Мертвые души описание сада

Обновлено: 05.07.2024

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и
потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту
обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении.
Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на
небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый
колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою,
подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная
мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он
оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка
или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного
орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец
вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он
оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же
висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко
колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и
показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно
было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая
узкая дорожка, обрушена нее перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый
ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от
страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец,
молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из
которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в
прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у
самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали
огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые
и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями.
Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как
бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному,
часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа,
облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские
прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную
теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности.

Сад Плюшкина - это важная деталь в образе самого помещика Плюшкина.

Ниже представлен отрывок из текста с описанием сада, а также анализ этого эпизода. Этот отрывок можно найти в главе VI поэмы "Мертвые души".

Описание сада Плюшкина в поэме "Мертвые души": текст эпизода, анализ образа сада

". Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник*, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности. "

* Чапыжник – мелкий кривой дрянной лес, кустами поросший от корней.

Анализ образа сада Плюшкина

Сад Плюшкина находится позади господского дома. Сад оживляет безжизненный и тоскливый пейзаж усадьбы Плюшкина. Только природа способна придать свежесть этому унылому месту.

Дикий, заросший сад красив, даже если за ним никто не ухаживает, ведь он - часть природы. Сад несет в себе жизнь и энергию, стремление к развитию и росту.

В этом смысле сад является полной противоположностью самому Плюшкину, который "завял" и "засох" после смерти жены и дочери.

Это был анализ образа сада Плюшкина в поэме "Мертвые души". а также текст эпизода с описанием сада.

Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплиментов,
от которых должны растаять чиновники.
"Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно
принявшихся,
с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою".
Разумеется, найти "очень красиво выкрашенными" подпорки к деревьям способен
лишь Чичиков. А Гоголь иронизирует, издевательски сравнивает
"дурно принявшиеся, тоненькие" деревца с их роскошным описанием в газетах.
Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над
раболепием сентиментальных обывателей.

Разработка урока литературы в 9 кл "Хронотоп Сад в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя.

ВложениеРазмер
proekt_uroka_hronotop_sad_v_poeme_n_v_gogolya_mertvye_dushi.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа

учитель русского языка и литературы

Проект урока по литературе

в поэме Н.В.Гоголя

1.формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся:

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок-исследование

1. Частично-поисковый - эвристическая беседа;

2. Репродуктивный - работа с текстом (гл 6);

-коллективная (фронтальная беседа);

-групповая (групповая работа).

- развитие эмоционального восприятия текста через его анализ, творческого и аналитического мышления;

- воспитывать: уважение и интерес к творчеству писателя, эстетические чувства, умение работать в группе ;

Оборудование урока : репродукции П. Боклевского, мультимедийный проектор.

II. Вступительное слово учителя:

III. Этапы работы

- какова ключевая мысль цитаты ?

Выводы уч-ся : человек - сам творец своей жизни, сам несет ответственность за свой выбор.

Верой в безграничные возможности человеческого духа, в высокое предназначение человека пронизано творчество писателей, художников всех времен. Эта же идея звучит и в творчестве гуманистов Эпохи Возрождения.

Итак, главная мысль: жизнь человека – постоянный процесс самостановления, самосовершенствования.

-История какого героя может стать подтверждением строк, выделенных курсивом?

История С.Плюшкина, последнего в галерее помещиков.

В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина.

Во-первых, речь Плюшкина толковая, серьёзная, логичная, лишённая речевых штампов (в отличие от речи Манилова и Ноздрёва).

В-шестых, именно Плюшкину Н.В.Гоголь дает историю его жизни.

- Определим, какую роль играет пространство сада у Н.В.Гоголя. Посмотрим, как. реальное пространство – сад Плюшкина- превратилось в глубокие символы, несет в себе глубокий смысл.

Пространство - а, ср.: 1 . объективная реальность , форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; 2. Промежуток между чем-нибудь, место , где что-нибудь вмещается; 3 . Поверхность, земельная, площадь;

Время - 1. Обьективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2 .Последовательная смена часов, дней, лет; 3 .Момент, в который происходит событие;

Художественный - изображающий действительность в образах;

3.Анализ и интерпретация описания сада Плюшкина . Метод аппликации .

Творческое чтение отрывка (проекция на экран) .

-Ваше впечатление после первого прочтения?

(сад Плюшкина напоминает живой организм, живущий своей жизнью, по законам природы и по замыслу человека? )

-Каким увидели сад? Какие деревья мастерски показаны Гоголем?. Какие смысловые части можно выделить?

4. Зеленые чащи (чапыжник, ива, клен, осина).

4. Групповая работа по анализу частей текста

(раздаточный материал с описанием сада Плюшкина)

1 группа. 1 часть описания сада

а) Найдите ключевые слова, эпитеты;

б) Составьте словесные ряды из ключевых слов. Какое значение они несут?

2 группа. Образ березы.

а) Найдите ключевые слова в описании березы.

б) при помощи каких изобразительных средств создается образ березы?

3 группа . Образ хмеля:

а) дайте характеристику хмеля словесными рядами из ключевых слов.

б) найдите прием звукописи в описании хмеля (вш,ш,рш..)

4 группа . Образ зеленой чащи:

а) словарная работа: чапыжник, углубление, глушина (словарь В. И. Даля)

б) дайте характеристику чащи словесными рядами ключевых слов;

в) какую роль играет описание молодой ветви клена?.

5. Этап презентации своих выводов.

6. Обобщение, подведение итогов.

Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти (образ зеленого клена и хмеля, глушившего кусты бузины, рябины и орешника). Однако жизнь в целом, природа имеет внутренние, скрытые силы на ыозрождение, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

Сам факт появления поэтического пейзажа в таком месте свидетельствует об особой роли владельца сада. Сад и хозяин соотнесены друг с другом. Цель природы, согласно Гоголю, дать «чудную теплоту всему,

- Вспомним строки В. Шекспира – эпиграф урока и строки итальянского гуманиста. Соотнесены ли они с нашими выводами по анализу описания сада Плюшкина?

Читайте также: