Лабораторная работа насекомые вредители

Обновлено: 05.10.2024

для подготовки дипломированного специалиста по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство специальности 250201 – Лесное хозяйство Сыктывкар 2007 УДК 595.7 ББК 28.691 Э67 Сборник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, специальность 250201 – Лесное хозяйство.

Рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой воспроизводства лесных ресурсов Сыктывкарского лесного института 14 октября 2006 г., протокол № 2.

Рассмотрен и утвержден к изданию методическим советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 22 ноября 2006 г., протокол № 2.

доктор биологических наук, профессор Е. В. Юркина Энтомология : сб. описаний лаб. работ для подготовки дипломированного специаЭ67 листа по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство специальности 250201 – Лесное хозяйство / сост. Е. В. Юркина ; Сыкт. лесн. ин-т. — Сыктывкар : СЛИ, 2007. — 16 с.

УДК 595. ББК 28. В сборнике приведены методические рекомендации по подготовке к лабораторным работам, даны описания девяти лабораторных работ, посвященных различным разделам изучаемого курса. В конце каждой работы приведены вопросы для проверки знаний и самоконтроля и список необходимой для изучения темы литературы.

Для студентов специальности 250201 – Лесное хозяйство.

Темплан 2006/07 учеб. г. Изд. № 67.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1. Знакомство с основными классами типа членистоногих (место насекомых в системе животного мира). Лабораторная работа № 2. Внешнее строение тела насекомых. Лабораторная работа № 3. Внутреннее строение насекомых. Лабораторная работа № 4. Развитие насекомых

Лабораторная работа № 5. Классификация насекомых.

Ознакомление с основными отрядами насекомых

Лабораторная работа № 6. Ознакомление с основными подотрядами и семействами насекомых по имагинальной фазе. Лабораторная работа № 7. Типы повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам

Лабораторная работа № 8. Вредители плодов и семян. Вредители корней. Вредители питомников, культур и естественного возобновления

Лабораторная работа № 9. Хвое- и листогрызущие вредители.

Стволовые вредители. Насекомые-энтомофаги

ВВЕДЕНИЕ

В результате изучения дисциплины студент должен:

внешнее и внутреннее строение насекомых, основы их экологии и классификации;

образ жизни, биологию, распространение и причины массового размножения основных вредных лесных насекомых;

основные группы вредных насекомых и их главнейших энтомофагов в целях их использования для защиты леса;

главнейшие лесохозяйственные и лесокультурные мероприятия по профилактике возможного ущербы и основные истребительные мероприятия;

• уметь различать по основным систематическим признакам и внешнему виду главнейших насекомых-вредителей леса и наносимые ими повреждения;

• иметь представление о теории образования очагов массового размножения насекомых и прогнозирования их численности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Знакомство с основными классами типа членистоногих (место насекомых в системе животного мира) Цель работы: познание насекомых как представителей типа членистоногих.

Задачи работы: научиться определять принадлежность различных подтипов типа членистоногих.

Обеспечивающие средства: рак, мокрица, скорпион, клещ, паук, кивсяк, костянка, жук, клоп (в спирте в чашках Петри), другие представители типа членистоногих, смонтированные в коллекциях.

Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, лупы, бинокулярные микроскопы.

Задание: познать тип и подтипы членистоногих с целью установления главных признаков животных, принадлежащих к ним.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторного занятия представить в виде таблиц с указанием принадлежности животных к подтипам типа членистоногих. Определить принадлежность членистоногих к классам и зарисовать предложенных представителей классов ракообразных, паукообразных, многоножек, насекомых.

Технология работы Насекомые относятся к типу членистоногих (Arthropoda). К этому типу относится свыше 1,5 млн видов животных, водных и сухопутных форм, обладающими членистыми парными конечностями и сегментированным телом, покрытым хитиновой кутикулой.

1. Рассмотреть предложенных для изучения животных и отметить в их строении признаки, характерные для типа членистоногих.

2. Определить принадлежность объектов к классам типа членистоногих.

3. Зарисовать строение представителей отдельных классов типа членистоногих (5–6) объектов.

4. Составить краткую характеристику классов типа членистоногих.

Контрольные вопросы 1. Сравнить представителей отдельных классов типа членистоногих.

2. Происхождение насекомых. Филогенетические связи трахейных с другими членистоногими.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Внешнее строение тела насекомых Цель работы: познание сегментации тела насекомых, разделение его на отделы.

Задачи работы: изучить строение расчлененного тела насекомого и придатков каждого из отделов.

Обеспечивающие средства: майские жуки, хранившиеся в спирте (можно заменить их черными тараканами или кузнечиками).

Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, нарезанные листки фильтровальной бумаги, лупы, бинокулярные микроскопы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей внешнего строения тела насекомых на примере майских жуков.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Тело насекомого состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка. Описание строения отделов см. в практикуме по лесной энтомологии [2].

1. Рассмотреть предложенных для изучения жуков и отметить места прикрепления придатков головы и груди.

2. Обнаружив границы между отделами тела жука, расчленить его с помощью пинцета и препаровальных игл.

3. Разложив части жука на листочках фильтровальной бумаги, зарисовать схему его строения по [2].

4. Рассмотреть особенности строения грудного отдела.

5. Рассмотреть строение брюшка, выделить границы сегментов и отметить расположение дыхалец.

Контрольные вопросы 1. Охарактеризовать внешнее строение тела насекомых.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Внутреннее строение насекомых Цель работы: познать внутреннее строение насекомых.

Задачи работы: изучить особенности строения насекомого.

Обеспечивающие средства: живые насекомые – сверчки, черные тараканы. Набор насекомых на пластинке – кузнечик, кобылка, гусениц бабочек (в пробирках со спиртом). Чашки Петри, ванночки, глазные пинцеты, ножницы, препаровальные иглы, булавки с колечками, пипетки, вата, сухие морилки, бинокулярные микроскопы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей внутреннего строения тела насекомых на примере ряда образцов вскрытых насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Необходимо изучить по учебнику [1] раздел о внутреннем строении насекомых.

1. Умертвляют насекомых, производят их вскрытие согласно заданию, приведенному в практикуме [2].

Контрольные вопросы 1. Черты специализации у насекомых к разному способу и типу питания?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Цель работы: познание индивидуального развития или онтогенеза насекомых.

Задачи работы: познакомиться с отдельными фазами онтогенеза.

Обеспечивающие средства: кладки яиц боярышницы, соснового бражника, златоглазки и др.; личинки и имаго ягодного клопа, цикады, личинки жужелицы, листоеда, совки, настоящего пилильщика, древоточца пахучего, майского хруща (личинки разных возрастов), долгоносика (в спирте); куколки жука-усача, бабочки, пупарий мухи, коконы соснового шелкопряда, березового пилильщика, коконы других насекомых разного типа; чашки Петри, пинцеты, бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: осуществить разбор особенностей развития насекомых на примере ряда представителей класса насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы Насекомые в течение всего индивидуального развития проходят три или четыре фазы: яйца, личинки, куколки (не у всех) и имаго (взрослого насекомого). Необходимо изучить по учебнику [1] раздел об онтогенезе насекомых.

1. Рассмотреть зарисовать и описать различные типы кладок яиц насекомых.

2. Рассмотреть личинок насекомых с неполным превращением, отметив их сходство и отличие от имаго.

3. Рассмотреть и зарисовать основные типы личинок насекомых с полным превращением.

4. Рассмотреть и зарисовать основные типы куколок и коконов насекомых.

Контрольные вопросы 1. Происхождение метаморфоза у насекомых и его биологическое значение.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Классификация насекомых. Ознакомление с основными Цель работы: практическое ознакомление с основными отрядами насекомых.

Задачи работы: изучить особенности внешней организации главнейших отрядов.

Обеспечивающие средства: представители различных отрядов насекомых (не менее 20), смонтированные на пластинках или в коробках и пробирках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере представителей подклассов: Первичнобескрылые (Apterygota) и Крылатые осуществить разбор систематических особенностей ведущих отрядов насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных представителей 8 отрядов насекомых, таблицы.

Технология работы Класс насекомых делится на два подкласса: Первичнобескрылые (Apterygota) и подкласс Крылатые (Pterygota) и на 34 отряда, из которых четыре относятся к первому подклассу, а остальные – ко второму. В основу подразделения класса насекомых на крупные систематические категории – подклассы, инфраклассы, отряды положены такие важнейшие особенности, как строение крыльев, ротового аппарата, тип постэмбрионального развития. Дополнительно используются и другие диагностические признаки. Подробная их характеристика имеется в учебнике по лесной энтомологии [1]. Необходимо изучить раздел о систематике насекомых.

1. Определить до отряда представителей класса насекомых, пользуясь определительной таблицей 11 практикума [2]. Составить краткую характеристику основных отрядов по приведенной в практикуме форме.

Контрольные вопросы 1. В чем проявляется родство насекомых с другими трахейными членистоногими?

2. На какие подклассы подразделяется класс насекомых?

3. На какие отряды подразделяется класс насекомых?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Ознакомление с основными подотрядами и семействами насекомых по имагинальной фазе Цель работы: практическое ознакомление с основными подотрядами насекомых.

Задачи работы: изучить особенности внешней организации главнейших представителей подотрядов и семейств насекомых по имагинальной фазе.

Обеспечивающие средства: представители различных подотрядов и семейств прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых (не менее 20), смонтированных на пластинках или в коробках и пробирках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере представителей ведущих отрядов насекомых осуществить разбор их систематических особенностей.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных представителей 8 отрядов (20 семейств) насекомых.

Технология работы Для таксономической характеристики семейств, родв и видов насекомых используется полный арсенал морфологических признаков, но при этом ведущее значение имеют жилкование крыльев, вариации в строении ротового аппарата, конечностей, гениталий. В последнее время шире используются микроморфологические признаки: состав и строение щетинок (хетом), сенсилл, структуры кутикулы. Перед выполнением задания необходимо изучить в учебнике [1] раздел о систематике насекомых.

1. С помощью кратких определительных таблиц III–IX из практикума [2] определить до подотряда или семейства представителей различных отрядов насекомых.

Контрольные вопросы 1. Перечислить главные признаки отрядов прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

2. Назвать главнейшие семейства отрядов прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Типы повреждений, наносимых насекомыми деревьям Цель работы: практическое ознакомление с основными типами повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам.

Задачи работы: определить тип повреждения, наносимого обозначенным видом вредителей.

Обеспечивающие средства: наборы разнообразных повреждений (преимущественно листьев и побегов, не менее 15–20 видов).

К объеденным или скелетированным листьям прилагаются вредители – насекомые в пробирках или на пластинках. Бинокулярные микроскопы, лупы, настенные таблицы.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор типов повреждений, наносимых насекомыми деревьям и кустарникам.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных типов повреждений.

Технология работы Все части деревьев и кустарников могут повреждаться насекомыми во время питания, яйцекладки и устройства временного убежища для зимовки. Характер повреждения зависит от строения ротовых частей и яйцеклада, способа питания насекомого (снаружи или внутри тканей растений), физических свойств и физиологической реакции самого растения. Повреждения растений исключительно разнообразны и в то же время часто очень характерны для определенных видов вредителей. Пользуясь своеобразием признаков повреждений, можно определить многие виды вредителей.

С классификацией типов повреждений деревьев и кустарников, наносимых насекомыми лесным породам, следует познакомиться по учебнику [1].

1. Определить тип повреждений и вид вредителя в наборе, пользуясь таблицами ХVI–ХVII из практикума [2].

2. Составить краткое описание повреждений и зарисовать их с обозначением видов вредителей и их систематического положения.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Вредители плодов и семян. Вредители корней.

Вредители питомников, культур и естественного Цель работы: познание главных экологических групп насекомых-фитофагов.

Задачи работы: изучить особенности вредителей плодов и семян, корней, питомников, культур и естественного возобновления.

Обеспечивающие средства: наборы повреждений разных пород, имаго, личинок вредителей в пробирках и в коробках. Коллекции вредителей и поврежденных частей растений.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор экологических групп насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков определенных типов повреждений.

Технология работы По учебнику [1] познакомиться с главными экологическими группами насекомых.

1. С помощью определительных таблиц XVI – XVII, приведенных в практикуме [2], определить типы повреждений и насекомых.

2. Зарисовать не менее 15 разных повреждений разного типа на разных породах с обозначением типа вредителя и его систематического положения.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

Библиографический список: [1–6].

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

Хвое- и листогрызущие вредители. Стволовые вредители. Насекомые-энтомофаги Цель работы: познание главных экологических групп насекомых-фитофагов.

Задачи работы: изучить особенности хвое- и листогрызущих вредителей, стволовых вредителей, насекомых-энтомофагов.

Обеспечивающие средства: наборы повреждений разных пород, имаго, личинок вредителей в пробирках и в коробках. Коллекции вредителей и поврежденных частей растений. Насекомыеэнтомофаги.

Задание: на примере различных представителей класса осуществить разбор экологических групп насекомых.

Требования к отчету по лабораторной работе Результаты выполнения лабораторной работы представить в виде рисунков.

Технология работы По учебнику [1] познакомиться с главными экологическими группами насекомых.

1. Определить по практикуму [2] представленные в наборах повреждения и вредителей.

2. Зарисовать не менее 10 разных повреждений разного типа на разных породах с обозначением типа вредителя и его систематического положения.

3. Определить по практикуму [2] не менее 5 видов насекомыхэнтомофагов.

Контрольные вопросы 1. Какие типы повреждений наносят насекомые растениям?

2. Роль насекомых-энтомофагов в биоценозах.

Библиографический список: [1–6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронцов, А. И. Лесная энтомология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Воронцов. – 5-е изд. – М. : Экология, 1995. – 2. Мозолевская, Е. Г. Практикум по лесной энтомологии [Текст] / Е. Г. Мозолевская, Н. К. Белова, Г. С. Лебедева. – 3-е изд. – М. : Экология, 1991. – 256 с.

3. Бей-Биенко, Г. Я. Общая энтомология [Текст] / Г. Я. БейБиенко. – 3-е изд. – М. : Высш. шк., 1980. – 416 с.

4. Захваткин, Ю. А. Курс общей энтомологии [Текст] / Ю. А. Захваткин. – М. : Агропромиздат, 1986. – 319 с.

5. Росс, Г. Энтомология [Текст] : пер. с англ. / Г. Росс, Ч. Росс, 6. Чернышев, В. Б. Экология насекомых [Текст] / В. Б. Чернышев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 297 с.

ЭНТОМОЛОГИЯ

СБОРНИК ОПИСАНИЙ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ для подготовки дипломированного специалиста по направлению 656200 – Лесное хозяйство и ландшафтное строительство _ Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова (СЛИ СПбГЛТА) 167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, _ Редакционно-издательский отдел СЛИ СПбГЛТА. Подписано в печать 19.01.07. Бумага офсетная.

Формат 60 90 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,5.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 5

«Изучение коллекций вредителей сада и огорода.

Цель работы: закрепить знания по систематике насекомых, выявить общие признаки насекомых.

Оборудование: ручные лупы, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых - вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и др.

Ход работы :

1.Рассмотрите предлагаемые коллекции и заполните таблицу:

C:\Users\Андрей\Downloads\513_63.jpg
C:\Users\Андрей\Downloads\Melolontha_melolontha_14.jpg

C:\Users\Андрей\Downloads\яблонная-плодожорка.jpg

Представи-тель

Особенности внешнего вида (размеры, форма тела, окраска, расположение и число крыльев, усиков, глаз)

2. Рассмотрите коллекции насекомых-вредителей. Заполните таблицу.

C:\Users\Андрей\Downloads\0012-001-Rastitelnojadnymi-parazitami.jpg

C:\Users\Андрей\Downloads\яблонная-медяница.jpg

Характер повреждений

Собственные наблюдения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 310 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.02.2016 4391
  • DOCX 595 кбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яврова Татьяна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, поля, продовольственных запасов и др.

1. Рассмотрите предлагаемые коллекции

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз. Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.

2. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.

Список исследованных насекомых

Отряд жесткокрылыеОтряд чешуекрылыеОтряд прямокрылыеОтряд двукрылыеОтряд перепончатокрылыеНазвания насекомых 3. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе. Заполните таблицу:

Цель работы: закрепить знания по систематике насекомых, выявить общие признаки насекомых.

Оборудование: ручные лупы, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых - вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и др.

1.Рассмотрите предлагаемые коллекции и заполните таблицу:

Особенности внешнего вида (размеры, форма тела, окраска, расположение и число крыльев, усиков, глаз)

2. Рассмотрите коллекции насекомых-вредителей. Заполните таблицу.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: