Кутюмы в средневековой франции это название налога с урожая

Обновлено: 05.10.2024

Кутю́мы Бовези́ (старофр. Coustumes de Beauvoisis, фр. Coutumes de Beauvaisis) — сборник обычаев средневекового французского права.

Содержит обычаи, применявшиеся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези (фр. Beauvaisis).

Создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году [1] .

Оригинал сборника не сохранился. Существует несколько хорошо сохранившихся списков с него, отличающихся только по диалекту.

История создания

В средние века правовое регулирование общественных отношений внутри французского государства имело геополитическую специфику. В южных областях страны, подвергшихся существенному влиянию Римской империи, широкое развитие получило писаное право, в то время как на севере преобладало действие обычаев [2] . Кутюм (от франц. coutume — обычай).

К XIII веку в различных частях государства насчитывалось около 60 больших и 300 малых кутюмов [1] . Проводимые Людовиком IX государственные реформы, направленные на централизацию и укрепление власти, потребовали систематизации и унификации правовых норм на территории всей Франции [3] . Составление кутюмов Бовези стало одной из первых попыток записи обычаев французских народов.

Название сборника, как и дата его создания, являются условными.

Фактически в сборник включены обобщённые правила нескольких местностей, упорядоченные и творчески переработанные Ф. Бомануаром. При составлении сборника автор не только фиксировал существовавшие обычаи, но и дополнял их, трансформируя в духе школы французских легистов, а также дополняя нормами, утверждающими укрепление центральной власти монарха [1] .

Документ отличается значительным объёмом и содержит около 2000 статей, объединённых в тематические главы.

В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия [4] .

В сборнике закреплена презумпция невиновности, принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление.

Кутюмы Бовези неоднократно отражали тему естественного права [5] , развиваемую Филиппом де Бомануаром.

47. Вещное и обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право в средневековой Франции.

Право собственности. Развитие феодальных отношений характеризовалось во Франции, как и в других странах, упрочением системы сложных вещных прав, основным объектом которых была земля. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Но основными и наиболее распространенными правами на землю были "держания" - феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Наиболее распространенными видами земельных держаний были феоды и цензивы. Феод - благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода. Держание земли лично свободными крестьянами - вилланами осуществлялось в порядке так называемой цензивы, при которой уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делала крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора. Разновидностью цензивы была издольщина ("шампар), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая. Семейное право регламентировалось главным образом каноническим правом. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мальчиков и в 12 лет - для девочек. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих; браки с лицами, не получившими крещения; браки между родственниками; браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключающих возможность согласия на брак с данным лицом. Существовало понятие незаконного брака (брак, заключенный после помолвки с другим лицом; или в постный день; а также без предварительного публичного оглашения). В указанных случаях хотя брак и считался незаконным, но он сохранял силу; супруги подлежали церковному наказанию. С течением времени для действительности брака обязательным был церковный обряд, что стало фиксироваться в постановлениях церковных соборов, начиная с XI в. Тридентский собор 1545 г. объявил недействительными браки, заключенные без церковного благославения. Если говорить о личных отношениях супругов, то они были обязаны к совместному проживанию и к соблюдению супружеской верности. Супруг, покинувший дом и другого супруга мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей. Супружеская измена рассматривалась как правонарушение, дававшее оскорбленному супругу право на раздельное жительство. Главой семьи считался муж, которому жена должна повиноваться и которому разрешалось подвергать ее телесным наказаниям. Начиная с XIV в. жена лишается дееспособности, ей запрещается совершать юридические сделки даже с согласия мужа. По учению церкви брак мог быть прекращен только после смерти мужа или жены; развод не допускался. Что касается имущественных отношений супругов, то по кутюмам существовала обязанность супружеского имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. В областях, где действовало писаное право (римское право) общности имущества супругов не существовало. Говоря о родительской власти, следует отметить, что по кутюмам она рассматривалась как своего рода опека над людьми. В случае смерти отца она переходила к матери. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия или вступлением детей в брак. На юге Франции, где действовало писаное (римское) право, закреплялась сильная власть домовладыки; родительская власть принадлежала только отцу и длилась до его смерти, независимо от возраста детей. Наследственное право. Федеральные отношения сказались на особенностях в наследственном праве. Движимости, а также благоприобретенные недвижимости, переходили по наследству кровным родственникам. В первую очередь призывались к наследованию нисходящие (дети, внуки), между которыми имущество делилось поровну, независимо от пола и возраста. При отсутствии нисходящих имуществ наследовали восходящие (родители); если не было восходящих, к наследству призывались боковые родственники (братья и сестры). Родовые имущества могли наследоваться только нисходящими и боковыми родственниками. В отношении последних действовало правило: "отцовское имущество - отцовской родне, материнское - материнской". Феоды наследовались по принципу майората: переходили к старшему из наследников по праву "старшинства" или "первородства". Что касается наследственных прав жены, то она получала либо долю общего супружеского имущества, либо то имущество, которое было назначено ей мужем в виде брачного дара при заключении брака. Наследование по завещанию более широко допускалось на юге Франции, где действовало рецептированное римское право. Передать имущество посторонним с устранением законных наследников завещатель не мог. Для того, чтобы воспрепятствовать переходу родовых имуществ в посторонние руки при жизни наследодателя, его законным наследникам было предоставлено право родового выкупа имений, проданных на сторону.

Кутю́мы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма.

История

См. также

Примечания

  • История права Франции
  • Исторические источники права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кутюмы" в других словарях:

КУТЮМЫ — (от фр. coutume обычай) в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т.д. На севере Франции К. существовали в устной форме, на юге в качестве общего обычая действовало упрощенное римское право, которое дополнялось… … Юридический словарь

КУТЮМЫ — (от франц. coutume обычай) в феодальной Франции обычное право отдельных провинций, округов, городов и т. д … Большой Энциклопедический словарь

КУТЮМЫ — (франц. coutume, букв. обычай) местное обычное право феод. Франции, сложившееся на основе старых правд и грамот, регулировавших отношения сеньоров с крестьянами и городами. На С. Франции (pays de coutume) до 13 в. К. существовали в устной… … Советская историческая энциклопедия

кутюмы — КУТЮМ, КУТЮМЫ coutumes pl. Обычное право; пошлина, налог, сбор в силу обычая. Привилегия по виноградному сбору ( ban des vendanges) в 18 в. имела еще силу во всем королевстве. Бургундские кутюмы признают за владельцем право сбора своего винограда … Исторический словарь галлицизмов русского языка

кутюмы — (от франц. coutume обычай), в феодальной Франции обычное право отдельных провинций, округов, городов и т. д. * * * КУТЮМЫ КУТЮМЫ (от франц. coutume обычай), в феодальной Франции обычное право отдельных провинций, округов, городов и т. д … Энциклопедический словарь

Кутюмы — (от фр. coutume обычай) местное обычное право в феод. Франции; сложилось на основе старых правд и грамот, которые регулировали отношения сеньоров с крестьянами и городами. До XIII в. на севере Франции к. существовали в устной традиции, а на юге… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Кутюмы — (от франц. coutume обычай) в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т. д. На севере Франции (т. н. страна обычного права) К. существовали в устной традиции, никаких общих юридических записей обычаев там … Большая советская энциклопедия

Кутюмы — см. Обычное право Франции … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КУТЮМЫ — (фр. coutume обычай) в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т.д. На севере Франции (так называемая страна обычного права К. существовали в устной форме, без каких бы то ни было общих юридических записей. К.… … Энциклопедия юриста

кутюмы — (от фр. coutume обычай) в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т.д. На севере Франции К. существовали в устной форме, на юге в качестве общего обычая действовало упрощенное римское право, которое дополнялось… … Большой юридический словарь

История процесса унификации права во Франции. Особенности разных традиций в развитии "кутюмного" права в средневековой Франции. Содержание правовых институтов вещного, обязательственного, наследственного, брачно-семейного права на севере и юге страны.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.12.2019
Размер файла 47,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

С созданием Парижского парламента (примерно с середины XIII в.) начинается процесс постепенной унификации права во Франции. Этот процесс был длительным и сложным в силу того, что в каждом французском государстве существовала своя сеньориальная юстиция и действовали свои местные законы и правовые обычаи, получившие название кутюмы (coutumier).

Различие в источниках определило и различное содержание самих правовых институтов вещного, обязательственного, наследственного, брачно-семейного права на севере и на юге страны. На фоне пестрой палитры местных законов и правовых обычаев выделялись относительно единообразные характерные для западноевропейского средневекового общества системы канонического, городского и торгового права.

В конце XII-XIII вв. во Франции все большее распространение получают принципы и нормы реципированного римского права. Под влиянием итальянских глоссаторов и постглоссаторов (комментаторов) во Франции начинает формироваться собственная школа легистов (знатоков римского права). Основой для этого стало создание ряда юридических школ (университетов): в Орлеане и Монпелье (конец XII в.), в Тулузе (1228) и др.

Многие сборники обычного права конца XIII в. уже несут на себе влияние норм реципированного римского права. Тем не менее, по мнению большинства исследователей, влияние правовой науки на развитие права во Франции, особенно в ее северных областях, в это время остается еще весьма поверхностным: были восприняты лишь некоторые термины и подходы к систематизации. О глубоком проникновении институтов и принципов реципированного римского права во все сферы французского права можно говорить не ранее начала XV в.

С расширением королевского домена и усилением королевской власти во Франции в XIII в. возрастает значение указов (ордонансов) короля как источника права. Именно в раннем и широком развитии различных форм королевского законодательства многие исследователи видят одну из основных причин могущества Франции, выступающей в качестве ведущей европейской державы в эпоху Средневековья.

В середине XIII в. (около 1240 г.) по приказу Людовика IX во Франции началась работа непосредственно по систематизации и обработке действовавших местных правовых обычаев. В ходе этой практики было создано значительное число сборников обычного права как на провинциальном, так и на общегосударственном уровне, среди которых Большой кутюм Нормандии, Кутюмы Тулузы, Большой кутюм Франции и др. К началу XV в. насчитывалось около 60 общегосударственных и около 200 местных сборников обычного права. Однако все они представляли собой частные компиляции.

Довольно широко в Кутюмах Бовези представлены институты манориального права, регулирующего отношения между феодалом и зависимыми от него крестьянами. В § 1451-1452 говорится о существовании в средневековой Франции трех основных социальных статусов: знатном, не знатном (но свободном) и крепостном. Первый статус имели дворяне, вторым статусом обладали горожане, клирики и свободные крестьяне, наконец, третий, последний, статус имели сервы (от лат. servus -- раб). Причем если знатность и дворянский титул переходили по отцовской линии, то наличие личной или крепостной зависимости определялось положением матери (§ 1432, 1434, 1451).

В § 1432-1437 указаны основные способы оспаривания и освобождения от сервиальной (крепостной) зависимости. Кутюмы Бовези отражают особенности французского средневекового права, главной из которых является отсутствие правового единства (правовой партикуляризм). Это можно увидеть на примере манориального права: благодаря господству местных обычаев его нормы в отдельных областях Франции порой существенно отличались друг от друга.

Кутюмы Бовези отражают характерную для уголовного права Франции трехзвенную классификацию правонарушений, в основу которой был положен вид наказания. В свою очередь то или иное наказание было во многом обусловлено степенью общественной опасности и тяжестью самого деяния.

Система наказаний в средневековой Франции XIII в. включала в себя смертную казнь, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, штраф, конфискацию имущества. Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение. За особо тяжкие преступления (убийство, в том числе отцеубийство, фальшивомонетничество и др.) к основному наказанию в виде квалифицированной смертной казни могло быть добавлено мучительное дополнительное наказание (волочение к месту казни (traine), опускание в кипяток (ester bouli) и др.).

Таким образом, анализ Кутюмов Бовези, занимающих особое место в системе источников права средневековой Франции XIII в., позволяет выявить особенности ее правовой системы и правовой мысли, рассмотреть наиболее характерные принципы и институты средневекового французского права.

  • ГЛАВА I. О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ
  • ГЛАВА 2. О ВЫЗОВЕ В СУД
  • ГЛАВА 30. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
  • ГЛАВА 34. О СУВЕРЕНЕ
  • ГЛАВА 39. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ и т. д.
  • ГЛАВА 45. ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТАХ и т. д.
  • ГЛАВА 50. О ГОРОДСКИХ КОММУНАХ И ПРАВАХ
  • ГЛАВА 67. КАК СЛЕДУЕТ СУДИТЬ

ГЛАВА I. О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ

47. Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и не достаточно известны, не должен быть приговорен к смерти. Прежде следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательств, и, если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, так как его плохая репутация свидетельствует против него.

ГЛАВА 2. О ВЫЗОВЕ В СУД

58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, сидящего на его фьефе (феоде), он должен взять двух людей являющимися пэрами (равными) тому, кого он хочет вызвать… И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причине он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен быть сделан по меньшей мере за 15 дней.
59. Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его вызывают… Человек может 3 раза отложить суд на 1,5 месяца (3 раза по 2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение 2 недель по извещению. И если сеньор захватит его фьеф за то, что он не мог оправдаться, так как заявил, что придет в суд лишь через 15 дней, то он должен будет ему вернуть его целиком, по требованию, если он сможет ответить по всем обвинениям, которые ему будут предъявлены.

ГЛАВА 30. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

823. Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие, – это умение различать проступки, каковы они – велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как и не одинаковы проступки, не одинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие королевской юрисдикции, независимо от того, каким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюремного заключения; (для наказания преступников, их совершивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Мера наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб…
825. Убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восходом солнца, причем убийство это совершается наверняка.
828. Убийством называется и тот случай, когда кто-либо убивает другого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончающаяся часто смертью одного из спорящих.
831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано…
832. Тот, кто украдет чужие вещи, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано…
833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на истинный путь… должен быть сожжен и лишен всего имущества…

ГЛАВА 34. О СУВЕРЕНЕ

1043. Во всех местах, где король не называется, мы подразумеваем тех, кто держит баронию, так как каждый барон является сувереном в своей баронии. Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он может создавать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться. И нет над ним никого, столь великого, чтобы он мог прийти в его двор (творить суд) о правонарушениях или по
жалобам на неправильное решение по всем делам, которые касаются короля. И так как он является сувереном, стоящим выше всех, мы его называем лишь тогда, когда мы говорим о каком-либо суверенном праве, которое ему принадлежит лично.

ГЛАВА 39. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ и т. д.

ГЛАВА 45. ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТАХ и т. д.

ГЛАВА 50. О ГОРОДСКИХ КОММУНАХ И ПРАВАХ

1517. По новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля, ибо всякие новшества без согласия короля запрещены. Если же король пожелает предоставить какому-либо городу это право или предоставил его, это должно быть записано в хартии вольностей, выданной королем городу по этому случаю. Но это должно быть сделано без ущемления прав церкви и дворянства, так как не могут и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян.
1519. Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять…

ГЛАВА 67. КАК СЛЕДУЕТ СУДИТЬ

1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая – та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле…, вторая – что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди.
1914. …Решение суда ничего не стоит, если оно было вынесено в отсутствие сторон; оно также ничего не стоит в том случае, если оно было вынесено против несовершеннолетнего и если этот несовершеннолетний не сможет апеллировать при достижении совершеннолетия.
1920. Да знают все, что никто не имеет права отказаться от обязанности судьи, которые он несет по оммажу; но если у него на то есть какие-то законные основания, он может послать вместо себя (в суд) человека, могущего по своего положению его представлять.
(З.М. Черниловский. История феодального государства и права. М., 1959)

Основа местного традиционного обычного права в средневековой Франции.

На севере Франции до XIII в. кутюмы существовали в устной форме, на юге, где сохранялись позднеантичные правовые традиции, кутюмы записывались.

В северных регионах кутюмы в значительной степени представляли собой смесь канонического права, обычаев и решений, основанный на судебной практике. На юге Франции, кутюмы были основаны, как правило, на римском праве.

В 1453 г. Карл VII предписал своим ордонансом начать работу по записи и систематизации обычного права регуляции его применения. Эта работа не была завершена. К. были полностью отменены лишь в 1804 г. Наполеоном.

Иллюстрации:

Людовик дает кутюмы свом вассалам.

Исторические источники:

Перевод кутюмов Бовези // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. пер. Э.И. Лисохиной. М, 1961.

Читайте также: