Лазерная глиссада система посадки самолетов

Обновлено: 18.09.2024

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Красногорский завод им. С.А. Зверева представил разработанную совместно со специалистами Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны лазерную курсоглиссадную систему посадки воздушных судов LLS 1A. Она предназначена для безопасной посадки самолетов и вертолетов в сумерках, ночью и при сложных метеоусловиях.

Лазерная система состоит из трех маяков: двух глиссадных и одного курсового. Благодаря лазерным лучам маяков экипаж способен визуально наблюдать идеальную траекторию захода на посадку, рассказали Mil.Press Военное разработчики системы. Это позволяет выдерживать безопасную высоту полета, практически исключающую возможность неконтролируемого касания поверхности земли, точную соосность с ВПП, а также определять точку выравнивания и визуально наблюдать рекомендуемую точку касания ВПП.

При этом, по словам создателей LLS 1A, для экипажа излучение безопасно на любом расстоянии от маяка, так как даже на выходе из лазерного модуля плотность луча в сорок раз меньше, чем у бытовой лазерной указки.

Также Петр Сыгуров рассказал, что система полностью адаптирована для использования в условиях арктических аэродромов.

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.


В этом году исполнилось 10 лет с момента триумфа общего детища самарских и саратовских ученых, авторов уникального изобретения, которое позволят сажать самолеты в самых сложных погодных условиях.

Покорилась даже Антарктида

Система используется как вспомогательная, наряду с действующим светосигнальным оборудованием аэродрома, и ею сразу же заинтересовались не только российские, но и иностранные транспортные компании.

Отметим, что к 2011 году курсо-глиссадная система была испытана не только в Антарктиде, но и в аэропортах Самары и Саратова. Очень помогла продвижению проекта золотая медаль и диплом на 39-ом Международном салоне инноваций и изобретений в Женеве, куда разработка попала под эгидой инновационно-инвестиционного фонда Самарской области.

До полного счастья не хватало только сертификации, после которой систему можно было бы использовать не только в аэропортах, но и на водном транспорте.

Все зачеркнули лазерной указкой

Однако именно бумажная часть оказалась самым сложным испытанием. Вопросом сертификации занимался тогда Межгосударственный авиационный комитет (МАК), пустивший инноваторов по бюрократическому лабиринту.

Саратовский ученый, автор изобретения, положенного в основу современной разработки, еще в 2010 году, сразу после ЧП с польским бортом №1 (в авиакатастрофе под Смоленском из-за сильно тумана разбился самолет с президентом и членами правительства Польши), написал письмо Дмитрию Медведеву о созданной в России системе, которая могла бы предотвратить трагедию.

Когда не хватает денег

По подсчетам ученого, это порядка 150-200 аэропортов и около тысячи вертолетных площадок по всей стране.

Профессора Игоря Александровича Бережного с нами нет уже 30 лет… нет легендарного Главного Конструктора лазерной техники, организатора Конструкторского бюро автоматизированных систем - особо режимного предприятия минавиапрома СССР, где создавалось оружие Звездных Войн…



Жизнь Главного конструктора, профессора, доктора физико-математических наук Игоря Александровича Бережного трагически оборвалась в феврале 1981 года…

Он прожил жизнь в полете и покинул Землю - взлетев на воздух во взорвавшемся автомобиле… скандальное дело курировал сам тогдашний руководитель КГБ и будущий генсек Юрий Андропов…

Трагическая гибель вырвала из жизни талантливого ученого, одаренного конструктора… все то, что сделано им в науке и технике, достойно глубочайшего уважения.

Ничего и никого не нашли.

То-то и дело, что писали мы не для СО. и не для почтенного г-на Рабиновича. хотели выпустить юбилейную брошюру, но что-то не пошло. куда материалы ушли далее - не ведаю.
Я читал следственные материалы по факту взрыва на ул.Кирова. перевозил документы раненого шофера для оформления инвалидности.

Многозначительное МСКое молчание. наверняка на "своих" вышли и замолкли "в тряпочку".
Вообще-то - профнепригодность голимая. оберегаемый этими "бойцами невидимого фронта" Объект был уничтожен. СССРу пришел крандец из-за вороватых кладовщиков и пьяниц-сторожей.
А с тем "многознающим" персонажем видится приходилось. говорят, Вы росли вместе, а Ваши папы Кузьма и Петр дружковали.

По плодам их узнаете ИХ..

Бережной был засекречен.

недавно разрешили.

Шушуканья взрослых о Бережном я помню. Хотя по юности и не вникал серьезно.
Однозначно политическое убийство. Какие завистники? 81год. бомба. человек такого ранга.

Друг мой, Русанов Саша, ставил "Глиссаду" на авиа-несущем "Киеве" в Севастополе. У КБ классная турбаза была, Зумурские Ключи. Мы там водолазное снаряжение держали, на Амурах гоняли по Волге и протокам, и за Амуром, на водных лыжах. И подъемник бугельный на Красной Глинке КБАСовский, а вернее, Бережновский, был.

Сашу Русанова знаю хорошо. аквалангист.

На "Киеве" я бывал неоднократно. Севастополь только сегодня вспоминали с Виктором Батуриным. регистрировали и калибровали "Глиссаду-К" с вертолета КА-27. очко играло.

Интересно, как применялась Глиссада на Киеве?

История с гибелью Бережного - темень со слухами - типична для фигур такого уровня и для того времени. То что обогнал время - абсолютно точно. То что не уверен - не обгоняй, весьма вероятно. Там и шпиенство приплетали, и вредительство.
Если знаете - расскажите. Это важно, и для Самары тоже.

Надо бы покопаться, уважаемый analizator_sam. Но как посмотришь вокруг, руки опускаются, ничего уже не хочется знать. Вообще ничего.

не сочтите за дуру сумасшедшую.. может и экстрасенс-недоучка. Игорь вроде бы живой. может.. посмотрите мою страницу..(не смейтесь) маленькая была.. жили рядом с КБ.. и тетка вроде у него работала.. после аварии без рук-ног. полуслепой .. бригада "сделала голову профессора Доуэля".. держат в бункере .. НЛО им "рисует"..

По стечению обстоятельств общался с людьми, имевшими отношение к расследованию этого печального происшествия. Крутили дело долго, сменились три следственных бригады, причем отбирали лучших со всего Союза. Дело "усугублялось" тем, что взрыв произошел возле приемной Устинова на улице Кирова (это совпадение: просто к этому месту пролегал кратчайший путь от здания Минавиапрома - см. ниже).

Уголовное дело о хищениях в КБ было "побочным эффектом" активного следствия. Были там не хищения, а "нецелевое использование". Собственно, в любой конторе в те времена можно было бы найти аналогичную "уголовщину". Но здесь следователи рыли "на три метра вглубь", и им было важно дать хоть какой-то результат.

Причина же оказалась банальной - cherchez la femme.
Игорь Александрович (не тем будь помянут, ибо и специалист и человек был прекрасный) имел вполне простительную слабость к женскому полу. Собственно, взрыв произошел, когда он поджидал свою тогдашнюю пассию - сотрудницу МАПа, и произошел у нее на глазах. Место понятно: близко от министерства, и не так заметен факт встречи ("Ныса" московского представительства КБ была известна многим).

В самом факте передачи коробки с лекарствами, в которую было заложено СВУ, не было ничего странного - Бережной помогал очень многим людям, имевшим проблемы со здоровьем, добыча дефицитных медикаментов была его "благотворительной деятельностью".

Организовала взрыв бывшая любовница Бережного. Очень уж злопамятная и мстительная оказалась дама. Не смогла простить, что он ее бросил.

Жаль Игоря Александровича - но такова уж у него судьба оказалась.
Пусть земля ему будет пухом.

Лазерная система посадки воздушных судов

Изобретение относится к авиационной технике. Система содержит три лазерных излучателя, установленные вблизи взлетно-посадочной полосы со стороны захода воздушного судна на посадку, два из которых - глиссадные - расположены по краям полосы и предназначены для формирования лучей, определяющих плоскость глиссады, а третий - курсовой - расположен на продолжении осевой лини полосы и предназначен для формирования луча, определяющего курс посадки. В качестве лазерных излучателей используют полупроводниковые лазерные излучатели, выполненные с возможностью изменения направления формируемых лучей в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Глиссадные излучатели установлены на определенном расстоянии от начала полосы. Курсовой излучатель установлен с возможностью формирования луча под определенным углом относительно горизонтальной плоскости. Указанные расстояние и угол определяются из соотношений, в одном из которых фигурирует заданная величина допустимой ошибки положения воздушного судна по вертикали в точке дальнего привода при посадке, а в другом - заданный угол наклона плоскости глиссады и угол свободного прохождения луча над неровностями местности. Система характеризуется повышенными надежностью и сроком службы, а также минимальным энергопотреблением и небольшими габаритами. Использование системы позволяет улучшить ориентацию летчика при пилотировании воздушного судна в процессе захода на посадку и выполнения посадки в условиях ограниченной видимости (в сумерках, ночью и в сложных метеоусловиях). Это обеспечивает повышение уровня безопасности при посадке воздушных судов. Система характеризуется повышенным сроком службы, минимальным энергопотреблением и небольшими габаритами. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам посадки воздушных судов, и может быть использовано для улучшения ориентации летчика при пилотировании воздушного судна в процессе захода на посадку и выполнения посадки в условиях ограниченной видимости (в сумерках, ночью и в сложных метеоусловиях).

Среди лазерных систем посадки воздушных судов, применение которых не требует оснащения воздушного судна каким-либо дополнительным оборудованием, известна, например, лазерная система посадки (патент США №4196346, МПК: Н04В 9/00; G01S 1/18), которая включает расположенные вдоль края взлетно-посадочной полосы (ВПП), по крайней мере, 4 (четыре) лазерных излучателя и микроволновый генератор. Лазеры излучают свет с разной длиной волны (чтобы отличить излучение одного лазера от другого), и их лучи направлены под разными углами относительно горизонтальной плоскости ВПП так, что луч от излучателя, расположенного ближе других к торцу ВПП, направлен под наибольшим углом к плоскости ВПП, а луч от излучателя, расположенного дальше других от торца ВПП, направлен под наименьшим углом к плоскости ВПП. Участки лучей между точками их пересечения образуют траекторию снижения (приземления) воздушного судна. Для более вероятного обнаружения лазерного луча движение воздушного судна при его вхождении в область территории посадки корректируется с помощью пучка микроволнового излучения.

Эта система имеет ряд существенных недостатков, заключающихся в необходимости использования дополнительного генератора микроволнового излучения, большого количества лазерных излучателей с различными длинами волн излучения, что значительно усложняет систему и делает ее крайне дорогостоящей. Кроме того, сама методика посадки по данной системе не имеет определенного параметра точности посадки воздушного судна, так как не позволяет пилоту по заданной конфигурации лазерных лучей однозначно определить положение воздушного судна относительно ВПП, особенно в условиях ограниченной видимости.

Известна система посадки (патент США №6320516, МПК: G08G 5/00), включающая два лазерных источника, свет к которым от газового лазера подводится по оптическому волокну и которые устанавливаются в начале ВПП по ее краям. Лучи от этих источников направлены под небольшим углом к осевой линии ВПП, а в плоскости, перпендикулярной плоскости ВПП, лучи сканируют в пространстве, образуя две световые треугольные стены, обозначающие коридор для движения воздушного судна. Причем нижнее положение луча в плоскости сканирования указывает корректную траекторию снижения воздушного судна. Помимо этого свет от второго газового лазера, распространяясь по оптическому волокну, создает в начале ВПП на ее плоскости определенную сетку огней, обозначающих, в том числе, и осевую линию ВПП.

К недостаткам этой системы, безусловно, следует отнести отсутствие возможности для пилота воздушного судна ориентироваться в пространстве по азимуту, т.к. свет от сетки огней на ВПП, обозначающих осевую линию, не будет виден в условиях ограниченной видимости, также как и огни обычной светосигнальной системы. Кроме того, ориентируясь по нижнему положению боковых лазерных лучей при их сканировании, пилот воздушного судна не в состоянии однозначно определить положение воздушного судна относительно плоскости глиссады, как это предлагается в данном изобретении. Помимо этого система сама по себе является достаточно сложной, так как требует применения сканирующих устройств для лазерных излучателей.

Известна также система посадки летательных аппаратов (авторское свидетельство СССР №1828036, МПК: B64F 1/18), которая содержит установленные в начале ВПП три лазерных излучателя (один по центру и два по краям) и четыре блока лазерных излучателей, установленных на боковых границах ВПП симметрично ее продольной оси. Блоки лазерных излучателей создают пучки лазерных лучей, расположенные в плоскостях, перпендикулярных поверхности ВПП и параллельных ее оси, и расположенные под углом друг к другу. При вхождении воздушного судна в область посадки и пересечении им пучков лазерных лучей блоки лазерных излучателей должны поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной осей таким образом, чтобы пучки лазерных лучей приблизились к лазерным лучам, создаваемым тремя лазерными излучателями.

Очевидным недостатком данной системы является ее сложность, обусловленная, во-первых, использованием большого количества лазерных излучателей, а во-вторых, необходимостью регулировки положения блоков лазерных излучателей во время приземления воздушного судна.

Недостатком данной системы посадки является использование в качестве лазерных излучателей газовых лазеров, имеющих недостаточную надежность, небольшое время наработки на отказ, большие габариты и энергопотребление. К тому же использование газовых лазеров, излучающих свет в видимой области спектра, не позволяет создать надежные средства светомаскировки. Кроме того, в описании системы не определены параметры расположения лазерных излучателей относительно ВПП, не определены параметры углов наклона лучей лазерных излучателей относительно горизонтальной плоскости ВПП и относительно осевой линии ВПП.

Задачей предлагаемого решения является создание надежной лазерной системы посадки, повышающей уровень безопасности при посадке воздушных судов и характеризующейся повышенным сроком службы, минимальным энергопотреблением и небольшими габаритами.

Техническим результатом является улучшенная видимость лазерных лучей в воздушном пространстве и их комбинации, создающей символ, по которому летчик определяет положение самолета относительно посадочной траектории и точки приземления, особенно в сложных метеоусловиях, увеличение эффективности работы системы с точки зрения обеспечения воспроизводимости точности посадки воздушных судов за счет оптимального расположения лазерных излучателей и генерируемых ими лазерных лучей.

Поставленная задача решается тем, что в лазерной системе посадки воздушных судов, содержащей, по крайней мере, три лазерных излучателя, установленных вблизи взлетно-посадочной полосы со стороны захода воздушного судна на посадку, два из которых - глиссадные - расположены по краям полосы и предназначены для формирования лучей, определяющих плоскость глиссады, а третий - курсовой - расположен на продолжении осевой лини полосы и предназначен для формирования луча, определяющего курс посадки, согласно техническому решению в качестве лазерных излучателей используют полупроводниковые лазерные излучатели, выполненные с возможностью изменения направления формируемых лучей в вертикальной и горизонтальной плоскостях, при этом глиссадные излучатели установлены на расстоянии d от начала полосы, а курсовой излучатель установлен с возможностью формирования луча под углом α относительно горизонтальной плоскости, при этом значение d и α определяется из следующих соотношений:

Читайте также: