Летом школьники собирали лекарственные травы

Обновлено: 05.10.2024

Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.

Задачи: Продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений нашего края, воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.

Время проведения: 45 минут.

Возраст детей: 10-12 лет

Оформление: Выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации.

Ход занятия

Ведущий: Прежде, чем начать игру, послушайте отрывок из сказки.

Вы скажете. Что приворотного зелья не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать все то, о чем ск5азано в сказке. Встань на рассвете, умойся холодной водой… Разве не закаливанию нас учат врачи? Прогуляйся по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели. Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернетесь: щеки разрумянились, глаза сияют – просто красавицы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, легкость, подвижность и бодрость!

Пришел черед говорить о травах, которые входили в состав приворотного зелья. Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев Иван – чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подавать по сказочным правилам. Напиток снимает усталость, поднимает общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Если чувствуешь себя плохо, кружится голова – значит, в организме не хватает витаминов. В этом случае поможет чай с плодами рябины. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.

Поиграем

Посередине зала стоит три стола, за которыми будет проходить игра. Выбираем три команды игроков по четыре человека в команде (возможны варианты: разное количество команд и количество игроков в команде). Выбирается жюри. (Жюри можно выбрать из педагогов, чьи дети участвуют в игре, либо из детей старших групп центра).

Ведущий: Чтобы выбрать первую команду игроков, я загадаю загадки. Четыре ребенка, отгадавшие первые четыре загадки, садятся за один стол. Это первая команда игроков (можно выбрать две, три или четыре команды по четыре человека)

1. Желтый и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен.
(Иван-да-Марья).

2. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем
Пчел – нектаром от души
(Иван-чай)

3. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук
(Подорожник)

4. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)

Четыре ребенка, отгадавшие четыре загадки, садятся за следующий стол. Это вторая тройка игроков.

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых
Запах крепкий и душистый
А её зеленый лист нам идет на чай
Что за травка, угадай?
(Душица)

2. Лист горбочком с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)

3. Золотая середина, и лучи идут кругом
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Ромашка)

4. Горькая травка и животу приправка,
И сама душиста и метет все чисто.
(Полынь)

Четыре ребенка, отгадавшие следующие четыре загадки, садятся за третий стол. Это третья тройка игроков.

1. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платье в полоску.
Ты узнаешь… (березку).

2. По весне бывают ярки,
Все луга, поляны, парки
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Угадайте, что же это? (Цветы).

3. Желтый цвет на ножке.
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапах кошки.
Семена цветка легки.
Те цветочки – (ноготки).

4. Что за зонтик расписной
Появился под сосной?
Красная макушка
В беленьких крапушках.
Украшает лес и бор
Гриб – красавец (мухомор).

Первый тур

Разминка.

Ведущий предлагает перед началом игры провести разминку и дает командам следующие задания:

  1. Назвать летние цветы. (гладиолус, георгин, бархатцы).
  2. Назвать осенние цветы (астра, сентябринки).
  3. Назвать весенние цветы (ландыш, одуванчик, фиалка).
  4. Назвать полевые цветы (лаванда, часики, одуванчик, Иван-да-Марья).
  5. Назвать садовые цветы (пион, георгин, роза, ноготки, календула).
  1. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  3. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)
  4. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза)
  5. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  7. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
  8. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
  9. Под ярусом, под ярусом висят кисти с красным гарусом. (Рябина)
  10. Снесли птички синенькие яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
  11. Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдет, того и обоймет. (Шиповник)
  12. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
  13. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и черная)
  14. Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)
  15. Что не сеяно родится? (Трава)
  16. Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш)
  17. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, а кто подойдет, тот с собой понесет. (Репейник)
  18. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  19. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
  20. Что цветет без цвету? (Папоротник)

Второй тур

Ведущий загадывает загадки о растениях, спрашивает, какая польза от этих растений. (За правильный ответ – фишка)

Ведущий: Много трав полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Вопросы:

Третий тур

Гадание на ромашке.

Предложить детям приготовленный из бумаги цветок ромашки с лепестками. На каждом лепестке написано задание. Капитан команды отрывает один лепесток с заданием и команды должны это задание выполнить.

1. Предложить детям спеть (или проговорить) песню, где есть название цветка или травы. Например:

Ягода-малина.
Калина красная.
Ой, цветет калина.
Белая черемуха душистая и другие.

2. Придумать несколько слов из названия одного цветка или травы (Например: ромашка, одуванчик, подорожник). Записать, посчитать, у кого больше.

3. На каждом лепестке написаны названия лекарственной травы или цветка. Дети получают задание придумать одну загадку про это растение, указав в тексте его лекарственное свойство. (Ромашка, крапива, подорожник, малина, смородина и другие).

Игра со зрителями

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру со зрителями.

Конкурс знатоков русских пословиц.

Ведущий произносит начало пословицы, а зрители должны закончить. (За каждый правильный ответ команде – фишка).

  1. Без корня и полынь (не растет).
  2. Без солнышка нельзя пробыть (без милого нельзя прожить).
  3. Бела береза (да деготь черен).
  4. Береза не угроза (где стоит, там и шумит).
  5. Будет дождь (будет и рожь).
  6. В июле на дворе пусто (да на поле густо).
  7. В июле овес в кафтане, (а на гречке и рубахи нет).
  8. Июнь с косой по лугам прошел, (а июль с серпом по хлебам пробежал).
  9. Красное лето – (зеленый покос).
  10. Тут дождя не просят, (а он идет, где косят).
  11. Что летом родится, (то зимой пригодится).
  12. Что летом соберешь, (то зимой на столе найдешь).
  13. Без охоты (нет работы).

Четвертый тур

В заключении награждение победителей и участников почетными грамотами, медалями каждому участнику и сладкими призами.

1. Находим, сколько всего килограммов подорожника и мяты собрали школьники.
8 + 5 = 13 килограмм.
2. Находим, сколько килограммов крапивы собрали школьники, если всего было собрано 20 килограмм лекарственных растений.
20 - 13 = 7 килограмм.
Ответ: школьники собрали 7 килограмм крапивы.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В РФ детский труд запрещён Конституцией.
Вопрос: куда сдали эту траву и на какую сумму? Кто был бенефициаром данной операции? Какой процент отката в прокуратуру был, чтоб не посадили?

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Принята на заседании

методического совета

Протокол № ____

___________ А.А. Багомаев.

Приказ № ____

Методическая разработка урока экскурсии на школьной экологической тропе по теме:

Нугаева Аминат Муртузовна

г. Махачкала,2017 г.

Чудесные лекарства приготовила природа. Она щедро дарит нам лекарственные травы, цветы, корни и плоды. Лечебными свойствами обладают и овощи, которые возделывает человек и дикорастущие растения, растущие у нас под ногами. С такими растениями ребята знакомятся, не покидая пределы пришкольного участка.

В ходе беседы, рассказа экскурсовода, ребята знакомятся с видовым разнообразием лекарственных растений, изучают особенности их строения и образа жизни, знакомятся с их лечебными свойствами.

При выполнении заданий вырабатываются навыки работы с живыми объектами, идёт воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, развивается память, умение слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.

В ходе экскурсии ребятам предлагаются различного рода задания, оформленные в виде карточек.

Логическое задание "Исключи лишнее" основано на знании учащихся, какие органы растений используют для лечения.

С правилами сбора лекарственных растений ребята знакомятся, выполняя задание: Выбрать правильный ответ.

Рассматривая лекарственные растения, о которых идёт речь, ребята знакомятся с особенностями его морфологического строения, условиями произрастания.

В ходе экскурсии звучат стихи и загадки о лекарственных растениях. Ребята вспоминают поговорки и пословицы, применимые к уроку, рассказывают стихи.

Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями.

Образовательные:

расширить знания учащихся о видовом составе лекарственных растений произрастающих на территории школьной экологической тропы;

обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о пользе лекарственных растений;

способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами;

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления;

развитие творческого отношения к выполнению заданий;

развитие памяти, умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать;

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде;

воспитание чувственного восприятия красоты природы;

Методы: беседа, рассказ, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа

Оборудование: экскурсионные блокнотики, карандаш, линейка, справочники по лекарственным растениям. Живые объекты: растения, произрастающие на территории пришкольного участка (боярышник, берёза, рябина, подорожник, шиповник).

Ход экскурсии

Вступительное слово ведущему экскурсоводу.

Чудесные лекарства приготовила природа. Она щедро дарит нам лекарственные травы, цветы, корни и плоды. Лекарственными свойствами обладают овощи, которые возделывает человек, дикорастущие растения, растущие у нас под ногами. С лекарственными растениями мы познакомимся, не покидая пределы пришкольного участка.

В ходе экскурсии прозвучат стихи и загадки о лекарственных растениях, многих авторов.

Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.

Свыше 600 видов растений известные как лекарственные, используемые для лечебных целей в научной и народной медицине. В процессе нашей экскурсии, вам предстоит внимательно слушать, смотреть и выполнять задания.

В ходе нашей экскурсии, вам предстоит внимательно слушать, смотреть и выполнять задания. Учащимся раздают карточки с заданиями, по окончанию экскурсии работа по карточкам должна быть выполнена.

Задание № 1 . Логическое задание "Исключи лишнее"

Цель: Знай, какие органы растений используют для лечения.

При сборе лекарственных растений надо быть очень внимательным. В природе существует очень много растений, внешне похожих друг на друга, но, совершенно различных по химическому составу (по содержанию действующих веществ). Поэтому, прежде всего, нужно хорошо знать лекарственное растение и уметь отличать его среди других.

Нужно всегда помнить, что собирать лекарственные растения нужно вдали от городов и крупных магистралей. Автомобильные выхлопы, содержащие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать смертельный исход у человека и животных.

Задание № 2 . "Правила сбора лекарственных растений"

Задание: Выбрать правильный ответ.

Все лекарственные растения можно собирать всё лето.

Лучше собирать растения рано утром или поздно вечером.

Не собирай много растений на одном месте.

Суши растения, защитив их от прямых солнечных лучей.

Не собирай растения на территории заказников.

Можно собирать мать-и-мачеху по обочинам дорог, а не в лесу.

Заготовь столько сырья, сколько можешь использовать.

Правильные ответы: 3, 4, 5, 7

У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?

Подорожник – одно из самых древних лекарственных растений. В 12 веке до нашей эры его заготавливали в Китае. Древние греки и римляне применяли его семена для лечения дизентерии. Авицена считал, что его листья останавливают кровотечения, заживляют раны, язвы, его сок успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром – зубную боль. Его применяют как отхаркивающее средство и средство от морщин.

Рассмотрите растение подорожника. Обратите внимание на укороченный стебель, листья, прижатые к земле. Ответьте на вопрос: Связано ли название растения с его строением и образом жизни?

Продолжаем знакомство с лекарственными растениями, произрастающими на территории школьной тропы.

На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы – коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы
причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины.

В русских старинных лечебниках можно было прочитать такие слова: Вода цвета свороборинового раны заживляет, свербеж выводит, ране не дает распространиться ни в ширину, ни в длину.

Ребята рассматривают куст шиповника. Отмечают, что куст усыпан колючками и делают выводы о защитной их роли.

А отгадка у этой загадки очень простая. Дерево это, конечно, береза. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки – дряхлым пеленанье.

Кто из писателей и поэтов прославил берёзу как символ России?

Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(Боярышник)

Цветы боярышника символ доверчивости, а красные ягоды символ предупреждения о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Девушки на Руси носили венки из цветков боярышника. Молодых девушек на Руси величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярышнями. Плоды боярышника используют как сердечное средство.

Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке,
Место у беседки.
(Рябина)

Ученые считают рябину "деревом здоровья”. Ягоды рябины – это кладезь витаминов и органических кислот. Они используются в кулинарии при приготовлении разнообразных блюд. Горечь из плодов можно удалить при помощи заморозки. Животные тоже лакомятся и лечатся ягодами рябины осенью и зимой. Перед спячкой медведь ест вдоволь ягоды рябины вместе с початками белокрыльника и стрелолистом. Этим растительным сбором медведь лечится от паразитов перед долгой спячкой.

Для закрепления материал а, ребята отвечают на вопросы:

Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?

Назовите сорные лекарственные растения?

Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

Ответы викторины: Берёза. Боярышник. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка. Полынь. Шиповник и черёмуха.

Читайте также: