Лишайник имеет стебель с листьями

Обновлено: 18.09.2024

Лишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые.

Типы лишайников. Морфологические особенности

Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.

(около 80% всех лишайников)

Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом

В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:

  • эпилитные
  • эпифлеоидные
  • эпигейные
  • эпиксильные

на поверхности горных пород;
на коре деревьев и кустарников;
на поверхности почвы;
на гниющей древесине

Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)

Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.

Монофильное — вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10—20 см).

Полифильное — слоевище из нескольких листовидных пластинок

Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф

На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.

Встречаются неприкреплённые, кочующие формы

Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней

Кустистые.
Высота маленьких — несколько миллиметров, крупных — 30—50 см

Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями

Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.

Напочвенные — нитевидными ризоидами

Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах

Это высший этап развития слоевища

В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

Строение

Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).


Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.


Питание

Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).

Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.

Внутреннее строение

Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.

По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.


Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.

У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.

У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.

Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.

Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.

Размножение

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.

Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.

При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.

Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.

Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).

Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.
  • вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор,
  • развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. (Слайд 1)

Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гранистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук – вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.

– А что вы знаете про эту группу организмов? (Работа со слайдом 2, дописываем то, что известно по теме)

нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету

– Достаточно ли у вас знаний, что бы дать обоснованный ответ на данный вопрос?
– Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, что бы ответить на поставленный вопрос?

(Работа со слайдом 3, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)

Должна появиться запись на 3 слайде:

Размножение
Строение
Значение (в качестве дополнительного пункта изучения лишайников)

– На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выступить в качестве ученых, и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология (слайд 4)
– В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю разделиться на группы.

1 группа изучает многообразие форм (Рома, Валера)
2 группа – размножение (Максим, Марина, Влад)
3 группа – значение (Коля, Рустам, Паша)
4 группа – строение лишайников (Саша, Андрей, Наташа)

Каждая группа получает свое задание и рабочий лист, который вам необходимо будет заполнить в ходе урока. (Работа в группах – 7-10 минут)

Слово предоставляется 1 группе (Приложение 1). Во время ответа (слайд 5) остальные учащиеся делают записи в рабочих листах
Ответы учащихся на поставленные вопросы (+работа на интерактивной доске – делают подписи типов слоевищ)
Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал и определите тип слоевища? (Ответ учащихся)

Слово предоставляется 2 группе (Приложение 1). Ответы учащихся на поставленные вопросы (+ работа на интерактивной доске – делают надписи составных частей слоевища) (слайды 6, 7)
А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы учащихся)

Слово предоставляется 3 группе (Приложение 1). Ответ учащегося (дописывают схему на интерактивной доске) (слайд 9)

Задание всему классу: (слайд 10) Какой тип размножения представлен на слайде?

Слово предоставляется 3 группе. Ответ учащихся и заполнение схемы на интерактивной доске (слайд 11)
(Учитель) Двум ученикам класса заранее было дано задание – Где чаще всего встречаются лишайники, и какой тип слоевища они имеют?
Ответы учащихся: В нашей деревне лишайники встречаются повсеместно, Чем ближе к дорогам, тем их количество уменьшается. В основном это накипные и кустистые лишайники.
(учитель) Ребята, в научной литературе отмечено что: (слайд 12)

При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники.
При среднем загрязнении исчезают листовые лишайники.
При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники

Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашей деревне.

Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд 13) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?

Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)

(Делаются записи под вопросом)

III. Закрепление материала

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14)

1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

Объявление своих результатов учащимися.

IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд 15)

  • Я узнал …
  • Я научился …
  • Мне понравилось …
  • Я бы хотел …
  • Новые знания мне пригодятся …

– Хочу закончить наш урок такими словами (слайд 16): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!

Домашнее задание: стр. 32-36, вопросы 1-8

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.


Да. Насчёт 1, 2 и 3 не совсем уверен.


Выберите верное утверждение лишайники приносит вред природе?

Выберите верное утверждение лишайники приносит вред природе.

В слоевище лишайника симбиотический организм состоящий из гриба и водоросли .

Водоросли лишайника производят органические вещества.

Гриб лишайника паразитирует на водоросли питаются за их счет.


1. Для Лишайников характерно : а)Вегетативное размножение частями таллома б) синтез лишайниковых кислот в) грибы, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы г) водоросли?

1. Для Лишайников характерно : а)Вегетативное размножение частями таллома б) синтез лишайниковых кислот в) грибы, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы г) водоросли, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы д) грибы и водоросли, входящие в состав лишайников, могут размножаться половым путём.


Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?

Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?

Почему лишайник называют симбиозом?


Прочитайте и выпишите номера с правильными суждениями 1?

Прочитайте и выпишите номера с правильными суждениями 1.

Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты 2.

Лишайники размножаются частями слоевища, т.

3. Тело лишайника называют слоевище 4.

Лишайники растут очень быстро.

5. Человек не использует лишайники 6.

Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений 7.

Лишайник имеет стебель с листьями 8.

Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

9. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями 10.

Гриб и водоросль в составе лишайника живут в симбиозе.


1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха.

2. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль.

3. Почему лишайник назывют симбиозом.

4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах.


Зачем нужны лишайники, грибы и водоросли?

Зачем нужны лишайники, грибы и водоросли?


Чем водоросль снабжает лишайник?

Чем водоросль снабжает лишайник?


Ответьте на вопросы по биологии 5 класс Тема лишайники?

Ответьте на вопросы по биологии 5 класс Тема лишайники!

Вопросы для повторения

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлась ко двору.

Удивительное дело – как дружны зелёный с белый!

Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.


! СРОЧНО ПОМОГИТЕ?

1. Каковы функции гриба и водоросли в организме лишайника?

2. Как размножаются лишайники?

3. В чем отличия симбиоза гриба и водоросли в лишайнике от симбиоза клубеньковых бактерий и растений, на корнях которые они поселяются?


Помогите пжГриб лишайника получает от водоросли : воду, минерал?

Гриб лишайника получает от водоросли : воду, минерал.

Соли, органические вещества, воздух?

Вы находитесь на странице вопроса Вопросы для повторения Верно ли суждение? из категории Биология. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Когда человек спит он видит сон любой сон. Человек отдыхает а мозг работает даже мы когда спим нам снится либо страшный сон либо интересный сон. Сон даже может предсказывать судьбу и так далее.


Находится на верхушке стебля и кончике корня.


В задаче пропущено с какой группой крови родился первый сын, но нам это и не сильно важно. Известно, что гемофилия болезнь сцепленаая с полом, то есть передается она только через половые хромосомы, так как оба родители здоровы, отец не может быть пе..


К ночным животным отправила уважением мышь, а к ночным растениям многолетник.


1. Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на оснозании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствую..


Ответ находиться по номером два.


2)Природа, в которой обитает живой организм.


Количество половых хромосом удрозофилы равно n = 4.


ДНК ТАА - ГЦТ - АЦЦ - ГЦЦ иРНК АУУ - ЦГА - УГГ - ЦГГ тРНК УАА, ГЦУ, АЦЦ, ГЦЦ - , ала, тре, ала.

1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

Читайте также: