Мхи в отличие от папоротников имеют ризоиды размножаются спорами содержат споры в коробочках

Обновлено: 07.07.2024

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф.

Тесты

620-1. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?
А) плауновидных
Б) хвощевидных
В) моховидных
Г) папортниковидных

620-2. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) папоротниковидных

620-3. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
А) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
Б) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
В) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
Г) они произошли от одноклеточных водорослей

620-4. Какой признак характерен для мхов?
А) придаточные корни развиваются от стебля
Б) споры образуются в коробочке
В) у них отсутствует побег
Г) опыление предшествует оплодотворению

620-5. У мхов из споры развивается
А) коробочка на ножке
Б) семя
В) зелёная нить
Г) заросток

620-6. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
А) корневища с придаточными корнями
Б) клеток с хлоропластами
В) мертвых клеток
Г) ризоидов


620-7. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

А) Голосеменные
Б) Моховидные
В) Покрытосеменные
Г) Папоротниковидные

620-8. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
А) обитающие на суше и размножающиеся семенами
Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
В) все растения влажных мест обитания
Г) все травянистые растения

620-9) Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
А) ризоиды – выросты на стебле
Б) крупные мёртвые клетки
В) коробочки со спорами
Г) клетки тонкой покровной ткани

620-10. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
А) клетки имеют большое и малое ядра
Б) оплодотворение происходит при наличии воды
В) слоевище разделено на ткани и органы
Г) осуществляется половое и бесполое размножение


620-11. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

А) Покрытосеменные
Б) Голосеменные
В) Папоротникообразные
Г) Мохообразные

620-12. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
А) в процессе их развития происходит чередование поколений
Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды
Г) способны к фотосинтезу

620-13. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
А) ризоиды
Б) корни
В) листья
Г) стебли

620-14. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
А) заросток в виде зелёной пластины
Б) предросток в виде зелёных нитей
В) растения с листьями
Г) семена будущего растения

620-15. Из высших растений корней нет у
А) Цветковых
Б) Хвойных
В) Мхов
Г) Папоротников

620-16. Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
А) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
Б) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
В) широко выращиваются человеком для своих нужд
Г) успешно распространяются различными животными

620-17. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как
А) у них нет корней
Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями
В) они образуют органические вещества из неорганических
Г) у них есть воздухоносные клетки

620-18. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
Б) они произошли от водорослей
В) они не имеют корней и размножаются спорами
Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям


620-19. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
В) Плауновидные
Г) Моховидные

620-20. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
А) мохообразные
Б) папоротникообразные
В) голосеменные
Г) плауновидные

620-21. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в
А) образовании торфа
Б) отложении каменного угля
В) обогащении атмосферы кислородом
Г) создании органических веществ из неорганических

620-22. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна?
А) коробочка на ножке
Б) зеленое листостебельное растение
В) зеленая нить – предросток
Г) отдельная спора

620-23. Половое поколение преобладает в цикле развития
А) папоротникообразных
Б) цветковых
В) голосеменных
Г) мохообразных


620-24. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

620-25. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег?
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) голосеменных

Папоротники и мхи являются представителями группы высших споровых растений. Было время, когда они полностью захватили и заполонили нашу планету. Чуть позже они уступили главенство на Земле голосеменным и покрытосеменным растениям.

Определение

Папоротники – это растения, которые относятся к отделу Папоротниковидных.

Мхи – это растения, принадлежащие к отделу Моховидных.

Сравнение

Папоротники царили на Земле 300 миллионов лет тому назад, хотя появились намного раньше – в девоне. В конце палеозоя и начале мезозоя вся наша планета была укрыта огромными массивами лесов из древоподобных папоротников. Именно они, отмирая, стали основой для образования огромных запасов горючих полезных ископаемых – каменного угля, нефти, газа и хранилищем отпечатков прадавней флоры и фауны Земли. Мхи появились в то же геологическое время – в конце девона, но не набрали тех размаха, высоты и биомассы, с которыми покорили планету папоротники. Уже в нашу геологическую эпоху мхи стали источниками для формирования торфа, торфяников и торфяных болот. Торф является горючим полезным ископаемым, ценным органическим удобрением и сырьем для производства пластмассы, воска, красок, лака, спирта и кислот.


Комнатный папоротник. Нефролепис

Папоротники имеют характерный, ни с чем не сравнимый вид. Это древесное или травянистое растение. Оно имеет видоизмененный побег, к которому при помощи черешка крепятся псевдолистки, или вайи. Это – первый эволюционный шаг к образованию у растений настоящей листовой пластины. Вайи исполняют две функции: первая – фотосинтез, вторая – спорообразование.

В грунте растение закрепляется при помощи подземного стебля – корневища. От него отходит множество вегетативных корней. В стебле папоротника сформированы ткани – проводящие и паренхимные, дающие растению возможность потреблять больше минеральных веществ и воды, чем его более низкоорганизованные коллеги по планете.

Жизненный цикл папоротника состоит из двух фаз – спорофита и гаметофита с преобладанием первой фазы над второй. На нижней части вайи образуются гаплоидные споры. Со временем спорангий раскрывается, споры падают на землю и прорастают. Именно этот заросток несет гаметы, женские и мужские. Но яйцеклетки и сперматозоиды одного растения вызревают в разное время, поэтому автооплодотворения не происходит. Как и у мхов, для совершения оплодотворения папоротникам необходима сильно увлажненная среда.

Из оплодотворенной зиготы развивается особь – спорофит. Сначала она использует питательные вещества, которые есть в заростке, а когда он отмирает, начинает питаться самостоятельно.

Мхи – двудомные растения, то есть на верхушках мужских растений расположены органы, продуцирующие сперматозоиды, а на верхушках женских – продуценты яйцеклеток. Но каждое растение независимо от пола обладает стеблем и листками. Они мелкие и содержат хлорофилл. У многих мхов листки нижнего яруса становятся желто-бурыми из-за разрушения пигмента в условиях недостаточной освещенности.


Мох

Корней у мхов нет. К грунту они крепятся ризоидами – многоклеточными волосообразными отростками.

Мхи размножаются спорами, которые вызревают в спорангии спорофита. Спорофит мха представлен ножкой с коробочкой. Но живет он недолго и быстро усыхает. Подсохшая коробочка открывается, и из нее просыпаются споры. Из них вырастает растение с гаплоидным набором хромосом – многолетнее, зеленое; женская или мужская особь. В жизненном цикле мха преобладает гаметофит над спорофитом.

Прежде всего эти растения отличаются внешним видом. Папоротники обладают древовидным стеблем, многие папоротники вырастают до гигантских размеров, в то время как стебель у мхов небольшой и сами мхи стелются по поверхности. Связано это стем, что по сравнению с мхами, у папоротников ткани растения развиты значительно лучше, в том числе проводящие и механические. Кроме того, мхи не имеют корней, которые им заменяют так называемые ризоиды, некий прообраз настоящего корня. Корневая система папоротника уже отлично развита и помимо главного корневища может иметь множество побочных или вегетативных корней. Из более специфических отличий можно упомянуть, что мох двудомное растение и есть и мужские и женские растения, а папоротники однодомные и из одного растения получаются как мужские так и женские споры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. По какому признаку мхи относят к высшим растениям:

б) есть хлорофилл

г) по всем указанным признакам

2. Мхи отличаются от других высших растений отсутствием:

3. Коробочки со спорами у кукушкиного льна образуются на:

а) обоеполых растениях

б) женских растениях

в) мужских растениях

г) мужских и женских растениях

4. Из споры мха вырастает:

а) коробочка со спорами

б) зеленое растение

в) предросток (зеленая нить)

5. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

6. Органические вещества у сфагнума образуются в:

а) зеленых клетках

б) воздухоносных клетках

в) проводящих сосудах

г) мертвых клетках

7. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду

г) вегетативно размножается

8. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в нем:

а) много кислорода

в) мало кислорода

г) много бактерий

в) одни веточки – гаметофиты, другие – спорофиты

10. Необходимым условием для размножения мхов является наличие:

в) высокой температуры

г) все указанные признаки

11.К отделу Моховидные не относятся:

12. Поколение спорофит в цикле развития мхов представлено

в)коробочкой на ножке

13. Мхи прикрепляются к почве

14. Верны ли следующие утверждения?

А. В ходе эволюции моховидные растения произошли от бактерий.
Б. Слияние гамет у мхов происходит в дождливую погоду, так как для оплодотворения необходима вода.

1)Верно только А

2)Верно только Б

3)Верны оба суждения

4)Неверны оба суждения

15. Установите последовательность этапов жизненного цикла мха, начиная со споры.

3.побеги взрослого растения

4.коробочка на ножке

16. Мхи, в отличие от водорослей
а) имеют ризоиды

б) размножаются половым и бесполым путем

в) образуют заростки в виде тонких пластинок

г) имеют листостебельные побеги

д) формируют половые клетки

е) образуют споры в коробочке

17. Что представляют собой ризоиды мхов?
а) тонкие корни

б) нитевидные выросты эпидермиса

в) корневые волоски

г) разветвленные побеги

18. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкина льна, имеет
А) корни

В) водоносные клетки

Г) хорошо развитые проводящие ткани

1. Отдел Моховидные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Семенным растениям

Г) Водным растениям

2. Псилофиты - это …

А) Предки Моховидных

Б) Потомки Моховидных

Г) Растения, размножающиеся семенами

3. Моховидные – это …

А) Однолетние растения

Б) Двулетние растения

В) Трехлетние растения

Г) Многолетние растения

4. К Моховидным относится …

5. Чем мхи прикрепляются к почве?

6. Гаметофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

7. Какое растение не относится к Моховидным?

В) Печеночный мох

8. Спорофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

9. После оплодотворения на женских растениях кукушкина льна образуется - …

10. Зеленые мхи размножаются …

А) Только спорами

Б) Только вегетативно

В) Только семенами

Г) Спорами и вегетативно

11. Отмирающие части мхов образуют …

А) Каменный уголь

12. Моховидные по типу питания являются …

13. Способны запасать большое количество воды

в)ризоид кукушкина льна

14. Верны ли следующие утверждения?

А. В ходе эволюции моховидные растения произошли от бактерий.
Б. Слияние гамет у мхов происходит в дождливую погоду, так как для оплодотворения необходима вода.

1 Верно только Б

2. Верно только А

3.Верны оба суждения

4.Неверны оба суждения

15. Установите последовательность этапов жизненного цикла мха, начиная со споры.

3.побеги взрослого растения

4.коробочка на ножке

16. Мхи в отличие от водорослей:
а) имеют ризоиды

б) размножаются спорами

в) содержат споры в коробочках

г) имеют слоевище

д) имеют стебель и листья

е) образуют половые клетки

17. Моховидные растения выделяют в
А) царство

Б) отдел
В) класс

18. Спорангии со спорами у кукушкина льна находятся на
А) заростке

В) верхушке мужского растения

Г) верхушке женского растения

Ответы: 1 вариант

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 330 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2016 30855
  • DOCX 20.6 кбайт
  • 586 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Инна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: