Мхи обитают только в сырых местах так как они
Обновлено: 07.07.2024
1) Моховидные растения не имеют корней, всасывание идёт всей поверхностью тела
Размножение связано с водой
В тканях сафаговых мхов имеются специальные водоносные клетки (мертвые клетки быстро заполняются, что приводит к заболачиванию местности).
1. Моховидные обитают во влажной среде, так как их жизненный цикл зависит от воды. А именно, оплодотворение, перенос мужских гамет к женским происходит только при помощи воды.
2. У мхов, в отличие, например от водорослей, появляется деление тело на органы, есть стебель, листья. А у водорослей тело не разделено на органы и ткани, а представлено слоевищем. Эти изменения говорят о биологическом прогрессе, в процессе эволюции.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Мхи или мохообразные — высшие споровые растения. Они имеют общие черты с водорослями, но устроены сложнее.
Общая характеристика
Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.
Замшелые камни у водопада
У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печеночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.
У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.
Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).
Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.
Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.
На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.
Печеночные мхи
Печеночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им во влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.
Тела печеночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печеночников есть ризоиды.
Один из распространённых представителей печеночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.
Печеночный мох
Ещё один из самых известных представителей печеночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.
Печеночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым или спорами. На рисунке 1 показано строение печеночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры.
Споры – это микроскопические специализированные клетки в плотной оболочке, служащие для размножения моховидных и папоротникообразных растений.
Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.
Особенности | Представители | |
---|---|---|
Печеночный мох | Небольшое тело представлено слоевищем или стеблем с листьями. Возможны ризоиды. | маршанция риччия |
На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печеночного мха.
Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна
Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.
Кукушкин лён
Каково строение кукушкина льна?
У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.
Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.
Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.
Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.
Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
2. Женское растение
3. Коробочка в колпачке
4. Ножка спорофита
Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.
Листостебельный мох сфагнум
Сфагнум
Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом, то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.
Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.
Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.
Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.
Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.
Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.
Особенности | Представители | |
---|---|---|
Листостебельные мхи | Тело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды. После оплодотворения споры развиваются в спорофитах. | кукушкин лён сфагнум |
Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.
Мох и росток хвойного дерева
Мох дает укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринок и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.
Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.
Мох на коре дерева
Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.
Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.
В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.
Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в военные годы его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.
Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.
Мхи, они же мохообразные – это споровые растения, которые имеют стебель, зелёные листья, но лишены корней, системы сосудов, цветов и семян. Учёные, правда, не считают органы мхов настоящими стеблем и листьями, но мы не будем сейчас вдаваться в научные тонкости.
Мхи – растения небольшие. Большинство сухопутных мхов достигает лишь нескольких сантиметров в высоту. Есть лилипуты, которые в пять раз меньше миллиметра. Но среди водных мхов бывают настоящие гиганты со стеблем метровой длины. Скромными размерами мхи, наверное, обязаны отсутствию проводящей системы. Как без неё они бы доставляли воду и питательные вещества во все концы большого тела?
У мхов короткие, похожие на нитки, выросты нижней части тела. Они напоминают корни, но служат в основном для прикрепления к почве. А воду мхи поглощают всей поверхностью тела.
Где растёт мох?
Мхи – обычные обитатели сырых, затенённых мест. Их можно встретить на гниющей древесине, стволах и ветках, скалах, камнях, бетоне, вдоль нижней кромки зданий, где скапливается влага. Иногда они появляются на крышах и между камнями брусчатки. Неудивительно, что эти любители влаги освоили и водоёмы.
Пробурив не так давно ледник в Антарктике, англичане обнаружили мох, который пролежал тут полторы тысячи лет, со времен Римской империи. Более того – помещённый в воду мох пророс! Это говорит о том, что некогда в Антарктиде была тундра, такая же, как в Северном полушарии.
Среди туристов распространено мнение, что мхи чаще поселяются на северной стороне крупных камней, скал, стволов деревьев. Северная сторона и вправду чаще и дольше бывает влажной. Но так бывает не везде и не всегда. Да и у разных видов мхов неодинаковые требования к влажности и свету. Так что селиться мхи могут с любой стороны света, и ориентироваться по этому признаку надо с осторожностью.
Чем мох отличается от водорослей?
Главные отличия мхов от водорослей в том, что мхи:
- имеют ткани и органы;
- обитают в основном на суше;
Чем мхи отличаются от папоротников?
Мхи невозможно спутать с папоротниками, потому что у мхов:
- нет настоящих крупных листьев и длинных корней;
- очень слабо развиты специализированные ткани;
- клетки бóльшую часть жизни имеют половинный, а не двойной, набор хромосом;
- споры созревают не на листьях, а в коробочке, которая ножкой соединена со стеблем;
- из споры вырастает разветвлённая нить, а не маленькая пластинка;
Кроме того, мхи не бывают древовидными и появились на планете раньше папоротников.
Чем полезен мох?
Подобно прочим живым организмам, мхи важны в общем круговороте веществ. Многим животным и микроорганизмам они дают пищу, в ходе жизни изменяют место обитания. Например, покрывая почву плотным ковром, они могут привести к её заболачиванию. Неприхотливые мхи в числе первых поселяются там, где другим растениям жить трудно (например. в тундре). Отмирая и разлагаясь, мхи обогащают почву перегноем. В мох откладывают икру многие лягушки, мхом выстилают гнёзда птицы.
Человек издавна использовал болотный мох сфагнум. Он нарастает вершиной, остальной стебель отмирает. Но поскольку растение содержит убийственный для бактерий фенол, то почти не перегнивает. Постепенно накапливаясь и спрессовываясь на дне болот, мох образует распространённое топливо и химическое сырьё – торф.
Ещё одно свойство сфагнума – способность поглощать огромные количества влаги. Поэтому сухой мох используют как подстилку для скота, а во время войны он, случалось, заменял бинты.
Кроме того, многие мхи очень декоративны, их ярко-зелёные подушечки украшают аквариумы, оранжереи, садовые композиции и т.п. В древней столице Японии городе Киото есть монастырь Сайходзи, где вот уж столетие как создан Сад мхов. Он признан объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вместо газонной травы и цветов землю тут покрывают мхи. Их тут 130 видов. Они украшают миниатюрные пруды, коврики из мха окружают камни и деревья.
Мхи вообще легко поглощают из воздуха не только влагу, но и многие химические вещества. Это позволяет обнаруживать с помощью этих растений загрязнение атмосферы. Кстати, разрушение окружающей природной среды грозит многим мхам исчезновением. В Красную книгу России включено 60 видов мхов.
Выберите один верный ответ.
1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:
1) Водоросли 3) Плауновидные
2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные
2. В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги
3. Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем
4. Высшие растения отличаются от низших
1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома
2) вегетативным размножением 4) размножением спорами
5. Фотосинтез у папоротников происходит в
1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа
6. Спорофит плауна представлен:
1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.
1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему
2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика
8. Гаметофит доминирует в жизненном цикле у
1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных
9. В цикле развития сфагнума преобладает
1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)
10. У папоротников, в отличие от мхов,
1) из проросшей споры развивается заросток
2) происходит чередование полового и бесполого поколений
3) бесполое размножение происходит с помощью спор
4) оплодотворение невозможно без воды
11. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:
1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра
2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки
12. К споровым растениям относится
1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка
13. Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников
1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней
14. Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки
1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник
15. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него
1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле
2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле
16. Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.
Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.
17. Выберите два организма, размножающиеся семенами.
1) Клевер ползучий 4) Олений мох
2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная
3) Плаун булавовидный
18. О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует
1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей
2) их способы размножения 4) их современное многообразие
19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) развитие заростка 4) оплодотворение
2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев
3) образование спорангиев 6) прорастание споры
1) Клетки заростка папоротника
2) Клетки коробочки мха
5) Клетки камбия липы
21. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани
2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы
3) образуют семена 6) размножаются спорами
22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.
1) образование предростка
2) оплодотворение при наличии воды
3) прорастание споры
4) развитие на предростке женских и мужских растений мха
5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток
6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
23. Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) спора 1) гаплоидная
Б) заросток 2) диплоидная
В) зрелый спорофит
Г) молодой спорофит
24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система
2) размножаются семенами 5) размножаются спорами
3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода
25.Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
А) в почве закрепляются ризоидами
Б) в цикле развития преобладает спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается зелёная нить
Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.
26. Укажите основные признаки моховидных растений
27. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
28. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?
В ыберите один верный ответ.
1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:
1) Водоросли 3) Плауновидные
2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные
2. На взрослом растении хвоща созревают
1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки
3. Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ
1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры
1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.
5. Спорофит у плаунов представлен
1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом
6. К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии
7. Спорангии хвощей представлены:
1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.
8. Мхи обитают только в сырых местах, так как они
1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани
2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани
9. Из споры папоротника развивается:
1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист
10. Пыльца у папоротника созревает в:
1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен
11. Мужские гаметы не обладают подвижностью у:
1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных
12. Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:
1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов
13. Листья у хвощей расположены:
1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют
14. Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:
1) развивается из споры 3) несет женские половые органы
2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное
15. В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория
16. Споры у хвощей созревают в:
1) заростках 3) колосках на верхушках побегов
2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют
17. Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:
1 ) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни
18. Представитель какого отдела растений показан на рисунке?
19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
1) развитие заростка 4) оплодотворение
2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев
3) образование спорангиев 6) прорастание споры
20. Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения
1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха
2) клетки камбия липы 5) спермии ржи
3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща
21. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.
1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения
2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет
3) развитие спор 6) прорастание протонемы
22. Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ
А) Спора 1) Гаплоидная стадия
Б) Заросток 2) Диплоидная стадия
В) Зрелый спорофит
Г) Молодой спорофит
23. Выберите три верных ответа. Сходство мхов и папоротников проявляется в
1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани
2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания
3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм
24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены
Д) спорофит преобладает над гаметофитом
25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ
А) Спора 1) Гаплоидная
Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная
В) Листостебельное растение
Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.
26. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
27. Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.
28. Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.
29. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.
(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.
Читайте также: