Лес пень холмик семья тля

Обновлено: 08.07.2024

Вопросы:
1 вариант
1. Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
2. Распредели насекомых в соответствии со строением их ротовых
аппаратов
Бабочка, комар, клоп, жук-долгоносик, медведка, кузнечик,
саранча, пчела, муха, слепень.
2 вариант
1. Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с
полным превращением?
2. Убери лишнее, объясни свой выбор:
Таракан, бабочка, клещ, богомол, колорадский жук. Почему?
3 вариант
1. Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и
почему?
2. Убери лишнее, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан,
пчела, кузнечик Почему?

1. Задание
Из предложенного ниже списка насекомых, выберите те,
что относятся к отряду Перепончатокрылые. Свой
выбор поясните.
Майский жук, капустная белянка, комнатная муха, пчела
медоносная, медведка, стрекоза, рыжий муравей,
наездник, тля, божья коровка.
2 . Задание
Исправь ошибки в тексте:
Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие
насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что
тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а
количество ног у насекомых равно восьми. При помощи
усиков насекомые общаются и различают запахи. А
глаза у насекомых простые, они не различают цвета.
Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.

Иерархия в
пчелиной семье:
Иерархия в
муравьиной семье:
Матка
Царица
Самка, главная пчела в улье.
Роль заключается в кладке яиц
Самка.
Роль заключается в кладке яиц.
Трутни
Самцы
Самцы.
Роль заключается в
оплодотворении самок.
Рабочие пчелы
Бесплодные самки.
Роль заключается в уходе за
ульем, самкой, личинками, сборе
нектара, в охране улья.
Личинки
Роль заключается в
оплодотворении самок.
Иерархия в школе:
Директор
Завуч
Рабочие муравьи
Бесплодные самки.
Роль заключается в уходе за
муравейником, самкой,
личинками, сборе корма, в охране
муравейника.
Личинки
Учитель
Ученики

надземная часть жилища
муравьев в виде холма из
хвои, листьев, комочков
земли.
жилище пчелы медоносной,
которое в природе имеет
вид кокона. Люди так же
стоят улья в виде
деревянных домиков.

9. Муравейник


Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды,
ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда
погреться.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в
состоянии полуспячки.
6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За
ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.
10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

10. Устройство муравейника

11. Особи пчелиной семьи:

12. Значение муравьев в природе и жизни человека

1)Участвуют в почвообразовательном процессе
(рыхление, обогащение кислородом, удобряют,
перемешивают);
2)Регулируют численность насекомых – вредителей
леса (уничтожают личинок);
3)Муравьи являются единственным опылителем
какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы
попробовать шоколад;
4)Муравьиная кислота является действенным
средством против клещей, уничтожающих пчёл.
Эти клещи прогрызают хитиновый покров и
высасывают гемолимфу.

Вопрос для группы №1:
-Какие преимущества дает общественный образ
жизни муравьям и пчелам?
Вопрос для группы №2:
- Зачем муравью муравейник?
Вопрос для группы №3:
- Как общаются муравьи?

14. Передача информации

Инстинкт – совокупность
врожденных моментов поведения,
закрепленных наследственно и
свойственных определенному виду
животных.

Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное
насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии.
Используется в производстве шелка.

18. Тутовый шелкопряд

19. Выращивание

Основное значение пчел в том, что они являются
производителями меда, воска, прополиса и других
продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители
почти всех цветковых растений.

Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные
муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и
переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают
почву своими ходами и тем самым способствуют образованию
структурной почвы.

Ответьте на вопросы (Письменно в тетрадях):
1. Какие насекомые относятся к общественным?
2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
4. Почему поведение общественных насекомых является
сложным, но не является разумным?
5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они
приносят?
6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу они
приносят?


I . Настроить микроскоп; 2. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых.

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос. Вопрос для группы №1: Какие преимущества дает общественный образ жизни пчелам? Вопрос для группы №2: - Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям?

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос.

Вопрос для группы №1:

  • Какие преимущества дает общественный образ жизни пчелам?

Вопрос для группы №2:

- Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям?

Значение пчел

Значение муравьев в природе:

Ответьте на вопросы:

1. Какие насекомые относятся к общественным?

2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.

3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.

4. Почему поведение общественных насекомых является сложным?

5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?

1. Подготовиться к тесту; 2. Ответить письменно на вопрос: Каких насекомых относят к вредным, какую роль они играют?

1. Подготовиться к тесту;

2. Ответить письменно на вопрос:

Каких насекомых относят к вредным, какую роль они играют?

Выбери один вариант ответа 1. С помощью каких органов муравьи общаются друг с другом? А. Усики Б. Глаза Проверка В. Ножки Г. Челюсти

Выбери один вариант ответа

  • 1. С помощью каких органов муравьи общаются друг с другом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого урока с использованием технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.

№ 36. Тема: Пчелы и муравьи – общественные насекомые.

изучить особенности поведения общественных насекомых;

изучить многообразие общественных насекомых;

изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;

развивать творческие умения учащихся;

развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;

воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;

воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;

муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;

муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;

пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.

внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;

пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;

пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

- Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

- Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

- Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

Цели: выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; показать роль в природе и значение в жизни человека; познакомить с одомашненным насекомым – тутовым шелкопрядом; доказать необходимость охраны этих насекомых; расширять кругозор учащихся.

Ш. Изучение нового материала Стадия вызова:

- Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

1.Актуализация опорных знаний

- Назовите представителей перепончатокрылых.

- Сколько пар ног у перепончатокрылых?

- Сколько пар крыльев у этих насекомых?

- Какой ротовой аппарат у медоносной пчелы? Какое он имеет значение?

- Какие органы чувств имеются на голове?

-Какие этапы проходит в своем развитии муравей? Как называется такое развитие?

- Могут ли жалить муравьи? Почему?

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

Пчелы и муравьи – общественные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода общество?

Ученики: Можно.

Учитель: Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

Все справились с заданием?

Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты (правда, это не мешает многим видам паразитов и комменсалов жить в муравейниках); другие ухаживают за потомством; третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель: Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики: да.

Учитель: означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики: наверно означает.

Учитель: А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель: что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

Какие насекомые относятся к общественным?

Назовите состав и особенности пчелиной семьи.

Назовите состав и особенности муравьиной семьи.

Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?

Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?

Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

- Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

- Как пчелы добывают мед?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Какие признаки характерны для всех представителей класса

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Какие признаки характерны для всех представителей класса

Какие признаки характерны для всех представителей класса

Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медвед.

Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, сверчок, пчела, кузнечик. Почему? Исправь ошибки в тексте: Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.

Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда Прямокрылые Саранча

Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда Прямокрылые Саранча


Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

Завуч Учитель Ученики Директор Иерархия в пчелиной семье: Иерархия в муравьин.

Завуч Учитель Ученики Директор Иерархия в пчелиной семье: Иерархия в муравьиной семье: Иерархия в школе:


жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же сто.

жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят улья в виде деревянных домиков. надземная часть жилища муравьев в виде холма из хвои, листьев, комочков земли.

Устройство муравейника

Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль в семье. Член с.

Пчелиная семьяМуравьиная семья Член семьиОсобенности, роль в семье.Член семьиОсобенности, роль в семье.

Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Сам.

Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало. Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Бескрылые особи, бесплодные самки. Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов. Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц. Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают. Пчелиная семьяМуравьиная семья Член семьиОсобенности, роль в семье.Член семьиОсобенности, роль в семье. МаткаМатка (царица) ТрутеньСамец Рабочие пчелыРабочий муравей

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо.

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос. Вопрос для группы №1: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам? Вопрос для группы №2: - Зачем муравью муравейник? Вопрос для группы №3: - Как общаются муравьи?

Откройте страницу 137 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради отв.

Откройте страницу 137 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради ответ на вопрос: Что такое инстинкт? Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Жужелица поедает червей, мокриц, многоножек, насекомых-вредителей сада и огор.


Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не вст.

Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Используется в производстве шелка.

Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, п.

Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители почти всех цветковых растений.

Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что.

Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают почву своими ходами и тем самым способствуют образованию структурной почвы.

Ответьте на вопросы: 1. Какие насекомые относятся к общественным? 2. Назовите.

Ответьте на вопросы: 1. Какие насекомые относятся к общественным? 2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи. 3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи. 4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным? 5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят? 6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу они приносят?

Продолжите пожалуйста фразу Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сег.

Продолжите пожалуйста фразу Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…

§28, вопросы после параграфа, записи в тетради; Ответить письменно на вопросы.

§28, вопросы после параграфа, записи в тетради; Ответить письменно на вопросы: Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое? - Как пчелы добывают мед?

В презентации собран материал для проверки знаний по классу насекомые, через систему заданий и вопросов обучающиеся формулируют самостоятельно тему урока, включены задания на закрепление знаний.

 Назовите признаки, характерные для всех представителей класса

Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, сверчок, пчела, кузнечик. Почему? Исправь ошибки в тексте: Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.

Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда Прямокрылые Саранча


Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

Почему представителей из отряда перепончатокрылых насекомых таких как пчёл, муравьёв называют общественными насекомыми, они тоже имеют общество ? = ?

Матка Самка, главная пчела в улье. Роль заключается в кладке яиц Трутни Самцы. Роль заключается в оплодотворении самок. Рабочие пчелы Бесплодные самки. Роль заключается в уходе за ульем, самкой, личинками, сборе нектара, в охране улья. Личинки Завуч Учитель Ученики Директор Царица Самка. Роль заключается в кладке яиц. Самцы Роль заключается в оплодотворении самок. Рабочие муравьи Бесплодные самки. Роль заключается в уходе за муравейником, самкой, личинками, сборе корма, в охране муравейника. Личинки Иерархия в пчелиной семье: Иерархия в муравьиной семье: Иерархия в школе:



 жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят улья в виде деревянных домиков. надземная часть жилища муравьев в виде холма из хвои, листьев, комочков земли.

Устройство муравейника

Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль в семье. Член семьи Особенности, роль в семье.

Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль в семье. Член семьи Особенности, роль в семье. Матка Матка (царица) Трутень Самец Рабочие пчелы Рабочий муравей Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало. Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Бескрылые особи, бесплодные самки. Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов. Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц. Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос. Вопрос для группы №1: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам? Вопрос для группы №2: - Зачем муравью муравейник? Вопрос для группы №3: Как общаются муравьи и пчелы? Вопрос дл группы № 4: Какую пользу приносят пчелы и муравьи природе и человеку.

Откройте страницу 126 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради ответ на вопрос: Что такое инстинкт? Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.


Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Используется в производстве шелка.

Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители почти всех цветковых растений.

Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают почву своими ходами и тем самым способствуют образованию структурной почвы.

Продолжите, пожалуйста, фразу: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… На следующем уроке мне бы хотелось…



Назовите признаки, характерные для всех представителей класса


Из предложенного списка насекомых уберите лишние, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, сверчок, пчела, кузнечик. Почему? Исправь ошибки в тексте: Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.


Чем отличаются представители отряда Чешуекрылые от отряда Прямокрылые Саранча



Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?


ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД. II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.


Почему представителей из отряда перепончатокрылых насекомых таких как пчёл, муравьёв называют общественными насекомыми, они тоже имеют общество ? = ?


Матка Самка, главная пчела в улье. Роль заключается в кладке яиц Трутни Самцы. Роль заключается в оплодотворении самок. Рабочие пчелы Бесплодные самки. Роль заключается в уходе за ульем, самкой, личинками, сборе нектара, в охране улья. Личинки Завуч Учитель Ученики Директор Царица Самка. Роль заключается в кладке яиц. Самцы Роль заключается в оплодотворении самок. Рабочие муравьи Бесплодные самки. Роль заключается в уходе за муравейником, самкой, личинками, сборе корма, в охране муравейника. Личинки Иерархия в пчелиной семье: Иерархия в муравьиной семье: Иерархия в школе:




жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят улья в виде деревянных домиков. надземная часть жилища муравьев в виде холма из хвои, листьев, комочков земли.



Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль в семье. Член семьи Особенности, роль в семье.


Пчелиная семья Муравьиная семья Член семьи Особенности, роль в семье. Член семьи Особенности, роль в семье. Матка Матка (царица) Трутень Самец Рабочие пчелы Рабочий муравей Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало. Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Бескрылые особи, бесплодные самки. Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов. Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц. Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.


Перед вами карточки, которые содержат текст и вопрос к тексту. Вам необходимо изучить предложенный текст и ответить на вопрос. Вопрос для группы №1: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам? Вопрос для группы №2: - Зачем муравью муравейник? Вопрос для группы №3: Как общаются муравьи и пчелы? Вопрос дл группы № 4: Какую пользу приносят пчелы и муравьи природе и человеку.


Откройте страницу 126 в учебнике, найдите информацию и запишите в тетради ответ на вопрос: Что такое инстинкт? Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.


Читайте также: