Марина степнова сад описание

Обновлено: 05.10.2024

Идти против правил

Еще до встречи клуба Марина Львовна, которую, конечно, все участники знают лично, загадочно намекнула, что в романе она нарушила некоторые писательские правила, и предложила на заседании их обнаружить. С этого квеста и началось обсуждение.

Насыщенно, но не приторно

Добрая часть обсуждения была посвящена стилю и языку. Степнова вволю поигралась с бегунками насыщенности и красочности описанных сцен и эпизодов. Возможно даже уделила этому внимания больше, чем сюжету и композиции. Однако многие согласились, что это не мешало, а наоборот, создавало яркие запоминающиеся образы, которые обычно и остаются в сердце читателя. Также ребята согласились, что не выделенная знаками препинания прямая речь, — большое достоинство текста. Никто и не заметил, что общепринятые правила письма не соблюдены, речь героев органично вплеталась в авторский текст. Наверное поэтому одна из участниц клуба прочитала четырехсот страничный роман всего лишь за один день!

Туся — феминистка? А роман — феминистский?

Любой жанр кроме скучного

Читателю, который еще не знаком с вашими романами, с какого вы бы советовали начинать?

Давайте определимся с терминологией. Что вы подразумеваете под свободой? Какие вопросы в теме свободы вас больше всего волновали?

Границы. Меня больше всего волнуют границы, потому что, как известно, наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Есть люди, которые стремятся границы своей личной свободы расширить до бесконечности. Как правило, это люди счастливые, сильные, это люди, которые прут напролом, потому что они так хотят. У них есть цель. Она может быть благородной, неблагородной, любой, это может быть цель колбасу купить без очереди или спасти человечество от рака — неважно. Человек на пути к этой цели совершает действия в свою пользу, оберегая свою свободу действовать, говорить, получить и так далее.

А есть люди, у которых эта свобода микроскопическая, как раз потому что кругом свободы всех остальных. Как правило, с этими людьми приятно общаться, по большей части это эмпаты, конечно, которые просто интуитивно не хотят сделать никому больно или дискомфортно, и всегда за свой счет. Как правило, быть таким человеком не очень приятно, а общаться с таким человеком и иметь его рядом — большое удовольствие.

Мы сейчас воспитываем детей, и в романе девочку Тусю воспитывают так же, в свободе от условностей и светских, и условностей тогдашнего воспитания, которое требовало от ребенка быть удобным для взрослого. Мы живем в царстве детей и домашних животных, когда ради котиков и младенчиков засираем инстаграм, тратим сумасшедшие деньги на игрушки, которые чего-то не очень им нужны, гонки на собственных самолюбиях устраиваем, платим за образование 10 миллионов рублей в год и покупаем бриллиантовые брошки своим собачкам и кошечкам. Мы все это делаем, потому что считаем, что должны дать им самое лучшее, они должны вырасти в любви, в свободе, должны самореализоваться.

Почему-то между свободой и самореализацией сейчас стоит знак равенства, хотя любой человек, который хоть что-то в своей жизни сотворил (музыку, книжку, картину, что угодно) скажет вам, что чем больше несвободы вокруг, тем лучше творить, тем сильнее нажим снаружи, тем больше свободы у тебя внутри.

И сейчас очень много внимания этой свободе внешней уделяется. Меня это немного пугает, потому что мне кажется, что дети, которые вырастут, нас не обрадуют. Хотя, может, обрадуют. Может, это я пессимист и ухаю, как старая сова, но вот меня воспитывали довольно строго, с большим количеством ограничений.

У нас в детстве было как в старой советской шутке, когда приходят гости, и ребенку маленькому вручают тарелку с пирожными или конфетами, он обходит всех гостей, все берут конфеты и пирожные, а ему достается последнее. Современный ребенок по умолчанию сжирает всю тарелку, и после этого все гости обсуждают его диатез.

Вы находите какой-то ответ на этот вопрос, где эта точка, где эта граница?

Нет. Не нахожу, к сожалению. Чтобы написать роман, нужен как раз такой вопрос, который волнует, беспокоит, чешется. Но, к сожалению, в конце ответ не гарантирован. Я не получила ответа. Только напугала себя еще больше.

А кто это вообще решает, как правильней? Ребенок выросший? Социум, который смотрит на выросшего ребенка? Такие же мамы?

Какие страхи?

Начиная от банальных, обычных страхов всех родителей: упадет, украдут, попадет под машину, обожжется, обидят, будут дразнить. Что будет, когда он вырастет, будет ли счастлив, будет ли хорошим человеком, найдет ли других хороших людей, найдет ли хорошую работу, которая будет нравиться? И до даже не страха, а такой боли, что все равно самые тяжелые моменты в своей жизни мой ребенок пройдет один. И, скорее всего, я не узнаю об этом, она мне не скажет или скажет потом, потому что дети не любят говорить родителям, мамам, когда им плохо: чем старше становятся, тем меньше говорят. И эту кашу ты бесконечно перемешиваешь в голове, она там у тебя булькает, густая, жуткая. И ты понимаешь, что практически ни на что не можешь повлиять.

Писательница Марина Степнова и журналист Оксана Смирнова

Получается, что тема материнства, она настолько богатая, что еще на парочку романов хватит.

Это неисчерпаемо. Это безумие не имеет границ. Это, конечно, совершенно переворачивающее сознание женщины событие. Ничто никогда не меняло мою жизнь так, как появление ребенка. Но надо сказать, что я взрослая уже мамой-то стала. Может, было бы мне 20 лет, я меньше заморачивалась об отдаленных последствиях.

А до появления Маруси вы как-то предполагали, что материнство может дать столько поводов для книг?

Чего вы больше всего боялись, когда писали книжку? Кроме страхов за будущее Маруси.

Боялась ее никогда не закончить. Это первый страх. Я писала ее почти 9 лет и думала, что это невозможно уже, сил никаких нет. И в конечном итоге я просто остановила эту книжку. Будет вторая. Не продолжение, а именно второй роман с теми же героями годы спустя.

А зачем эта игра? Она больше для читателя или больше вот для вас?

Дело в том, что русская литература XIX века, золотая, классическая, Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, вот прямо сейчас, на наших глазах они все уходят в небытие, становятся архаикой. Они превращаются в пищу для специалистов. Это абсолютно естественный процесс, который происходит с каждой литературой раз в 200 лет, она уходит в прошлое. Ну вот есть русская литература XVIII века, вполне грандиозная. Вы можете себе представить живого человека, вменяемого, не филолога, не историка литературы, который будет зачитываться Третьяковским, Кантемиром, Сумароковым, Ломоносовым? Нет! Для того, чтобы это читать и понимать, нужны специальные знания, нужно специальное образование. Когда-то русская литература XIX века была — и очень долго — вполне живой, актуальной. И даже детей в школе ею мучали, и даже дети в этом многое понимали, а уж обыкновенный читатель этим и питался, и наслаждался. А сейчас многим читателям уже непонятно это все. Не потому что они тупые, а потому что стилистически, ритмически, дидактически — как угодно — жизнь изменилась настолько, что на полном серьезе сейчас для удовольствия читать русскую литературу XIX века может все меньше и меньше людей. Это объективная данность, это как стареть и умирать. Но от этого мне все равно грустно. И поэтому я хотела и написала роман, который притворяется романом XIX века.

Марина Степнова - Сад

Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок — девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно — ненормально даже — независимый человек. Сама принимает решения — когда родиться и когда заговорить. Как…

Лучшая рецензия на книгу

WissehSubtilize

Марина Степнова - Сад

29 января 2022 г. 16:16

Книга неоднозначная, но мне понравилась.

Понравился текст, красивый, емкий. Единственное, что выбилось — матерные слова. Сомневаюсь, что ими восторгаются в Институте мировой литературы.

По части исторического романа тоже не все просто. Да, упоминаются исторические лица, но не они главные герои романа. Поэтому тоже промах. В общем же картина получилась, все сошлось, роман заиграл красками. Герои — живые, ошибающиеся и поднимающиеся с колен. Не пример для подражания, но позволяющие задуматься о том, что главное для каждого из нас. На этом фоне княжеский сад тоже стал героем. Он одаривает урожаем и погибает из-за каприза Туси.

Кто его герои? Эгоисты. Все до одного. Хочу и подайте сразу. Но если что-то выбивается из общей канвы, то все, прочь, знать не хочу.

Именно так князь Борятинский отнесся…

Сад — Марина Степнова, роман

Год издания: 2020

Твердый переплет, 416 стр.
Формат 125 х 200 мм

Возрастные ограничения: 18+

Рецензии

WissehSubtilize

29 января 2022 г. 16:16

Книга неоднозначная, но мне понравилась.

Понравился текст, красивый, емкий. Единственное, что выбилось — матерные слова. Сомневаюсь, что ими восторгаются в Институте мировой литературы.

По части исторического романа тоже не все просто. Да, упоминаются исторические лица, но не они главные герои романа. Поэтому тоже промах. В общем же картина получилась, все сошлось, роман заиграл красками. Герои — живые, ошибающиеся и поднимающиеся с колен. Не пример для подражания, но позволяющие задуматься о том, что главное для каждого из нас. На этом фоне княжеский сад тоже стал героем. Он одаривает урожаем и погибает из-за каприза Туси.

Кто его герои? Эгоисты. Все до одного. Хочу и подайте сразу. Но если что-то выбивается из общей канвы, то все, прочь, знать не хочу.

Именно так князь Борятинский отнесся…

9 января 2022 г. 14:10

С творчеством Марины Степновой я знакома не была, но имя как-то существовало на периферии читательского сознания. Вроде бы все нахваливали "Женщин Лазаря", но мне почему-то попался "Сад". Любопытное, но малопонятное произведение. И от этой его любопытности и малопонятности я даже не знаю, что сказать, понравилось мне или нет.

С одной стороны, здесь были действительно интересные моменты, какие-то исторические эпизоды. Опричнина, эпидемия холеры в Санкт-Петербурге, история архитектора Бойцова, того самого, который дом Храповицкого в Муромцево и дом Рукавишникова в Нижнем построил. Эпохи мелькали и переплетались. С другой, не всегда эти эпизоды были напрямую связаны с повествованием, хотя это как раз не страшно. С одной стороны, напряженная семейная сага с кучей сюжетных поворотов. Вроде бы…

Читай-город

Буквоед

OZON

Лабиринт

My-shop.ru

Аннотация

Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок — девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно — ненормально даже — независимый человек. Сама принимает решения — когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире.

Отзывы могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.

будет ли вырублен сад

У театрального деятеля не могло не возникнуть ассоциаций с пьесами, здесь всё, начиная с названия, указывает на Чеховский "Вишневый сад", поэтому да, мысли по поводу, когда же его будут рубить были сразу. С самого начала романа. И мысли оказались верными. Можно пойти по этой тропе дальше, и порассуждать о том, всякий ли сад и каждый ли будет в итоге вырублен потомками? Лично я думаю - да. Но книга понравилась не этим, об этом там курсивом. Любопытен и не тривиален взгляд автора на век XIX. Когда роман Толстого "Война и мир", год выхода - известен, читает главная героиня, как только что вышедший, а положение женщины даже в высшем обществе хочется назвать не завидным (но с нашей колокольни, из сегодня), то многие вещи иначе выглядят. И вроде помню, что читая романы тех лет, надо помнить, что романтики в каретах ровно до той поры, пока туда не бегали на горшок из театра сходить, а вдоль платьев у дам специальные мешочки были, чтобы вшей туда всяких собирать, но романтизация тех времен и фильмами, и книгами - вещь заразная. И не дай бог родиться в то время, да еще и женщиной!) Интересно было погрузиться в быт героев, в их проблемы, заботы и стремления. Отдельными разве что гранями их можно сравнить с нашими, и то, если вы сталкивались с постройкой нового флигеля к имению, или вели хозяйство в несколько тысяч душ деревенских, а в обществе были приятельницей императорской семьи, со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также: