Лесопатологический мониторинг за вредителями и болезнями

Обновлено: 08.07.2024

1.1. Настоящее Положение определяет основные цели и принципы организации и ведения лесопатологического мониторинга.

1.2. Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) - это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий.

1.3. Лесопатологический мониторинг является информационной основой государственного контроля за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой на территории лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации. Он включает в себя систему сбора, хранения и использования лесопатологической информации.

1.4. Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одной из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством.

1.5. Лесопатологический мониторинг составляет функциональное направление лесного мониторинга, входящего в Единую Государственную Систему Экологического Мониторинга.

1.6. Лесопатологический мониторинг организуется на всей территории лесов I группы, на территории лесов II и III групп, используемых в различных целях или испытывающих различные антропогенные воздействия, и в которых вероятно образование очагов вредителей и болезней.

1.7. На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, лесопатологический мониторинг включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.

1.8. Система лесопатологического надзора и прогноза развития, распространения вредителей, болезней лесов, включающая сигнализацию о повреждении лесов, входит в ЛПМ и является неотъемлемой его частью.

1.9. Целью организации лесопатологического мониторинга является своевременное обнаружение неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявление и прогнозирование массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия окружающей среды природного и антропогенного характера, получение своевременной и достоверной информации о нежелательных изменениях в состоянии лесов под влиянием антропогенных процессов и материалов для обоснования решений по охране, защите леса, способствующих повышению его средоохранных и средоформирующих функций, предотвращению ущерба, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем, рациональному использованию лесных ресурсов и устойчивому развитию лесного сектора экономики России.

2. Порядок организации лесопатологического мониторинга

2.1. Организация системы лесопатологического мониторинга осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов. Порядок организации и ведения лесопатологического мониторинга определяется настоящим Положением и Проектом организации и ведения лесопатологического мониторинга на территории субъектов Российской Федерации, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.

2.2. Федеральный орган управления лесным хозяйством устанавливает перечень первоочередных объектов лесопатологического мониторинга и очередность организации ЛПМ по субъектам Российской Федерации.

2.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в соответствии с очередностью, определяемой федеральным органом управления лесным хозяйством, проводят необходимые изыскательские и другие работы с привлечением проектных и научных организаций соответствующего профиля, по результатам которых составляется Проект организации и ведения лесопатологического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации.

2.4. Проект организации и ведения лесопатологического мониторинга разрабатывается в соответствии с утвержденными нормативными документами и должны включать характеристику лесного фонда Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, сведения по объемам и причинам ослабления, усыхания насаждений, площади очагов вредителей, болезней леса, объемы и эффективность осуществления истребительных и санитарно-оздоровительных мероприятий, обоснование проектируемых технологий сбора, хранения и анализа лесопатологической информации, оценку необходимых затрат.

2.5. Проект организации и ведения лесопатологического мониторинга в субъектах Российской Федерации по мере необходимости проходит согласование в территориальных специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей природной среды и вводится в действие федеральным органом управления лесным хозяйством.

2.6. Изменения в Проект организации и ведения лесопатологического мониторинга вносятся органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации по мере необходимости, проходят согласование в территориальных специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей природной среды и утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

3. Основные принципы организации

3.1. Технологической основой ЛПМ является сочетание наземных и дистанционных методов получения информации, системы ее обработки, анализа и хранения с использованием тематических и картографических банков данных на основе взаимосвязанных, адекватно отражающих наблюдаемую в лесах ситуацию показателей.

3.2. Первоочередными объектами лесопатологического мониторинга являются особо ценные леса, леса особо охраняемых природных территорий, леса в районах техногенного загрязнения, пострадавшие от стихийных бедствий, подвергающиеся интенсивному хозяйственному воздействию, рекреационной нагрузке, поврежденные огнем, вредными организмами и другими факторами неблагоприятного воздействия природного и антропогенного происхождения.

3.3. Во всех лесах I группы, лесах II и III групп, используемых в различных целях по договорам аренды и концессии, объектами лесопатологического мониторинга являются группы насаждений, объединенных по специальной методике, популяции вредителей, болезни леса, параметры антропогенного влияния, других условий окружающей природной среды в пределах этих групп насаждений.

3.4. В остальных лесах II и III групп объектами лесопатологического мониторинга являются насаждения, подверженные антропогенному влиянию; различные параметры окружающей природной среды; насаждения, в которых вероятно образование очагов вредителей и болезней; популяции вредителей и болезни леса в них.

3.5 Базовыми элементами лесопатологического мониторинга являются материалы лесоустройства, сеть пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов. Общая площадь насаждений, запроектированных под постоянные пункты наблюдений, обзорные маршруты и их количество зависят от пространственной и качественной структуры лесного фонда Российской Федерации, других объектов наблюдения и заданной точности отслеживаемых параметров.

3.6. При определении количества пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов принимается во внимание представительность площади разных групп насаждений, объединенных по специальной методике и имеющих общую структуру древостоев, происхождение, условия произрастания, состав вредителей и болезней, характер и степень антропогенного влияния, а также текущая информация о развитии вредителей, болезней леса, других патологических процессов.

3.7. Площадь выдела, в котором располагается постоянный пункт наблюдений, должна быть не менее 2 га. Насаждения, в которых располагаются постоянные пункты наблюдений, исключаются из расчета промежуточного и побочного пользования.

3.8. Постоянные пункты наблюдений представляют собой серию размерных пробных площадей, обозначенных в натуре, на которых нумеруются все деревья основного полога и учитывается подрост основных лесообразующих пород. Описание деревьев и подроста осуществляется по установленной форме с применением методов перечислительной и инструментальной лесопатологической таксации деревьев. Постоянные пункты наблюдений должны иметь надежную привязку на местности.

3.9. Обзорные маршруты представляют собой серию лесотаксационных выделов площадью не менее 1 га каждый, протяженность обхода которых не должна превышать величины дневного перехода в конкретных условиях. Описание состояния насаждений, популяций вредителей и болезней, других факторов воздействия осуществляется на маршрутах по установленной форме с применением методов глазомерной и перечислительной таксации.

3.10. Количество пунктов постоянного наблюдения и обзорных маршрутов, периодичность наблюдений, перечень и объем собираемой информации обосновываются в Проекте организации и ведения лесопатологического мониторинга с учетом экономической целесообразности и степени вероятного риска потерь от ослабления и усыхания лесов.

3.11. Число лесотаксационных выделов на маршруте и их расположение должно периодически уточняться на основании информации об изменении санитарного состояния, лесопатологической обстановки и изменениях в структуре лесного фонда Российской Федерации.

4. Порядок ведения и финансирования

4.1. Организация и ведение лесопатологического мониторинга осуществляются в соответствии с утвержденным Проектом организации и ведения лесопатологического мониторинга.

4.2. Регулирование финансового и организационного обеспечения лесопатологического мониторинга осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством по результатам контроля деятельности региональных систем лесопатологического мониторинга.

4.3. Финансирование лесопатологического мониторинга осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании утвержденных проектов организации и ведения лесопатологического мониторинга. В лесах, переданных в пользование по договору аренды и договору концессии, лесопатологический мониторинг осуществляется за счет лесопользователя.

5. Порядок сбора, хранения и использования

информации лесопатологического мониторинга

5.1. По результатам лесопатологического мониторинга органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации формируются и поддерживаются базы данных первичной лесопатологической информации.

5.2. Системы управления базами данных первичной лесопатологической информации должны иметь один из общеупотребимых форматов хранения и обеспечивать возможность удаленного доступа.

5.3. Структура базы данных первичной лесопатологической информации, программное обеспечение и технические средства поддержки определяются Проектом организации и ведения лесопатологического мониторинга.

5.4. Анализ лесопатологической информации осуществляется в соответствии с Проектом организации и ведения лесопатологического мониторинга. По результатам анализа информации с постоянных пунктов наблюдений, с привлечением материалов обзорных маршрутов, составляется прогноз санитарного состояния насаждений и лесопатологической обстановки, формируются планы (корректировки) проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, другие плановые и отчетные документы.

5.5. По результатам лесопатологического мониторинга органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации ежегодно к 15 ноября направляют в федеральный орган управления лесным хозяйством формы учета лесопатологической информации, а также проекты профилактических и истребительных мероприятий против вредителей, болезней леса, планы санитарно-оздоровительных и других лесозащитных мероприятий на следующий календарный год.

5.6. Формы учета лесопатологической информации составляются по единой схеме записи согласно Наставлению по организации и ведению лесопатологического мониторинга.

5.7. Проекты профилактических и истребительных мероприятий против вредителей и болезней леса, планы санитарно-оздоровительных и других лесозащитных мероприятий составляются согласно Санитарным правилам в лесах России и другим нормативным документам.

Судебная практика и законодательство — "Положение о лесопатологическом мониторинге" (утв. Рослесхозом 12.09.1997)

12. Объектами лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и не входящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы.

проект организации лесопатологического мониторинга лесов на региональном уровне.

12. Информация о лесных пожарах (видеоматериалы, фотографии, информация на магнитных носителях, карты, справки, таблицы, схемы, графики и т.п.).

Примечание. Картографические материалы, в том числе аэрофотоснимки, аэрокосмические снимки, фотосхемы, фотопланы и другие, имеющие гриф "Секретно" или "Для служебного пользования", передаются пользователю в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700) и других документов, определяющих порядок работы с такими документами.

Положение о лесопатологическом мониторинге. Утверждено Приказом Рослесхоза от 30.12.93 N 349.

Положение о лесных питомниках высокой культуры. Утверждено Приказом Рослесхоза от 27.09.93 N 252.

Положение о межрайонном инженере-лесопатологе. Утверждено Приказом Рослесхоза от 03.12.93 N 321.

2. Ведение лесопатологического мониторинга. Организация сигнализации и надзора за появлением и размножением вредителей и болезней леса и другими признаками неблагополучного состояния лесов, лесных культур и посевов в питомниках. Состояние учета действующих очагов вредителей и болезней леса.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 ноября 2020 года N 910

1. Утвердить порядок проведения лесопатологических обследований согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму акта лесопатологического обследования согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.Кобылкин

в Министерстве юстиции

18 декабря 2020 года,

регистрационный N 61584

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 9 ноября 2020 года N 910

Порядок проведения лесопатологических обследований

I. Общие положения

1. При проведении лесопатологических обследований (далее - ЛПО) осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами.

ЛПО проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга (далее - ГЛПМ), а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

Часть 1 статьи 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 31, ст.5028).

2. К проведению лесопатологических обследований не допускаются лица, не имеющие профессиональной подготовки по одной из следующих специальностей "Лесное и лесопарковое хозяйство", "Лесное дело", "Лесоинженерное дело" либо опыта работы в лесной отрасли (проведения лесопатологических обследований) не менее трех лет.

3. Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или повреждённых вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений, обязаны в пятидневный срок со дня обнаружения таких насаждений (деревьев) проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области лесных отношений в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 31, ст.5028) (далее - уполномоченные органы, Лесной кодекс).

4. Информация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка, направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения, предполагаемых причин повреждения (с описанием признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя: фамилия, имя, отчество (при наличии) и телефон) в уполномоченные органы.

5. Проверка информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, проводится уполномоченными органами в семидневный срок с момента ее получения.

6. Уполномоченные органы в течение трех рабочих дней после проверки информации направляют ее в учреждения, осуществляющие государственный лесопатологический мониторинг.

7. ЛПО проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными (рекогносцировочным) и (или) инструментальными (детальным) способами, обеспечивающими установленную настоящим Порядком точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов.

8. ЛПО проводятся в целях:

а) получения информации о текущем санитарном состоянии лесных насаждений;

б) получения информации о текущем лесопатологическом состоянии лесных насаждений;

в) назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

Оценка санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части осуществляется исходя из средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части, определенной исходя из категорий санитарного состояния деревьев каждой древесной породы в лесных насаждениях на соответствующем лесотаксационном выделе или его части.

По санитарному состоянию лесные насаждения подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к лесным насаждениям с неудовлетворительным санитарным состоянием. Ослабленные, сильно ослабленные лесные насаждения относят к поврежденным лесным насаждениям. Усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к погибшим лесным насаждениям.

Лесопатологическое состояние лесов (лесных насаждений) определяется по наличию или отсутствию в них очагов вредных организмов. При обследовании выделяются: слабая степень объедания кроны - до 25% включительно, средняя степень объедания кроны - от 25,1% до 50% включительно, сильная степень объедания кроны - от 50,1% до 75% включительно и сплошная степень объедания кроны (сплошное объедание) от 75,1% и выше.

9. Лесопатологические обследования проводятся в отношении лесных насаждений во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации (изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду). В вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также в лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами, лесопатологические обследования проводятся в течение года.

10. В лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств устанавливаются объемы ЛПО исходя из текущей ситуации на момент составления лесного плана. Ежегодные объемы ЛПО корректируются с учетом данных ГЛПМ и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

11. ЛПО визуальным способом (рекогносцировочным) планируются на основе информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной в результате осуществления ГЛПМ, государственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполномоченных органов, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

12. ЛПО инструментальным способом (детальным) планируются в лесных насаждениях, в которых по результатам ГЛПМ и (или) ЛПО визуальным способом, а также по информации, полученной из других источников, необходимо проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - СОМ).

13. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов.

14. ЛПО инструментальным (детальным) способом проводятся только с использованием наземного метода.

15. В процессе ЛПО осуществляется:

а) определение причин повреждений (или гибели) лесных насаждений;

б) определение местоположения и границ поврежденных лесных насаждений;

в) определение текущего санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;

г) назначение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов;

д) выявление аварийных деревьев.

16. При неоднородности санитарного и лесопатологического состояния лесотаксационного выдела выделяется и описывается его часть или части (лесопатологические выделы).

17. При выявлении погибших насаждений или действующих очагов вредителей леса со средней и сильной степенью заселения насаждений минимальная площадь лесопатологического выдела составляет 0,1 га независимо от зоны лесопатологической угрозы. При обследовании лесных насаждений на лесных участках площадью менее 0,1 га, переданных для использования, допускается выделять лесопатологические выделы площадью менее 0,1 га.

18. По результатам осуществления ЛПО составляется акт лесопатологического обследования по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему приказу.

19. Акт лесопатологического обследования действует до момента сохранения характеристик (санитарных и лесопатологических) лесного насаждения, но не менее 3 (трех) лет.

II. Проведение ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом

20. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом проводятся с целью определения текущего санитарного и лесопатологического состояния лесов, предварительного определения границ, площади и пространственного расположения поврежденных и погибших лесных насаждений.

21. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом планируется на основе информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной в результате осуществления ГЛПМ, государственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполномоченных органов, граждан и юридических лиц.

22. При проведении ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом допускается погрешность не более 15% в определении характеристик санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

23. При проведении ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом определение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений проводится путем глазомерной оценки. Глазомерная оценка проводится по состоянию деревьев в соответствии со шкалой категорий состояния деревьев, установленной правилами санитарной безопасности в лесах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.

24. При глазомерной оценке состояния лесных насаждений, поврежденных различными факторами, в акте лесопатологического обследования указываются:

а) повреждения пожарами - распределение деревьев по категориям состояния; характер усыхания лесного насаждения; огневые повреждения крон, стволов и корней, а также доля деревьев с наличием признаков повреждения;

б) повреждения ветрами - распределение деревьев по категориям состояния; механические повреждения деревьев и доля деревьев с наличием признаков повреждения;

в) повреждения хвое- и листогрызущими насекомыми - распределение деревьев по степени объедания кроны, другие признаки повреждения деревьев;

г) повреждения стволовыми вредителями - распределение деревьев по категориям состояния; заселение стволовыми вредителями и доля заселенных (или отработанных) деревьев;

д) поражения болезнями леса - распределение деревьев по категориям состояния; наличие плодовых тел, язв и трещин с указанием доли стволов с наличием этих признаков;

е) повреждения почвенно-климатическими и антропогенными факторами, повреждения дикими животными - распределение деревьев по категориям состояния.

25. По результатам глазомерной оценки производится распределение деревьев по категориям состояния в процентах от общего запаса обследуемого лесного насаждения и отдельно по каждой древесной породе от запаса породы. Определяется средневзвешенная категория состояния для каждой древесной породы и обследуемого лесного насаждения. Определяется доля деревьев с наличием признаков повреждения в процентах от запаса для каждой породы и насаждения в целом.

26. Средневзвешенная категория состояния для каждой древесной породы и для насаждения на выделе, части выдела, группе выделов рассчитывается в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.

27. При распределении деревьев по категориям состояния учитывается старый сухостой (прекратившие жизнедеятельность, засохшие, но стоящие на корню деревья), в том числе выведенный из состава древостоя при последнем лесоустройстве.

28. При оценке санитарного и лесопатологического состояния лесов точность оценки суммарной доли запаса деревьев из категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой (ветровал, бурелом) должна находиться в пределах погрешности, указанной в пунктах 22 и 38 настоящего Порядка.

29. Предельно малой нормой сухостоя, бурелома и ветровала, подлежащей учету при визуальном ЛПО, является величина, вдвое превышающая естественный отпад (отмершие деревья в лесных насаждениях в результате естественного изреживания древостоя). Величина естественного отпада определяется по таблицам хода роста насаждений для каждого субъекта Российской Федерации.

30. В насаждениях, поврежденных пожарами, в зависимости от вида пожара оптимальные сроки проведения ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом составляют: при верховом и подземном пожаре без ограничений; при низовом пожаре высокой и средней интенсивности через 1-1,5 месяца после его ликвидации; при низовом пожаре слабой интенсивности через 1,5-2 месяца после его ликвидации. ЛПО до истечения 1,5 месяцев проводятся только с обязательной закладкой проб на состояние корневых лап и корневой шейки деревьев (место перехода корней в ствол). При наличии в составе лесных насаждений, пройденных пожаром, лиственных пород ЛПО визуальным способом проводятся до окончания вегетационного периода (кроме насаждений, пройденных верховым пожаром).

31. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом с использованием наземного метода в поврежденных лесных насаждениях размером более 1000 га должны проводиться по ходовым линиям, в том числе используя визиры, просеки, лесные дороги. Расстояние между ходовыми линиями колеблется от 500 до 1000 м. Полученные данные распространяются на всю площадь участка леса, на котором проводится ЛПО.

32. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом с использованием наземного метода должны проводиться по лесотаксационным выделам, расположенным вдоль ходовых линий.

33. ЛПО визуальным (рекогносцировочным) способом с использованием дистанционных методов осуществляется с целью:

а) предварительного определения границ, площади и пространственного расположения поврежденных и погибших лесных насаждений;

Специальный надзор может быть рекогносцировочными детальным в зависимости от методов и точности наблюдений и учетов.

Рекогносцировочный лесопатологический надзор - это визуальный дистанционный и наземный надзор за состоянием, поврежденностью (пораженностью) леса, численностью вредителей и развитием болезней леса. Он позволяет выявить случаи повреждения и усыхания леса на определенных маршрутах, проложенных с учетом прошлых повреждений, в местах потенциальных, возникающих и действующих очагов опасных вредителей и болезней леса и в насаждениях с нарушенной устойчивостью. Этот вид надзора проводят на специально отобранных маршрутах и участках насаждений, где были замечены, предполагаются или действуют очаги. Их наносят на схематическую карту и в специальную ведомость. Визуальный осмотр насаждений осуществляют в периоды наибольшего проявления признаков повреждения леса. Цель рекогносцировочного надзора - выявить степень поражения, повреждения, усыхания леса в поднадзорных участках, установить ориентировочный уровень численности насекомых или степень развития болезни, границы и площади очагов.

Рекогносцировочный надзор - наиболее гибкая и удобная форма контроля за появлением и распространением вредителей и болезней, так как он не требует больших затрат времени и сил и позволяет быстро выявить очаги вредителей и болезней, заметить тенденции изменения уровня численности и масштаба распространения вредных организмов. Рекогносцировочный надзор выполняют среднее и высшее звенья лесной охраны, инженер по охране и защите леса при участии или руководстве специалистов станций защиты леса.

Детальный лесопатологический надзор - это надзоре применением методов детального анализа состояния леса, учета плотности структуры и жизнеспособности популяции вредителей и установлением характера распространения и степени развития болезней леса на основании наземного выборочного обследования. Так же как и рекогносцировочный, детальный лесопатологический надзор устанавливают за определенными вредителями и болезнями или их комплексами. Для этого выбирают постоянные участки или маршруты, на которых проводят соответствующие наблюдения и учеты. Детальный надзор включает в себя, кроме наземных обследований, применение специальных технических и биологических средств - светоловушек, токсических и ловчих поясов, клеевых колец, феромонных ловушек и приманок с аттрактантами.

Специальный надзор дополняют данными лесопатологического обследования.

ПРОГНОЗ

Прогноз в защите леса - вероятностная оценка динамики численности вредителей и развития болезней леса для определения потенциальной угрозы предстоящего повреждения (поражения) или усыхания леса в их очагах. В последние годы возникла еще одна разновидность прогноза - прогноз изменения состояния леса под влиянием антропогенного воздействия, масштабы которого постоянно растут.

Сверхдолгосрочное (многолетнее) и долгосрочное прогнозирование основано на знании закономерностей динамики численности насекомых и развития болезней, особенностей биологии видов вредных организмов, взаимосвязей между живыми организмами и факторами среды. Необходимо при этом уделять внимание циклическим процессам в лесных экосистемах - периодически повторяющимся вспышкам массового размножения ряда насекомых-фитофагов, промысловых животных, смене растительных формаций, периодичности плодоношения и др. Цикличность объясняется повторяющимися макроциркуляционными процессами в атмосфере, солнечной активностью.

Пока еще нет единой теории использования гелиофизических предикторов для прогнозирования указанных выше явлений, хотя связь между ними и солнечной активностью обоснована большим и достаточно разнообразным материалом. Имеются два пути влияния солнечных агентов на экологические системы - прямой (через восприятие магнитного поля и космического излучения) и опосредствованный метеорологическими условиями.

Принципы прогнозирования массовых размножений насекомых для группы хвое- и листогрызущих насекомых с учетом зависимости их реакции от отдельных типов атмосферной циркуляции разработал А.И.Воронцов. А.И.Ильинский критерием долгосрочного прогнозирования считал единый комплексный агрометеорологический показатель, Б.В.Флеров использовал для этой цели дефицит влажности и В.И.Бенкевич - гидротермический коэффициент в сочетании с показателем жесткости зимы. Ю.П.Кондаков при прогнозе массового размножения сибирского шелкопряда использует интегральный показатель засушливости (ИПЗ), выраженный в баллах:

где Д - число засушливых декад за период с температурой выше 10°С, ГТКоб+ГТКо?—сумма гидротермических коэффициентов (ГТК) июня и июля.

Этот показатель характеризует продолжительность засушливого периода и определяется как число засушливых триад (трехдекадных периодов) при ГТК Стр 1 из 13 Следующая ⇒


Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) - это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждениями (поражениями) лесонасаждений вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды, а также за динамикой этих процессов. Она необходима для раннего выявления неблагополучного состояния насаждений, оценки и прогноза развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценки и прогноза развития экологически неблагополучных ситуаций с целью обеспечения своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий.

Лесопатологический мониторинг является информационной основой государственного контроля санитарного состояния лесов и лесопатологической обстановки на территории лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации. Он включает в себя систему сбора, хранения и использования лесопатологической информации. Целесообразность и необходимость ЛПМ определены статьей 56 Лесного кодекса РФ.

В настоящее время ЛПМ охватывает 14,1% всей лесопокрытой площади России. В первую очередь работы по ЛПМ проходили в зонах средней (22,6%) и сильной (53,4%) лесопатологической угрозы.

Лесопокрытая площадь 12 субъектов охвачена сетью лесопатологического мониторинга полностью, в семи субъектах лесопатологический мониторинг организован и ведется более чем на 80% площади, а в 17 субъектах работой по ЛПМ охвачено от 51 до 80% площади. В пяти субъектах, находящихся в основном в зоне слабой лесопатологической угрозы, ситуация контролируется по мере необходимости дистанционными методами.

При проведении работ применялись все методы ведения лесопатологического мониторинга. Изменение состояния лесных насаждений отслеживалось на постоянных пунктах наблюдения, заложенных по стратам или по углам виртуальной сети в районах действия международной программы ICP Forests.


Дополнительная информация о состоянии лесных насаждений была получена при проведении лесопатологической таксации на 1648 тыс. га. Наибольшее внимание было уделено насаждениям, поврежденным пожарами и ветром.

Массовые размножения вредных насекомых в ряде субъектов РФ привели к необходимости значительного увеличения объемов работ по учету численности вредителей (работы были проведены на площади 2077 тыс. га) и детальному надзору за состоянием популяций вредных насекомых.

Лесопатологический мониторинг экспедиционным методом осуществлялся в труднодоступных районах со сложной лесопатологической обстановкой на площади 4,5 млн га в четырех субъектах РФ. Работы проводились в основном в местах потенциальных и существующих вспышек массового размножения сибирского шелкопряда. Кроме того, наземные экспедиционные работы выполнены в насаждениях Московской области, в которых на значительных площадях наблюдается усыхание еловых насаждений как следствие засухи 2010 года и массового размножения короеда-типографа.

После анализа всех полученных данных было установлено, что в зоне ведения лесопатологического мониторинга на долю здоровых насаждений (средняя категория состояния - до 1,5) приходится 67,5% лесопокрытой площади. Насаждения с нарушенной устойчивостью (средняя категория состояния - от 1,5 до 4,5) составляют 31,9%. Утратили устойчивость насаждения (средняя категория состояния - более 4,5) на площади 563,5 тыс. га (0,6%).

При сравнении площадей распределения насаждений по группам устойчивости в 2011 году с данными за 2009 и 2010 годы установлено, что соотношение площадей насаждений по группам устойчивости достоверно не изменилось. Можно лишь говорить о том, что площадь устойчивых лесов несколько уменьшилась, а гибель насаждений в зоне ведения ЛПМ увеличилась с 0,2 до 0,6% от лесопокрытой площади, охваченной лесопатологическим мониторингом.

Анализ распределения площадей насаждений, утративших устойчивость по причине их гибели, показал, что наибольшее влияние на их состояние оказали пожары (73,7%). В то же время следует отметить, что влияние этого фактора несколько уменьшилось по сравнению с 2010 годом (80,2%). От пожаров наиболее пострадали леса Алтайского края и Челябинской области, площади, на которых отмечена гибель насаждений в этих субъектах, составила 126 и 113 тыс. га соответственно. Необходимо подчеркнуть, что последствия крупных пожаров оказывают негативное влияние на насаждения на протяжении нескольких лет, что подтверждает продолжающийся процесс распада насаждений, поврежденных огнем в Рязанской и Пензенской областях.

Вторая по значимости причина гибели насаждений (14,2%) - это неблагоприятные погодные и почвенные условия, на состоянии лесонасаждений продолжают сказываться последствия их повреждения от сильных ветров в 2009-2010 годах и суровой снежной зимы 2011 года. Более всего пострадали от воздействия этих факторов леса Московской области (15 тыс. га) - в результате снеголомов и ожеледи, а также леса Вологодской области (7,4 тыс. га) и Республики Башкортостан (11 тыс. га) - от ветровалов. Повреждения вредными насекомыми привели к гибели насаждения на площади 10,0% от всей площади погибших лесов. Следует отметить, что влияние этого фактора значительно возросло по сравнению с 2010 годом, когда показатель гибели от повреждения насекомыми составлял 1,7% от всей площади обследованных лесов. Наиболее значительные площади погибших насаждений отмечены в лесах Московской области - в результате деятельности короеда-типографа - и в Челябинской области - в очагах массового размножения листогрызущих насекомых.

За время ведения лесопатологического мониторинга скопился огромный объем информации о состоянии лесного фонда по годам. В прошлом году с целью повышения темпов обработки данных лесопатологической информации специалисты нашего учреждения создавали систему информационного обеспечения лесопатологического мониторинга. Эта система обеспечит накопление, хранение и обработку данных о лесопатологическом состоянии лесов Российской Федерации.

Разработано приложение для КПК, которое позволяет вводить информацию о лесопатологическом состоянии насаждений в память компьютера прямо на месте обследования, в лесу. Приложение позволяет использовать совместно навигационные, картографические программы и содержит необходимые лесопатологу справочники. Сделав необходимые расчеты средних показателей непосредственно в лесу, наш сотрудник может прямо на месте рекомендовать санитарно-оздоровительные мероприятия.

Внедрение новой программы для полевого сбора информации в электронном виде дало возможность начать работы по созданию программы, которая могла бы обеспечивать наполнение базы данных в системе государственного лесопатологического мониторинга. Приложение выполняет функции контроля целостности и корректности первичных материалов, проверку информации и ее загрузку в базу данных. Отдельный модуль запросов позволяет осуществлять расчет средних характеристик состояния насаждений и другие выборки из базы данных. Результаты лесопатологического мониторинга своевременно передаются в органы управления лесами в субъектах РФ.

Любовь Матусевич,
начальник отдела
организации ЛПМ Рослесфонда

Читайте также: