Луковица выполняет функции сахар и вода вегетативного размножения и выживания в период летней засухи

Обновлено: 05.10.2024

Стебли в побеге растений выполняют важные функции и отличаются значительным разнообразием.

Если при раскрытии почки начинают быстро развиваться междоузлия, то появляются побеги с удлиненным стеблем (удлиненные побеги). Но если междоузлия почти не вырастают, то образуются побеги с укороченным стеблем и сближенными, сидящими как бы в розетке листьями (укороченные побеги). Растения с укороченными побегами (примула, подорожник) называют розеточными.

По направлению роста различают стебли прямостоячие, ползучие, цепляющиеся, вьющиеся и др. Прямостоячие стебли имеются у многих древесных и травянистых растений (у них рост побегов обычно направлен вверх, к солнцу). Стелющиеся стебли развиваются у некоторых видов можевельника, кедрового стланника и у многих трав (очиток, традесканция). Если на стелющихся побегах образуются придаточные корни, то их называют ползучими (клевер ползучий, луговой чай, плющ). Стелющиеся стебли обычно имеют небольшие междоузлия, хорошо развитые листья, на них образуется много боковых побегов. Быстро нарастая и устилая поверхность почвы облиственными побегами, такие растения скоро захватывают большую площадь, чем обеспечивают себе благополучное существование. Земляника, живучка ползучая, гусиная лапка и многие другие растения имеют ползучие стебли, но с длинными и тонкими междоузлиями. Такие ползучие побеги называют усами. У них на узлах образуются чешуевидные листья, а из верхушечных почек развиватся укороченные розетковидные побеги с зелеными листьями. С помощью усов растение вегетативно размножается и расселяется.

Растения с вьющимися побегами называют лианами. Большое количество разнообразных лиан встречается в тропических лесах. Встречаются лианы и на территории России. Это огурец, хмель, виноград, ломонос (клематис), плющ, а также горох, фасоль, вьюнок. В комнатных условиях выращивают такие лианы, как монстера, пассифлора, циссус, клеродендрон.

Лианы для удержания побегов на опоре используют различные приспособления в виде щетинок, крючков, усиков, прицепок. При этом все эти приспособления являются видоизменениями или корней, или листьев, или боковых побегов. Многие лианы обвивают опору своими удлиненными побегами с непрямостоячими стеблями.

Лианы: 1 – паслен сладко-горький; 2 – клематис; 3 – душистый горошек У некоторых растений побеги приобретают уплощенную листообразную форму, например у иглицы и аспарагуса. Эти растения, произрастающие в Крыму и на Кавказе, нередко выращиваются как комнатные. У многих растений побеги имеют вид колючки. Так, у груши, сливы, дикой яблони короткие боковые побеги видоизменены в колючки.

Видоизменения подземных побегов

Различают три основных типа видоизменений подземных побегов: корневище, клубень и луковицу.

Корневище названо так из-за внешнего сходства с корнем. Однако в отличие от корня на корневище всегда есть узлы, листья и пазушные почки. Листья обычно имеют чешуевидную или пленчатую форму, или от них остаются на корневище листовые рубцы. В узлах, под пазушными почками, могут развиваться придаточные корни. В корневище откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и сахар. Растение может размножаться корневищем, если его участок по какой-либо причине оторвется от материнского побега. Возможность вегетативного размножения посредством деления корневища люди часто используют в растениеводстве.

Корневища ландыша (А); пырея (Б): 1 – стебель; 2 – узлы; 3 – почки

Столоны седмичника ( А ) и клубни картофеля ( Б ): столон ( 1 ); верхушечная почка ( 2 ); глазки ( 3 ); развитие побега из глазков ( 4 )

Клубень – это подземный побег со стеблевой утолщенной частью, имеющей округлую форму, в которой откладываются и запасаются питательные вещества. У картофеля, например, клубень развивается из верхушечной почки длинного столона.

Клубни используются растениями для вегетативного размножения. Если внимательно рассмотреть клубень картофеля, то можно увидеть, что на нем имеются верхушечные и боковые почки. Их называют глазками.

У посаженного в почву клубня картофеля из глазков развивается несколько (3-7) надземных побегов. На них образуется много придаточных корней, и одновременно с ними от основания каждого побега в почве из боковых почек развиваются столоны. Их верхушечные почки вскоре начинают утолщаться, образуя клубень. Вначале он маленький, затем увеличивается в размере вследствие разрастания запасающих тканей, в которых в большом количестве откладывается крахмал. Крупные клубни картофеля — результат селекционной работы человека. У дикорастущего картофеля, уроженца горных районов Южной Америки, клубни очень мелкие.

Луковица представляет собой подземный (иногда надземный) сильно укороченный побег. Его стеблевая часть (донце) очень уплощена. От донца отходят сухие и мясистые листья. В сочных листьях запасаются питательные вещества, в основном разные сахара. В пазухах сочных листьев развиваются почки, из которых образуются дочерние луковицы. Это боковые почки, называемые детками или зубками. Особенно много их у чеснока и лука-шалота. С их помощью луковичные растения размножаются вегетативно.

Луковицы: 1 — лук репчатый; 2 — лилия-саранка; 3 — тюльпан; Д — донце; П — почки; С — сухие листья; М — мясистые листья

Луковица в отличие от корневища и клубня служит прежде всего для выживания в период жестокой летней засухи и глубокого прогрева почвы: вода, содержащаяся в тканях чешуевидных мясистых листьев луковицы, обеспечивает растению жизнь.

На территории России дикорастущие луковичные растения (тюльпаны, луки, рябчики, птицемлечники) произрастают в степях, полупустынях, в горных районах. Некоторые клубневидные (цикламен) и луковичные растут в широколиственных лесах (галантусы, пролески, гусиные луки). Большинство этих растений имеет цветоносные побеги, которые появляются рано весной, но уже к началу лета они отцветают, образовав плоды и сформировав подземные побеги — клубень или луковицу. В таком виде многолетние раннецветущие растения переживают неблагоприятные для них условия.

Видоизмененные побеги выполняют различные функции: запасание питательных веществ, вегетативное размножение, переживание неблагоприятных сезонов года и возобновление роста при благоприятных условиях. Растения, имеющие подземные видоизмененные побеги, способны сохраняться живыми длительное время, что используется человеком в хозяйстве.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Урок видоизмененые подземные побеги.notebook

Выбранный для просмотра документ Видоизмененные подземные побеги УРОК.docx

Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии

Урок по биологии в 6 классе

Тема урока: Видоизменения побегов

Тип урока: усвоение новых знаний

Метод: комбинированный, групповая работа.

Модель обучения: базовая (6 класс – 1 час в неделю).

Образовательные:

сформировать представление о видоизменениях побега на примере подземных побегов,

умение устанавливать взаимосвязь строения и условий среды обитания

Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ. Выделять существенные приспособления подземных побегов к выполнению различных функций.

Воспитывающие: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Формирование УУД:

развивать навыки самопознания живой природы.

Работать над формированием логических умений:

- обобщения и классификации;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Личностные УУД: готовность к самообразованию и самовоспитанию. Установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование. Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы. Учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развивать внимание учащихся. Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика. Учить постановке вопроса.

Оборудование:

Продложительность урока – 45 минут

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 5 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4 мин.

Построение проекта – 10 мин.

Реализация проекта – 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) - - 3 мин.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Мотивация к учебной деятельности

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Ребята, как –то пролетая на пушечном ядре, один сказочный персонаж, (кто это и чем он знаменит?) оставил нам послание…

Посоветуйтесь в парах , все ли суждения можно назвать научными?

Какую тему затронул Барон Мюнхаузен в своём послании?

Что запомнилось больше всего из домашнего задания?

Какие затруднения возникли у вас при подготовке д.з.

Какой вопрос хотели бы повторить?

Вам даны термины и цифровые обозначения на спиле, сопоставьте их. (2 минуты)

Приветствуют друг друга, учителя

(Барон Мюндхаузен) Обсуждают в парах. Выходят к И. Д., отмечают правильные суждения, объясняют, почему некоторые суждения не правильные

Анализируют допущенные неточности в ответах, выясняют причину

Отвечают: Особенности внутреннего строения стебля.

Обсуждают в парах. Выполняют задание на И. Д. (сопоставляют цифровые обозначения на спиле и предложенные термины)

Оценивают ответу одноклассников.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация опорных знаний

Задачи: Актуализация опорных знаний и способов действий

Выявление места и причины затруднения

Задачи: Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Ребята, у вас на столах карточки с изображениями растений, на сколько групп вы разделили бы предложенные изображения? Какой критерий вы выберете для классификации?

Молодцы. Все ли органы, растущие в земле, являются корнями?

В таком случае, если это не корни, тогда что же это за части растения?

Какую тему мы с вами изучаем вот уже два урока?

Можно ли предположить, что перед нами побеги? Почему?

Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?

Учитель: Правильно. Познакомимся с видоизмененными подземными побегами . Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Тема: Видоизмененные подземные побеги.

Учитель: Какова же цель урока ?

Цель: Доказать что клубень, корневище и луковица - видоизмененные побеги

Учитель: Какие задачи урока нам предстоит решать?

Задачи: (планируемые результаты)

Изучить особенности строения клубня, корневища, луковицы

Сравнить их строение со строением побега

Привести доказательства что корневище, клубень и луковица это видоизмененные побеги

Выяснить какие функции выполняют данные видоизмененные побеги.

( На И. Д. изображение трех дорог)

Учитель. Перед вами три пути, какой из них выберите вы чтобы решить поставленные задачи? 1. Спросить у взрослого. 2. Подумать самому. 3. Собрать нужный материал.

Откуда вы можете получить информацию по изучаемой теме?

1 минуту обсуждают.

1 минуту у И. Д. систематизируют и аргументируют свой выбор.

Высказывают свои предположения. Возникает затруднение…

Побег. (ответ полный)

Отвечают, поясняют, что нет внешнего сходства с побегом.

Ответы. Органы называются видоизмененными. Они приобрели необычное строение т.к. выполняют другие функции по сравнению с традиционными.

Формулируют тему урока

Задачи урока

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого им надо собрать нужный материал)

Называют учебник, компьютер.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Цель - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Построение проекта выхода из затруднения; Задачи: Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр.53 - 57 изучите материал о видоизмененных подземных побегах , изучите схемы, иллюстрации в учебнике.

Выполнить лабораторную работу на стр. 54 и 56. Организует работу учащихся с натуральными объектами

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает в работе с натуральными объектами.

(Работа в группах) выполняют лабораторную работу

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике.

Готовят и изучают срезы луковицы, клубня картофеля Изучают анализируют информацию, делают записи в тетради.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий лабораторной работы, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Во время работы учащихся у И.Д., по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, корректирует ответы, задавая уточняющие вопросы

(каждая группа ) Проводят презентацию результатов работы группы на И. Д, . Устанавливают соответствие между изученным текстом и иллюстрациями на И. Д. знакомят ребят других групп с изученным материалом .

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД . Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

Интерактивная физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задачи: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы в рабочих тетрадях:

Выполняют самостоятельно задания в рабочей тетради. Проверяют по слайдам на доске. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).

Включение в систему знаний и повторение.

Задачи: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности. Н а Нетбуках в папке предлагает учащимся ответить на практический или контрольный ЦОР (ОМС модуль).

Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.

Части побега в процессе эволюции сильно изменились: листья превратились в колючки, усики. Сочные побеги растений приспособились к жаркому и сухому климату. А кочан – пример видоизмененной почки.

Таким образом, рассмотрев видоизменения надземных побегов, можно сделать вывод, , что строение видоизмененных надземных побегов зависит от условий среды обитания и выполняемой функции.

Осуществляют самопроверку по результатам выполнения ЦОР (ОМС модуля)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Умение работы с компьютером.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании.

Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

рабочая тетрадь- параграф 10,

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Какой итог нашей работы можно подвести?

Выполнили вы поставленные задачи? Достигли поставленной цели?

1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение) для заполнения

2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.

Проводят самоанализ достигнутых результатов. Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Приложение 1

Карточки для актуализации опорных знаний

hello_html_m792bd961.jpg
hello_html_m6dc37164.jpg

Приложение 2

1. Прочитайте информацию о клубне на странице 122-123.

2. Рассмотрите рисунок 94.

3. Найдите на клубне картофеля все части, обозначьте их на рисунке в рабочей тетради в задании 38

4. Ответьте на вопрос: что такое клубень?

5. Расскажите классу о результатах исследования.

6. Сформулируйте вывод:

Клубень это … … …, состоящий из … , … и … .

Клубень выполняет функции … … … (крахмал) и вегетативного размножения.

Видоизмененные подземные побеги – клубни есть у таких растений как ……

( привести примеры растений )

Прочитайте информацию о луковице на странице учебника.

2. Рассмотрите рисунок .

3. Найдите на луковице репчатого лука все части, обозначьте их на рисунке в рабочей тетради, в задании 39

4. Ответьте на вопрос: что такое луковица?

5. Расскажите классу о результатах исследования.

6. Сформулируйте вывод:

- Луковица- это … … … , состоящий из … , … и … .

- Луковица выполняет функции … … … (сахар и вода), вегетативного размножения и выживания в период летней засухи.

- Видоизмененные подземные побеги – луковицы есть у таких растений как ……

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Луковица - это видоизмененный побег является органом вегетативного размножения, запасом воды и питательных веществ.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Презентация: Видоизмененные подземные побеги

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация "Видоизмененные подземные побеги" рассказывает об особенностях подземных побегов некоторых растений (картофель, луковица и др.). Приводятся иллюстрации, изображающие внутреннее и внешнее строение видоизмененных подземных побегов и описание различий между ними.

Краткое содержание

  • Подземные побеги;
  • Клубень картофеля;
  • Луковица;
  • Корневище.

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Видоизмененные подземные побеги

Вегетативные органы растения


Слайд 2

Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям:

  1. Побег состоит из стебля и листьев.
  2. Корень и побег – вегетативные органы растения.
  3. Почка – это зачаточный побег.
  4. Почки расположены в центре междоузлий.
  5. Листья бывают боковыми и придаточными.
  6. Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды.
  7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия.
  8. В центре стебля располагается древесина.
  9. Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину.
  10. Окучивание способствует ветвлению стебля.

Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах.С уважением барон Мюнхаузен.


Слайд 3

Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?​


Слайд 4

Видоизмененные подземные побеги


Слайд 5

  1. Прочитайте информацию о клубне на странице 122-123.
  2. Рассмотрите рисунок 94.
  3. Найдите на клубне картофеля все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.
  4. Ответьте на вопрос: что такое клубень?
  5. Расскажите классу о результатах исследования.
  6. Сформулируйте вывод:
    • Клубень это …, состоящий из …, … и … .
    • Клубень выполняет функции … (крахмал) и вегетативного размножения.


    Слайд 6

    1. Прочитайте первый абзац на странице 122 и рассмотрите рисунок 93.
    2. На рисунке информационного листа обозначьте все части корневища.
    3. Ответьте на вопрос: что такое корневище?
    4. Расскажите классу о результатах исследования.
    5. Сформулируйте вывод:
      • Корневище – это …, состоящий из …, … и … .
      • Корневище выполняет функции … и вегетативного размножения.


    Слайд 7

    1. Прочитайте информацию о луковице на странице 123-124.
    2. Рассмотрите рисунок 96.
    3. Найдите на луковице репчатого лука все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.
    4. Ответьте на вопрос: что такое луковица?
    5. Расскажите классу о результатах исследования.
    6. Сформулируйте вывод:
      • Луковица - это …, состоящий из …, … и … .
      • Луковица выполняет функции … (сахар и вода), вегетативного размножения и выживания в период летней засухи.


    Слайд 8

    Подземные побеги


    Слайд 9

    Клубень картофеля


    Слайд 10

    Клубень – подземный видоизмененный побег, выполняющий функции запасания питательных веществ, вегетативного размножения.


    Слайд 11

    Отличия клубня от плода

    Клубень картофеля – это не плод!Он на подземном столоне растет.Есть кора и древесина,Камбий, в центре - сердцевина.На толстом стебле есть глазки,Из них появятся ростки.На свету он зеленеет,И семян он не имеет.Так запомни же навекКлубень - это сам побег!


    Слайд 12

    Луковица

    • У луковиц хорошо развиты листья, стебель короткий и плоский - донце.
    • В толстых мясистых листьях накапливаются запасные вещества.


    Слайд 13

    Луковица - подземный побег

    На стебле укороченном,С названьем звонким - донце,Чешуи - листья сочныеОдеты в позолоту.В сочных листьях сахар есть,Фитонцидов здесь не счесть!Если будут фитонцидыВ нашей комнате летать,То про насморк и простудуМожно смело забывать.


    Слайд 14

    Корневище


    Слайд 15

    Отличия корневища от корня

    Корень будто бы повисИ растет верхушкой вниз.Корневище же реальноРастет в землегоризонтально.Хоть корневищу много лет,Запомни- чехлика там нет.В наличии здесь почки,Чешуйки - листочки.Не прожить ему, поверь,Без придаточных корней.Корневище, без сомненья,Служит для возобновленья.


    Слайд 16

    Луковица и корневище

    Луковица и корневище – подземные видоизмененные побеги, выполняющие функции запасания питательных веществ, вегетативного размножения.


    Слайд 17

    Читайте также: