Место посадки восхода 2

Обновлено: 07.07.2024

Алексей Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут и 9 секунд. Но когда стал возвращаться на корабль, выяснилось - скафандр так раздулся, что даже согнуться в нем невозможно.

Политический фон

В октябре 1964 года должности лишился первый секретарь ЦК КПСС, глава советского правительства Никита Хрущев. Самым главным в стране стал Леонид Брежнев. У Хрущева космонавтика была любимым детищем. А как будет относиться к космической программе Брежнев? Сохранит ли прежнее финансирование новый председатель Совмина Алексей Косыгин - человек прагматичный? Трудно было сравнивать возможности экономики США того времени и СССР, всего 20 лет назад вышедшего из разрушительной войны. Пока главному конструктору Сергею Королеву удавалось опережать соперников.

На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).

Зачем нужно выходить в открытый космос?

Испытание техники

Сахарову повезло

Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой. Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.

Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.

Зрители нового фильма смогут увидеть и прочувствовать, как на самом деле проходил полет космонавтов.

Невесомость в расчет не брали

В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо - голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли - далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.

А тогда… Выход в открытый космос Леонов начал через 1 час 35 минут после старта. Он только-только испытал сильные перегрузки во время вывода ракеты.

Вы представьте - впервые человек парит на высоте в несколько сотен километров над Землей. На случай если Леонов потеряет сознание, у Беляева были четкие инструкции - он должен был войти в шлюз и за фал втянуть напарника в корабль.

Схема корабля, на котором летели Павел Беляев и Алексей Леонов.

Скафандр раздулся

Тем не менее Леонов пять раз приближался к кораблю от отлетал от него. Проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но.

Малейшая искра…

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.

Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

Не сгорели, так замерзли

А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть - он был снаружи прижат деревом.

Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата - приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа - настолько глубоким и рыхлым был снег.

Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.

21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми. А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Какой ценой мы завоевывали космос

23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.

Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:

Возрастная категория сайта 18 +


Вкратце приведем необходимую информацию об этом историческом полете и поиску космонавтов в тайге.


Толщина снежного покрова в районе приземления составляла 1,5-2 м, 19 марта днем было -19С, в ночь на 20 марта -29С, а днем 20 марта температура повысилась до -5С. В то время космические корабли не были приспособлены к посадке в таких условиях, в них не было теплой одежды и всего необходимого для выживания в тайге. Поэтому риск гибели космонавтов от переохлаждения был очень высок.

Срочно были сформированы две группы поиска и спасения космонавтов:

  • 1.Военная по линии ВВС во главе с маршалом С.И.Руденко;
  • 2.Гражданская во главе с председателем Пермского облиспалкома Б.В.Коноплевым, вылетевшим в г. Березники.

Космонавтов обнаружили по оранжевому куполу парашюта в 17 ч, т.е. через 3 часа после приземления, с вертолета МИ-1 местных авиалиний (летчик Василий Жужнев). Вскоре МИ-1 прилетел вновь и бросил космонавтам еду и теплые вещи. Однако, вертолетчик побоялся зависнуть и бросил все это на большой горизонтальной скорости полета. Вещи упали в глубокий снег вдалеке от космонавтов и были недоступные им. Затем прилетел вертолет МИ-4 (летчик Владимир Тепляков) из ИТК Соликамска. С МИ-4 сбросили теплые куртки, ящики с едой. Но большая часть вещей повисла на деревьях или упала далеко от космонавтов в глубокий (2 м) снег, и добраться до них, космонавтам, также не удалось. Космонавтам достались лишь летние куртки, шапки и скудное количество пищи. Первую ночь им пришлось провести вдвоем у костра в мороз -29С!

Нет нужды говорить, о том, как был возмущен данным фактом Сергей Королев. В кратчайшие сроки им была организована собственная спасательная группа во главе с подполковником (однофамильцем) ВС Беляевым. И операция начала выполняться немедленно. Уже 20 марта спасатели прибыли из Байконура в г Березники. Здесь собралось уже 6 вертолетов МИ-1, Ми-4 и МИ-6. Но в районе приземления лес был очень густой, а высота деревьев достигала 40 м. поэтому посадить вертолет не представлялось возможным. Существовавшая инструкция не рекомендовала в таких условиях спустить тросовую лестницу и поднять космонавтов. Кроме того, этот способ эвакуации космонавтов запретило руководство ВВС. Применив не большую хитрость Подполковнику Беляеву удалось уговорить пилота вертолета нарушить инструкции, и, не смотря на риск, группа вылетела к месту приземления спускаемого аппарата. Однако перегруз винтокрылой машины, сильный боковой ветер и высота деревьев не позволили спасателям спуститься к героям-космонавтам по лестнице, и высадка прошла в 2-х км в стороне. На этом злоключения спасателей не закончились, и у двоих из них обувь не подошла к лыжам. Однако было принято единственно ,на тот момент, верное решение. Двое остаются готовить площадку для посадки вертолета, а ВС Беляев выдвинулся к космонавтам. Преодолев 2 км за 5 часов 20 марта в 14 часов пополудни он первым достиг космонавтов. Чуть позже к ним присоединились другие спасатели, и совместными усилиями был устроен достаточно комфортный ночлег (со слов Леонова- там даже кровать была.))

А далее. За истекшие двое суток по распоряжению маршала С.И.Руденко силами бригад лесорубов и военнослужащих вырубили и расчистили поляну в лесу на расстоянии от 2 до 6 км. (данные свидетелей разнятся) от МП. На этой вертолетной площадке разместили все 6 задействованных вертолетов, которые летали к МП и сбрасывали одежду, провизию, инструмент. И лишь 21 марта (спустя 2 сут после приземления) космонавты Леонов и Беляев на лыжах по проложенной лыжне за 2 часа преодолели путь (2 или 6 км) до вертолетной площадки и были эвакуированы с нее на вертолете МИ-6 в Пермь, а оттуда на самолете – на Байконур.

В экспедиции использован автомобиль на базе УАЗа. Машина подготовлена по классу ТР-3

На данный момент известно несколько маршрутов к МП космонавтов.

Но освоенных маршрутов два:


Мы избрали маршрут через Березники, оптимизировав и изменив его: Пермь-Березники-Усолье-Пыскор-Левино-Касиб-Никино-Басим-МП



Поляна имеет овальную форму (наибольший диаметр 25- м, наименьший 2 м), ровную поверхность без пней и сваленных деревьев, поросшую густой высокой травой. В центре поляны на фундаменте стоит красивая стела из черного гранита, высотой 1,5 м и толщиной плиты около 25 см.




Стало ясно: это действительно вертолетная площадка!
Известно, что она сооружалась по приказу маршала С.И.Руденко, начиная с ночи на 20 марта. Работы на ней продолжались в последующие 1,5 сут. По приказу маршала лесорубы и военнослужащие спиливали здесь деревья, укладывая их на утрамбованный снег плотно друг к другу, засыпали неровности площадки песком. Сюда приземлялись 6 вертолетов, задействованных в спасении космонавтов. Здесь они стояли, заправлялись, отсюда совершались рейды к МП, сбрасывая космонавтам одежду, продукты, топоры, пилы, спуская по тросовой лестнице и в корзинке спасателей – Наседкина, Лыгина и других.
Утром 20 марта отсюда, с еще неподготовленной площадки на лыжах ушел на выручку космонавтам и пробирался около 2 км через густой лес спасатель подполковник В.С.Беляев.
Сюда, на вертолетную площадку, 21 марта, проделав за 2 ч на лыжах путь в 5-6 км, пришли (с сопровождающими) космонавты П.И.Беляев и А.А.Леонов. Ясно что им была проложена лыжня не напрямик, через труднопроходимый лес, а в обход по более разряженному лесу.
При внимательном изучении карты Мы выяснили. Действительно, расстояние от МП до вертолетной площадки через просеки (именно по пути, который только что проделал наш вездеход) составляет около 5-6 км. А напрямик через лес от вертолетной площадки до МП всего 2 км. Однако при этом надо без мостов пересечь долину реки Уролка, разделяющее МП вертолетную площадку, и идти по густому лесу, преодолевая подъемы и спуски, обходя обрывы. Вот почему В.С.Беляев, имевший 1-й разряд по лыжам, прошел это расстояние за 5 ч.



Вторая экспедиция будет. Анонс второй экспедиции. После поездки у нас возникло большое количество споров между членами экспедиции, т.к. то что мы увидели не соответствовало собранным материалам.

РОСКОСМОС-СПОРТ


ВПЕРВЫЕ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ


В свободном плавании (холст, масло 1965 г.) 18 марта во время космической экспедиции космонавтов П.И. Беляева и А.А. Леонова впервые в мире был совершен выход человека в открытое космическое пространство.




18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени свершилось событие, имеющее важное общецивилизационное значение: впервые в мире человек покинул пределы кабины космического аппарата и вышел в открытое космическое пространство!

Записка руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.175, л.75-76

АП РФ, Ф.3, оп.47, д.283, л.53-54

Документ, утверждённый С.П. Королёвым 13 июня 1964 года, определяет параметры изготовления и установки нового элемента – люка-лаза для перехода из спускаемого аппарата корабля в шлюзовую камеру

Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР № 475 от 22.07.1964

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.199, л.23-26

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.224, л.24-27

Протокол совещания руководства ОКБ-1 от 8 января 1965 года

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.240, л.102

Записка заведующего Отделом оборонной промышленности ЦК КПСС И.Д.Сербина в ЦК КПСС

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.240, л.100

Ценность представляет не только содержание, но и оформление: бортовой журнал написан от руки, карандашом и авторучкой, содержит записи, которые были сделаны А.А. Леоновым и П.И. Беляевым в полете.

Документ, подписанный заместителем главного конструктора ОКБ-1 Е.В. Шабаровым 8 июля 1965 года.

Основное внимание на заседании уделялось вопросу поиска причин отказа системы ориентации, которые привели к отмене первоначальной программы схода с орбиты и к посадке спускаемого аппарата в нерасчётном районе

Подробный (на 41 лист!) список особенностей работы отдельных систем и механизмов корабля, выявленный по итогам полета, с предложениями по устранению замечаний на следующих изделиях, утвержденный С.Королевым 8 июля 1965 г.

РГАНТД, Ф.1, Оп.13-1, Д.27

Основоположники космонавтики не мыслили изучение и освоение космического пространства без осуществления выхода человека в открытый космос, неизменно поднимая вопрос о целесообразности и необходимости деятельности конкретного индивида непосредственно вне герметичных обитаемых объектов. Человеческий организм, как и любое другое живое существо, формировался и развивался в условиях Земли с её гравитацией, температурными и атмосферными условиями, и не может без специальных средств и методик находиться вне этих условий. Нужно ли ему стремиться в открытый космос?

С тех пор в многочисленных публикациях газет, журналов, книг, на радио, телевидении и в фильмах — как документальных, так и художественных — все аспекты полёта Алексея Леонова и Павла Беляева, казалось, были обсуждены в деталях, а со временем обросли всевозможными мифами, добавившими событиям искусственного драматизма, натяжек, а порой даже истерики.


Фото предоставлено Кудымкарским краеведческим музеем

19 марта 2015 года исполнилось 50 лет, как в лесу, неподалеку от поселка Эрна приземлились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Чтобы послушать, как ищут космонавтов, кудымкарский летчик Виктор Храмцов специально затянул свой полет из Перми до Кудымкара. А отец горожанина Николая Федосеева сам отправился на поиски — на лыжах.

Бывший летчик, 77-летний Виктор Храмцов, о том, как искали космонавтов Леонова и Беляева, знает не из газет и радио. Он сам был свидетелем этого события. В качестве подтверждения показывает небольшой черный блокнотик — рабочую тетрадь командира воздушного судна. В тетради указан график его полетов за 1965 год, а в конце странички за 19 марта вынесена небольшая ремарка. В ней он описывает, как подслушивал переговоры летчиков, искавших космонавтов.

В день, когда Леонов с Беляевым вернулись на Землю, Виктор Спиридонович летел на самолете Як-12 из Перми в Кудымкар. Обычно, как он вспоминает, полет занимал 50 минут. Его путь в тот день затянулся на минут 20.

— Хотелось послушать, как ищут космонавтов, — объясняет бывший летчик (на фото слева).

Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат Киев, а от Минобороны – ружье-двустволку.

Корабль Восход-2 с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с Байконура утром 18 марта 1965 года. Во время полета Леонов, впервые в истории человечества, вышел из космического корабля в открытый космос. Космонавт был в скафандре. С кораблем его связывал фал, длина которого составляла 5,35 метра.

— Вышел на просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Все нормально. Все хорошо. Тогда разбросал руки, как крылья, и полетел. Очень приятные ощущения, — поделился своими ощущениями после полета Леонов с корреспондентами газеты Известия.


Фото esa.int

— Страшила ли меня такая картина? Нет. Но вот так остаться одному… Хорошо, что рядом был друг, — признался космонавт.

Кстати, то, как выглядят звезды, Леонов нарисовал в своем бортовом журнале. Писать и рисовать в невесомости оказалось не так уж трудно, надо было только, как замечает космонавт, карандаш потверже ставить на бумагу.

Посадка корабля Восход-2 должна была состояться в автоматическом режиме. Планируемое место посадки – степи Казахстана. Однако автоматика отказала. Командиру корабля Павлу Беляеву пришлось перевести корабль на ручное управление. В результате космонавты сели в заснеженной тайге, в 200 км от Перми на границе трех районов – Усольского, Кудымкарского и Косинского.

Николаю Федосееву тогда было 7 лет. Он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.

— В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили перед ними задачу – найти Леонова и Беляева, — рассказывает Николай Анатольевич. – Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски.

До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было.

— Они немножко опоздали. Их к тому времени эвакуировали, — объясняет Николай Федосеев.

На месте приземления оставался купол парашюта. И отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Сейчас они так и лежат в деревне.

Главе Косинского района Евгению Анфалову в 1965 году было пять лет. Он тоже рос в деревне Чураки. О приземлении космонавтов Евгений Васильевич ничего не помнит – маленький был. Но помнит парашютные стропы, которые домой привезли охотники.

— Потом эти стропы они в хозяйстве использовали как веревки, — замечает глава района.

Сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что.

— Приняла нас Земля мягко – корабль опустился между двумя большими елками, — цитировали в Известиях за 1965 год Павла Беляева. – Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы.

— На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались, — вспоминает Алексей Леонов.

Позже, как добавляет Леонов, на пресс-конференции один иностранный журналист попытался выяснить значение брошенного им словечка. Под хохот присутствующих космонавт объяснил, что это означает успешное завершение важного дела.

Эвакуировать космонавтов из тайги сначала хотели на вертолете. Когда Василий Жунев их обнаружил, Москва запросила у него, сможет ли он взять космонавтов себе на борт. Вертолетчик не смог, поскольку в радиусе 10-15 км стоял сплошной лес. Посадить вертолет было невозможно.


Фото предоставлено Евгением Ермаковым

Раньше на месте приземления космонавтов была сплошная тайга.

Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду и продукты питания. А на следующий день в 9 км от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого, на вертолете Ми-6 космонавтов доставили в Пермь, аэропорт Большое Савино . Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в Шоссе Космонавтов.

— Командир корабля Павел Иванович Беляев в теплой летней куртке, унтах, шапке-ушанке, — вели репортаж из аэропорта корреспонденты Звезды. – Рядом с ним также тепло одетый Алексей Архипович Леонов – первый человек, который открыл дверь во Вселенную в прямом смысле слова.

Спустя примерно пять лет на месте приземления космонавтов была установлена стела. Среди школьников и туристов стало популярным ходить на это место в походы.


Фото предоставлено Евгением Ермаковым

— А еще там лежала шкатулка, в ней хранился блокнот. Все, кто приходил на место приземления космонавтов, оставляли в этом блокноте свои высказывания, ликования, пожелания, — рассказывает Артур Михайлович.


Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

Был на месте приземления и сын чураковского охотника Николай Федосеев. Сначала будучи школьником. А теперь уже как охотник.

— В конце 90-х годов стелу кто-то разобрал, — печально замечает мужчина. — Она была сделана из цветного металла. Сейчас, правда, новый памятник поставили. Но место все равно не то. В прошлые годы я охотился в тех местах. Там лесорубы орудуют. Скоро от этой полянки ничего не останется. Вот тебе и история!


Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

В августе 2014 года на месте приземления Леонова и Беляева побывали кудымкарские велосипедисты Владислав Ошмарин, Евгений Ермаков и Олег Тупицын (слева направо).

— На отвороте стоит вагончик лесозаготовителей, далее просека, на ней груженый КамАЗ, делянка рядом с памятным местом. Футляр с записным блокнотом сломан, блокнот сырой, лежит рядом, — написал после поездки в ВКонтаке Евгений Ермаков.

В краеведческом музее в Кудымкаре собрана целая папка газет и фотографий, посвященных полету Леонова и Беляева. Есть и такие флажки. Заведует фондами архива музея и демонстрирует экспонаты Ирина Седегова.

Читайте также: