Лабораторная работа по биологии 6 класс номер 3 строение вегетативных и генеративных почек сирени

Обновлено: 05.10.2024

1. Лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель.

2. Годичные побеги почками (сирень или тополь, смородина черная).

Ход работы:

Рассматриваем на побеге боковые и верхушечную почки веточки сирени. Форма почек округлая, продолговатая, небольшого размера. Почки бледно-зеленого цвета.

Отделяем от побега одну почку. Разрезаем ее вдоль. Кладем разрезанные части на предметное стекло.

Находим почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Делаем схематические зарисовки.

На веточке мы можем увидеть вегетативные и генеративные почки. Их отличие в том, что из вегетативной почки образуется зачаток и вырастут стебельки сирени. Такие почки с продолговатой верхушкой и мелкие. А вот из генеративной в будущем образуются только соцветия. Она более плотная, с округлой верхушкой и крупнее.

Вывод: Изучили внутреннее строение почек на примере веточки сирени. Исследовали отличие вегетативной от генеративной почки, нашли почечные чешуи, зачаточные листья и зачаточный стебелек.


Рассматриваем на побеге боковые и верхушечную почки веточки сирени. Форма почек округлая, продолговатая, небольшого размера. Почки бледно-зеленого цвета.

Отделяем от побега одну почку. Разрезаем ее вдоль. Кладем разрезанные части на предметное стекло.

Находим почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Делаем схематические зарисовки.

На веточке мы можем увидеть вегетативные и генеративные почки. Их отличие в том, что из вегетативной почки образуется зачаток и вырастут стебельки сирени. Такие почки с продолговатой верхушкой и мелкие. А вот из генеративной в будущем образуются только соцветия. Она более плотная, с округлой верхушкой и крупнее.

Вывод: Изучили внутреннее строение почек на примере веточки сирени. Исследовали отличие вегетативной от генеративной почки, нашли почечные чешуи, зачаточные листья и зачаточный стебелек

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 3

Цели: Изучить внутреннее строение почек

Оборудование и материалы : 1) лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель;

2) годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная);

Ход работы

1. Рассмотреть на побеге боковые и верхушечную почки. Отметить внешний вид почек (форму, окраску), оценить их размеры.

hello_html_241cf944.jpg

2. Отделить от побега одну почку. Разрезать ее вдоль. Положить разрезанные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком учебника, найти почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Определить какую почку рассматриваете – вегетативную или генеративную.

4. Рассмотреть вегетативную и генеративную почки. Описать чем они отличаются друг от друга.

5. Сделать схематический рисунок строения почки и подписать ее части.

6. Сделать выводы.

Лабораторная работа № 4

Тема: Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цели: изучить строение подземных побегов

Оборудование и материалы : 1) лупа ручная, препаровальная игла 2) клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого;

Ход работы

1. Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найти узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделать схематичный рисунок с подписями. Сделать вывод о значении корневища растения.

hello_html_1b122861.jpg

hello_html_m5ad98467.jpg

2. Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. Описать признаки, по которым их определили.

3. Рассмотреть глазки под лупой, найти в них почки. Сделать схематичный рисунок с подписями.

4. Разрезать луковицу вдоль и рассмотреть ее. Найти у нее стебель и листья. Определить, чем отличается луковица от корневища и клубня. Сделать схематичный рисунок с подписями.

hello_html_86837cd.jpg

5. Сделать выводы.

Цели: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения

Оборудование и материалы : 1) три склянки с водой, 2) скальпель, 3) комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус (любые).

Ход работы

Задание 1. Черенкование стеблей. (описать опыт)

1. Внимательно рассмотреть побеги традесканции, колеуса, бегонии металлической.

2. Разрезать побег на черенки с 2 – 3 листьями (узлами) на каждом. Удалить нижний лист.

3. Поставить черенки в воду так, чтобы 2 / 3 стебля были над водой.

hello_html_415c8f36.jpg

Задание 2. Черенкование листьев. (описать опыт)

1. Срезать у сенполии листовую пластинку вместе с черешком и поставить в воду.

2. Разрезать длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5 – 7 см каждый.

3. Поставить их в воду (неглубоко, иначе клетки задохнуться). При этом не спутайте верх и низ черенков!

hello_html_m4f20b4be.jpg

Задание 3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

1. Все сосуды с черенками поставить в светлое нежаркое место.

2. После развития корней посадить черенки в пластиковые прозрачные стаканы с почвой и поливать их.

3. Наблюдения за развитием корней записать в таблицу

Дата развития корней длиной

Дата посадки в почву

Выводы о вегетативном размножении.

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы : 1) лупа ручная, препаровальная игла,

2) боб фасоли с семенами

3) набухшие семена фасоли

Ход работы

1. Рассмотреть плоды фасоли – бобы. Раскрыть их. Рассмотреть, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

2. Рассмотреть внешний вид семени фасоли, отметить их форму и окраску.

3. Найти рубчик и семявход.

4. Пользуясь препаровальной иглой, снять с набухшего семени кожуру.

5. Найти зародыш семени. Изучить его строение. Рассмотреть части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

6. Определить, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Зарисовать семя, обозначить и надписать его части.

8. Сделать выводы и записать их в тетрадь.

Цели: Изучить внешнее строение корня

Оборудование и материалы : 1) лупа ручная

2) проросшее семя тыквы (редиса, гороха, фасоли)

Ход работы

1. Рассмотреть невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха, фасоли). Измерить его длину, толщину. Описать окраску.

2. Определить тип корневой системы.

3. Рассмотреть под лупой главный корень.

4. Изучить внешнее строение кончика корня. Найти корневой чехлик и корневые волоски.

hello_html_m52b76f48.jpg

5. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.

6. Зарисовать корень и надписать виды корней.

7. Сделать выводы и записать результаты работы в тетрадь

Цели: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование и материалы : 1) Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло .

2) Кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), сфагнум.

Ход работы

1. Изучить особенности строения зеленого мха (например кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определить мужское или женское это растение.

2. Изучить строение коробочки. Сделайте схематичный рисунок. Сделайте вывод о расселении растения.

3. Сравните кукушкин лен и сфагнум. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвления растения.

hello_html_m3d0b5f1f.jpg

4. Сделайте выводы.

Лабораторная работа № 7

Цель : изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование : побеги сосны, побеги ели, шишки сосны, шишки ели.

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Изучение строения шишек и семян

4.Рассмотрите шишки сосны, ели. Укажите их различия.

5.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

Расположение на стебле

7. Сделайте выводы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 310 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.08.2019 8991
  • DOCX 2.1 мбайт
  • 127 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Натёсова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложения к рабочей прграмме по биологии 6 класса к учебнику Пономаревой Н. И. включают разработки лабораторных работ и формы отчета.

Лабораторная работа № 3

Тема: Строение вегетативных и генеративных почек

Цели: Изучить внутреннее строение почек

Оборудование и материалы: 1) лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель;

2) годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная);

Ход работы

1. Рассмотреть на побеге боковые и верхушечную почки. Отметить внешний вид почек (форму, окраску), оценить их размеры.

2. Отделить от побега одну почку. Разрезать ее вдоль. Положить разрезанные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком 47 учебника, найти почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Определить какую почку рассматриваете – вегетативную или генеративную.

4. Рассмотреть вегетативную и генеративную почки. Описать чем они отличаются друг от друга.

5. Сделать схематический рисунок строения почки и подписать ее части.

6. Сделать выводы.

Форма отчета

Лабораторная работа № 3

Тема: Строение вегетативных и генеративных почек

Цели: Изучить внутреннее строение почек

Оборудование и материалы: 1) лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель;

2) годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная);

Ход работы


1. Побег – это часть стебля с расположенными на нем почками, листьями, если есть цветками и плодами.


2. верхушечная почка

3 3. боковая почка

2. Если почку разрезать и рассмотреть под лупой, то можно увидеть:

1. почечные чешуи


2. зачаточный стебель


3. конус нарастания

4. зачаточная почка

5. зачаточные листья

Это вегетативная почка, т.к. в ней находятся зачаточные листья.


3. Если в почке находится зачаточный бутон – это генеративная почка

1. почечные чешуи

2. зачаточный стебель

3. конус нарастания

4. зачаточная почка

5. зачаточный бутон

Вывод: Почка – это зачаточный орган растения.


Лабораторная работа № 4

Тема: Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цели: изучить строение подземных побегов

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла

2) клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого;

Ход работы

1. Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найти узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделать вывод о значении корневища растения.

2. Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. Описать признаки, по которым их определили.

3. Рассмотреть глазки под лупой, найти в них почки.

4. Разрезать луковицу вдоль и рассмотреть ее. Найти у нее стебель и листья. Определить, чем отличается луковица от корневища и клубня.

5. Сделать выводы.

Форма отчета

Лабораторная работа № 4

Тема: Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цели: изучить строение подземных побегов

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла

2) клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого;

Ход работы


1. Если рассмотреть растение – пырей, то можно увидеть:

1. стебель растения


3. узлы 4. почки

5. придаточные корни

Корневище – это видоизмененный подземный побег.


2. Клубень картофеля – видоизмененный побег


1. росток

2. глазки (пазушные почки)

3. основание клубня (стебель)

4. верхушечная почка


3. Луковица имеет:

1. Придаточные корни

2. Донце (укороченный стебель)

Луковица – это видоизмененный побег.

Выводы: Корневище, клубень, луковица – это видоизмененные побеги т.к. имеют такие же органы, как и надземные, побеги. Служат для запасания питательных веществ.

Лабораторная работа № 5

Тема: Черенкование комнатных растений

Цели: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения

Оборудование и материалы:1) три склянки с водой.

3) комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Ход работы

Задание 1. Черенкование стеблей.

1. Внимательно рассмотреть побеги традесканции, колеуса, бегонии металлической.

2. Разрезать побег на черенки с 2 – 3 листьями (узлами) на каждом. Удалить нижний лист.

3. Поставить черенки в воду так, чтобы 2 /3 стебля были над водой.

Задание 2. Черенкование листьев.

1. Срезать у сенполии листовую пластинку вместе с черешком и поставить в воду.

2. Разрезать длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5 – 7 см каждый.

3. Поставить их в воду (неглубоко, иначе клетки задохнуться). При этом не спутайте верх и низ черенков!

Задание 3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

1. Все сосуды с черенками поставить в светлое нежаркое место.

2. После развития корней посадить черенки в цветочные горшки с почвой и поливать их.

3. Наблюдения за развитием корней записать в таблицу

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной

Дата посадки в почву

Форма отчета

Лабораторная работа № 5

Тема: Черенкование комнатных растений

Цели: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения

Оборудование и материалы:1) три склянки с водой.

3) комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Ход работы

Задание 1. Черенкование стеблей.



Задание 2. Черенкование листьев.



Задание 3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной

Дата посадки в почву

Выводы: Вегетативное размножение растений очень широко распространено в природе. При вегетативном размножении растение наследует признаки материнского организма, это используют для сохранения ценных сортов культурных растений.

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла,

2) боб фасоли с семенами

3) набухшие семена фасоли

Ход работы

1. Рассмотреть плоды фасоли – бобы. Раскрыть их. Рассмотреть, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

2. Рассмотреть внешний вид семени фасоли, отметить их форму и окраску.

3. Найти рубчик и семявход.

4. Пользуясь препаровальной иглой, снять с набухшего семени кожуру.

5. Найти зародыш семени. Изучить его строение. Рассмотреть части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

6. Определить, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Зарисовать семя, обозначить и надписать его части.

8. Сделать выводы и записать их в тетрадь.

Форма отчета

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла,

2) боб фасоли с семенами

3) набухшие семена фасоли

Ход работы

1. Плод фасоли – боб, длиной 7 – 9 см, светло золотистого цвета. При вскрытии обнаружили семена –прикреплены к створкам боба.



2. Фасолины, до 1 см длиной, вогнутой формы, коричневого цвета .


3. На вогнутой стороне имеется рубчик – след от семяножки. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход.


4. С набухшего семени легко снимается семенная кожура.

5. Между двумя семядолями находится зародыш, который состоит из 1) семенная кожура


1 2) семядоли

3) зародышевый корешок

5 4 3 2 4) зародышевый стебелек

5) почечка с листочками

6. Запасные питательные вещества находятся в семядолях.

Выводы: Семя – орган размножения растений. Состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения.

Лабораторная работа № 2

Тема: Строение корня проростка

Цели: Изучить внешнее строение корня

Оборудование и материалы:1) лупа ручная

2) проросшее семя тыквы (редиса, гороха)

Ход работы

1. Рассмотреть невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерить его длину, толщину. Описать окраску.

2. Определить тип корневой системы.

3. Рассмотреть под лупой главный корень.

4. Изучить внешнее строение кончика корня. Найти корневой чехлик и корневые волоски.

5. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.

Читайте также: