Мадонна с гвоздикой леонардо да винчи описание

Обновлено: 05.10.2024

Мадонна с гвоздикой

Показавшая весь талант кисти молодого Да Винчи, картина производит впечатление глубины и силы. Одно время этот редкий кристалл мирового искусства принадлежал папе Клименту VII.

Современника художника, Визари поразила одна небольшая деталь: запотевший графин изображен столь точно, что кажется не написанным художником, а находящимся в комнате зрителя. Величие горных вершин на заднем плане гармонирует своим цветовым решением с затейливым нарядом молодой женщины. Благородство ее облика, идеальные черты небесного лика и тень улыбки будто нежной дымкой покрывают ее образ, с любовью созданный Леонардо.

Покою Марии противопоставлена живость ребенка. В противоположность умиротворению Мадонны, он упорно пытается завладеть красной гвоздикой, которую крепко держит прекрасная ладонь матери. Правая ножка малыша уперлась в подушку, а левая поднята вверх. Всем своим маленьким телом подавшись вперед, Иисус поднял неловкие ручонки за желанным цветком. И все же: сколько печали в его глазах, несмотря на обычную младенческую шаловливость. Кажется, что Иисус уже сейчас знает уготованное ему через три десятилетия.

В эту картину заложен сложный символизм, принятый в Христианстве. Красный цветок гвоздики напоминает о Страстях Христовых, и открывает грядущую судьбу играющего на руках любящей матери младенца: Распятие и смерть на кресте. Хрустальная ваза – обычный символ невинности и чистоты, присущих Богоматери.

Мадонну с цветком Леонардо Да Винчи изобразил еще в молодом возрасте. В это время на его картины влияли работы Верроккио, который был его учителем. Это первое независимое творение художника.

Современник подметили выразительную деталь. Да Винчи изображает графин с водой. Он сумел передать отпотевшую воду максимально реалистично. Это настоящая находка живописца. Ваза из хрусталя с нежными цветами говорит о том, что героиня чиста и невинна.

Перед нами дева Мария. Она поистине прекрасна. Черты ее лица действительно

идеальны. Прическа из волнистых каштановых волос впечатляет. Именно она придает героине невинность и очарование. Живописец уделяет максимум внимания наряду. Роскошные одежды из дорогой ткани впечатляют своим великолепием.

На руках у девы Марии мы видим Христа. Младенец протягивает руки к цветку, который держит в руках его мать. Жест этот имел важное значение. Это говорит о том, что ребенок совершенно невинен, и одновременно предрекает распятие, которое ждет его в будущем.

Леонардо Да Винчи умело использует палитру красок. На картине преобладают коричневый, красный и золотой тона. Кажется, что все

Леонардо создает полотно на религиозную тему. Но его Мадонна – обычная красивая женщина, которая держит на руках малыша. Если бы зритель не знал, что это дева Мария и Христос, то вполне бы мог подумать, что перед ним обычные люди. Да Винчи максимально реалистично передает краски. Герои его творения оживают. Кажется, что еще мгновение, и они заговорят.

На заднем плане мы видим арки, через которые можно увидеть традиционный для Италии пейзаж. Для Да Винчи важны лишь герои. Все остальные детали служат лишь композиционным фоном его творения. Художник сумел создать великолепное полотно, которое поражает своей чистотой и нежностью.


Мотив в работах других художников

Мадонна с гвоздикой была распространенным мотивом художников Средневековья и Возрождения. Другие известные картины с этим сюжетом принадлежат кисти Рафаэля и Бернардино. Изображение Мадонны с гвоздикой да Винчи, на первый взгляд, относительно условно. Младенец Иисус несколько более реалистичен, чем в других образцах мотива. Если бы да Винчи создал эту работу еще в 1472 году, как предполагали некоторые, то он написал бы ее еще в мастерской Андреа дель Верроккьо, к которой он присоединился в возрасте 14 лет. На заднем плане мы видим арки, сквозь которые виден традиционный для Италии пейзаж. Художнику удалось создать великолепное полотно, поражающее своей чистотой и нежностью.
В работе молодого Леонардо уже проглядывает страсть к мягким текстурам и твердым материалам (как это практикуется в мастерской флорентийского художника).

Да Винчи и его эскизы

Сюжет


На этой картине изображена Дева Мария, сидящая с чрезвычайно пухлым и несколько непропорциональным младенцем Иисусом на коленях. В левой руке она держит гвоздику, символ исцеления. Правой – придерживает Младенца. Да Винчи освещает лица Марии и Младенца, но затеняет фон, используя технику светотени. Заметим, что зрительного контакта у героев нет: ребенок смотрит вверх, мать смотрит. Кажется, что объект их взглядов – главный символ картины – гвоздика. Интерьер портрета представлен комнатой с двумя окнами, обрамляющими Деву Марию. Современники заметили выразительную деталь: да Винчи изображает графин с водой, в котором мастеру удалось максимально реалистично передать воду. Художник умело использует и цветовую палитру.


Фрагменты

Дева Мария

Перед нами Дева Мария. Она просто и удивительно красива. Черты ее лица действительно идеальны. Волнистые каштановые волосы изящно уложены. Дева Мария в работе Леонардо одета в прелестную одежду и драгоценные украшения. Одежда из дорогих тканей поражает своим великолепием.
Интересно, что цвета и даже форма ее сложного платья гармонируют со стилем изображения гор на заднем плане картины. Ее лицо не выражает никаких чувств. Ничто не нарушает спокойствия ее совершенных черт, а полуулыбка Мадонны создает еще большее впечатление оторванности от мира.

Дева Мария

Иисус


В объятиях Девы Марии мы видим Христа. Младенец протягивает руки к цветку, который держит его мама. Этот жест очень важен. Он указывает на то, что ребенок совершенно невинный, и в то же время предсказывает распятие, которое ожидает его в будущем. В отличие от спокойной Мадонны, младенец показан с детской непосредственностью и в процессе активного любопытства гвоздикой. Он целенаправленно тянется за гвоздикой, которая пробудила его интерес. Иисус изображен обычным младенцем, который несколько неловко тянется к символу страсти в руке Марии. Решение изобразить Иисуса в виде простого младенца, а не божества, делает картину да Винчи узнаваемой и близкой для широкой публики.

Младенец Иисус

Символика


Гвоздика интерпретируется как символ исцеления или символ страсти. Хрустальная ваза с нежными цветами говорит о чистоте героини. Именно она передает невинность и очарование Девы Марии. В эпоху Возрождения гвоздика символизировала либо распятие, либо чистую любовь Богородицы. Таким образом, картина предполагает, что Христос, даже будучи младенцем, принял свою будущую жертву на кресте, а задумчивое выражение его матери подразумевает ее понимание будущих событий и безусловную любовь.

Символ гвоздики


Фактически, богатство драпировки, необъятность горного пейзажа с пурпурными и золотыми оттенками, жизненная сила срезанных цветов в хрустальной вазе и мягкость плоти Младенца - это элементы, которые демонстрируют отдаление от более характерного стиля Верроккьо. Стиль принимает те формальные особенности, которые характерны для зрелого Леонардо. Более того, мы не должны упускать из виду поразительное сходство - в чертах лица и других деталях - с уже упомянутой Мадонной Бенуа (драгоценный камень, скрепляющий платье Богородицы на ее груди) и с Благовещением Уффици. Это произведения, которые в их образном и выразительном изобретении довольно четко демонстрируют эволюцию стиля Леонардо.

Чем больше столетий отделяет настоящее от искомого прошлого, тем сложнее установить достоверность фактов. Вот и картина великого Леонардо до сих пор вызывает не только восхищение, но и вопросы.

Её принято датировать 1478 годом, когда художник был ещё очень молод и трудился в мастерской другого прославленного итальянца Верроккьо. И в самом деле, схожие черты у картины с картинами учителя имеются, однако, больше в ней всё же авторских находок. Это проявляется и в технике сфумато, которое представляет нам лик Мадонны как некий отрешённый и высокий образ, и в характере картины, и в композиции. Две основные фигуры полотна даны нам в резком противопоставлении – это смиренная, одухотворённая мать с тонкой изящной гвоздикой в руках и чуть заметной улыбкой на лице, и энергичный непоседливый младенец, который даже упирается ножкой в мягкую подушку, чтобы дотянуться до цветка. Очень необычайно претворения канонического сюжета!

Мотив в работах других художников

Мадонна с гвоздикой была распространенным мотивом художников Средневековья и Возрождения. Другие известные картины с этим сюжетом принадлежат кисти Рафаэля и Бернардино. Изображение Мадонны с гвоздикой да Винчи, на первый взгляд, относительно условно. Младенец Иисус несколько более реалистичен, чем в других образцах мотива. Если бы да Винчи создал эту работу еще в 1472 году, как предполагали некоторые, то он написал бы ее еще в мастерской Андреа дель Верроккьо, к которой он присоединился в возрасте 14 лет. На заднем плане мы видим арки, сквозь которые виден традиционный для Италии пейзаж. Художнику удалось создать великолепное полотно, поражающее своей чистотой и нежностью.

В работе молодого Леонардо уже проглядывает страсть к мягким текстурам и твердым материалам (как это практикуется в мастерской флорентийского художника).

Да Винчи и его эскизы

Да Винчи и его эскизы

Сюжет

На этой картине изображена Дева Мария, сидящая с чрезвычайно пухлым и несколько непропорциональным младенцем Иисусом на коленях.

В левой руке она держит гвоздику, символ исцеления. Правой – придерживает Младенца. Да Винчи освещает лица Марии и Младенца, но затеняет фон, используя технику светотени. Заметим, что зрительного контакта у героев нет: ребенок смотрит вверх, мать смотрит. Кажется, что объект их взглядов – главный символ картины – гвоздика. Интерьер портрета представлен комнатой с двумя окнами, обрамляющими Деву Марию. Современники заметили выразительную деталь: да Винчи изображает графин с водой, в котором мастеру удалось максимально реалистично передать воду. Художник умело использует и цветовую палитру.

Фрагменты

Дева Мария

Перед нами Дева Мария. Она просто и удивительно красива. Черты ее лица действительно идеальны. Волнистые каштановые волосы изящно уложены. Дева Мария в работе Леонардо одета в прелестную одежду и драгоценные украшения. Одежда из дорогих тканей поражает своим великолепием.

Интересно, что цвета и даже форма ее сложного платья гармонируют со стилем изображения гор на заднем плане картины. Ее лицо не выражает никаких чувств. Ничто не нарушает спокойствия ее совершенных черт, а полуулыбка Мадонны создает еще большее впечатление оторванности от мира.

Дева Мария

Иисус

В объятиях Девы Марии мы видим Христа. Младенец протягивает руки к цветку, который держит его мама. Этот жест очень важен. Он указывает на то, что ребенок совершенно невинный, и в то же время предсказывает распятие, которое ожидает его в будущем. В отличие от спокойной Мадонны, младенец показан с детской непосредственностью и в процессе активного любопытства гвоздикой. Он целенаправленно тянется за гвоздикой, которая пробудила его интерес. Иисус изображен обычным младенцем, который несколько неловко тянется к символу страсти в руке Марии. Решение изобразить Иисуса в виде простого младенца, а не божества, делает картину да Винчи узнаваемой и близкой для широкой публики.

Младенец Иисус

Символика

Гвоздика интерпретируется как символ исцеления или символ страсти. Хрустальная ваза с нежными цветами говорит о чистоте героини. Именно она передает невинность и очарование Девы Марии. В эпоху Возрождения гвоздика символизировала либо распятие, либо чистую любовь Богородицы. Таким образом, картина предполагает, что Христос, даже будучи младенцем, принял свою будущую жертву на кресте, а задумчивое выражение его матери подразумевает ее понимание будущих событий и безусловную любовь.

Символ гвоздики

Фактически, богатство драпировки, необъятность горного пейзажа с пурпурными и золотыми оттенками, жизненная сила срезанных цветов в хрустальной вазе и мягкость плоти Младенца - это элементы, которые демонстрируют отдаление от более характерного стиля Верроккьо. Стиль принимает те формальные особенности, которые характерны для зрелого Леонардо. Более того, мы не должны упускать из виду поразительное сходство - в чертах лица и других деталях - с уже упомянутой Мадонной Бенуа (драгоценный камень, скрепляющий платье Богородицы на ее груди) и с Благовещением Уффици. Это произведения, которые в их образном и выразительном изобретении довольно четко демонстрируют эволюцию стиля Леонардо.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: