. Залить раствором (на 1 л кипятка – 40–60 г сахара, 30 г соли, 1/2 л уксуса, пряности).

— Оригинальны на десерт плоды шиповника, начиненные орехами и сваренные в сахарном сиропе в 3 приема, с дообавлением в конце варки лимонной кислоты.

Цифры и факты

— По содержанию в мякоти плодов витамина С шиповник опережает более чем в 100 раз яблоки, в 60–70 – хвою, в 50 – лимон, в 15 – облепиху, рябину, землянику, в 10 раз – черемшу и черную смородину.

— По количеству в плодах витаминов группы В шиповник лидирует. По содержанию В1 впереди многих растений средней полосы, немного отставая от облепихи. Чуть меньше В2 и В9, но и здесь их больше, чем у многих других ягод, в 1,5–5,5 раз.

— Наркотический эффект розового масла в 3 раза сильнее хлороформа и в 25 раз – эфира! Одна капля его устраняет зубную боль на 3–4 часа. А если нанести их несколько на ткань – аромат сохранится много месяцев. По свойствам близко к маслу облепихи.

Татьяна МОИСЕЕВА

____________________________________

Благодарим вас за внимание к нашему изданию.

Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).

Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Цель : формирование валеологической и экологической культуры; расширение кругозора учащихся;обогащение знаниями в области лекарственных растений.

Ход игры

Организационный момент

Первый гейм

За 1 минуту как можно быстрее ответьте на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. (песочные часы)

Вопросы 1 команде:

Трава от 99 болезней ( зверобой)

Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

Какая ягода бывает и красной, и чёрной, и белой? (смородина)

У какого дерева ствол белый? ( берёза)

Дерево, которое зацветает раньше других (ива)

Трава, которую могут узнавать на ощупь даже слепые (крапива)

Какую траву любят кошки? (валериана)

Вопросы 2 команде :

1. Название какого растения говорит, .где оно живёт?(подорожник)

2.Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

Какое дерево весной дятла поит? (берёза)

Какое дерево цветёт позже всех? (липа)

Какое травянистое растение зацветает первым? ( мать-и-мачеха)

У какого дерева в лесу всё время дрожат листочки? (осина)

Какая ягода заменяет лимон? ( клюква)

Вопросы задаются поочерёдно обеим командам.

Назовите дерево – символ России (берёза)

Назовите символ счастья, мира в семье ( рябина)

Из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару?(из веток пихты)

Чемпион по скорости роста среди деревьев ( эвкалипт)

Какие съедобные грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)

Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? ( приложить лист подорожника)

Кустарник от 40 болезней (шиповник)

Команды задают вопросы друг другу. Арифметическая грамматика.

РЕПЕЙНИК+ ЯСТРЕБ +БЕРЁЗА +ИВА

+НЕЗАБУДКА +АДОНИС = . РЯБИНА

Что вы знаете о рябине ?

БЕЛЕНА + ЕЖЕВИКА + РЯБИНА + ЁЛКА + ЗЕМЛЯНИКА + АКАЦИЯ =БЕРЁЗА

Назовите среди данных растений ядовитое (белена)

5. Музыкальная пауза.

Назовите 10 съедобных грибов ( белый гриб, подосиновик, подберёзовик, рыжик, волнушка, сыроежка, маслёнок, лисичка, опёнок, сморчок).

Как вы поступите, если встретите в лесу старый съедобный гриб?

А) пройдёте мимо;

В) срежете, затем положите на пень или повесите на сучок дерева, кустарника, чтобы ветер разнёс по лесу высохшие споры, которые прорастут и образуют новые грибницы

У каких растений осенью листья краснеют?

Вопросы 1 команде:

1. Наука о растениях (ботаника)

3.Ветвь какого дерева на Руси означает могущество? (ветка дуба)

5.Чьи листья опадают зелёными? (ольхи)

6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (дуб)_

9.Его научное название связано с легендой, согласно которой один прекрасный юноша был смертельно ранен богом Аполлоном при метании диска на спортивных состязаниях. На месте его гибели вырос прекрасный цветок, который назвали в память о юноше. Как? (гиацинт)

10 Какое растение используют для приготовления перловой и ячневой круп7 (ячмень)

Вопросы 2 команде:

Для чего используют сосновую смолу? ( для укрепления дёсен)

Какое чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору? (берёза)

От чего погибают болезнетворные микробы в лесу? (от фитонцидов, которые выделяют листья деревьев_

Какие растения являются лучшими природными фильтрами- очистителями воздуха? (тополь и подсолнечник)

В лес пришёл аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое растение интересует всех троих? Объясните, почему?

(Ива. Из её коры делают лекарство, добывают дубильные вещества для обработки кожи, а цветы ивы богаты нектаром, который необходим пчёлам)

Из какого растения производят примерно 63% сахара в мире? (из сахарного тростника)

А остальные 37% сахара производят из чего? ( из сахарной свёклы0

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали богу грома и молнии Перуну.О каком дереве идёт речь? ( о дубе)

Цели: Закрепить знания о животных, растениях леса.

Развивать память, мышление, сообразительность.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование для капитанов: карточки с цифрами 1,2,3; карточки с заданиями; альбомные листы(4 шт.) для плакатов; фломастеры, карандаши, ручки.

Оформление: плакат "Изучай и береги родную природу”, птицы, цветы, листья, снежинки, деревья.

Участвуют 2 команды.

Любите родную природу–

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобой на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

2. Объявление темы и целей.

- Сегодня у нас викторина, которая называется "Изучай и береги родную природу". В ней примут участие 2 команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых. Умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

И так начинаем нашу викторину.

1 тур. "Разминка"

Попрошу я вас, ребятки.

Отгадать мои загадки.

/Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл./

1 команда.

1. Летит– воет, сядет – землю роет. (Жук)

2. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

3. Вырос шарик бел,

Да ветер его съел. (Одуванчик)

4. Какие птицы прилетают раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки)

5. Назовите кустарник от 40 болезней. (Шиповник)

6. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)

7. Назовите любимое яство аистов. (Лягушки)

8. Кто сидит вниз головой? (Летучая мышь)

9. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

10. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

11. Сколько ног у паука? (8)

12. Какое дерево все время дрожит? (Осина)

13. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)

14. Что случается с пчелой, когда она ужалит? (Умирает)

2 команда.

1. По горам, по домам ходит шуба да кафтан. (Овца)

2. Нос долог, голос тонок

Кто его убивает, тот своего кровь проливает. (Комар)

3. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

4. В роднике вода всегда,

А откуда в нем она? (Подземные воды)

5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (Рябина, осина)

6. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

7. Дерево– символ нашей родины? (Береза)

8.Трава от 99 болезней. (Зверобой)

9. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

10. Был он молод золотой,

Постарел и стал седой. (Одуванчик)

11. Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит)

12. Пятак есть, а ничего не купишь? (Поросенок)

13. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет? (Бабочка)

14. У травы на верхушке

Белый пух для подушки. (Одуванчик)

2 тур "Ситуации".

У каждой команды по 3вопроса. На обсуждение дается 4 минуты (на отдельных карточках).

1. Идя на экскурсию в лес, увидели подснежник. Гена хотел сорвать и принести его в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

ВОПРОС: что надо сделать?

2. Почему особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костер?

3. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец–то сбылась ее мечта. Теперь у нее появился новый друг. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: " Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

ВОПРОС: Правильно ли поступила девочка? Почему?

1 Вы увидели в лесу грибы– поганки. Что вы будете делать?

2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь?– спросила старушка.

– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

– А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3. Гуляя по лесу с родителями, Света и Алеша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что.

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

3 тур "Капитанский"

Выходят капитаны. У каждого по 3 карточки с цифрами 1,2, 3. На каждый вопрос дается по 3 варианта ответа. Надо поднять ту карточку, вариант которой, вы считаете правильным.

1. Что является лучшей едой для лосей, оленей, косуль?

соль– прав. ответ

2. Кто из этих зверей ложится в спячку на зиму?

3. Как называется жилище бобра?

хатка – прав. ответ

4. Какой зверек умеет летать?

летучая мышь – прав. ответ

5. Чем служит хвост рыбе?

руль – прав. ответ

метла, чтобы заметать следы

6. По присутствию, какого животного определяется чистота водоемов?

4 тур "Сказочный"

Напишите, героями каких произведений является медведь.

Дается 4 минуты.

5 тур "Рисовальный"

Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки. Какие бы вы знаки расставили в лесу. Вы должны нарисовать рисунок "Береги природу".

Вот и закончилась наша викторина. Мы узнали, кто больше знает о природе, любит ее, и заботится о ней. Кто живет в согласии с природой.

Читайте также: