Летний летать летный лето летун многолетник однолетки

Обновлено: 05.10.2024

Все ли слова (лето, лететь, летний, летом) родственные? Выделите корень.

Приведенные слова имеют один и тот же корень лет-, но считать их однокоренными никак нельзя, поскольку не выполняется второе важное условие, чтобы отнести эти слова к семейству родственничков: у них разное лексическое значение.

Глагол лет/еть имеет значение лексическое, указывающее на движение.

Остальные слова связаны с временем года под названием лет/о, от этого существительного они и образуются -- и прилагательное лет/ний, и наречие лет/ом. Они, естественно, из одной семейки, они однокоренные.

Примеры таких слов, разных по значению, но имеющих одинаково звучащие корни, в русском языке достаточно,

например: вод/ник - вод/итель, нос/ильщик - пере/нос/ица.

В словах лето, летом, летний и летать есть общий корень лет*, но это вовсе не означает, что эти слова родственные.

Лето-летний-летать - в этих словах значение корня определяет название сезона, времени года - лето.

А вот в слове "летать" корень слова обозначает парить над землей, находиться и передвигаться в воздухе и это слово не является родственным вышеприведенным словам.

А родственными словами к слову "летать" можно назвать : летчик*, летательный*, залетать*, прилетать*, прилетевший*, отлет*, залет*, взлет*, взлетевший*, прилетающий*, залетающий*, залетный*, летный*, прилетный*, прилет*, отлетевший*, отлетающий*, перелетать* и другие.

Родственными из предложенных в вопросе слов будут слова лето (корень лет-), летний (корень лет-), летом (корень лет-).

Как заметно, у слов лето, летний, летом один и тот же корень, то есть все слова однокоренные, хотя, например, если брать только слова лето и летом, то однокоренными они могут и не являться, так как слово летом может быть формой слова лето. То есть летом - это существительное, которое стоит в творительном падеже. Но будем считать, что летом - это наречие. А значит все слова однокоренные, а однокоренные слова и есть родственные.

У слова лететь корень лет-, но однокоренные слова - это полёт, летчик, залётный, улететь, летательный (аппарат).

Пусть состоит из одного корня происходит от пустить

Пустыня: корень: пуст-; суффикс: -ын; окончание: -я

Пустяк: корень: пуст-; суффикс: -як

Слово Сумасшедший отвечает на вопрос Кто? или Какой? и оказывается существительным или прилагательным мужского рода, которое обладает окончанием -ИЙ: Сумасшедший-Сумасшедшие-Сумасшедшего-Сумасшедшим.

Однокоренными словами оказываются: Умный-Ум и Шедший-Сошедший. Полное совпадение корней: Сумасшествие-Сумасшедшинка-Сумасшедствовать.

Следовательно первым корнем будет морфема -УМ-, а вторым корнем морфема -ШЕД-.

Далее выделим в составе слова приставку С-, интерфикс -А-, приставку С-, суффикс причастия -Ш-.

Получаем: С-УМ-А-ШЕД-Ш-ИЙ (приставка-корень-интерфикс-приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: СУМАСШЕДШИЙ.

Пример предложения: Сумасшедший директор требовал от сотрудников самим назначать себе зарплату.

Если учесть, что корень написан "-общ-", имеется в виду, что перед ним есть приставка, а после него - суффикс(-ы). Для данной модели подходят слова:

обобщать, обобщить, обобществлять, обобществить, обобщение, обобществление;

приобщать, приобщить, приобщение;

разобщать, разобщить, разобщение;

Если что-то звучит похоже, это не значит, что сходные слова состоят в родстве. Приведённый Вами пример как раз на такое мнимое родство, но в более сложной его форме. В языке всегда следует различать понятия синхрония и диахрония. Если что-то на определённом этапе развития языка было родственным, это не значит, что тысячелетия спустя оно остаётся таким же.

В современном русском языке в слове черепаха выделяется корень -черепах-

черепаха, морфемный анализ

Уже поэтому слова череп и черепаха нельзя считать однокоренными. Данное обозначение для зверя с панцирем появилось в русском языке в XVII в., причём была зафиксирована также искажённая форма "черапак", которая косвенно наводит на мысль, что и в те давние времена носители языка не видели прямой связи с животным и костями головы.

То есть при всей прозрачности происхождения данные слова на синхроническом уровне однокоренными не являются.

Основа слова

Подчеркните слова, в которых основа совпадает с корнем.

Сегодня , солнечный , дождь , травяной , пальто , стол , ручей , речка , рояль .

Распределение

Распределите пары: однокоренные слова и формы одного слова.

Однокоренные слова

Формы слова

Однокоренные слова

Составьте пары однокоренных слов.

Корень

Вставьте пропущенные буквы в корне.

Морфемы

Восстановите последовательность расположения морфем в слове.

Основа

Выделите цветом основу в знаменательных словах.

Кажд ый гриб похож на зонтик . На гор е шум ит ив а . Ветер развева ет флаг и .

Названия морфем
Обозначение морфем

Подберите подписи к изображениям.



Родственные слова

Летний , летать , лётный , летун , многолетник, однолетки.

Состав слова

Впишите недостающие части определений.

– часть слова, которая остаётся, если отделить от неё окончание и формообразующую морфему, и с которой связывается лексическое значение этого слова.

– главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Схема слова

Рассмотрите схему состава слов.


Подчеркните слова, которые подходят к схеме.

Летний , настольный , реченька , перелаз , небесный , рассказ , подосиновик , дружить , подружка , воздух , побег , нежность , солнышко , переход , стол .

По этой соче­та­е­мо­сти нетруд­но уста­но­вить сред­ний род суще­стви­тель­но­го, на что так­же ука­зы­ва­ет окон­ча­ние . Что эта мор­фе­ма явля­ет­ся имен­но окон­ча­ни­ем, убе­дим­ся, изме­нив это суще­стви­тель­ное по падежам:

  • конец (чего?0 лет а
  • раду­юсь (чему?) лет у
  • гру­щу (о чем?) о лет е .

Словоизменительную мор­фе­му окон­ча­ние не вклю­ча­ем в осно­ву лет-. Далее это сло­во не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части. Морфема -лет- явля­ет­ся кор­нем, в кото­ром заклю­ча­ет­ся общее зна­че­ние род­ствен­ных слов.

Слово лето

Оформим мор­фем­ный состав сло­ва в виде ито­го­вой схемы:

А теперь при­сту­пим к под­бо­ру одно­ко­рен­ных слов, кото­рые име­ют­ся сре­ди раз­ных частей речи и свя­за­ны по смыс­лу с этой теп­лой порой года, насту­па­ю­щей после вес­ны и пред­ва­ря­ю­щей осень.

Однокоренные существительные

Этот корень про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве род­ствен­ных существительных:

Однокоренные прилагательные

Укажем сло­ва, свя­зан­ные по смыс­лу с летом, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, — одно­ко­рен­ные прилагательные:

Однокоренные наречия

От суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем одно­ко­рен­ные наречия:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены задания по теме "Морфемика" в 5 классе, также даны тестовые задания. Материал разнообразен и даёт возможность организовать и индивидуальную, и групповую работу.

ЗАДАНИЯ по разделу: МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ

Выпишите из данного списка однокоренные слова, распределив их по группам. Подчеркните в однокоренных словах чередование гласных и согласных, если оно имеется.

А: 1) Голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;

2) Летний, летать, летный, лето, летун, многолетник, однолетки.

В: 1) Наложить, прилагать, приладить, ложка, ладья, приложение, слагаемое, неполадка, обложка, ладушки.

2) Ворота, дворняга, подворотня, воротить, дворник, поворот.

С: 1) Роса, росток, росомаха, растение, подросток, росистый, выращивать, вращать, расстегнуть, недоросль.

2) Горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник, горечь, подгорный, горевать, горчить.

А: Выделите суффиксы, с помощью которых образуются существительные, обозначающие профессии.

На ПИАНИНО играет ПИАНИСТ, на скрипке - , на барабане - , на трубе - , на органе - , на флейте - , на балалайке - , на гитаре - , на баяне - .

В: Образуйте от данных слов существительные, обозначающие лиц мужского или женского рода. Выделите суффиксы.

Паром - , агитация -, фокус- , бедный- , модный -.

С: Образуйте с помощью разных приставок как можно больше слов от глагола БЕЖАТЬ. Выделите в образованный словах все приставки. Подберите несколько однокоренных слов к глаголу БЕЖАТЬ, в которых обнаружилось бы чередование согласных.

Выполните морфемный разбор слов.

А: Гордец безводный подкормиться.

В: Баранина приозёрный раствориться

С: Подосиновик расплывчатый перемножить.

Проанализируйте разбор данных слов. При неправильном разборе предложите свой вариант морфемного анализа.

А: Берез- няк- 0 пере- крестн-ый не- на-вид-е-ть.

В: Рос-пись-0 бородат-ый рас-по-зна-ва-ть

С: Без-време- нн- ик-0 клык- аст-ый при- остан – ови-ть-ся

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Составьте с данными словами предложения.

А: Ш..(с,сс)е, ра(с,сс)вет, м..ршрут, ц..рк, в..лос..пед, пр..строиться, гр..мадный,ч..репаший, акац..я.

В: Ж..кей, ц..трус, бл..стать, ар..матный, оч..ртания, амуниц..я, ш..рох, ц..корий, ш..коладка, д..суг.

С: Ц..ц, обж..ра, ра(с,сс)ч..т, (с,з)бить, а(п,пп)етит, ц..плёнок, д..ван, ч..лка, к.бинет, те(н,нн)ис, ж..нглировать, крыж..вник.

Обозначьте в словах орфографические слоги и морфемы. Можно ли сказать, что слоги и морфемы одно и то же? Сделайте вывод.

Образец: про-го-во-рить – про-говор-и-ть

Корова, домик, дописать, вывод.

Составьте слова, используя суффиксы – ОВАТ, -ЁНОК, -АЧ.

Путём присоединения приставок В-, ДО-, ЗА-, ОТ-, ПОД-, ПЕРЕ- образуйте новые слова. Какое значение имеет каждая из приставок?

Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы. Небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.

Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень.

Вижу – увидеть, видно, предвидеть, перевидеть.

Решите задачу. Сами слова не известны, даны лишь их окончания. Требуется рассказать о каждом слове по его окончанию. Можно ли догадаться по окончанию, какое конкретно слово имеется в виду?

ЕШЬ ЕГО ОМУ

Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Мучной – мучиться, душ – душный, железа´ – железный.

Меняя формы слова с помощью окончаний, составьте предложения. В скобках содержатся пояснения.

Крыша, давно, уже, не быть ( прош.вр), крашен (жен.р).

Пассажир (Им.п, мн.ч), с вещи (Твор.п) сидеть (прош.вр), на, площадки(Предл.п, мн.ч).

Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в изменяемых словах.

По чистому снегу б..ж..т серая мыш..ка. За мыш..кой – доро..ка, где в снегу лапки ступали. Ув..дела мыш..ка с..сновую ш..шку, ухв..тила, скр..бёт и погл..дывает, нет ли хоря. А злой хорь по сл..дам п..лзёт. Вот –вот мыш..ку загонит и схватит. А мыш..ка праг в снег. Побрёл г..лодный хорь по белому снегу.

А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила.

Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы (части слова)

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова ( морфемы)

При склонении или спряжении слова образуется форма этого же слова.

При склонении или спряжении слова изменяется не только грамматическое, но и лексическое значение.

Б: В каком слове есть приставка, корень, суффикс и окончание?

Убегут 2) Водяной 3) Прибрежный 4) Квартал

В: В каком ряду во всех случаях даны формы одного и того же слова?

Бабочки, бабочкой, о бабочке 2) клеточка, клеточкой, клетка

Стрелочка, со стрелочкой, о стрелке 4) лапочка, лапа, лапкой

С: В каком предложении глагол позвонить употребляется в форме прошедшего времени, в единственном числе, в женском роде?

Ты позвонишь мне завтра? 2) Он обязательно должен позвонить! 3) Одноклассница позвонила мне вчера. 4) Моим родителям позвонил учитель.

Д: Выберите правильный вариант продолжения мысли: Слова весёлый, веселиться, веселье

Не имеют общего лексического значения

Относятся к разным частям речи, поэтому не могут иметь общего лексического значения.

Являются однокоренными и имеют общее лексическое значение.

Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?

Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.

А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

Окончание имени существительного обозначает только число.

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Нулевое окончание не выражено звуками, его грамматическое значение обнаруживается при сравнении форм слов.

Б: Укажите слово, которое оканчивается на букву А, но не имеет окончания – а.

Графика 2) Вчера 3) Азбука 4) Буква

В: Укажите форму слова с нулевым окончанием

Из партера (выйти) 2) В партере ( сидеть) 3) о партере (мечтать) 4) партер ( занят)

С: Какое из существительных имеет нулевое окончание в Родит. падеже, множественном числе?

В корзине пять помидор(?) 2) У Тани много дел(?) 3) Я положила на стол пять мандарин(?) 4) Трудно съесть сразу шесть апельсин(?)

Д: Укажите слово, которое состоит только из основы

Лиловый 2) Кабинет 3) Завтра 4) Читает.

Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?

1) Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.

1.Найдите корень в словах: беседка, безделица, бездна, бесёнок, бескозырка

2. Выпишите в 1-ый столбик слова, основы которых состоят из приставки и корня, во 2-й – из корня и суффикса, а в 3-ий- из приставки, корня и суффикса.

Пожать, перевалить, доварить, великоватый, гранитный, мраморный, изумрудный, головушка, отдать, передать, водяной, жемчужинка, донести, безвоздушный, заговор, предвесенний, газетчик, выход.

3) Вставьте буквы, применяя изученные правила: ш..л, ш..ссе, ж..рдочка, ш..лк, поч..тный, изж..ванный, предл..жение, от птиц. ц..фры, медиц..нский, у красавиц. ц..кнуть.

4) Расположите данные слова в 2 столбика: 1) О 2) А

Р..стов, р..стовщик, выр..стающий, зар..сли, пор..сль, отр..сль, прил..гательное, сл..гаемое, предпол..жение, изл..гать, р..сток, з..рька, з..рницы, з..рево, на з..ре, возр..ст.

5) Вставьте пропущенные буквы вместо точек.

1р- бе..смысленный ра..смотреть мирово..зрение бе..хитростный ..бор

2р - ра..вешанный и..бегать ра..стояние ра..ставлять ра..дуть

3р - ра..сеянный ..делать ..жечь ра..цвет ..дание

6)Выпишите слова группами: а) непроизносимые согласные б) парные согласные в) согласные в приставках

И..живать, бе..радостный, ду(п,б), ко(з,с)ьба, про(с,з)ьба, праз..ник, во(к,г)зал, бе..чувственный, ненас..ный, трос..ник, бе..сердечный, бе..шумный, звёз..ный

Читайте также: