Лесной участок заготовка древесины

Обновлено: 04.07.2024

2020 год во многом стал знаковым для лесопромышленного комплекса РФ. Перемены коснулись самых различных аспектов отрасли: от введения пошлин на экспорт круглого леса и запрета на вывоз необработанной древесины (который вступит в силу в 2022 году) до полномасштабного запуска системы ЛесЕГАИС и принятия новой Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года.

Однако отдельного внимания в рамках произошедших перемен заслуживает Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года, касающийся утверждения новых правил заготовки древесины и её особенностей.

Правила заготовки древесины 2021: в чём суть перемен

Последняя редакция Правил заготовки древесины, вступившая в силу уже с 1 января текущего года, также имеет несколько отличий, хотя по большей части внесённые изменения не так уж велики, как могли быть.

Основные изменения коснулись девятого пункта правил, согласно которому заготовка леса должна вестись в границах расчётной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения леса, хозяйствам и главенствующим (преобладающим) древесным породам.

Арендаторы лесных участков или обладатели права на их бессрочное пользование, использующие эти территории для заготовки древесины, получат дополнительный объём леса в текущем году за счёт недоиспользованного установленного объёма изъятия древесины за предшествующие 3 года по видам рубок и хозяйствам. Главное условие (отличное от того, что было в редакции документа от 2016 года) состоит в том, что использовано должно быть не меньше 80% установленного на текущий год объёма изъятия древесины соответственно виду рубок и хозяйству, согласно договору аренды лесной площади или проекту освоения лесных территорий.

Дополнительный объём древесины предоставляется по тем видам рубок и хозяйства, по которым он не был недоиспользован в течение предшествующих трёх лет.

Рубки погибших и повреждённых лесных насаждений

Недоиспользованный объём древесины — разница между установленным допустимым объёмом изъятия (соответственно виду рубки и хозяйству) в рамках договора аренды или проекта освоения лесов и объёмом фактически заготовленного леса за соответствующий период.

Общий объём заготовленного в лесничестве леса по правилам не может превышать расчётный лесной участок, отведённый под вырубку. Также следует отметить, что древесина, заготовленная в рамках мероприятий по ликвидации ЧС на лесистой территории, возникшей по причине пожара, её последствий или очагов размножения насекомых-вредителей в расчётную лесосеку не входит.

Второе существенное изменение коснулось одиннадцатого пункта Правил, в котором рассматривается, в том числе, вопрос о продлении сроков действия лесной декларации.

В сущности, в данном пункте мало что поменялось, за исключением того, что теперь, согласно новым Правилам заготовки древесины, продлить срок, отведённый на лесозаготовительные работы, трелёвку лесогруза, частичную переработку, хранение и вывоз леса, можно в том случае, если работе помешали неблагоприятные погодные условия, подтверждённые соответствующей справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Это два основных и наиболее значимых изменения, коснувшихся Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, которые вступили в действие в 2021 году. Они не столь значительны, как в случае с последней редакцией Правил лесовосстановления, однако даже самая маленькая деталь в документации может оказать существенное влияние на реальный процесс лесозаготовки и связанных с ней процессов.

1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

4. Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины.

5. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

6. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе создавать объекты лесной инфраструктуры, в том числе лесные дороги, предназначенные для осуществления деятельности по заготовке древесины.

9. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

10. Предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).

11. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс. Статья 29. Заготовка древесины

В соответствии с частью 4 статьи 75 ЛК РФ по данному договору купли- продажи передаются лесные насаждения в целях их заготовки. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 ЛК РФ).

Выводы судов соответствуют положениям статей 26, 29, 89, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181"Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях".

По указанному договору арендодатель, действующий в соответствии со статьями 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании заявления арендатора - общества "Переработка" - о приведении заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488, обязан предоставить арендатору в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2 договора (условный номер 11:244:15:0563, общая площадь 21 734 га), сроком до 14.11.2031.

Частью 8 статьи 29 Лесного кодекса установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В силу пункта 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, заготовка древесины может осуществлять только на основании договоров аренды лесных участков.

По указанному договору арендодатель, действующий в соответствии со статьями 29, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании заявления арендатора - общества с ограниченной ответственностью "Переработка" (далее - общество "Переработка") о приведении заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда от 15.11.2006 N 27 (протокол о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 31.10.2006 N 697) в соответствии с Лесным кодексом и распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008 N 488, обязан предоставить арендатору в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2 договора, сроком по 14.11.2031.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2, 26, 29 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемых отказов. При этом суды исходили из того, что выделение дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного объема древесины за предыдущие годы не ставится в зависимость от отсутствия задолженности по арендной плате за предыдущие периоды.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в части возмещения ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев в квартале 205, расположенном на территории Суоярвского центрального лесничества, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на статьи 16, 26, 29, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 3, 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, разъяснения, изложенные в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", исходили из того, что Общество на основании договора аренды от 17.12.2008 N 53-з, а также лесной декларации от 29.09.2014 об использовании леса с 09.10.2014 по 08.10.2015 было вправе осуществлять заготовку древесины на указанной лесном участке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 26, 29 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 10, 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом от 01.08.2011 Федерального агентства лесного хозяйства, исходил из освоения Обществом полностью расчетной лесосеки на 2014, недоиспользовав объем древесины, подлежащей заготовке в 2011-2013 годах. При этом судом было отмечено, что выделение дополнительного объема древесины в текущем году не ставится в зависимость от отсутствия задолженности по арендной плате за предыдущие периоды.

В соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок исчисления расчетной лесосеки.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

не действующим на территории Российской Федерации Постановление Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР" (СП СССР, 1981, N 33, ст. 184);

В соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила заготовки древесины.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации ;

Часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

б) заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации .

В соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

В случае если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование (часть 8.1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2009 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009 года, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 года, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2009 года), было отказано в удовлетворении требований ЗАО "Аятское" о признаний незаконным отказа Министерства природных ресурсов Свердловской области переоформить договор безвозмездного пользования участками лесного фонда (заключен 22 июня 2002 года на срок 49 лет) в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации и о возложении на Министерство обязанности в месячный срок со дня вступления в силу решения арбитражного суда произвести соответствующее переоформление. Арбитражные суды исходили, в частности, из того, что в условиях действующего правового регулирования лесных отношений (статьи 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены юридическим лицам, осуществляющим заготовку древесины, к числу которых относится заявитель, в безвозмездное срочное пользование; в соответствии с принципом платности использования лесов в Российской Федерации лесные участки для указанных целей предоставляются не иначе как на основании договора аренды.

1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

4. Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины.

5. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

6. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе создавать объекты лесной инфраструктуры, в том числе лесные дороги, предназначенные для осуществления деятельности по заготовке древесины.

9. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

10. Предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).

11. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Потенциально доступные рентабельные участки леса для аренды становятся все большей редкостью и имеются всего на 20% земельных угодий Российской Федерации. Аренда лесного участка для заготовки древесины становится проблемой. Причина – фактическая разница между прогнозируемым и реальным запасом материалов лесоустройства, которая может достигать 50 % . Полученные участки зачастую состоят из молодых насаждений, болот, не восстановившихся от предыдущей вырубки пустырей. В результате чего лесопользователи не получают значительной доли тех доходов, которые планировали.

Кто участвует в аукционе

Можно ли и как взять в аренду лесной участок без участия в аукционе (ст.39.6 Земельного Кодекса РФ)? Таким правом обладает льготная категория граждан:

  • многодетные семьи, кому необходим земельный участок для покоса сена и выпаса собственного домашнего скота;
  • ветераны труда;
  • другие.

Для всех остальных процедура оформления определена ст.73.1 Лесного Кодекса РФ (далее ЛК РФ): первый этап – победа в конкурсных торгах, затем оформление сделки.

Аукцмон по аренде леса

Этапы оформления аренды лесного участка

Рассмотрим порядок действий для получения участка в аренду:

  1. Выбор желаемого участка. Лесной участок – это земельный надел, принадлежащий государственному природоохранному фонду (ст.ст.7,8 ЛК РФ).
  2. Определение подведомственности объекта. Для этого подается заявка в учреждение ЕГРН.
  3. Подача заявления в соответствующую государственную администрацию.
  4. Представление пакета документов для участия в конкурсных торгах.
  5. За пять дней до начала аукциона кандидат получает уведомление о времени и месте проведения.
  6. После внесения аукционного задатка участник прикладывает к заявке чек. Непоступление задатка является отказом в участии.
  7. В назначенное время будущий арендатор участвует в проведении конкурса.

Протокол, пакет документов, которые сдавались для участия в конкурсе ранее, заявление на разрешение аренды желаемого участка необходимо подать в отдел по земле соответствующей администрации.

Арендодателем всегда будет выступать то учреждение, в ведомстве которого находится избранный надел. Если это федеральный орган, то стороной соглашения будет непосредственно Российская Федерация.
Протокол аукциона является основанием для заключения соглашения.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующую информацию:

  • данные налогового учета;
  • документы, подтверждающие право собственности построенных объектов на лесном участке (если такие имеются).

После рассмотрения соответствия документов требованиям правовых норм, арендатора приглашают на оформление договора.

Оформление договора на аренду леса

Для заключения договора аренды лесного участка, необходимо предоставить документ, подтверждающий целевое его использование

Необходимые документы для оформления договора

Арендаторы лесных участков должны представить следующие документы:

  • заявление;
  • идентифицирующий личность документ (для физ. лиц и ИП);
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие целевое использование земельного лесного надела (например, бизнес-план).

В заявлении обязательно указываются идентифицирующие данные заявителя, если организация – юридические реквизиты, место регистрации, контактные сведения, банковские реквизиты для совершения расчетов.

Также в заявлении сразу описывается местонахождение объекта, кадастровый номер и его целевое назначение. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней.

Как взять лес в аренду под вырубку

В случае если вырубка леса происходит как реализация инвестиционного проекта, являющегося ключевым по значимости для государства, договор заключается сразу.

При аренде земель лесного хозяйства, предполагается вывоз части зеленых насаждений. В такой сделке заключаются два договора:

  • один на вырубку деревьев;
  • второй – на вывоз.

Цели использования леса в таком случае не имеют значения.

Особенности аренды по заготовке древесины

Не проводятся конкурсные торги, если цель аренды – заготовка древесины. Согласно лесосечным картам, с обладателями которых договоры аренды заключаются в первую очередь, работы проводятся по вырубке прогнивших, засохших деревьев. По окончанию работ составляется акт осмотра территории.

Составление договора аренды леса

В договоре аренды должны четко прописываться сроки и предмет соглашения, а также права и обязанности сторон

Договор аренды участка лесного фонда, его особенности

Основные положения:

  1. Полное и четкое определение сторон сделки с идентифицирующей информацией.
  2. Предмет договора – передача во временную эксплуатацию земельного участка, находящегося на учете в лесном фонде региона РФ.
  3. Детальное описание объекта соглашения – какова его площадь, особенности, наличие строений, коммуникации, прочее.
  4. Длительность аренды.
  5. Сумма регулярного платежа (ч.5 ст.73 ЛК РФ) – рассчитывается по методике расчета арендной платы лесных угодий, утвержденной Постановлением Правительства РФ 01.02.2016 №53.
  6. Права, обязанности контрагентов, включая третьих лиц, если предусмотрена переуступка аренды участка лесной зоны: например, письменное уведомление арендодателя. Возможность передачи арендатором участка третьему лицу возникает при заключении договора сроком на пять лет (ч.9 ст.22 Земельного Кодекса России).
  7. Внесение изменений регулируется ст. 74.1 ЛК РФ: договорные обязательства не подлежат изменению или отмене в том случае, если были заключены в результате торгов.
  8. Исключения: изменение целевого назначения либо изменение основных предписаний его ведения. Например, арендатором производилась вырубка деревьев, возраст которых не оговорен в контракте. Также изменения вносятся при форс — мажоре.
  9. Для внесения правок подается исковое заявление. Решение суда основываться на изменении качественных и количественных характеристиках арендованных лесонасаждениях. По этим причинам может осуществляться и расторжение правоотношений аренды лесного хозяйства.
  10. Ответственность сторон.
  11. Решение споров, судебная инстанция для их решения.
  12. Причины досрочного расторжения правоотношений, с детальным описанием возможных нарушений.

Приведем примеры:

  • нарушение регламента защиты участка от вредоносного воздействия микроорганизмов (ч.5 ст.60.1 ЛК РФ);
  • нарушение противопожарной дисциплины (ч.8 ст.51 ЛК РФ);
  • загрязнение отходами лесного участка (ч.5 ст.60.12 ЛК РФ);
  • отказ от восстановления эксплуатируемой природной зоны (ч.4 ст.61 ЛК РФ);
  • несвоевременного внесения оплаты по договору (ст.619 ГК РФ) и прочее.
  1. Реквизиты и подписи сторон.

К соглашению прилагаются:

  • акт приема-передачи участка;
  • регламент начисления арендной платы и ее расчет;
  • план с подробным описанием участка.

При заключении соглашения, где берется лес в аренду на 49 лет, или не менее десяти лет необходима его регистрация в ЕГРН (Едином государственном Реестре недвижимого имущества).

Перечень документов для регистрации

Список документов включает:

  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия арендатора заключать и подписывать подобные соглашения;
  • копия договора аренды, по которому право пользования переходит к заявителю, заверенная нотариально;
  • план участка с указанием площади.

Вместе с заверенными копиями документов представляются и подлинники.

После проверки и принятия решения о расторжении соглашения Госучреждение уведомляет об этом Росреестр для снятия с регистрации договора (срок три рабочих дня).

В случае добросовестной эксплуатации выбранного лесного участка у арендатора появляется возможность заключения последующего договора без проведения аукциона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: